Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 19:51, реферат
Важнейшим элементом регулирования внешней торговли Таможенного союза является применение инструментов защиты общего рынка от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, к которым относятся специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, используемые в международной торговой практике для эффективной нейтрализации ущерба промышленности от демпингового, субсидируемого или возросшего импорта товаров из третьих стран.
Основополагающим нормативным правовым актом по данному вопросу является Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25.01.2008 (далее - базовое Соглашение).
ЗАЩИТНЫЕ МЕРЫ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
Важнейшим элементом регулирования внешней торговли Таможенного союза является применение инструментов защиты общего рынка от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, к которым относятся специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, используемые в международной торговой практике для эффективной нейтрализации ущерба промышленности от демпингового, субсидируемого или возросшего импорта товаров из третьих стран.
Основополагающим нормативным правовым актом по данному вопросу является Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25.01.2008 (далее - базовое Соглашение).
Базовым Соглашением определен понятийный аппарат, раскрыты основные понятия и термины, такие как:
"антидемпинговая мера" - мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению компетентного органа посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения ценовых добровольных обязательств, принятых экспортером;
"антидемпинговая пошлина" - пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами государств Сторон независимо от взимания ввозной таможенной пошлины;
"демпинговая маржа" - выраженное в процентах отношение нормальной стоимости товара за вычетом экспортной цены такого товара к его экспортной цене либо разница между нормальной стоимостью товара и его экспортной ценой, выраженная в абсолютных показателях;
"импортная квота" - ограничение импорта товара на таможенную территорию государств Сторон в отношении его количества и (или) стоимости;
"компенсационная мера" - мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии экспортирующего иностранного государства на отрасль экономики государств Сторон, применяемая по решению компетентного органа посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения добровольных обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства или экспортером;
"компенсационная пошлина" - пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается таможенными органами государств Сторон независимо от взимания ввозной таможенной пошлины;
"специальная защитная мера" - мера по ограничению возросшего импорта на единую таможенную территорию государств Сторон, которая применяется по решению компетентного органа посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины;
"специальная пошлина" - пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами государств Сторон независимо от взимания ввозной таможенной пошлины,
а также "компетентный орган", "материальный ущерб отрасли экономики государств Сторон", "минимально допустимая демпинговая маржа", "непосредственно конкурирующий товар", "обычный ход торговли", "отрасль экономики государств Сторон", "расследование", "аналогичный товар", "связанные лица", "серьезный ущерб отрасли экономики государств Сторон", "субсидируемый импорт", "субсидирующий орган", "угроза причинения материального ущерба отрасли экономики государств Сторон", "угроза причинения серьезного ущерба отрасли экономики государств Сторон", "экспортная цена", "экспортирующее иностранное государство", "третьи страны".
Кроме того, в базовом Соглашении оговариваются:
общие принципы введения, применения, действия и пересмотра специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
вопросы введения предварительных специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин;
вопросы принятия экспортером товара, являющегося объектом расследования, добровольных обязательств;
вопросы принятия добровольных обязательств субсидирующим иностранным государством или экспортером товара, являющегося объектом расследования;
вопросы проведения расследования, в том числе особенности проведения антидемпингового и компенсационного расследований.
Расследование в целях установления наличия возросшего импорта и обусловленного этим серьезного ущерба отрасли экономики государств Сторон или угрозы причинения такого ущерба, а также в целях установления демпингового или субсидируемого импорта и обусловленного этим материального ущерба, угрозы причинения такого ущерба или существенного замедления создания отрасли экономики государств Сторон проводится компетентным органом на основании заявления в письменной форме либо по собственной инициативе компетентного органа.
В качестве такого компетентного органа базовым Соглашением определена Комиссия Таможенного союза, учрежденная Договором о Комиссии Таможенного союза от 06.10.2007.
В целях обеспечения Комиссии Таможенного союза, проводящей расследования, предшествующие введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам, сведениями, содержащими в том числе конфиденциальную информацию от уполномоченных органов государственной власти (управления), территориальных (местных) органов государственной власти (управления), других органов государств - членов Таможенного союза, принят Протокол о порядке предоставления органу, проводящему расследования, сведений, содержащих в том числе конфиденциальную информацию, для целей расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 19.11.2010 (далее - Протокол).
Согласно положениям Протокола компетентные органы и уполномоченные органы государств - членов Таможенного союза в рамках своей компетенции предоставляют запрашивающему органу, проводящему расследования, необходимую для целей расследования информацию по запрашиваемым временным периодам, включая:
статистические данные о внешней торговле;
таможенные данные о внешней торговле за предшествующий период, необходимые для проведения расследования. При необходимости таможенные данные о внешней торговле должны предоставляться с разбивкой по таможенным декларациям (ТД), с указанием натуральных и стоимостных показателей экспорта / импорта товара, коммерческого наименования товара из ТД, условий поставки, страны происхождения (страны отправления, страны назначения), наименования и других учетных реквизитов отправителя и получателя;
информацию о внутреннем рынке товара, являющегося объектом расследования, и соответствующей отрасли экономики государств - членов Таможенного союза, в том числе данные по объемам производства товара, загрузке производственных мощностей, реализации товара, себестоимости товара, прибылям и убыткам национальных предприятий государств - членов Таможенного союза, ценам товара на внутреннем рынке государств - членов Таможенного союза, рентабельности производства, численности персонала, инвестициям;
информацию об оценке последствий возможного введения или невведения специальной защитной, антидемпинговой или компенсационной меры по результатам соответствующего расследования на рынок товара, являющегося объектом расследования, государств - членов Таможенного союза, а также прогноз производственной деятельности национальных предприятий государств - членов Таможенного союза.
