Уклонение от уплаты таможенных платежей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы заключается в том, чтобы на основе существующего исторического опыта, действующего законодательства, теоретических исследований и эмпирического материала проанализировать норму, предусматривающую уголовную ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей. Эта цель обуславливает задачи настоящего исследования:
• исследование исторического опыта регламентации уголовной ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей в России;
• формулирование понятия уголовно-наказуемого уклонения от уплаты таможенных платежей;
• рассмотрение уголовно-правовой характеристики уклонения от уплаты таможенных платежей;
• определение объекта и субъекта уклонения от уплаты таможенных платежей;
• выявить разграничения между контрабандой и уклонением от уплаты таможенных платежей;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Становление понятия уклонения от уплаты таможенных платежей и ответственности за него в уголовном законодательстве России……………………………………………………………………………6
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика уклонения от уплаты таможенных платежей…………………………………………………………………………15
2.1. Объект и субъект уклонения от уплаты таможенных платежей…………………………………………………………………………15
2.2. Контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей: трудности в разграничении…………………………………..............................17
Заключение………………………………………………………………30
Список использованных источников………………………………….34
Приложение 1. Внешнеторговый оборот (по данным таможенной статистики), млн. долларов, всего……………………………………………36
Приложение 2. Экспорт (по данным таможенной статистики), млн. долларов, всего…………………………………………………………………37
Приложение 3. Импорт (по данным таможенной статистики), млн. долларов, всего…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая1.docx

— 65.01 Кб (Скачать файл)

При контрабанде действия направлены на обеспечение незаконного  перемещения предметов через  таможенную границу. Недекларирование или недостоверное декларирование в ст. 188 УК рассматривается несколько  иначе, чем иные способы незаконного  перемещения. Законодатель указывает  на перемещение, сопряженное, т.е. сопровождаемое, с недекларированием или недостоверным  декларированием, а не совершаемое, например, помимо или с сокрытием  от таможенного контроля, т.е. путем  ухода от него. В случае же уклонения  от уплаты таможенных платежей цель действия (бездействия) - уменьшение таможенной стоимости товаров, полное или частичное  уклонение от уплаты таможенных платежей.

Основания возможности перемещения  товаров или иных предметов через  таможенный контроль определяются исходя из установленных ст. 4 Федерального закона "О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности" принципов, из задач защиты страны от проникновения  предметов, противоречащих началам  нравственности, вредных для здоровья и пр.

Основания же уплаты и размер таможенных платежей определяются, исходя из бюджетных задач, тарифной политики, необходимости защиты отечественного предпринимателя и т.д. Следовательно, если действия (бездействие) направлены на то, чтобы уменьшить сумму этих платежей либо вообще избежать их уплаты, деяние подпадает под ст. 194 УК РФ. К таким действиям на практике относят: заявление недостоверных сведений о таможенной процедуре, таможенной стоимости, что дает основания для снижения таможенных платежей. При этом указанные сведения не влияют и не могут влиять на принятие решения о разрешении переместить товары через таможенную границу, поскольку их внешний вид либо сведения об их идентификационных признаках не изменялись.

Таким образом, к настоящему времени в правовой литературе и  судебной практике сложилось совершенно, однозначное представление о разграничении составов, предусмотренных ст. ст. 188 и 194 УК. Если сформулировать кратко, оно сводится к тому, что по ст. 188 УК могут квалифицироваться только такие незаконные действия, которые совершаются в случае ввоза при перемещении товара через таможенную границу, а при вывозе - в момент подачи таможенной декларации или иного действия, непосредственно направленного на реализацию намерения вывезти товары. Иные действия, совершенные с товаром, перемещенным через таможенную границу на таможенную территорию таможенного союза, должны квалифицироваться по другим статьям УК РФ в зависимости от умысла и конкретных обстоятельств.

