Влияние таможенных платежей на ФБ и ЭБ страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 08:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть влияние таможенных платежей на ФБ и ЭБ страны.
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
Теоретические аспекты осуществления таможенных платежей
Практические вопросы уплаты таможенных платежей

Файлы: 1 файл

курсовая по ЭТД.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

  — ограничение вывоза за пределы страны товаров, необхо­димых для национальной экономики, для более полного насы­щения отечественного рынка, защиты экономической безопас­ности страны;

  — сдерживание вывоза сырьевых товаров и продуктов пер­вичной обработки и стимулирование экспорта высокотехноло­гичных товаров, продуктов высокой степени обработки;

  — пополнение доходной части бюджета страны.

  В большинстве стран мира, особенно в экономически раз­витых странах, экспортные пошлины применяются значительно реже, нежели импортные.

 

2.3 Роль таможенных платежей в обеспечение Федерального бюджета

  Доходы  федерального  бюджета  –  часть  централизованных   финансовых

ресурсов государства, необходимых  для  выполнения  им  своих  функций.  Они выражают  экономические  отношения,  возникающие  в  процессе   формирования фондов  денежных  средств,  и  поступают  в  распоряжение   органов   власти федерального уровня.

Приоритет финансовых целей предопределяет установленный ст. 34 НК РФ статус таможенных органов, которые пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Система учета и собираемости таможенных платежей от внешнеторговых операций более надежна и существенно менее сложна по сравнению с системой внутреннего налогообложения.

Таможенные платежи, взимаемые таможенными органами, формируя казну государства, выполняют две основные функции - фискальную и регулятивную. Фискальная функция заключается в образовании денежных фондов, регулятивная функция отражает способность государства через таможенно - тарифное регулирование и налоговые механизмы влиять на активизацию международной торговли, привлечение инвестиционных ресурсов, защиту национального рынка, конкурентоспособность отечественного производства.[7] В литературе отмечалось, что к таможенным платежам относятся следующие категории обязательных взносов: пошлина, сбор. Так, А.Н. Козырин отмечает, что цель взимания таможенной пошлины, как и других таможенных платежей (косвенных налогов и сборов), заключается в «мобилизации финансовых ресурсов для материального обеспечения государственной деятельности». [8] Многостороннее таможенно-правовое регулирование дополняется налогово-правовым регулированием, что не только обеспечивает эффективность поступлений доходов в федеральный бюджет, но и стимулирует развитие производства и потребления, повышение уровня благосостояния граждан.

В случаях, когда участник внешнеэкономической деятельности активно осуществляет внешнеторговые операции, для упрощения его работы предусмотрена авансовая форма оплаты таможенных платежей. Доходы государства от внешнеэкономической деятельности в значительной мере являются фискальными. Фискальные платежи предполагают «удовлетворение публичных интересов за счет принудительного изъятия государством денежных средств, находящихся в частной собственности у физических лиц и организаций либо на праве хозяйственного ведения или оперативного управления у государственных юридических лиц», отмечает Э.Д. Соколова. Фискальные платежи включаются в состав фискальных доходов. Следовательно, финансовые ресурсы, образующиеся в результате деятельности системы таможенных органов и направляемые в бюджет государства для удовлетворения публичных интересов, следует считать таможенными фискальными доходами.

Следует отметить, что все таможенные платежи являются фискальными доходами федерального бюджета и не могут быть израсходованы на иные цели. Данный фактор обусловливает публичное предназначение таможенных платежей государству, они, наряду с другими обязательными платежами, являются необходимой экономической основой существования и деятельности государства.

Как отмечает М.Е. Верстова, «таможенная пошлина, налоги и таможенные сборы по своей сути представляют собой обязательные взносы, являются собственными налоговыми и неналоговыми доходами федерального бюджета, охраняются принудительной силой государства».[9] Следовательно, таможенные платежи являются неотъемлемой частью системы обязательных платежей, а их применение возможно в силу самого факта перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Наиболее развернутым представляется предложенное О.Ю. Бакаевой определение таможенных платежей, под которыми понимаются обязательные платежи, являющиеся налоговыми и неналоговыми доходами федерального бюджета, взимаемые таможенными органами в процессе финансовой деятельности и уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.[10]

В настоящее время таможенные платежи являются важным источником формирования доходов федерального бюджета Российской Федерации. В 1991-2010 гг. их доля в федеральном бюджете возросла с 10 до 52,5%, что свидетельствует о достаточно большой зависимости доходов федерального бюджета от результатов внешнеторговой деятельности.

