Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 20:33, реферат
Северный Кавказ характеризуется широкой и многоотраслевой транспортной инфраструктурой, играющей важную роль не только на Юге России, но и в системе общероссийского и международного разделения труда. Наличие крупных незамерзающих морских портов, развитие Волго-Донской речной системы, транзитных автомобильных и железнодорожных магистралей, соединяющих Центральную Россию, Украину, Поволжье с Закавказьем и Казахстаном, нефте- и газопроводов, имеющих международное значение, широкая сеть авиалиний — все это обеспечило территории Южного федерального округа первенство по разнообразию и насыщенности транспортных средств.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………......……
ХАРАКТЕРИСТКА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА ЮФО…………
Положение автомобильного транспорта ЮФО…..………………...
Важнейшие автотрассы межгосударственного и государственного значения ……………………….……………………………………………......
АНАЛИЗ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА ЮФО.………………......
Густота автомобильных дорог …………………………………
Число собственных легковых автомобилей ………………..
Число автобусов общего пользования…………………..
Структура парка грузовых автомобилей по маркам………………..
Структура парка автобусов по маркам…………………………….
Структура парка легковых автомобилей в собственности граждан…
Перевозки грузов и грузооборот автомобильного транспорта организаций всех видов деятельности……………………………………….
Перевозки пассажиров и пассажирооборот автобусов общего пользования……………………………………………………………………..
Протяженность автомобильных дорог ЮФО………………………
Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием ЮФО
Транспортный потенциал СКФО ……………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кубанский государственный
(ФГБОУ ВПО «КубГУ»)
Кафедра экономической, социальной и политической географии
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Экономическая и социальная география Северного Кавказа»
Автомобильный транспорт региона
Работу выполнила _________
подпись дата
4 курс, географический факультет, специальность – География (ОФО)
Преподаватель,
канд. геогр. наук, доцент _______________________
подпись дата
Краснодар – 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Северный Кавказ характеризуется
широкой и многоотраслевой
В реферате приведены данные до 2009
года, поэтому под «Северным
Основное место в формировании межрегионального обмена ЮФО занимают Краснодарский край, Ростовская и Волгоградская области: на их долю приходится свыше 70% всех отправляемых и 75% прибывших грузов.
В 2003 г. отправление грузов железнодорожным транспортом общего пользования составило 83,5 млн т (в 1998 г. — 56,6 млн т); грузооборот автомобильного транспорта отраслей экономики — 15,5 млн т/км.
Наиболее широко распространённым видом транспорта является автомобильный. Он занимает лидирующее положение по объёму перевозок как грузов, так и пассажиров.
Этому виду транспорта характерен большой охват территории, где он может эксплуатироваться. Вследствие того, что для его экплуатации не обязательно наличие дорожной инфраструктуры (дорог, автостанций). Возможен также такой вариант, при котором а/м транспорт в каком-либо районе эксплуатируется автономно, т.е. может быть не связан непосредственно с а/м инфраструктурой региона или другими видами транспорта.
В целом же а/м транспорт ЮФО можно охарактеризовать как развитый, эффективно работающий. Происходит постоянное обновление автодорожного хозяйства: строятся новые дороги, мосты, объездные и подъездные пути, ремонтируется устаревшая инфраструктура. Ярким примером этого может служить недавно сданная в эксплуатацию новая (высококачественная, скоростная) объездная автодорога вокруг Краснодара.
Непосредственно по территории ЮФО проходит несколько важнейших автотрасс межгосударственного и государственного значения:
1) автотрасса «Дон» (Москва – Воронеж – Ростов-на-Дону – Новороссийск), занимающая по объёму перевозок в России одно из первых мест;
2) автотрасса «М 29» (Ростов-на-Дону – Махачкала – Баку);
3) автотрасса (Волгоград – Ростов-на-Дону);
4) автотрасса (Новороссийск – Сухуми – Тбилиси – Баку);
5) автотрасса (Ростов-на-Дону – Краснодар – Джубга – Сочи) и др.
Существует множество проектов по строительству новых автодорог
(межгосударственных, государственных, региональных) которые могут вывести транспортную отрасль ЮФО на новый уровень развития и эффективности работы.
Однако не всегда под эти проекты у Минтранса имеются денежные средства. Потому их реализация пока ещё остаётся под вопросом. Эксплуатация пригородного и городского транспорта не внушает оптимизма.
Сейчас на городских линиях многих городов региона эксплуатируются уже отработавшие свой ресурс автобусы, троллейбусы, трамваи, микроавтобусы и др. виды общественного транспорта. Если положение не изменится, то через несколько лет на городские линии опустеют. Опять же для помощи общественному транспорту требуются финансовые вложения.