Анализ статистических данных ФТС России и судебная практика по рассматриваемым составам преступлений (ст. ст. 188, 194 Уголовного кодекса Российской Федерации) указывают на то, что состав, предусмотренный ст. 194 УК РФ, поглощается  составом ст. 188 УК РФ, что порождает  факт неприменения правоохранительными  органами состава уклонения от уплаты таможенных платежей и еще раз  подтверждает факт того, что ст. 194 УК РФ не работает, а законодатель искусственно разделил составы, в связи с чем  возникает множество вопросов при  квалификации и разграничении.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) особая роль отводится таможенной службе как наиболее динамично развивающейся, своевременно и качественно обслуживающей  участников ВЭД. Эта роль обусловлена  ростом масштабов внешнеэкономических  связей. Значимость деятельности таможенной системы обусловлена тем обстоятельством, что самым стабильным источником доходной части федерального бюджета  России являются таможенные налоги и  сборы.

Являясь составным элементом системы  правоохранительных органов, таможенная служба вносит значительный вклад и  в решение задач по борьбе с  контрабандой, другими преступлениями, отнесёнными к её компетенции, и  с нарушениями таможенных правил.

Однако на данном этапе перед  таможенными органами стоят более  масштабные и ответственные задачи по формированию доходной части федерального бюджета, защите экономического суверенитета страны, обеспечению её экономической  безопасности.

Исследование проблемы борьбы с уклонением от уплаты таможенных платежей требует особого внимания со стороны государственных органов, в функциональные обязанности которых входит борьба с преступлением, предусмотренным ст. 194 УК РФ (прежде всего ФТС, транспортной прокуратуры и органов внутренних дел). Решение проблемы предполагает: учет особенностей развития экономики и общества; криминогенных факторов, влияющих на состояние уклонения от уплаты таможенных платежей; обеспечение координации всего процесса борьбы с ним.

На повышение уровня эффективности  деятельности государственных органов  в борьбе с уклонением от уплаты таможенных платежей направлены следующие предложения и рекомендации:

1) в области правотворчества  - в условиях экономических преобразований  и осуществляемой правовой реформы  целесообразно внести изменения  в уголовное законодательство, направленное  на дальнейшую дифференциацию  уголовной ответственности за  уклонение от уплаты таможенных  платежей. Для этого возможно  вести ужесточение ответственности  за совершение преступления в  различной степени соучастия  в составе организованных преступных  групп и за пособничество в  уклонении от уплаты таможенных  платежей сотрудниками таможенных, налоговых и правоохранительных  органов; 

2) в области правоприменения  целесообразно предпринять меры  по снижению количества ошибок  при квалификации преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, базирующиеся  на научно - обоснованной системе борьбы с уклонениями от уплаты таможенных платежей, ориентированной на:

- общее предупреждение  преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, то есть воздействие  на комплекс экономических, политических, культурологических проблем общества, выступающих как причины преступления;

- специальное предупреждение, выраженное в устранении причин  и условий на индивидуальном  и групповом уровнях, путем  целенаправленной предупредительной  работы с конкретными лицами: а) находящимися в условиях, способствующих  совершению преступлений; б) характеризующимися  негативно - отклоняющимся (девиантным) поведением, могущим привести к  принятию решения на уклонение  от уплаты таможенных платежей; в) ориентированными исключительно на преступное поведение;

- правоохранительную деятельность, включающую: а) выявление, пресечение  уклонений от уплаты таможенных  платежей, их раскрытие, доказывание  виновности лиц и привлечение  их к установленной законом  ответственности; б) восстановление  нарушенных (деформированных) преступлениями  и преступностью экономических  и социальных отношений. 

В борьбе с уклонением от уплаты таможенных платежей важны: профессиональные качества сотрудников ФТС (наличие  образования и опыта, позволяющего качественно выполнять возложенные  на них служебные обязанности).

3) В области реализации  уголовной политики в отношении  борьбы с уклонениями от уплаты  таможенных платежей - целесообразно  внедрение целевых программ борьбы  с уклонением от уплаты таможенных  платежей на основе изучения  и прогнозирования криминогенной  ситуации, в том числе и с  позиций криминального «маркетинга», учет изменений в способах  совершения преступления, предусмотренного  ст. 194 УК РФ, определения и уточнения  целей борьбы с явлением, методов  и средств их достижения.

Уголовную политику, направленную на борьбу с уклонениями от уплаты таможенных платежей физическими и  юридическими лицами, целесообразно  объединить с уголовной политикой  борьбы против других деяний, входящих в группу налоговых преступлений и с отмыванием денег, полученных в результате преступной деятельности.

