Автомобильный транспорт и формирование лицензионной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 15:34, контрольная работа

Описание работы

К отрасли автомобильного транспорта относятся организации и физические лица, выполняющие на основе договора перевозки или для собственных нужд автомобильные перевозки грузов, а также перевозки пассажиров автобусами в междугородном и международном сообщении и таксомоторные перевозки.
Грузовой автомобильный транспорт отличается высокой мобильностью, гибкостью, отвечает широкому спектру требований грузоотправителей, обеспечивает прямую доставку грузов «от двери до двери».
Развитие рынков товаров и услуг, мелкого и среднего бизнеса, расширение розничной торговли, фермерских хозяйств объективно расширяют сферу применения грузового автомобильного транспорта. В 2002 на долю грузового автомобильного транспорта приходилось 74% объема грузовых перевозок.

Файлы: 1 файл

catalog_r_34672_document.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)


Содержание:

 

8. Автомобильный транспорт и формирование лицензионной политики

К отрасли автомобильного транспорта относятся организации и физические лица, выполняющие на основе договора перевозки или для собственных нужд автомобильные перевозки грузов, а также перевозки пассажиров автобусами в междугородном и международном сообщении и таксомоторные перевозки.

Грузовой автомобильный транспорт отличается высокой мобильностью, гибкостью, отвечает широкому спектру требований грузоотправителей, обеспечивает прямую доставку грузов «от двери до двери».

Развитие рынков товаров и услуг, мелкого и среднего бизнеса, расширение розничной торговли, фермерских хозяйств объективно расширяют сферу применения грузового автомобильного транспорта. В 2002 на долю грузового автомобильного транспорта приходилось 74% объема грузовых перевозок.

Перевозки осуществляли 175 тыс. организаций  различных отраслей экономики и 170 тысяч индивидуальных владельцев автотранспортных средств.1

Парк подвижного состава грузового  автомобильного транспорта, включая  пикапы и легковые фургоны, в 2005достиг 3,5 млн. ед. При этом в организациях отраслей экономики числится 1,6 млн. ед., в предприятиях, выполняющих перевозки по найму – 0,12 млн. ед. Количество грузовых автомобилей в индивидуальной собственности граждан выросло в период 1997-2002 более чем на 60% и достигло 1,8 млн. ед.

Структура парка не вполне отвечает характеру спроса на перевозки. При избытке среднетоннажных бортовых автомобилей ощущается нехватка малотоннажных и большегрузных автомобилей, а также специализированного подвижного состава.

Автомобильный транспорт в основном используется для перевозки небольших потоков грузов на короткие расстояния. Это связанно со сравнительно высокой себестоимостью данного вида транспорта и его малой грузоподъемностью.

К достоинствам автомобильного транспорта  следует отнести высокую скорость и возможность доставки грузов «от двери до двери» без дополнительных затрат на перегрузку. Большая мобильность, возможность оперативно реагировать на изменения пассажиропотоков ставят автотранспорт «вне конкуренции» при организации местных перевозок пассажиров. Однако себестоимость перевозок на автомобильном транспорте  весьма высока  и в среднем превышает аналогичные показатели  речного и железнодорожного транспорта.

 Высокий уровень себестоимости  определяется  небольшой грузоподъемностью  и,  следовательно, производительностью   подвижного состава и в этой связи значительным удельным весом  заработной  платы   в общей сумме эксплуатационных расходов. Резервами снижения себестоимости являются в основном интенсивные факторы – повышения коэффициентов использования пробега автомобилей, грузоподъемности, коммерческой скорости.

Подвижной состав. Подвижной состав автомобильного транспорта – это  автомобили, полуприцепы и прицепы. Автомобили представляют собой  главную  и наиболее сложную часть подвижного состава,  определяющую технический  уровень и  экономико-эксплуатационные характеристики всех других элементов  оснащения. 2

Автомобили в соответствии с  принятой  классификацией делятся  на  транспортные, специальные и  спортивные. Транспортные автомобили предназначены  для перевозки  грузов и пассажиров, специальные – для выполнения различных технических функций  (подъемные краны, передвижные компрессоры, электростанции, прожекторы, мастерские, пожарные), спортивные – преимущественно для достижения рекордов скорости.

