Авторское право в России за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 09:37, реферат

Описание работы

Защита авторских прав принадлежит к числу наиболее сложных проблем, имеющих непреходящую научную и практическую значимость.
В основу работы положен анализ Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», новейшее законодательство и работы как классиков авторского права, так и современных российских правоведов.

Содержание работы

Введение
Понятие, объекты, субъекты и основные положения авторского права.
Защита авторских прав
Формы защиты авторских прав.
Юристдикционная форма.
Неюрисдикционная форма.
Способы защиты
понятие способов защиты авторских прав;
гражданско-правовой способ;
уголовная ответственность;
III. Международное законодательство и охрана авторских прав за рубежом.
Заключение

Файлы: 1 файл

Авторсоке право реферат.docx

— 47.10 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Владимирский государственный университет

 

Кафедра автомобильного транспорта

 

Реферат

По теме: « Авторское право в России за рубежом»

 

 

 

 

Выполнил: ст. гр. АТм 113

Кокарев О.П.

  Проверила: доцент

Тимофеева С.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владимир 2013

План

Введение

  1. Понятие, объекты, субъекты и основные положения авторского права.
  1. Защита авторских прав

  1. Формы защиты авторских прав.
    • Юристдикционная форма.
    • Неюрисдикционная форма.
  1. Способы защиты
    • понятие способов защиты авторских прав;
    • гражданско-правовой способ;
    • уголовная ответственность;

 III.        Международное законодательство и охрана авторских прав за рубежом.

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Защита авторских прав принадлежит к числу наиболее сложных проблем, имеющих непреходящую научную и практическую значимость.

В основу работы положен анализ Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», новейшее законодательство и работы как классиков авторского права, так и современных российских правоведов.

  До  принятия Закона РФ «Об авторском  праве и смежных правах» споры, связанные с созданием и использованием  объектов авторского права,  рассматривались, как правило, только в судах  общей юрисдикции. Связано это  было с тем, что старое законодательство - ГК РСФСР 1964 г. - не предусматривало  наличия у автора исключительных  прав на использование  произведения  и, следовательно, возможности передачи  таких прав юридическому лицу. Авторы, в соответствии с Типовыми  авторскими договорами, которые  утверждались    министерствами  и ведомствами, самих авторских  прав юридическим лицам не  передавали, они только давали  разрешения на использование  произведений государственным издательствам, театрам, киностудиям и другим  организациям. При этом советским  законодательством фактически было  легализовано интеллектуальное  пиратство, то есть бездоговорное  использование  произведений практически  во всех сферах. Так, например, Постановлением Совета  Министров РСФСР  "О ставках авторского вознаграждения на издание произведений науки, литературы  и искусства" от 19  декабря 1988 г. No. 532 было определено, что "бездоговорное издание произведений в тех случаях, когда заключение договора является обязательным,  оплачивается по    максимальным ставкам авторского вознаграждения,   установленным настоящим постановлением за данный вид использования".

  Наличие  в законодательстве  такого  положения  порождало  на практике  появление  на  печатном  рынке бывшего  СССР двух и более аналогичных  изданий. Одно государственное издательство  соблюдало авторские права, заключая  с автором договор по типовой  форме, а другое  - нарушало права  автора  (причем  только автора, а не издательства, с которым  автор заключил договор).  Нарушитель  нес ответственность лишь только  в виде  взыскания с него  гонорара в пользу автора по  максимальным ставкам,    установленным  Правительством РСФСР.

  С  принятием  9 июля  1993 г. Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" ситуация в России принципиально изменилась.

   В Законе появились положения,  устанавливающие,  что автору  в отношении его произведения  принадлежат  исключительные права  на использование произведения в любой   форме и любым способом. Использование произведений  стало  возможным  не  по разрешению автора, а только путем передачи прав  на использование произведений пользователю (юридическому или физическому лицу-предпринимателю) по авторскому договору.

 

I. Понятие, объекты, субъекты и общие положения авторского права.

Авторское право  в объективном смысле – это совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства. Установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей. Под защитой же авторских прав мы будем понимать «совокупность мер, направленных на восстановление и признание этих прав при их нарушении или оспаривании». Действующее законодательство содержит достаточно  подробную регламентацию видов, форм, средств и способов защиты авторских прав. К сожалению, не все возможности, заложенные в нормах права, реализуются на практике.

Субъектами права на защиту являются, прежде всего, сами авторы произведений науки, литературы и искусства, а также их наследники и иные правопреемники. При жизни автора, по общему правилу, только сам автор или его уполномоченный представитель может выступать с требованием о защите нарушенных или оспариваемых авторских прав. Если автор опубликовал свое произведение анонимно или под вымышленным именем, в защиту его прав и охраняемых законом интересов может выступать издательство, иной пользователь произведения или организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе. На основании ст. 41 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР иск в интересах автора может быть заявлен прокурором. Права на произведения, созданные несколькими соавторами, могут защищаться всеми ими сообща или каждым из них в отдельности.

После смерти автора требования, вытекающие из нарушения его авторства, неправильного указания имени автора, неприкосновенности произведения могут быть заявлены наследниками автора, лицом, на которое автор в своем завещании возложил охрану своих произведений после смерти, а также авторско-правовой организацией или прокурором. Нарушения, затрагивающие имущественные права наследников, дают последним право на защиту своих имущественных интересов.

