Влияние таможенных пошлин на эффективность национальной экономики, состояние национального производства, доходы государства и внутренни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – определить влияние таможенных пошлин на эффективность национальной экономики, состояние национального производства, доходы государства и внутренние цены. В соответствии с поставленной целью, в работе решаются следующие задачи:
- рассмотреть экономическую сущность таможенных пошлин;
- выявить влияние основных инструментов таможенной политики, в частности, таможенных пошлин, на состояние экономики страны;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Методология определения таможенных пошлин………………..5
1.1 Экономическая сущность таможенной пошлины..................................5
1.2 Принципы, факторы и критерии формирования таможенной
пошлины …………………………………………………………………..8
Глава 2. Таможенно-тарифное регулирование как способ прогрессивного развития ………………………………………………………………………10
2.1 Таможенные пошлины и таможенный тариф…………………………10
2.2 Влияние таможенных пошлин на эффективность национальной экономики, состояние национального производства, доходы государства и внутренние цены……………………………………………………………...19
Заключение…………………………………………………………………….25
Список использованных источников...……………………………………...27

Файлы: 1 файл

Реферат ВЛИЯНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

     Согласно ч. 2 ст. 39 ТК РФ для проведения мер таможенно-тарифного регулирования (а именно для использования ставок таможенных пошлин) применяется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД РФ). В соответствии с ней каждый перемещаемый через таможенную границу РФ товар обозначается 10-значным цифровым кодом. В самом общем виде "ТН ВЭД - классификатор, который систематизирует все товары международной торговли, представленные в материально-вещественной форме". С помощью данного документа в первую очередь устанавливается принадлежность товара к той или иной группировке, к определенной позиции и субпозиции. При этом "не допускается классифицировать товары на основании отечественных ГОСТов, которые могут служить только дополнительной информацией". Часто отмечается, что "любая попытка составить исчерпывающий перечень товаров, которые являются предметом международной торговли, выглядит трудной задачей, поскольку современное производство предполагает огромное количество товаров со сходными или близкими характеристиками". Но сделать это необходимо, поскольку именно характеристика товара (потребительские свойства, качество, степень его технической обработки) влияет на уровень ставки таможенной пошлины. "Роль таможенных тарифов в регулировании внешней торговли определяется не только абсолютной величиной пошлины на отдельный вид товаров, но и соотношением ставок пошлин на товары, отличающиеся степенью переработки". Иными словами, чем выше качественные характеристики товара, тем больше ставка таможенной пошлины. Современная практика таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономических связей стран мирового сообщества свидетельствует о наличии двух сформировавшихся взаимосвязанных уровней такого регулирования: международного, или многостороннего, и собственно национального, с характерными особенностями, присущими отдельным странам или группам стран. В условиях интернационализации экономической жизни и усиления взаимозависимости государств "регулирование на многосторонней основе приобретает все большее значение, что проявляется в стремлении большинства государств приводить свою национальную систему таможенно-тарифного контроля в соответствие с международно признанными нормами и правилами". В России существование ТН ВЭД предопределено положениями международных соглашений. Таможенные тарифы имеют все страны мира. Современные тарифы унифицированы на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, что облегчает пользование тарифами на разных языках и сопоставление ставок пошлин на одинаковые товары. Тариф, используемый на территории Российской Федерации, являет собой образец договорного, или конвенционного, тарифа, так как он устанавливается по взаимному соглашению государств. Антиподом ему выступает автономный тариф, определяемый государством самостоятельно.

     Необходимость цифровых кодов обусловлена тем, что они используются для определения ставок таможенных пошлин, так как на основе ТН ВЭД составляется таможенный тариф - система таких ставок. Основополагающей характеристикой ТН ВЭД является "строгое соблюдение правила однозначного отнесения товаров к классификационным группировкам".

     Таким образом, таможенный тариф устанавливает соотношение между товарной номенклатурой и ставками таможенной пошлины. Главный вектор развития таможенного тарифа - создание наиболее приоритетных направлений в структуре российской экономики. При этом должны быть учтены и максимально сбалансированы интересы государства и общества в соответствии с проблемами, условиями, целями и возможностями, имеющимися в стране.

     Использование таможенного тарифа, содержащего оптимальные ставки таможенных пошлин, обладает рядом достоинств. Так, если страна может оказывать влияние на мировые цены, оптимальный уровень ставки таможенной пошлины может принести ей существенный выигрыш. Известный экономист П.Х. Линдерт отмечает, что таможенный тариф "всегда выгоден производителям товаров, конкурирующих с импортом, даже если совокупное благосостояние нации при этом снижается". В любом случае введение тарифа - всегда лучший вариант по сравнению с экономической пассивностью.

