Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 22:13, курсовая работа
Другим видом расчета является определение динамических и топливно-экономических показателей уже спроектированной машины, когда все
конструктивные параметры известны. Этот расчет является поверочным и
выполняется с целью уточнения полученных показателей. Выполнение тягового и топливно-экономического расчета аналогично проектировочному.
Целью данной курсовой работы является расчет исходных параметров, тягового баланса, топливно-экономических и тормозных характеристик по некоторым исходным данным.
Введение
1 Расчет исходных параметров автомобиля
1.1. Расчет полной и сцепной масс автомобиля
1.2. Подбор шин и расчет радиуса качения
1.3. Расчет мощности и построение скоростной
характеристики двигателя
1.4. Расчет передаточного числа главной передачи автомобиля
1.5. Расчет передаточного числа I передачи коробки передач
1.6. Расчет передаточных чисел промежуточных передач
2. Тяговый расчет автомобиля
2.1. Расчет и построение графика тягового баланса автомобиля
2.2. Расчет и построение графика баланса мощности автомобиля
2.3. Расчет и построение графика динамического фактора
2.4. Расчет и построение графика ускорений
2.5. Расчет и построение графика времени разгона
2.6. Расчет и построение графика пути разгона
3. Топливно-экономический расчет автомобили
4. Расчет и построение тормозных характеристик автомобиля
4.1. Расчет тормозного пути при экстренном торможении
Литература
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики
Институт сервиса
и бытовой техники
Кафедра «Автосервис»
К У Р С О В О Й П Р О Е К Т
По АВТОТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВАМ
Работу выполнил:
студент группы (специальности)
№ 2307.12, 4 курса,
Заочного отделения
Работу проверил:
к.т.н., доцент кафедры
«Автосервис»
Санкт-Петербург
2013г.
Содержание
Введение
1 Расчет исходных параметров автомобиля
1.1. Расчет полной и сцепной масс автомобиля
1.2. Подбор шин и расчет радиуса качения
1.3. Расчет мощности и построение скоростной
характеристики двигателя
1.4. Расчет передаточного числа главной передачи автомобиля
1.5. Расчет передаточного числа I передачи коробки передач
1.6. Расчет передаточных чисел промежуточных передач
2. Тяговый расчет автомобиля
2.1. Расчет и построение графика тягового баланса автомобиля
2.2. Расчет и построение графика баланса мощности автомобиля
2.3. Расчет и построение графика динамического фактора
2.4. Расчет и построение графика ускорений
2.5. Расчет и построение графика времени разгона
2.6. Расчет и построение графика пути разгона
3. Топливно-экономический расчет автомобили
4. Расчет и построение тормозных характеристик автомобиля
4.1. Расчет тормозного пути при экстренном торможении
Литература
ВВЕДЕНИЕ
В курсе теории автомобиля
тяговый и топливно-
является одним из важнейших разделов.
Этот расчет позволяет по некоторым заданным параметрам определить остальные конструктивные и эксплуатационные параметры автомобиля и его динамические и топливно-экономические свойства. Такой расчет является проектировочным и производится для автомобиля, существующего лишь в проектном задании.
Другим видом расчета является определение динамических и топливно-экономических показателей уже спроектированной машины, когда все
конструктивные параметры известны. Этот расчет является поверочным и
выполняется с целью уточнения полученных показателей. Выполнение тягового и топливно-экономического расчета аналогично проектировочному.
Целью данной курсовой работы является расчет исходных параметров, тягового баланса, топливно-экономических и тормозных характеристик по некоторым исходным данным.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСХОДНЫХ ПАРАМЕТРОВ
АВТОМОБИЛЯ
Для выполнения тягового и топливно-экономического расчета автомобиля необходимо знать или определиться с рядом конструктивных и эксплуатационных параметров автомобиля. Они должны быть заданы полностью или частично в качестве технического задания. Исходные данные берем соответственно имеющемуся варианту.
Вариант 16.
Грузовой самосвал,
Грузоподъемность, кг – 4250;
Максимальная скорость, м/c – 22,2;
Удельный расход топлива, г/кВт*ч – 365;
Число передач – 4;
Колесная формула – 4*2
Задача расчета: исходя из заданной грузоподъемности, типа автомобиля, его колесной формулы рассчитать снаряженную (m0), полную (mа) и сцепную (mсц) массы автомобиля.