Если автор или его наследники по авторскому договору о передаче исключительных прав переуступили свои права на использование произведения третьему лицу (издательству, театру, студии и т.д.), защита нарушенных прав в соответствии со ст. 30 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» возлагается на это лицо. Однако если лицо, которому переданы исключительные права, не осуществляет их защиту, автор или его наследники могут защищать нарушенные права самостоятельно. В том случае, когда автором или его наследниками заключен авторский договор о передаче неисключительных прав, право на их защиту сохраняется за автором или его наследниками, если только в самом договоре не предусмотрено иное. Имущественные права авторов, исполнителей, производителей фонограмм и иных обладателей, смежных прав, которые передали полномочия на коллективное управление ими специально созданным для этого организациям, защищаются этими организациями. Поскольку исключительные права на использование произведения, созданного в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя, принадлежат в силу ст. 14 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях, если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное, это лицо по общему правилу и управомочено на защиту нарушенных прав.

Нарушителем авторских и смежных прав является любое физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», Закона РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» и иных законодательных актов, регулирующих авторские и смежные с ними отношения. Нарушение авторских и смежных прав может произойти как в рамках авторского договора, так и вне рамок заключенных договоров. Если нарушены условия договора о передаче авторских или смежных прав, применяются санкции, предусмотренные договором. При внедоговорном нарушении авторского права, а также тогда, когда в договоре не указаны конкретные санкции, потерпевший может воспользоваться теми мерами защиты, которые установлены действующим законодательством.

 

ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ. ФОРМЫ ЗАЩИТЫ.

 

Защита авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты. Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов3. Различают две основные формы защиты — юрисдикционную и неюрисдикционную.

Юрисдикционная форма защиты есть деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых субъективных авторских и смежных прав. Суть ее выражается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, например, в суд, в третейский суд, в вышестоящий орган и т. п., которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения.

В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяются общий и специальный порядки защиты нарушенных авторских и смежных прав. По общему правилу, защита авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов осуществляется в судебном порядке. Основная масса авторско-правовых споров рассматривается районными, городскими, областными и иными судами общей компетенции. Если обоими участниками спорного правоотношения являются юридические лица, возникший между ними спор относится к подведомственности арбитражного суда. По соглашению участников авторского правоотношения спор между ними может быть передан на разрешение третейского суда. В качестве средства судебной защиты авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов выступает иск, т. е. обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношения, с другой стороны. Судебный, или, как его еще называют, исковой порядок защиты применяется во всех случаях, кроме тех, которые прямо указаны в законе.

Если авторское и смежное право нарушено или оспорено, суд обязан принять и рассмотреть по существу исковое заявление. Так, народный судья Октябрьского района г. Ростова – на - Дону отказал Н. в приеме искового заявления об устранении нарушений его авторских прав, сославшись на то, что авторское правомочие, в частности право на неприкосновенность, не было нарушено, а вопросы, связанные с определением тиража издания и его качества, суду не подведомственны. Президиум Ростовского областного суда удовлетворил протест заместителя председателя Верховного Суда РСФСР об отмене судебных постановлений и о направлении дела на новое рассмотрение. При этом было указано, что Н. ссылался в своем иске на сокращение текста книги, что является нарушением авторских прав. Данный вопрос не может быть разрешен судьей единолично при приеме искового заявления, без рассмотрения дела в судебном заседании 4.

По общему правилу, иск заявляется по месту нахождения ответчика (ст. 117 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР), однако по соглашению сторон территориальная подсудность дела может быть изменена (ст. 120 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР).

На требования, вытекающие из нарушения личных неимущественных авторских прав, не распространяется действие исковой давности. Иски, связанные с нарушением имущественных прав и интересов, могут быть заявлены в течение трех лет со дня, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

 

Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным или иным компетентным органам. Разумеется, в данном случае имеются в виду лишь законные средства защиты, которые следует отличать от произвольных самоуправных действий, запрещенных законодательством. Типичным примером таких допускаемых законом средств самозащиты выступают в гражданском праве действия, совершаемые в порядке необходимой обороны и крайней необходимости. В рассматриваемой области спектр неюрисдикционных мер защиты достаточно узок и по сути дела сводится к возможности отказа совершить определенные действия в интересах неисправного контрагента, например, отказаться от внесения в произведение изменений и дополнений, не предусмотренных авторским договором, либо к отказу от исполнения договора в целом, например, в случае его недействительности.

Наибольшую практическую значимость и эффективность среди названных форм и видов защиты имеет гражданско - правовая защита авторских и смежных прав, реализуемая в рамках юрисдикционной формы. Она обеспечивается применением предусмотренных законом способов защиты.

 

2. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ СПОСОБ ЗАЩИТЫ  АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ

 

Еще раз обозначим, что под способами защиты авторских и смежных прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя. Новое авторское законодательство предоставляет потерпевшим достаточно широкий спектр способов защиты, ряд из которых предусмотрен законодательством впервые.

Прежний ГК РСФСР в ст. 6 содержал следующий ряд способов защиты гражданских прав:

    1. признание этих прав;
    2. восстановление положения, существовавшего до  нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право;
    3. присуждение к исполнению обязанности в натуре;
    4. прекращение или изменение правоотношения;
    5. взыскание с нарушителя убытков, а в случаях предусмотренных законодательством, - неустойки (штраф, пени) и др.

Информация о работе Авторское право в России за рубежом