В качестве
базы для определения таможенной
стоимости по методу вычитания
стоимости принимается цена единицы
товара, по которой оцениваемые,
идентичные или однородные товары
продаются наибольшей партией
на территории Российской Федерации
во время , максимально приближенное
ко времени ввоза ( не позднее
90 дней с даты ввоза оцениваемых
товаров) покупателю, не зависимому
от продавца. Из цены единицы
товара вычитаются , если они могут
быть выделены, следующие компоненты
:
а) расходы на выплату комиссионых
вознаграждений и расходы на транспортировку,
страхование, погрузочно-разгрузочные
работы на территории РФ после выпуска
товаров в свободное обращение,
б) суммы импортных таможенных
пошлин, налогов, сборов и иных платежей,
подлежащих уплате в РФ в связи с ввозом
или продажей товаров.
Определение таможенной
стоимости по методу вычитания
стоимости производится в том
случае, если оцениваемые, идентичные
или однородные товары продаются
(отчуждаются) на территории РФ
в неизменном состоянии. При отсутствии
случаев продажи (отчуждения) оцениваемых,
идентичных или однородных товаров
в таком же состоянии, в каком
они находились на момент ввоза,
по просьбе декларанта может
использоваться цена единицы
товара, прошедшего переработку, с
поправкой на добавленную стоимость
.
В качестве
базы для определения таможенной
стоимости при использования
метода сложения стоимости принимается
цена товаров, рассчитанная путем
сложения :
а) стоимости материалов и иных
издержек, понесенных изготовителем в
связи с производством оцениваемого товара,
б) общих затрат, характерных
для продажи в РФ из страны-экспортера
товаров того же вида, в т.ч. стоимости
транспортировки, погрузочно-разгрузочных
работ, страхования до места таможенного
оформления на территории РФ и т.д.,
в) прибыли, обычно получаемой
экспортером в результате поставки в РФ
таких товаров. При определении таможенной
стоимости с помощью данного метода должны
учитываться все расходы, включаемые в
цену товара при определении цены сделки
(метод 1).
В случае, если
таможенная стоимость не может
быть определена декларантом
в результате последовательного
применения указанных пяти методов
или таможенные органы аргументированно
считают , что они не могут быть
использованы, то таможенная стоимость
оцениваемых товаров определяется
и обосновывается резервным методом
- с учетом мировой таможенной
практики, в соответствии с законодательством
Российской Федерации и принципам
системы таможенной оценки ГАТТ
- резервным методом . В качестве
базы определения таможенной
стоимости при этом не могут
быть использованы : цена товара
на внутреннем рынке, цена на
товары отечественного происхождения,
цена товара, поставляемого из страны-экспортера
в третьи страны, произвольно установленная
или достоверно не подтвержденная цена.
Заявляемые
декларантом таможенная стоимость
и сведения, относящиеся к ее
определению, должны основываться
на достоверной , количественно определимой,
объективной и документально
подтвержденной информации. Таможенный
орган РФ, производящий контроль
за правильностью таможенной
оценки товара, вправе принимать
решение о правильности заявленной
декларантом таможенной стоимости
товара с учетом прав и обязанностей
декларанта. При отсутствии данных
, подтверждающих правильность определения
заявленной декларантом таможенной
стоимости, либо при наличии оснований
полагать, что представленные декларантом
сведения не являются достоверными
и/или достаточными, таможенный орган
может самостоятельно определить
таможенную стоимость декларируемого
товара, последовательно применяя
методы определения таможенной
стоимости.
- Классификация таможенных пошлин.
По способу
исчисления таможенные пошлины
подразделяются на адвалорные - в
процентах с цены облагаемого
товара, специфические - взимаемые в
твердой ставке за единицу
измерения товара, смешанного типа
- к основной ставке, исчисляемой
с единицы товара, добавляют пошлину,
исчисляемую с цены. Комбинированные
ставки, в свою очередь, могут
быть альтернативными ( 15% от таможенной
стоимости, но не более 1 ЭКЮ/кг ) и
совокупными ( 5% таможенной стоимости
плюс 1 ЭКЮ/кг)
По объекту
взимания наиболее распространенными
таможенными пошлинами в межгосударственных
таможенных отношениях являются
следующие виды.
