Управление таможенным делом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Эти обстоятельства определяют актуальность представленной работы.
Цель работы - оценка эффективности управления таможенным делом на основе анализа принципов и методов управления таможенным делом.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
определение понятий принципов и методов управления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................6
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ.....................................................................................................................7
1.1 Понятие принципов и методов управления..........................................7
1.2 Основные элементы таможенного дела как объекта управления.....13
ГЛАВА 2. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО В РОССИИ. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ......................................................................................................17
2.1 Исторический характер методов управления таможенным делом.17
2.2 Проблемы реализации принципов и методов управления................22
ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИНЦИПОВ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ......................................................................................................25
3.1 Основные методы и принципы управления таможенным делом в России.....................................................................................................................25
3.2 Оценка эффективности принципов и методов управления таможенным делом................................................................................................33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................39

Файлы: 1 файл

курсовая Управление Таможенным делом.docx

— 73.42 Кб (Скачать файл)

                                                    ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................6

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ.....................................................................................................................7

          1.1 Понятие принципов и методов управления..........................................7

          1.2 Основные элементы таможенного дела как объекта управления.....13

ГЛАВА 2. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО В РОССИИ. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ......................................................................................................17

          2.1 Исторический характер методов управления таможенным делом.17

          2.2 Проблемы реализации принципов и методов управления................22

ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИНЦИПОВ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ......................................................................................................25

          3.1 Основные методы и принципы управления таможенным делом в России.....................................................................................................................25

          3.2 Оценка эффективности принципов и методов управления таможенным делом................................................................................................33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                           ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время значительно  усилилось влияние таможенного  регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности на процессы международной интеграции российской экономики в международное  экономическое пространство.

Расширение  сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами, общность интересов России и других государств при решении многих проблем в  области международной безопасности, в том числе в сфере противодействия  распространению оружия массового  уничтожения, борьбы с международным  терроризмом и торговлей наркотиками, острых экологических проблем, в  частности проблем в области  обеспечения ядерной и радиационной безопасности, обусловили появление  новых задач, в решении которых  должны участвовать таможенные органы Российской Федерации и которые предопределяют их дальнейшее развитие.

Эти обстоятельства определяют актуальность представленной работы.

Цель  работы - оценка эффективности управления таможенным делом на основе анализа  принципов и методов управления таможенным делом.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

  1. определение понятий принципов и методов управления.
  2. рассмотрение таможенного дела как объекта управления.
  3. определение принципов и методов управления таможенным делом в России, а также проблем связанных с их реализацией
  4. оценка эффективности управления таможенным делом

Соответственно, работа состоит из 3 глав: в первой главе рассматривается понятийный аппарат настоящей работы, а именно дается определение принципов и  методов управления, приводится их классификация и содержание, определение  таможенного дела. Также здесь  определяется таможенное дело как объект управления.

Во второй главе рассматриваются основные принципы и методы управления, реализуемые  сегодня в таможенном деле и история  управления таможенным делом. Кроме  того, выделяются основные проблемы реализации принципов и методов управления таможенным делом.

В третьей  главе проводится оценка эффективности  деятельности таможенных органов.

Предмет исследования в представленной работе – таможенное дело, объект исследования – управление таможенным делом.

В ходе исследования использовались учебные пособия  по менеджменту, таможенному делу, нормативные  акты в области таможенного дела, материалы интернета (официального сайта ФТС) и др.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ

      1. Понятие принципов и методов управления

 

 

Принципы управления относятся  к числу важнейших категорий  управления. Под ними понимают основные фундаментальные идеи, представления  об управленческой деятельности, вытекающие непосредственно из законов и  закономерностей управления.

Что же касается таможенного дела, то здесь большое внимание уделено  принципам управления в таможенных органах. Управление в таможенных органах  имеет свои особенности, в частности, таможенные органы являются государственными органами, в которых субъект управления не является собственником, и следовательно, не имеет потребности в управлении в общепринятом смысле этого значения. Кроме того, таможенные органы являются, по сути, обширной системой организаций, имеющей сложную структуру, в результате чего, процесс управления значительно усложняется.

В нашем случае, объектом управления является таможенное дело, причем таможенные органы, в свою очередь, составляют один из элементов таможенного дела, которое представляет собой достаточно сложно организованный объект.

Для того, чтобы определиться с принципами управления применительно к предмету нашего исследования, обратимся к сущности принципа управления. Принципами в научной теории называют основные положения, с помощью которых выстраивается теория и объясняются анализируемые факты. Теоретико-познавательный и методологический аспекты — неотъемлемые признаки принципов управления как научных положений. В системе государственного управления принципы выступают в своей главной ипостаси — в качестве основных и исходных положений управленческой деятельности, выработанных наукой и сформулированных государством. Они являются надежным средством организации и регулирования целенаправленного процесса воздействия на общество, а также одновременно и собственно функционирования управляющего субъекта. Существенной особенностью принципов государственного управления является выраженность и закрепленность их в большинстве своем в правовых нормах. Правовое закрепление принципов, бесспорно, вносит большую конкретность и устойчивость в управленческие отношения [4].