Снаряженную массу автомобиля m0 определяют по формуле:
m0=G/K=
где G- грузоподъемность 5500кг, К – коэффициент использования массы автомобиля; можно при-
нять для грузовых автомобилей: при G >5000 кг, КГ = 1,0…1,3;
при G =1000…5000 кг, КГ = 0,5…1,0;
при G <1000 кг, КГ = 0,25…0,5;
Полную массу автомобиля mа находят по формулам для грузовых автомобилей:
mа= m0+ G+mч*(z+1)+mб=
где m0 – снаряженная масса автомобиля, кг; G – грузоподъемность автомобиля, кг; z – число мест пассажиров; mч - масса водителя и пассажира (принимают 75 кг); mб - масса багажа, кг. Массу багажа водителя и пассажира грузовых автомобилей принимают 5
кг.
По определению, сцепной массой mсц называется масса, приходящая на ведущие колеса. Если автомобиль со всеми ведущими колесами, то выполняется условие mсц = mа, в противном случае на ведущие колеса приходится только часть от полной массы автомобиля. Даная грузоподъемность зависит от коэффициента нагрузки на ведущую ось (или оси) в статическом положении и коэффициента перераспределения нагрузки при движении, т.е для автомобилей с задней ведущей осью:
mсц = mа*λk2=
где λk2 – коэффициент загрузки задней оси автомобиля для грузового автомобиля с колесной формулой 4*2 равен 0,65…0,75.
Задача расчета: рассчитать нагрузку, приходящуюся на колесо (наиболее нагруженное) и основываясь на технические характеристики шин, выбрать модель шины.
Для расчета нагрузки, приходящейся на одно колесо используем значение сцепной массы mсц, тогда:
Yk2= (λk2* λkg* mа)/zш=3883,074 кг
где λk2 – коэффициент нагрузки на заднюю ось в статическом положении автомобиля; λkg = 1,1…1,3 – коэффициент увеличения нагрузки на заднюю ось при движении автомобиля; zш – число шин на оси.
Соответственно, индекс
несущей способности для
сти движения автомобиля по ГОСТ 5513 – 97. Диагональная шина, 12,00 – 24 (в дюймах).
Основным размером, используемым при расчетах, является радиус колеса, катящегося без скольжения rк . Он занимает промежуточное положение между свободным радиусом rсв и статическим rст. С достаточной для практических целей точностью он может быть рассчитан по выражению:
rк=λш* rсв=0,54 м
где λш = 0,95…0,97 – коэффициент деформации, зависящий от типа, размера и модели шин.
Если известно обозначение шины, то радиус колеса можно определить по следующему выражению:
rсв=0,001*(d/2+0.85*B)=0.56 м
где d – посадочный диаметр обода колеса, м; В – ширина профиля, м; 0,85 – отношение высоты профиля к ширине (Н/В).
двигателя.
Задача расчета: Рассчитать необходимую мощность двигателя для обеспечения движения автомобиля с заданной максимальной скоростью, а также параметры внешней скоростной характеристики двигателя и построить график.
Двигатель подбирают исходя из условия равномерного движения с заданной максимальной скоростью vмах по дороге с асфальтобетонным покрытием, исходя из уравнения баланса мощности :
N vмах=(ma*g* ψ* vмах)/1000ηтр + (k*F* vмах 3)/ 1000ηтр=
где ma – полная масса автомобиля, кг;
ψ – коэффициент сопротивления дороги для заданных условий можно
принять, ψ = 0,015…0,02;
ηтр – коэффициент полезного действия трансмиссии автомобиля, который находится в пределах: у грузовых автомобилей малой и средней грузоподъемности ηтр =0,88…0,92; у грузовых автомобилей большой грузоподъемности ηтр=0,85…0,88; у легковых автомобилей ηтр = 0,95…0,98;
k – коэффициент обтекаемости, Н·с2/м4 (для грузовых автомобилей
можно принять k = 0,5…0,6; для легковых автомобилей k = 0,3…0,46) [8];
vмах – максимальная скорость, м/с; F - лобовая площадь автомобиля, м2.
Входящая в выражении площадь лобового сопротивления F может быть определена по технической документации, а при ее отсутствии приближенно по выражению:
F = c × B× H
где В и Н - наибольшие ширина и высота автомобиля, соответственно,
м; с - коэффициент заполнения площади: для лекговых автомобилей с = 0,78...0,8; для грузовых с = 0,75...0,9 (большие значения принимаются для более тяжелых автомобилей).
