1.
Зарождение таможенного дела.
Зарождение таможенного
дела, как утверждают историки, относится
к глубокой древности. На территории
нашей страны это произошло
во II – III веках до н.э., то есть в период
появления древних государств, в которых
экономика достигла такого уровня развития,
когда происходит разделение труда внутри
них и в межгосударственном масштабе.
Рост производительности труда приводит
к появлению излишков производимого. На
этой основе происходит обмен товаров,
а затем и купля – продажа. Появляется
особый слой людей – купцы, которые специализируются
не в области производства товаров, а занимаются
их продажей. Объективно возникают и определенные
сборы за перевоз товаров и проезд по территории,
за место продажи и т.д. Но это еще не были
таможенные сборы, а лишь налог, который
шел на пополнение казны города или государства,
то есть представлял собой фискальный
сбор.
Развитие государства привело
к созданию его институтов, администрации,
армии, полиции. В связи с
этим возросла потребность в
средствах для их содержания.
Пополнением казны занимались
налоговые органы, в руках которых
сосредоточился не только сбор
налогов с населения, но и
сбор торговых взносов на рынках,
путях сообщения, в морских
портах. Сборы (пошлины) на привозные
товары в западных государствах
устанавливались по – разному
и колебались от 0.01 стоимости товара до
0.1, то есть в зависимости от воли того
или иного господствующего лица и сложившейся
торговой конъюнктуры.
В III веке до н.э. в городе Тарифа
в нынешней Андалусии, в провинции Кадис,
на юге Испании, где в то время господствовал
Карфаген, была в первые составлена таблица,
в которую вносилось название товара,
его меры измерения и указана величина
пошлины (сбора) за его провоз через Гибралтарский
пролив. Таблица (перечень товаров) систематизировала
порядок и величину пошлины и была названа
по названию города – тариф.
Таможенный тариф стал
для таможенных органов государства
важным инструментом пополнения
казны. Ставки тарифа ежегодно
увеличивались или уменьшались
с учетом экономической конъюнктуры.
Древние государства, умело,
используя тарифную сетку, приспосабливали
ее к своим потребностям и пополняли казну.
Практически около 80 % поступлений в казну
шли за счет таможенных пошлин.
Примером является Карфаген,
где Ганнибал, использую систему
таможенного тарифа, не только
пополнил казну и вел на
эти средства войну с Римом,
но и освободил часть населения
от налогов. Однако стремление
собрать, как можно больше доходов
за счет таможенных пошлин
имело и противоположную сторону:
оно способствовало появлению
альтернативного явления – контрабанды
– и тем самым ослабляло
экономику государства. Чем выше
пошлины, тем выше становились
цены на ввозимые товары, а
одновременно на рынок проникали
товары по более низким ценам
контрабандным путем. Государство
от этого проигрывало, казна недополучала
возможные в других условиях денежные
поступления. Это случилось не только
в Карфагене, но и в Древней Греции, Месопотамии
и других государствах.
Исторический экскурс показывает,
что таможенное дело находится
в тесной связи с господствующим
в данный период общественно
– экономическим строем государства.
В V веке натуральное хозяйство переходит
в денежное. Деньги – конечная цель хозяйственной
деятельности. Таможенная политика в этот
период стояла на страже накопительства.
Развитие таможенного дела
и превращение его в инструмент
регулирование товарообмена прослеживается
в VII – IX веках. В этот период таможенники
имели в государствах высокий статус.
Среди городских чиновников таможенник
занимал третье место после графа и мэра,
казначей – четвертое. И если граф или
мэр назначались, то таможенники и казначеи
избирались из числа граждан города и
также освобождались. Они отчитывались
перед гражданами всего города, их правовой
статус определялся демократическими
институтами.
В последующем, на протяжении
многих столетий местные власти
и правители стремились подчеркнуть
бескорыстие и беспристрастность
таможенников.
В связи с расширением
экономических связей между городами
и государствами в таможенной
политике появляется стремление
выработать общую пошлинную систему, складываются
элементы таможенного права.
Таможенная политика является
составной частью внутренней
и внешней политики государства
и определяет стратегию таможенного
дела, что находит отражение в
соответствующих законодательных
и нормативных актах государства.
Таможенное дело – это
объективный процесс, проявляющийся
в сфере меж экономических
и торговых связей между государствами
и внутри государств, это один
из механизмов регулирования
экономики, внешней торговли, стабилизации
финансов. Таможенное дело развивается
по своим специфическим законам,
имеет свой предмет и содержание.