     Классификационный код товара самостоятельно определяет декларант, таможенные органы могут это сделать лишь по его запросу либо в случае установления нарушения правил классификации (ст. 40 ТК РФ). В ст. 128 ТК РФ установлено право декларанта выбирать для товаров различных наименований, но содержащихся в одной товарной партии, один код по ТН ВЭД. Однако указываемому коду должна соответствовать ставка таможенной пошлины наиболее высокого уровня (при равенстве таких ставок выбирается наиболее высокий уровень ставки акциза или НДС). Данное введение представляется весьма удобным для субъектов, декларирующих сотни и тысячи наименований товара. Выбор одного кода упрощает и ускоряет процедуру таможенного оформления, несмотря на определенные затраты лица, связанные с необходимостью использования максимальной ставки для всей партии груза.

     Вместе с тем такой подход во многом ориентирован на высокий уровень законопослушности. Учитывая, что срок проверки документов и таможенного досмотра в настоящее время сокращен до трех рабочих дней, должностным лицам таможенных органов при проверке больших партий бывает трудно определить, точно ли указан классификационный код и соответствует ли он максимальной ставке таможенной пошлины. А пока не прекращается так называемая игра на кодах товаров, которая приводит к тому, что перемещаемый через границу товар классифицируется как аналогичный, смежный, но с более низкой степенью обработки. Эта "игра" объясняется тем, что субъект внешнеэкономической деятельности, избегая контрабандного ввоза в страну товаров, официально декларирует и оформляет его, тем самым уклоняясь от таможенных платежей в полном объеме. Классическими стали случаи, когда готовую мебель декларируют как древесностружечную плиту, бытовую технику - как запасные части к ней, а цветы - как ветки для составления букетов.

     Благодаря принятым мерам - оперативному реагированию на возрастание количества правонарушений в таможенной сфере, гибкому изменению тарифной политики - можно дополнительно пополнить бюджет и предупредить нарушения таможенных правил. Кроме того, приведенные примеры наглядно демонстрируют, что величина таможенных пошлин, устанавливаемых государством, напрямую зависит от категории перемещаемых товаров.

     Перечислим три вида непосредственных объектов таможенных правоотношений, на которые они подразделяются в зависимости от уровня таможенного обложения.

1. Товары, обладающие высокими качественными  характеристиками, производимые в стране в достаточном количестве для полного удовлетворения спроса. На эту категорию товаров при импорте должны быть установлены максимальные ставки таможенных пошлин, чтобы поддержать отечественного производителя. В России к таким товарам относятся спиртосодержащие изделия, продукты питания, сырье и др. Товары данной группы имеют все условия быть конкурентоспособными на мировом уровне.

2. Товары, производимые внутри страны  в достаточном количестве, для  удовлетворения спроса, но качество  которых уступает качеству импортных аналогов. Это легковые автомобили, бытовая техника, отделочные материалы и др. Ставки таможенных пошлин таких товаров должны быть сбалансированными, допуская иностранную продукцию на внутренний рынок для здоровой конкуренции с отечественными производителями. Потребитель обладает правом выбора. Производство этих товаров на определенном уровне необходимо с точки зрения национальной безопасности страны, однако нельзя не учитывать, что при благоприятных условиях в будущем они могут войти в первую группу.

3. Товары, не производимые в стране  из-за каких-либо факторов (некоторые  медикаменты, уникальные технологии, тропические фрукты). Для ввоза  таких товаров необходимо устранить  тарифные барьеры. Поэтому ставки  таможенных пошлин здесь должны быть минимальными либо оставаться на нулевой отметке. Иными словами, ввоз товаров данной группы должен находиться под несомненным покровительством государства.

     Величина ставок таможенного тарифа в целом не должна быть чрезмерно высокой, она должна соответствовать степени защиты национального рынка продукции (иными словами, требуется повысить цену импортного товара до уровня цены отечественного). Любая ошибка при определении таможенного тарифа может нанести непоправимый вред соответствующим производствам, что повлечет за собой резко отрицательные последствия для экономики страны в целом. Продуманная динамика таможенного тарифа может подготовить почву для решения бюджетных задач. "Диапазон изменения пошлин следует устанавливать с таким расчетом, чтобы вполне определенно зафиксировать порядок их величины и в то же время дать Правительству возможность реагировать на изменения конъюнктуры национального и мирового рынка".

     Актуальность данной проблемы подтверждается также и основной линией государства на вступление России во Всемирную торговую организацию. Связанное с этим снижение среднего уровня обложения импорта все более проявляет себя в условиях не столько экономической, сколько политической конкуренции со стороны стран-членов ВТО. Почти половина мировой торговли ведется беспошлинно, и наши торговые партнеры весьма жестко требуют радикального открытия российского рынка, что может отразиться негативным образом на интересах отечественных производителей, "задушив" их продукцию импортными товарами. Было бы несправедливым не отметить: особенность России состоит в том, что иностранная конкуренция - не единственная, а в ряде случаев даже не главная причина упадка многих отраслей. Становится ясным, что этот упадок в первую очередь вызван внутрихозяйственными диспропорциями.