Транспортные автомобили в свою очередь подразделяют на 3 основных категории: пассажирские, к которым  относятся  легковые автомобили  и автобусы; грузовые – для перевозки грузов различных наименований и тягачи, не имеющие  собственных грузовых емкостей  и предназначенные  для буксировки полуприцепов и прицепов.

Сегодня автомобильный транспорт  – самая массовая отрасль, которая  давно заняла и прочно удерживает ведущие позиции в транспортном комплексе страны. На долю автомобильного транспорта приходятся все объемы перевозок  полезных ископаемых от мест их добычи до пунктов их переработки или перевалки для  дальнейшей транспортировки другими видами транспорта.

 Масштабы грузоперевозок автомобильным  транспортом  огромны и связаны  со всеми без исключения отраслями  экономики страны, а объемы  автомобильных грузоперевозок  составляют более 70%  от общих объемов  грузоперевозок всех видов транспорта. Растет доля  российских автоперевозчиков  и в экспортно-импортном грузообороте страны.

Трудно переоценить значение автомобильного транспорта  в обеспечении обороноспособности и экономической безопасности страны, его влияние на все сферы  экономической  и социальной жизни России. Четкая бесперебойная работа автотранспорта во многом определяет устойчивое функционирование предприятий большинства отраслей народного хозяйства и смежных видов магистрального транспорта, жизнедеятельность городов и других населенных пунктов, обеспечивает деловые и культурные потребности  всех граждан России.3

Российское законодательство содержит примеры большого количества правоотношений в области предпринимательской деятельности, подобных правоотношениям в сфере лицензирования. К ним, в частности, относятся сертификация товаров и услуг, отношения в области антимонопольной политики, валютного контроля и т.д.

Аналогично указанным видам отношений государство в лице своих органов, выдав лицензию, осуществляет контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий - п.1 ст.6 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Закон о лицензировании).

 Общими признаками для этих правоотношений являются: наличие косвенного запрета на осуществление данной деятельности без специального разрешения; осуществление государственными органами административной юрисдикции в отношении организационно не подчиненных субъектов; контроль государственных органов за соблюдением субъектами правил и условий соответствующей деятельности при ее санкционировании или осуществлении; применение принудительных мер для прекращения или недопущения нарушения правил, условий разрешенной деятельности.

Сущностью указанных процессов  является правонаделительный процесс, а сами процессы осуществляются в  рамках разрешительной системы.

Лицензирование  обладает сравнительной универсальностью, не присущей другим институтам. Так, сертификация товаров и услуг введена для защиты прав потребителей (преамбула постановления Правительства РФ от 13 августа 1997 г. «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации»). Лицензирование же может проводиться для защиты очень широкого круга интересов общества и государства.

Вопрос  о специфике лицензирования как  формы государственного контроля имеет  существенное практическое значение. В отношении лицензирования как  деятельности государственных органов существует большое количество ограничений, в частности по видам органов, осуществляющих лицензирование, размеру платежей за выдачу лицензии. Данные ограничения не могут быть обойдены введением каким-либо органом формы контроля, сходной с лицензированием, но носящей другое название.

Лицензирование  предшествует юридическому факту, а  не легитимизирует его. В отношении  ранее указанных объектов при  даче санкции государственный орган  обладает всей существенной информацией (или ее большей частью) о предполагаемом объекте, в отношении которого дается разрешение.

 С учетом определения объекта лицензирования как деятельности лица нелогичной является привязка действия лицензии к объему торговых или производственных операций. Такая привязка ведет к возникновению сложной проблемы в части непрерывности предпринимательской деятельности.