Принципы управления весьма разнообразны. Принципы должны соответствовать как  частичной, так и общей цели повышения эффективности деятельности. Принципы управления служат не только построению умозрительных схем. Они достаточно жестко определяют характер связей в системе, структуру органов управления, принятие и реализацию управленческих решений.

Таким образом, представляется целесообразным выделить следующие группы принципов  управления:

            - общеметодологические принципы, сформулированные на основе

познания общих законов социального  и государственного управления, закрепленные в политических и правовых нормах, или применяемые в качестве научно-практических рекомендаций;

   -специфические, выделенные на основе особенностей объекта управления.

К числу общеметодологических принципов  управления могут быть отнесены:

- научность;

- системность и комплексность;

- единоначалие и коллегиальность;

- демократический централизм (делегирование полномочий);

- принцип обратной связи.

Принцип научности. Этот принцип требует построения системы управления и ее деятельности на строго научных основаниях. Как всякий принцип, отражающий развитие, он должен обладать внутренней противоречивостью, поскольку внутренняя противоречивость образует внутреннюю логику, создает внутренний импульс развития. Одно из противоречий принципа научности — противоречие теории и практики.

Принцип системности и комплексности. Этот принцип требует одновременно и комплексного, и системного подходов к управлению. Системность означает необходимость использования элементов теории больших систем, системного анализа в каждом управленческом решении. Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учета всех сторон, всех направлений, всех свойств. Таким образом, системность означает попытки структурировать проблемы и решения по вертикали, комплексность — развернуть их по горизонтали. Поэтому системность более тяготеет к вертикальным, субординационным связям, а комплексность — к горизонтальным, координационным связям. Способности руководителей при этом могут существенно различаться, поскольку при этом предъявляются несколько различные требования к складу мышления, его аналитико-синтетическим функциям.

Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке  решений. Любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (или коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработки, учет мнений многих специалистов по различным вопросам.

Принцип демократического централизма (делегирования полномочий). Этот принцип является одним из важнейших и означает необходимость разумного, рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении. На уровне государства это соотношение между центром и регионами, на уровне предприятия — соотношение прав и ответственности между руководителем и коллективом.

Принцип обратной связи. Чем сложнее  задачи, стоящие перед таможенным делом, тем большую значимость приобретает  принцип обратной связи системы. Информация позволяет субъекту управления иметь представление о состоянии  системы в каждый данный момент времени, о достижении заданной цели, с тем чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческих решений.

Что же касается группы специфических  принципов, то их необходимо рассматривать  применительно непосредственно  к объекту управления. В нашей  работе такое исследование мы проведем во второй главе.

Таким образом, принципы управления отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания человека, иначе говоря, они объективны. Вместе с тем, каждый из принципов — это идея, то есть субъективная конструкция, субъективное построение, которое мысленно совершает каждый руководитель на уровне его познаний общей и профессиональной культуры.

При достаточно обширном перечне принципов  управления, выделяемых различными авторами, для исследования в данной работе в качестве основных принципов управления можно выделить следующие: научность, системность и комплексность, единоначалие и коллегиальность, демократический централизм (делегирование полномочий), принцип обратной связи, а также группу специфических принципов.

Методом управления называется совокупность путей, способов, приемов и форм воздействия  на объект управления для достижения поставленных целей. При изучении методов  управления особенно необходимо учитывать, что направленность их воздействия  определяется конкретной целью, поставленной перед социально-экономической системой. Такая цель требует решения конкретных организационных, экономических, социальных и технических задач, что в  свою очередь требует применения соответствующих методов управления.

Методы  управления классифицируются по масштабам  управленческой деятельности и по форме  воздействия. По масштабу управленческой деятельности различают общие и  частные методы. Общие методы управления направлены на решение глобальных проблем, стратегических задач, они определяют способы достижения основных целей  и задач функционирования всей системы. Частные методы управления используются преимущественно в системах оперативного и текущего управления.

Классификация включает следующие методы управления:

- административные (организационно-распорядительные);

- экономические;

- социально-психологические.

Такое деление  методов в известной мере условно, так как абсолютно четко обособить каждый из них не представляется возможным: они взаимопроникают и имеют немало общих черт. В то же время присущие им различия в способах воздействия на объект управления позволяют рассматривать каждый из методов в отдельности.

Административные  методы. Деятельность по управлению невозможна без разумного применения административных методов, которые нередко называют организационно-административными или организационно-распорядительными. С их помощью формируются основные системы управления в виде устойчивых связей и отношений, положений, предусматривающих права и ответственность подразделений аппарата управления, отдельных элементов управляемой системы.

К числу  организационных методов относят:

- организационное проектирование;

- регламентирование;

- нормирование.

При этом не указываются конкретные лица и  конкретные даты исполнения.

При распорядительных методах (приказ, распоряжение, инструктаж) указываются конкретные исполнители  и сроки выполнения.

Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а распорядительные относятся большей  частью к конкретным ситуациям. Обычно распорядительные методы основываются на организационных.

Информация о работе Управление таможенным делом