Ввозные (импортные)
таможенные пошлины взимаются
таможенными органами страны
ввоза с товаров иностранного
производства на пограничных
таможенных пунктах или при
выпуске этих товаров с таможенных
складов , расположенных внутри страны.
Это наиболее распространенный и исторически
первый вид таможенных пошлин. Данные
таможенные пошлины взимаются за ввоз
для реализации товаров на таможенную
территорию государства ( или , например,
таможенного союза). В случае взимания
ввозных таможенных пошлин не с товаров,
а с иных предметов, они регламентируются
таможенным законодательством страны-получателя.
Одна из разновидностей
ввозных таможенных пошлин - фискальные
таможенные пошлины, они устанавливаются
только на те потребительские
товары, которые на данной таможенной
территории не производят ( кофе,
фрукты, вина и т.п.)
Вывозные (экспортные) таможенные
пошлины взимаются таможенными
органами государства с товаров
национального производства либо
в целях монополии на производство
или сбыт какого-либо товара, либо
в целях сохранения национальных
ресурсов, чтобы сократить их
вывоз до определенного предела.
Однако взимание экспортных пошлин
повышает цену экспортируемых
товаров и понижает их конкурентоспособность
на международном рынке. Экспортные
пошлины в РФ были введены
с середины 1992 г. в целях защиты
внутреннего рынка от вывоза
дефицитных товаров, при этом
в рамках бартерных операций
применялась двойная ставка экспортной
пошлины, и размеры пошлин были
очень высокие - специфические достигали
максимально 80 тыс. ЭКЮ ( серебряная
руда), адвалорные - 70% ( растительные
масла, сахар). Изменение ситуации
на внутреннем рынке, связанное
с отменой государственного регулирования
внутренних цен и сближения
их уровня с мировым, привело
к сокращению перечня товаров
, подлежащих обложению, и ставок
пошлин. в 1994 году в соответствии
с Постановлением правительства
от 30 октября 1993 г. На данный момент
Таможенный тариф России , как
и большинства государств, не
предусматривает взимание ни
ввозных таможенных пошлин, ни
транзитных (т.е. за провоз товаров
иностранного производства через
таможенную территорию страны).
Особые
виды пошлин включают в себя
антидемпинговые, компенсационные
и специальные таможенные
пошлины.
Антидемпинговыми
таможенными пошлинами облагаются
импортные товары при наличии
доказательства, что их поставки
осуществляются путем демпинга (т.е.
по цене более низкой, чем их
нормальная стоимости в стране
вывоза в момент этого ввоза)
, если такой ввоз наносит или
угрожает нанести материальный ущерб
отечественным производителям подобных
товаров либо препятствует организации
или расширению производства подобных
товаров в РФ. Взимаются они наряду с обычными
таможенными пошлинами в размере разницы
между демпинговой ценой товара и ценой
аналогичного товара на мировом рынке
вне зависимости от того, облачается этот
товар пошлиной по его национальному законодательству
или числится в списке беспошлинных товаров.
Первые единые антидемпинговые правила
были сформулированы и закреплены в положениях
Генерального соглашения по тарифам и
торговле 1947 г., а с 1 января 1980 г. вступил
в силу Единый свод антидемпинговых правил
ЕЭС.
Компенсационные пошлины
применяются в случаях ввоза
на таможенную территорию РФ
товаров, при производстве или
вывозе которых прямо или косвенно
использовались субсидии , если такой
ввоз наносит или угрожает
нанести материальный ущерб отечественным
производителям подобных товаров
либо препятствует организации
или расширению производства
подобных товаров в РФ.
Специальные
таможенные пошлины взимаются :
- в качестве защитной
меры, если товар ввозится на
таможенную территорию того или
иного государства в таких
количествах или на таких условиях,
которые наносят или угрожают
нанести ущерб отечественным
производителям подобных или
непосредственно конкурирующих
товаров,
- как мера предупреждения
в отношении участников внешнеэкономических
связей , нарушающих общегосударственные
интересы в этой области, как
ответная мера на дискриминационные
и иные действия, а также как
мера пресечения недобросовестной
конкуренции в случаях, определяемых
в национальном таможенном законодательстве.
Ставка специальной таможенной
пошлины определяется в каждом
отдельно взятом случае.
