Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 13:57, реферат
Автомобильный транспорт – одна из важнейших отраслей народного хозяйства. В современных условиях дальнейшее развитие экономики немыслимо без хорошо налаженного транспортного обеспечения. От его чёткости и надёжности во многом зависят трудовой ритм предприятий промышленности, строительства и сельского хозяйства и т.д.. Наряду с другими видами транспорта он обеспечивает рациональное производство и обращение продукции промышленности и сельского хозяйства, удовлетворяет потребности населения в перевозках.
Автомобильный транспорт – одна из важнейших отраслей народного хозяйства. В современных условиях дальнейшее развитие экономики немыслимо без хорошо налаженного транспортного обеспечения. От его чёткости и надёжности во многом зависят трудовой ритм предприятий промышленности, строительства и сельского хозяйства и т.д.. Наряду с другими видами транспорта он обеспечивает рациональное производство и обращение продукции промышленности и сельского хозяйства, удовлетворяет потребности населения в перевозках.
Производственное значение транспорта определяется объективной потребностью перемещения груза от места производства к месту потребления.
Главной задачей транспорта
является своевременное, качественное
и полное удовлетворение потребностей
народного хозяйства и
В то же время следует
отметить, что современное состояние
автомобильного транспорта страны не
позволяет в достаточной мере
выполнять стоящие перед ним
задачи. Во многом это связано с
несогласованностью экономических
интересов отрасли и
У автотранспорта, как и у других видов транспорта, много острых проблем. В основном они связаны не с работой АТП, а с несовершенством законодательной системы.
Пожалуй, самая серьезная проблема, которая сегодня затронула практически все это несовершенство налогового законодательства. Речь идет о том, что мелкие и крупные автопредприятия поставлены сегодня в далеко не равные условия.
Малые предприятия, у которых не более двадцати единиц подвижного состава, переведены на уплату единого налога на вмененный доход. Это около десяти тысяч в год на каждый автомобиль плюс экономия на едином социальном налоге, а также налоге на имущество и других. Причем частные предприниматели работают с живыми деньгами, зачастую без всякого контроля и издержек.
С другой стороны, достаточно
крупное и легальное АТП
Взять, к примеру, налог
на имущество. Обычное предприятие
платит налог со своих основных производственных
фондов. А транспортные предприятия
с этих фондов платят еще и транспортный
налог. При этом надо учесть, что
ставки транспортного налога в некоторых
областях по основному подвижному составу
предприятий увеличены
Кроме того, льгот для автотранспортного предприятия ни по налогу на имущество, ни по транспортному налогу не предусмотрено. Это означает, что с одного заработанного отдают до 35 копеек. При этом следует учесть весьма серьезные факторы, которые довольно негативно влияют на производственную деятельность транспортников. Речь прежде всего идет о дефиците оборотных средств, неуклонном и даже набирающем обороты росте цен на топливо, запасные части, автомобильную резину и прочие материалы, а также постоянно растущих ценах на коммунальные услуги.
Нетрудно догадаться, к чему приводит подобный «перекос». Частный перевозчик, у которого нет обслуживающего персонала, больших накладных расходов и налогового бремени, по сути, сбивает цены. Чтобы не потерять заказчика, автотранспортным предприятиям приходится снижать тарифы. А это в конечном итоге означает работу в убыток. Например, перевозка тонны груза на 20 километров по государственным расценкам оплачивается 59. А реальная себестоимость перевозки – 75.
Автомобильный бизнес в сфере транспорта экономически и профессионально является наиболее доступным, а допуск операторов на транспортный рынок осуществляется, во многом на регистрационной основе, поэтому конкуренция их нередко носит демпинговый1 характер, а рентабельность коммерческих автомобилей во многих случаях оказывается недостаточной для обновления подвижного состава, обеспечения требований безопасности и повышения качества услуг.
Коммерческие перевозчики в ряде случаев теряют рынок и несут убытки в результате свободного выхода на него нетранспортных организаций, а потребители транспортных услуг при этом не получают достаточно надёжного и качественного транспортного обслуживания.
Значительная часть рынка
автомобильных перевозок
Особый вопрос – это
устрашающие темпы
Сегодня ежегодно прибавляется по 2 млн. автомобилей в год (8-10%). При этом усиливается вредное воздействие автомобилей на окружающую среду, усложняются вопросы безопасности дорожного движения, снижается пропускная способность дорог, увеличивается потребление топлива и т. д.
В настоящее время в
крупных городах участники
В итоге автомобильные пробки приобрели статус одной из наиболее острых проблем крупных городов.
Проблема автомобилизации – это, конечно, не только проблема автомобиля. Это и развитие дорог, и повышение качества топлива, и переход на альтернативные энергоносители, и опережающее развитие общественного транспорта. Мы должны осознать проблему автомобилизации как общенациональную.
Эту проблему можно решить, только приобщая население к общественному транспорту. Но перед тем, надо улучшить состояние последнего.
Как и в развитых зарубежных странах на решение этой проблемы и связанных с ней задач должна быть ориентирована система целей модернизации автотранспортной подсистемы.
Естественно, в ныне сложившихся условиях не все, что характерно для зарубежного автомобильного транспорта, может быть использовано, особенно в части инвестиционной политики и деятельности. Но то, что касается правовых аспектов регулирования работы автотранспортной отрасли, должно быть учтено в первую очередь. Мы до сих пор не располагаем современным законом о транспортной деятельности: все, что имеется в арсенале АТП, – это нормативная база 60-80-х годов.