Особая роль современной  уголовной политики в направлении  борьбы с уклонениями от уплаты таможенных платежей состоит в поддержании  законности в соответствии с требованиями, предъявляемым к правовому государству. В связи с тем, что для правового  государства характерно повышенное значение судебной власти, дела о таможенно - налоговых преступлениях нерешенных путем соглашения сторон, следовало бы рассматривать в судебном порядке.

4) Анализируются уголовно-правовые аспекты ответственности за преступления, связанные с уклонением от уплаты таможенных платежей. В первую очередь рассматривается состав преступления, предусмотренный ст. 194 УК РФ.

Эффективное применение ст. 194 УК РФ, на мой взгляд, требует соблюдения следующих  основных условий:

1) изучения фактических обстоятельств  незаконченности таможенного оформления; обнаружения поддельных документов, связанных с таможенными платежами,  явной заниженности таможенных  платежей;

2) необходимости устанавливать:  а) правовой режим перемещаемых  предметов (товаров, автотранспортных  средств) именно применительно  к уплате таможенных платежей; б) правовое и фактическое значение  действий субъекта уплаты, т.е.  установить, что они являются  уклонением в уголовно - правовом  смысле, - неправомерны и направлены  на отказ от уплаты или уменьшение  уплаты; определить размер суммы  неуплаченных таможенных платежей; в) умысел субъекта на уклонение  от уплаты;

3) своевременности решения в  интересах государства вопроса  о возможности освобождения от  уголовной ответственности лица  по примечанию 2 к ст. 198 УК РФ, если  это может лучше защитить государственные  интересы.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской  Федерации. Принята всенародным  голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ). – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

2. Таможенный кодекс таможенного союза, утвержденный Договором от 27.11.2009 г.(в ред. Протокола от 16.04.2010, применяется с учетом изъятий, установленных Протоколом от 05.07.2010 )

3. Гражданский кодекс  Российской Федерации от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995). – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».  
         4. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ. – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».

 5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996). - Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

6. Налоговый  кодекс Российской Федерации   от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.07.2011) (с изм.  и доп., вступающими в силу с  30.09.2011). – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

7. О таможенном тарифе :  закон от 21.05.93. №5003-1 : по состоянию  на 08.12.10. – Режим доступа : СПС  «КонсультантПлюс».

8. Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 N 718 (ред. от 08.12.2010) "О Таможенном тарифе Российской Федерации и Товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности". – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

9. Постановление Правительства РФ от 03.03.2007 N 142 "О внесении изменения в Положение о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2003 г. N 718". – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

10. СУ РСФСР. 1921. № 5

11. СУ РСФСР. 1921. № 70

12. Белоусова С.С. Уголовная ответственность за уклонение от налогов: Дисс. канд. юрид. наук. — М., 1996. – 220 с.

13. Габричидзе Б. Н., Зобов В. Е. Таможенная служба в Российской Федерации. — М.: Юрид. Лит., 1993. – 305 с.

14. Евреинов Н. История телесных наказаний в России. — С-Пб.: Пилигрим, 1913 (1994). – 235 с.

15. Кучеров И.И. На службе податей казенных, или как велась борьба с налоговыми нарушениями в царской России //Налоговая полиция. 1995. №5-6.

16. Марков Л. Очерки по истории таможенной службы. — Иркутск.: Иркут. ун-та , 1987. –  156 с.

         17. Пузино В.О. Контрабандисты. - С-Пб., 1907. – 386 с.

18. Реие Давил. Основные правовые системы современности. — М., 1967. – 287 с.

 

 

 

 

Приложение 1

ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ  ОБОРОТ (ПО ДАННЫМ ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКИ), МЛН. ДОЛЛАРОВ, ВСЕГО

 

2009

январь

26 473

февраль

30 385

январь - февраль

56 858

март

33 564

январь - март

90 422

апрель

33 920

январь - апрель

124 343

май

34 417

январь - май

158 760

июнь

37 678

январь - июнь

196 439

июль

40 179

январь - июль

236 618

август

40 655

январь - август

277 273

сентябрь

44 136

Информация о работе Уклонение от уплаты таможенных платежей