Применению особых
видов пошлин предшествует расследование,
проводимое в соответствии с
законодательством РФ по инициативе
государственных органов управления
РФ, решения в ходе которого
должны основываться на количественно
определяемых данных. Ставки соответствующих
пошлин устанавливаются Правительством
РФ по итогам проведенного
расследования для каждого отдельного
случая, и их размер должен
быть соотносим с величиной
установленного расследованием
демпингового занижения цены, субсидий
или выявленного ущерба.
Сезонные (временные) таможенные
пошлины взимаются с ввоза
или вывоза отдельных товаров
и предметов в течение определенного
периода времени
(обычно он не превышает 3-4 месяцев
). Этот вид таможенных пошлин
обеспечивает защиту внутреннего
рынка государства в сезонный
период времени
(например, в сезон сбора местного
урожая).
Протекционистские
пошлины устанавливаются государством
или группой государств для
защиты внутренней промышленности
и сельского хозяйства от конкурентных
импортных товаров иностранного
происхождения. Обычно ставки этих
таможенных пошлин являются самыми
высокими, что в значительной
степени препятствует возможности
ценовой конкуренции импортного
товара с отечественным. Однако
в соответствии с принципами
Заключительного акта первой
Конференции ЮНКТАД право на
взимание протекционистских ставок
таможенного обложения было предоставлено
лишь развивающимся странам.
В практике
международных таможенных отношений
встречаются и другие виды
таможенных пошлин - кумулятивные, карательные,
запретительные, наступательные, охранительные,
лесные , покровительственные, уравнительные
и др., но они не получили
большого распространения.
Заключение.
Одно из существенных
отличий налогов и таможенных
пошлин связано с тем, что торгово-политическая
роль таможенного обложения сделало
таможенные пошлины объектом
не только и не столько национального
, но и международного права. В
современной мировой практике
таможенные системы рассматриваются
в первую очередь как орудие
регулирования взаимодействия национальной
экономики с мировым хозяйством,
а таможенные платежи - как инструмент
воздействия на экспортно-импортные
потоки. Таможенные пошлины взимаются
как в фискальных целях в
качестве источника дохода для
государственной казны, так и
в качестве инструмента таможенной
политики государства. Среди экономических
функций таможенных пошлин можно
выделить следующие : протекционистская
- для защиты национального производства
от притока в страну иностранных
товаров; преференциальная -
для стимулирования импорта товаров
из определенных стран и районов;
статистическая - для более точного
учета внешнеторгового оборота ;
уравнительная - для выравнивания
цен на импортные товары и
товары местного производства
и др. Таможенно-тарифные системы
всех государств - объект регулирования
со стороны многочисленных межгосударственных
многосторонних соглашений.
Список литературы.
1. Закон РФ о таможенном
тарифе ( в ред. Федеральных законов
от 07.08.95 № 128-ФЗ, от 25.11.95 № 185-ФЗ, от 27.12.95
№ 211-ФЗ , от 05.02.97 № 25-ФЗ)
2. Постановление Правительства
Российской Федерации от 5.11.92 № 856
“Об утверждении порядка определения
таможенной стоимости товаров, ввозимых
на территорию Российской Федерации”.
3. Таможенный кодекс. Таможенного
Союза. Официальный текст по состоянию
на 1 декабря 1997 года.
4. Борисов К.Г. Международное
таможенное право. Москва, издательство
Российского университета дружбы
народов. 1997 г.
5. Дзюбенко Т. Опыт и
уроки российской таможни. “Экономика
и жизнь”, № 44/97.
6. Крашенинников Б., Пресняков
В. Шаг вперед, два шага назад?”Экономика
и жизнь”, № 32/97.
7. Лисов А., Пресняков В.
Федеральная целевая программа
развития таможенной службы России
:цели и пути развития. “Внешняя
торговля, № 4-6/97.
8. Международные экономические
отношения. Москва., издательство Финансовой
академии при правительстве Российской
Федерации, 1995 г.
9. Никонов А. Правовые
и экономические особенности
взимания таможенных пошлин и
налогов. “Юридический мир”, № 7/97.
10. Российская таможня : итоги
и перспективы. “Экономика и жизнь”,
№ 6/98.