Однако это не дает оснований полагать, что финансовому положению страны ничто не угрожает. Сложившаяся тенденция профицита бюджета и наличие социальных обязательств государства обусловили рост расходов, а будущие доходы непредсказуемы, поскольку по большей части зависят от мировых цен на нефть. В 2009 г. треть от всех поступлений в федеральный бюджет страны составляла экспортная пошлина. [11] Таким образом, решение экономических, социальных, политических проблем, обеспечение функций государства напрямую зависят от мировой конъюнктуры рынка сырьевых товаров, системы таможенно - тарифного регулирования в Российской Федерации.

На таможенную службу возложена обязанность по наполнению доходной части федерального бюджета, что затягивает процесс завершения стадии институционального развития таможенных органов и одновременно служит «налоговым прессом» для участников внешнеторговой деятельности. Прогнозирование таможенных платежей, поступающих в федеральный бюджет в виде налоговых и неналоговых доходов, представляет собой необходимый фундамент для осуществления планирования -- планирования на уровне государства (федеральный бюджет) и планирования внутри системы (контрольные показатели).

Финансово-экономический кризис резко изменил относительно спокойную ситуацию во внешней торговле России, и, соответственно, резко обострилась ситуация с формированием доходов федерального бюджета за счет доходов от ВЭД.

Анализ изменений объемов, состава и товарной структуры экспорта и импорта в 2009 г. представляет большой интерес для определения тенденций и выявления отраслей народного хозяйства, защита которых должна обеспечить и формирование доходов бюджета страны.

  Экспорт России за 9 месяцев 2009 г. составил $ 206,6 млрд. и снизился на 44,3% по сравнению с предыдущим периодом. Сокращение стоимостных объемов экспорта было вызвано в первую очередь резким падением уровня цен основных экспортных товаров в конце 2008 г. Но уже в 2009 г. они начали постепенно расти, что позволило к концу года размеру снижения измениться.

  В товарной структуре экспорта снижение стоимостных и физических объемов наблюдался по товарам ТЭК и практически по всей номенклатуре товаров, экспортируемых в СНГ.

  Тем не менее, при снижении стоимостных объемов по ряду товаров наблюдался рост физических объемов:

по дальнему зарубежью -- это прокат из железа и нелегированной стали, медь, азотные и смешанные удобрения, пластмассы и изделия из них, средства наземного транспорта (кроме железнодорожного транспорта), продовольственные товары;

по СНГ -- это только экспорт пшеницы, семян подсолнечника, масла подсолнечного, калийных удобрений и пластмасс.

  Импорт России за 9 месяцев 2009 г. составил $ 114,8 млрд и снизился по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. на 43,1%. Снижение импорта из стран СНГ составило 49,8%. С точки зрения бюджетного планирования, определение источников доходной части федерального бюджета и планирование их величин является первостепенной задачей государства. Для проведения государственной политики в целях обеспечения достойной жизни граждан необходимо наличие финансовой платформы, т.е. доходы должны быть направлены на экономическое развитие страны, обеспечение социального благополучия нации. Заметим, что на сегодняшний день роль таможенной службы в обеспечении социально-экономического развития страны выражается строчкой в федеральном бюджете государства с десятизначным числом.[12] Стратегические цели развития нашей страны, определенные в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации, должны отражаться в бюджете государства, являющемся инструментом реализации таких стратегических целей, как повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение обороноспособности и национальной безопасности государства, создание условий для экономического роста в целях решения социальных проблем и занятие достойного места страны в мировом сообществе.

  Важными задачами таможенно - тарифного регулирования ВЭД России являются всемерное содействие повышению уровня конкурентоспособности производимой продукции, как для внутреннего, так и внешнего рынков, интенсивное участие в международном разделении труда.