Установление  в Законе о лицензировании критерия времени для подтверждения способности  лицензиата заниматься установленным  видом деятельности (пятилетний срок действия лицензии) следует логике закона.

В общих  положениях Закона о лицензировании также предусмотрено, что лицензированию подлежат именно виды деятельности по производству и обороту этилового  спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, что лицензируемый вид  деятельности - такой, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии.

В настоящий  момент лицензирование деятельности в  области производства и оборота  этилового спирта, алкогольной и  спиртосодержащей продукции исключено  из сферы действия Закона о лицензировании. В то же время само по себе толкование Верховным Судом РФ норм о недопустимости лицензирования объектов, на которых осуществляется определенный вид деятельности, не потеряло своего значения, так как было основано на смысле общих норм о лицензировании применительно к конкретному виду деятельности.

С целью   упорядочения  рынка  транспортных  услуг  и  реализации требований антимонопольного законодательства  внедрено  лицензирование деятельности, связанной с международными перевозками.

     Если раньше  международные   перевозки  осуществлялись монопольно, то в настоящее время на рынке этих услуг функционирует более 2000 перевозчиков,  в том числе малого и  среднего бизнеса.

     Приняты меры  по  улучшению   условий   выполнения   международных перевозок   и   повышению   профессионального   уровня   перевозчиков.

Это    способствовали   росту   объемов   международных перевозок,  выполненных  российским автомобильным транспортом,  до 6,1 млн. т, в том числе 2,8 млн. т в страны дальнего зарубежья.

    Управление     лицензионной   политики должны осуществлять проверку  взимания  и использования  платы  за  выдачу  разрешений  на  поездку  иностранным перевозчикам   по  территории  России  и  за  оформление  согласования специальных разрешений на перевозку  тяжеловесных  и  крупногабаритных грузов.

 

 

4.Законодательная база сертификации до принятия Закона «О техническом регулировании»

Сертификация  продукции (далее — сертификация) — процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.4

Сертификация  осуществляется в целях:

создания  условий для деятельности организаций  и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле (в ред. Федерального закона от 31.07.98 № 154-ФЗ);

содействия  потребителям в компетентном выборе продукции;

зашиты  потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

контроля  безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Обязательная сертификация в России, как и в зарубежных странах, распространяется прежде всего на потребительские товары и подтверждает их безопасность и экологичность.

На основании Закона «О защите прав потребителей» Госстандарт РФ как национальный орган по сертификации потребительских товаров установил номенклатуру товаров, которые подлежат обязательной сертификации, и включил в нее более  70 видов продукции и некоторые виды услуг.

Первой российской системой обязательной сертификации стала Система ГОСТ Р. Система сертификации ГОСТ Р —  самая крупная в России, она  охватывает все виды продукции, которые подлежат сертификации в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» и другими законодательными актами, касающимся отдельных видов продукции. 5

Закон РФ от 10 июня 1993 г. N 5151-I «О сертификации продукции и услуг» (с изменениями от 27 декабря 1995 г., 2 марта, 31 июля 1998 г.), отмененный после вступления в силу Закона о техническом регулировании, устанавливал правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов в Российской Федерации, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации.

Система сертификации, в т.ч. добровольной, определена Федеральным законом  от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» как совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом.

Система добровольной сертификации может  быть создана юридическим лицом  и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями (следует отметить, что в соответствии с ранее действовавшим Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» система добровольной сертификации могла быть создана только одним юридическим лицом). 6

Лицо или лица, создавшие систему  добровольной сертификации, устанавливают  перечень объектов, подлежащих сертификации (в соответствии с законом ими могут быть продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, договорами, самой системой добровольной сертификации устанавливаются требования), и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы добровольной сертификации.

Системой добровольной сертификации может предусматриваться применение знака соответствия - обозначения, служащего  для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.

Информация о работе Автомобильный транспорт и формирование лицензионной политики