Информация, отнесенная законодательством государства - члена Таможенного союза к информации с ограниченным доступом (конфиденциальная информация), за исключением сведений, составляющих государственную тайну (государственные секреты), предоставляется в орган, проводящий расследования, с соблюдением требований, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза по ее защите.
Орган, проводящий расследования, обязан не разглашать и не передавать третьей стороне конфиденциальную информацию без письменного согласия компетентного органа государства - члена Таможенного союза, предоставившего эту информацию.
Внутренний порядок использования конфиденциальной информации и хранения документов, содержащих конфиденциальную информацию, определяется внутренним документом органа, проводящего расследования.
С этой целью Комиссия Таможенного союза Решением от 23.09.2011 N 802 "О некоторых вопросах применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер на единой таможенной территории Таможенного союза" (далее - Решение N 802) утвердила Положение об использовании и защите конфиденциальной информации в органе, проводящем расследования (далее - Положение).
Положением определен порядок обращения с документами, содержащими конфиденциальную информацию и служебную информацию ограниченного распространения, и регулируются отношения, связанные с защитой такой информации, полученной и используемой органом, проводящим расследования, для целей рассмотрения заявлений о применении специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер, проведения расследований, а также выполнения иных процедурных действий, связанных с применением на единой таможенной территории Таможенного союза специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
Также Решением N 802 Комиссия Таможенного союза решила определить Департамент по защитным мерам во внешней торговле Секретариата Комиссии Таможенного союза органом, ответственным за проведение расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер на единой таможенной территории Таможенного союза, и поручить ему с 18.10.2011 проведение расследований и других процедурных действий в рамках полномочий, предоставленных указанному органу базовым Соглашением и другими нормативными правовыми актами, составляющими правовую базу Таможенного союза по специальным защитным, антидемпинговым и компенсационным мерам.
Кроме того, Решением N 802 утвержден Регламент принятия решений и подготовки проектов решений Комиссии Таможенного союза по вопросам специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер (далее - Регламент).
Регламентом определен порядок принятия решений и совершения иных действий, связанных с началом и проведением расследований, предшествующих введению мер на единой таможенной территории Таможенного союза, а также порядок подготовки проектов решений Комиссии Таможенного союза, принимаемых по результатам таких расследований.
Расследования по заявлениям, поступившим до 18.10.2011, поручено завершить (в части выполнения процедурных действий по рассмотрению заявлений, началу, проведению и завершению расследований в соответствии с положениями базового Соглашения) уполномоченным органам государств - членов Таможенного союза:
в Республике Беларусь - Министерству иностранных дел Республики Беларусь;
в Республике Казахстан - Министерству экономического развития и торговли;
в Российской Федерации - Министерству промышленности и торговли Российской Федерации.
Здесь следует отметить, что на момент вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс) (для Республики Беларусь - 6 июля 2010 г.) государствами - членами Таможенного союза уже применялся ряд специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В целях разрешения вопросов, связанных с применением на национальном уровне защитных мер в условиях вступления в силу базового Соглашения, было принято Соглашение о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода от 19.11.2010 (далее - переходное Соглашение).
Согласно положениям переходного Соглашения национальные защитные меры подлежали пересмотру на предмет установления доли производства национальных производителей аналогичного (для целей антидемпингового и компенсационного расследований) либо аналогичного или непосредственно конкурирующего товаров (для целей специального защитного расследования), для которых был установлен ущерб либо угроза ущерба, в общем объеме производства государств - членов Таможенного союза.
Объемы производства аналогичного (для целей антидемпингового и компенсационного расследований) либо аналогичного или непосредственно конкурирующего товаров (для целей специального защитного расследования) определялись как объемы товара, произведенного за три календарных года, непосредственно предшествующих дате подписания переходного Соглашения.
Такой пересмотр должен быть проведен уполномоченными органами государств - членов Таможенного союза, на территории которых была введена соответствующая мера, с одновременным уведомлением всех заинтересованных лиц. В случае если по результатам пересмотра установлено, что на долю национальных производителей аналогичного (для целей антидемпингового и компенсационного расследований) либо аналогичного или непосредственно конкурирующего товаров (для целей специального защитного расследования) приходится существенная часть, но не менее 25 процентов от общего объема производства государств - членов Таможенного союза, то такая мера применяется в отношении импорта товара из третьих стран на единую таможенную территорию Таможенного союза на основе соответствующего решения Комиссии Таможенного союза.
В результате на данный момент Комиссией Таможенного союза принято девять следующих Решений (Решение КТС):
от 22.06.2011 N 698 "О мерах по защите экономических интересов производителей машиностроительного крепежа в Таможенном союзе";
от 22.06.2011 N 699 "О мерах по защите экономических интересов производителей никельсодержащего плоского проката из коррозионностойкой стали в Таможенном союзе";
от 22.06.2011 N 700 "О мерах по защите экономических интересов производителей полиамидных технических нитей в Таможенном союзе";
от 22.06.2011 N 701 "О мерах по защите экономических интересов производителей подшипниковых труб в Таможенном союзе";
от 22.06.2011 N 702 "О мерах по защите экономических интересов производителей некоторых видов стальных труб в Таможенном союзе";
от 22.06.2011 N 703 "О мерах по защите экономических интересов производителей крепежных изделий в Таможенном союзе";
от 22.06.2011 N 704 "О мерах по защите экономических интересов производителей столовых приборов в Таможенном союзе";
от 22.06.2011 N 705 "О мерах по защите экономических интересов производителей подшипников качения в Таможенном союзе";