Для грузового автомобиля грузоподъемностью от 5,0 до15,0 площадь Н*В 6,5…9,0 м2
Максимальная мощность двигателя рассчитывается:
Nmax=(1.04…1.10)* N vмах=
Частота вращения вала при максимальной мощности nN, для современных бензиновых двигателей грузовых автомобилей составляет 3000...3700 об/мин, дизельных – 2000…2400 об/мин, а для легковых автомобилей с бензиновым двигателем - 3000…5200 об/мин; с дизельным двигателем – 3000…4800 об/мин.
Номинальное значение частоты вращения коленчатого вала nN принимаем исходя из выше изложенных данных.
Максимальная частота вращения вала двигателя определяется из со-
отношения:
nmax=nvmax=(1.10…1.20)* nN=2200
Определив таким образом максимальную мощность двигателя Nmax и мощность при максимальной частоте вращения вала или при максимальной скорости движения автомобиля Nvmax, а также частоту вращения и при Nmax и Nvmax, можно, пользуясь существующими формулами, получить точки для построения кривой внешней характеристики двигателя проектируемого автомобиля. Используя формулу профессора Хлыстова определяем значения мощности и крутящего момента при различных частотах вращения коленчатого вала бензинового двигателя и строим внешнюю скоростную характеристику.
Для дизельного двигателя:
Ne = Nmax*(n/ nN) (α1+ α2*n/ nN – (n/ nN )2)
где n - текущие значения частоты вращения вала двигателя, при которых определяется мощность, α1=0,5; α2=1,5 – постоянные коэффициенты для двигателей.
Крутящий момент двигателя Мe,(Нм) определить при тех же значениях частоты вращения вала n из соотношения:
Мe=9550* Ne/n
где n – текущие значения частоты вращения вала двигателя, при которых определяется мощность, об/мин.
Результаты расчета сводятся в таблицу 1. По полученным данным строится внешняя скоростная характеристика двигателя Ne = f(ne), Мe =f(ne).
Для построения графика требуется выбрать не менее 7…8 точек. Минимальную частоту вращения коленчатого вала nmin для бензинового двигателя следует брать из предела 800...900 об/мин, для дизельного 600…700 об/мин. Остальные промежуточные точки значений частоты вращения коленчатого вала Δi (т.е. Δ1, Δ2… Δi) определяют по упрощенной формулировке:
Δj=(nN - nmin)/j
где i – количество промежуточных точек значений частоты вращения
коленчатого вала; (если всего выбрано 7-мь точек значений (n), то количество промежуточных точек (i) до nN включая nmin будет равняться i = 5, см.
По данным строят графики внешней характеристики двигателя Nе= f(n) и Ме = f(n).
Таблица 1
Задача расчета: определить передаточное число главной передачи. Скорость движения автомобиля V может быть выражена через число оборотов в минуту двигателя n следующей формулой:
V=0.105rr*n/i0*ik
V – скорость автомобиля, м/с; rk – радиус качения колеса, м; n – частота
вращения вала двигателя, об/мин; i0 – передаточное число главной передачи; ik – передаточное число коробки передач.
Значение i0 определяют из условия движения автомобиля с заданной максимальной скоростью Vmax на прямой передаче коробки передач, т.е. при
Ik=1; где V – скорость автомобиля, м/с:
i0 =0.105rk*nmax/ Vmax=
Задача расчета: определить передаточное число на первой передаче ik1
при движении автомобиля по дороге соответствующий коэффициенту сопротивления ψ.
Передаточное число на I передаче ik1 определяют из условия движения по
наиболее тяжелой дороге при коэффициенте сопротивления ψ. Из уравнения тягового баланса известно, что при этих условиях движения Рk= Р˰ψ т.е.:
ik1=(rk*ma*g* ψ)/(Memax*i0* ηтр)
Здесь Мemax – максимальный крутящий момент двигателя, Н·м; коэффициент сопротивления дороги ψ для грузовых автомобилей 0,35…0,40.
Но для того чтобы передаточное число на I передаче обеспечивало возможности движения без буксования по сухой дороге с достаточно высоким коэффициентом сцепления φ = 0,65…0,80, необходимо произвести проверку этого передаточного числа ik1 по сцеплению:
iксц=(rk*mсц*g* φ)/( Мemax*i0* ηтр) =