Глубокая зависимость экономики России от внешнего спроса в ситуации мирового финансово-экономического кризиса обусловливает необходимость разработки новых подходов в таможенном регулировании ВЭД, прежде всего усиления роли защитных мер в отношении отечественных товаропроизводителей, приспособления экономики к кризисным условиям мирового рынка. Кризисные условия мирового рынка, острота внутренних социально-экономических и внешнеэкономических проблем требуют нового подхода к решению вопроса о присоединении России к Всемирной торговой организации.

Доходы федерального бюджета – 7783778395,8 тыс. руб.

Расходы федерального бюджета – 10212419940,1 тыс. руб., в том числе расходы на финансирование ФТС – 60980866 тыс. руб.( 0,59%)

Дефицит бюджета – 2428641544,3 тыс. руб.

Доходы за счёт функционирование таможенной службы составляют (табл.1):

Таблица 1.

Наименование

Исполнение на 2008

Исполнение на 2009

Исполнение на 2010

Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ

1441109114223

(18,5%)

1050810083433

(13,15%)

1081166819176,62

(13,89%)

НДС на товары ввозимые на территорию РФ

1405750378281,48

(18,6%)

1002550657379,04

(12,8%)

1055480350470,48

(13,56%)

Акцизы по подакцизным товарам, ввозимым на территорию РФ

35358735941,52

(0,44%)

48259426053,96

(0,27%)

25686468706,14

(0,33%)

Доходы от внешне экономической деятельности

2668279234080,24

(34,28%)

2921252031943,74

(37,53%)

308004111121806

(39,57%)

Таможенные пошлины

2456560461714,48

(31,56%)

2732106216925,8

(35,10%)

3006095216457,96

(38,62%)

Ввозные таможенные пошлины

247866950586,9

(10,09%)

192613488293,3

(7,05%)

223352874582,8

(7,43%)

Вывозные таможенные пошлины

527669187176,27

(21,48%)

766355793847,68

(28,05%)

937601098013,23

(31,19%)

Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую

57990843670,67

(10,99%)

132502916756,26

(17,29%)

178519249061,71

(19,04%)

Вывозные таможенные пошлины на газ природный

32398888092,62

(6,14%)

37704705057,30

(4,92%)

54193343465,16

(5,78%)

Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти

19207158413,21

(3,64%)

41536484026,54

(5,42%)

55318464782,78

(5,90%)

Прочие вывозные таможенные пошлины

3746451228,95

(0,71%)

3295329913,54

(0,43%)

4406725160,66

(0,47%)

Таможенные сборы

10139461089,5

(0,38%)

8471630892,63

(0,29%)

1016413566701,95

(0,33%)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических  интересов  государства принадлежит  таможенной  службе - одному из базовых институтов экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового  оборота  и  осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым  способствует  решению  экономических проблем.

Грамотно  построенная  налоговая  система  в  области  внешнеэкономической  деятельности,  ее  структура,  цели  налоговой  политики    оказывают  огромное  влияние  и  на  функционирование  экономики  в  целом,   и  на  все  макроэкономические  показатели  развития  страны,  и  на  предпринимательскую  активность  юридических  и  физических  лиц.

Таможенно - тарифное регулирование Российской Федерации   осуществляется путем применения импортного и экспортного таможенных тарифов в целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка  и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике РФ, в соответствии с федеральными законами и международными договорами.

Немаловажную роль в таможенно-тарифном регулировании играет обеспечение уплаты таможенных платежей, являющиеся средством пополнения бюджета страны.

Таможенные платежи – это таможенные пошлины, налоги и таможенные сборы. Их уплата обеспечивается:

- залогом товаров или иного имущества;

- банковской гарантией;

- внесением денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе;

- поручительством;

- договором страхования.

Таможенная пошлина – обязательный взнос, либо вид таможенного платежа.

НДС – косвенный налог, уплачиваемый конечным потребителем при покупке товаров и услуг, а также вид таможенного платежа, взимаемого таможенными органами таможенного союза при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза и перечисляемого в доход федерального бюджета.

Акцизы – косвенные налоги, включаемые в цену товара (продукции) или тариф и оплачиваемые покупателем.

Таможенные сборы - постоянные и временные взносы лицензионные, марочные, за оформление и хранение товаров и т.д., взимаемые в установленном порядке в национальной и (или) иностранной валюте, наряду с таможенными пошлинами и др. платежами.

Информация о работе Влияние таможенных платежей на ФБ и ЭБ страны