По количеству личного
В различные сезоны нагрузка на транспортную инфраструктуру региона изменяется. В частности, летом количество автотранспортных средств
(особенно на Черноморском
2.АНАЛИЗ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА ЮФО
2.1 Густота автомобильных дорог
Густота автомобильных дорог общего пользования
в регионах ЮФО на начало 2005 г.
Регион |
Км/1 тыс.км² |
Территория, км² |
Республика Северная Осетия - Алания |
286 |
8 000 |
Республика Кабардино-Балкария |
237 |
12 500 |
Республика Адыгея |
208 |
7 600 |
Республика Ингушетия Республика Чечня |
189 |
4 300 |
15 000 | ||
Республика Дагестан |
148 |
50 300 |
Краснодарский край |
143 |
76 000 |
Республика Карачаево-Черкесия |
134 |
14 100 |
Ростовская область |
123 |
100 800 |
Ставропольский край |
113 |
66 500 |
Волгоградская область |
78 |
113 900 |
Астраханская область |
61 |
44 100 |
Республика Калмыкия |
38 |
76 100 |
По густоте автомобильных
Автомобильный транспорт ЮФО обслуживает не только внутрирегиональные перевозки, но и межрегиональные, а так же международные. Через территорию округа проходит ряд общегосударственных магистралей: Ростов – Баку, Военно – Грузинская и Военно – Сухумская, Ростов – Волгоград, Ростов – Одесса, Волгоград – Астрахань.
Значительное внимание в последние годы уделяется развитию автомобильных дорог. Осуществляется «Программа совершенствования и развития сети автомобильных дорог Северного Кавказа», которая является составной частью общероссийской национальной программы «Дороги России XXI века». Идет реконструкция автомагистрали «Дон»: строители в ближайшие годы должны выполнить работы обшей стоимостью 7,5 млрд руб. Будет построено 17 мостов, переустроено 82 линии электропередач, переложено 112 км коммуникаций.
В Республике Северная Осетия-Алания начато осуществление программы развития транспортной инфраструктуры транзитного и международного значения. Речь идет о проекте «Южные ворота», который предусматривает строительство и реконструкцию Транскавказской и Военно-Грузинской дорог федерального значения, многосторонних пунктов пограничного пропуска и т. д.
Из года в год растет количество автотранспорта, находящегося в личном владении населения Юга России. Об этом наглядно свидетельствуют следующие данные:
2.2 Число собственных легковых автомобилей
Число собственных легковых автомобилей на 1000 человек населения
(на конец года; штук)
По числу собственных легковых автомобилей на 1000 человек населения за 2008 год два субъекта имеют показатель выше всероссийского: Краснодарский край и республика Адыгея. Наименьший показатель в республиках Дагестан и Чеченской. В целом наблюдается положительная динамика имеющихся в собственности автомобилей.
За последние 30 с лишним лет ситуация с обеспеченностью населения регионов Юга России автомобильным транспортом существенно изменилась.
Во-первых, многократно возросла их численность на 1000 чел. населения: в Адыгее, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Северной Осетин-Алании, Краснодарском крае, Ставропольском крае, Волгоградской области, Астраханской области, в Ростовской области. Во-вторых, наблюдается существенный разрыв в обеспеченности транспортом населения между регионами. Например, в Дагестане она втрое ниже, чем в Адыгее, в Ингушетии вдвое ниже, чем в Северной Осетии-Алании. В то же время в 1970 г. этот разрыв был значительно ниже.
2.3 Число автобусов общего пользования
Число автобусов общего пользования на 100 000 человек населения
(на конец года; штук)
Анализ таблицы показывает, что число автобусов общего пользования на 100 000 человек населения в России с 1995 года до 2008 года снизился вдвое. Такая же тенденция существует в целом по ЮФО, в республике Калмыкия этот показатель снизился на 92 единицы.
2.4 Структура парка грузовых автомобилей по маркам
Структура парка грузовых автомобилей по маркам в 2008 г.
(на конец года; в процентах)
Как показал анализ, наибольший процент использования грузовых автомобилей принадлежит марке ГАЗ и в России, и в ЮФО.
2.5 Структура парка автобусов по маркам
Структура парка автобусов по маркам в 2008 г.
(на конец года; в процентах)
В таблице, показывающей структуру парка автобусов, по маркам в 2008 г так же по процентному соотношению лидирует ГАЗ, наименьший процент соответствует марке ЗИЛ.
2.6 Структура парка легковых автомобилей в собственности граждан по маркам