Еще одна из наиболее актуальных проблем автотранспорта – негативное воздействие на состояние окружающей среды и здоровье населения.
Автотранспорт приводит к образованию твердых отходов, загрязнению воздуха и почвы, захламлению больших территорий, вибрации, электромагнитным излучениям, отчуждению земель под строительство объектов транспортной инфраструктуры и хранению автотранспортных средств, соответствующим ландшафтным изменениям, загрязнению природных сред, связанному с авариями при транспортировке опасных грузов и т.д.
По экспертным оценкам, выбросы
вредных веществ
Вот почему нужно стимулировать создание безопасных, экологически чистых и экономичных автомобилей. Для этого надо задействовать все возможности сертификации, стандартизации, других систем установления и контроля требований к автомобилям. Одновременно необходимы экономические механизмы продвижения новых моделей на рынок, создание платежеспособного спроса на них.
Еще одна, остро стоящая на автотранспорте проблема – это транспортная безопасность.
Безопасность дорожного движения – это комплексный вопрос, и его успешное решение во многом зависит от скоординированности действий органов исполнительной власти, подразделений Госавтоинспекций, предприятий транспортно-дорожного комплекса, образовательных, медицинских учреждений, общественных образований.
Сегодняшний уровень такого взаимодействия не позволяет кардинально изменить положение с аварийностью в стране.
Все большее распространение получает сознательное невыполнение требований основного закона автомобилистов – Правил Дорожного движения. Половина дорожно-транспортных происшествий совершена лицами без водительских прав или не имеющими соответствующей категории. Каждое пятое нарушение – водителями транспортных средств в состоянии алкогольного опьянения.
Каждое второе происшествие совершается водителями автобусов, принадлежащих физическим лицам. Эти данные говорят об отсутствии системы государственного контроля над обеспечением безопасности пассажирских перевозок.
Принижено значение линейного контроля над работой водителей. Многочисленные факты превышения норм вместимости автобусов, несоблюдение графиков движения (отсюда переполнение автобусов и превышение скорости) и даже управление автобусами в нетрезвом состоянии.
Международные автомобильные
перевозки, являясь наиболее прибыльными,
представляют собой один из самых
привлекательных для
Сложная ситуация сейчас складывается и на пассажирском транспорте, когда расходы от перевозок пассажиров на маршрутных автобусах увеличиваются, в первую очередь от подорожания топлива и запасных частей, а доходы при этом снижаются. Ухудшается ситуация с обслуживанием пассажиров, особенно на сельских пригородных маршрутах, так как в связи с уменьшением пассажиропотока и отсутствием дотаций из бюджетов, автотранспортники уменьшают количество автобусов на маршрутах, а в отдельных случаях и уходят с них.
Остается по-прежнему практически
без контроля рынок нерегулярных
перевозок пассажиров. Сидения в
автобусах переоборудуются под
спальные места, используются прицепные
тележки для перевозки грузов,
а также вносятся другие конструктивные
изменения неоформленные
Исходя из вышеизложенного, к сожалению, можно констатировать, что положение дел на внутренних перевозках грузов и пассажиров автомобильным транспортом находится в сложном состоянии. Сложившаяся ситуация требует принятия незамедлительных мер по государственному регулированию рынка автотранспортных услуг.
В качестве таких механизмов законодательного регулирования выступают системы лицензирования и допуска перевозчиков на рынок транспортных услуг, т.е. обеспечение качественных условий выхода на рынок, формирования производственной и коммерческой деятельности. Законодательное регулирование на основе лицензирования должны определять правила и порядок допуска на рынок автотранспортных услуг, в том числе допуска на коммерческие маршруты и правила осуществления деятельности на них, создавать механизм контроля за выполнением законодательства в области автомобильного транспорта, обеспечивать выполнение автоперевозчиками установленных стандартов при осуществлении перевозочного процесса и технической эксплуатации транспортных средств.
Законодательное регулирование в сфере автомобильного транспорта не приведено к условиям рыночных отношений, что порождает и способствует той ситуации, которую мы наблюдаем при перевозках пассажиров и грузов. Лицензирование же, в настоящее время по большинству видов автотранспортных услуг ликвидировано, а по оставшемуся установлено не в полном объеме и без учёта стандартов качества транспортного процесса.
В то же время, проводимая сегодня политика Минэкономразвития по либерализации допуска на рынок автотранспортных услуг, не учитывает опыта развитых стран, которые в большинстве своём вернулись к жесткой регламентации транспортных услуг, а также сложнейшее состояние отечественного автотранспортного рынка, что в конечном итоге может привести к ещё большим потерям государства и не только в финансовом плане, но самое главное потерям здоровья и жизни граждан на дорогах. И это наглядно показывает состояние дорожно-транспортной безопасности.
Дорожно-транспортный травматизм
имеет далеко идущие последствия
для отечества, так как нарастающая
тенденция в стране с демографической
проблемой представляет прямую угрозу
жизнедеятельности и
Высокий износ автомобилей становится основной причиной загрязненности окружающей среды, аварийности и огромных транспортных издержек. Наряду со «стареющим» подвижным составом в дорожном движении появились новые автомобили иностранного производства с высокими динамическими и тормозными характеристиками. В транспортном потоке увеличивается неравномерность скоростей движения, что приводит к увеличению ДТП, связанных с обгоном, маневрированием, резким торможением, выездом на полосу встречного движения, наездом на пешеходов, различные опасные препятствия.