     Итак, Россия - главная кладовая сырья в мире, но запасы ее исчерпаемы. Ликвидация таможенного обложения может превратить страну в сырьевой придаток более развитых государств. По нашему мнению, тарифное разоружение должно быть плавным, постепенным, стратегически продуманным, исключающим возможное возникновение проблем, связанных с низким уровнем наполняемости государственной казны. В любом случае полная отмена тарифных барьеров на границах абсолютное большинство российских специалистов признает долгосрочной целью.

     При установлении ставок ввозных таможенных пошлин целесообразно исходить из реализации регулятивных целей таможенного дела. Многоплановость и специфика влияний таможенного тарифа на развитие внешнеторговых отношений и экономики в целом требуют от государственных структур "взвешенного подхода к определению уровня пошлин, учитывающего всю совокупность возможных последствий". Значит, наиболее высокими должны быть ставки на те товары, которые производятся внутри страны в достаточном количестве и спрос на них удовлетворяется отечественным производителем.

     Сбалансированные импортные пошлины должны быть установлены на такие категории товаров, которые производятся в России, но не могут пока составить достойную конкуренцию их зарубежным аналогам. Необходимо максимально снизить ставки таможенных пошлин (либо ликвидировать их) на товары, которые не производятся и не могут производиться российскими предприятиями.

     Тарифная защита должна распространяться на отрасли, развитие производства которых находится на начальном этапе, а также на отрасли, продукция которых в России по качеству соответствует мировым стандартам, а по цене находится примерно на одном уровне с импортными товарами. С помощью высоких импортных пошлин Правительство РФ должно защищать на внутреннем рынке отрасли, имеющие хороший производственный потенциал, но в то же время нуждающиеся во временной защите для адаптации к мировой конкуренции. К ним относится, например, производство кондитерских изделий, мясной продукции, мебели и др.

     Стимулирования развития отдельных отраслей можно добиться, в частности, и отменой пошлин на импорт высокоэффективного оборудования, которое в России не выпускается. Переоснащение производств позволит добиться предприятию большей конкурентоспособности, что, безусловно, будет способствовать росту экономики, созданию дополнительных рабочих мест, увеличению собираемости налогов. В конечном итоге снижение таможенного бремени путем отмены ввозных таможенных пошлин на станки, комплектующие, фурнитуру позволит перейти к экспорту продукции, производимой на таком оборудовании.

     Проведение гибкой таможенно-тарифной политики в немалой степени обусловлено задачами борьбы с нарушениями законодательства в этой сфере. Высокой уровень ставок таможенных пошлин способствует выработке субъектами внешнеэкономической деятельности различных способов уклонения от их уплаты.

    Один из многочисленных примеров свидетельствует о такой ситуации. В России ежегодно производится 37 млн. пар обуви, официальный импорт составляет порядка 40 млн. пар. В итоге получается около 80 млн. пар обуви. Однако по данным официальной статистики в год россияне покупают и изнашивают примерно 230 млн. пар обуви. Разница в 150 млн. пар получается либо благодаря контрабанде, либо вследствие так называемого "серого импорта", предусматривающего умышленное занижение таможенной стоимости.

     Перекрытие таких лазеек возможно как за счет снижения ставок таможенной пошлины, так и установлением фиксированной специфической пошлины (например, два евро за пару). Проведение этих мероприятий не только будет соответствовать интересам рядовых покупателей и производителей, но и позволит увеличить поступления в бюджет.

     Таможенное ведомство должно препятствовать использованию субъектами внешнеэкономической деятельности группы так называемых "товаров прикрытия". Этому будут способствовать первоочередные мероприятия, направленные на искоренение коррупции среди сотрудников таможенных органов. Сегодня "особенно важна высокая ответственность должностных лиц таможенных служб за соблюдение своевременного и полного таможенного контроля...". Проводя досмотр товаров и транспортных средств, таможенный инспектор должен знать, как и в какой мере он будет отвечать за возможные с его стороны правонарушения.

     Проблема искоренения коррупции не нова. Еще в XIX в. В. Петти писал, что к одному из неудобств взимания пошлин относится "большая легкость контрабандного провоза товаров с помощью подкупа, тайного сговора, припрятывания и маскировки товаров и т.д., причем этому не мешают ни присяга таможенных чиновников, ни кары, и в то же время имеются различные способы смягчения и отмены этих кар после обнаружения нарушений". Высокий уровень коррупции в таможне приводит к снижению доходов государства и экономическим убыткам.

Информация о работе Влияние таможенных пошлин на эффективность национальной экономики, состояние национального производства, доходы государства и внутренни