Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 18:40, курсовая работа
Блок цилиндров относится к классу, корпусных деталей с толстыми стенками ,,. Блок цилиндров у ЗИЛ 131 с жидкостным охлаждением представляет собой отливку коробчатой формы. Конструкция блок цилиндров должна быть технологичной, обладать необходимой прочностью и жесткостью, хорошо отводить теплоту, быть удобной для монтажа, осмотра и регулировки расположенных на двигателе и внутри его механизмов. Кроме того, блок цилиндров должен иметь минимальные размеры и массу. Верхняя часть отливки является блоком цилиндров, а нижняя картером.
1 РАСЧЕТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Исследовательская часть
Блок цилиндров относится к классу ,, корпусных деталей с толстыми стенками ,,. Блок цилиндров у ЗИЛ 131 с жидкостным охлаждением представляет собой отливку коробчатой формы. Конструкция блок цилиндров должна быть технологичной, обладать необходимой прочностью и жесткостью, хорошо отводить теплоту, быть удобной для монтажа, осмотра и регулировки расположенных на двигателе и внутри его механизмов. Кроме того, блок цилиндров должен иметь минимальные размеры и массу. Верхняя часть отливки является блоком цилиндров, а нижняя картером. К верхней плоскости отливки крепится на шпильках или болтами головка цилиндров, к обработанной части передней торцевой плоскости крепится крышка распределительных шестерен, а к задней – картер моховика. В стенках блок – картера расположены каналы для подвода масла к трущемся поверхностям деталей и отверстия для установки подшипников распределительного вала. На наружных поверхностях стенок блок – картера имеются обработанные площадки для крепления различных механизмов и агрегатов. В верхней части блока цилиндров предусмотрены вертикальные расточки цилиндров, в которые вставляют гильзы цилиндров. Пространство между внутренними стенками блок – картера и наружной поверхностью цилиндра (гильзы) называют водяной рубашкой, оно заполнено охлаждающей жидкостью. Водяная рубашка блок – картера соединена с водяной рубашкой головки цилиндра посредством водоперепускных отверстий. Нижняя часть блок – картера имеет поперечные перегородки, количество которых равно числу коренных упоров коленчатого вала.
Предел прочности при изгибе не менее 360 Мн/м2 (3600 кГ/см2).
Отсутствие трещин и раковин, возможность снятия остаточных напряжений термической обработкой, возможность защиты стенок от коррозии
Их изготавливают у двигателя ЗИЛ – из серого чугуна № 3 НВ 170 … 229.
Заварку ведут после нагрева блока до температуры 600…650 С0, при пайки – сварки нагрев составляет 300…400 С0. Максимальный нагрев не должен превышать 700…750 С0. В противном случае возникает опасность отбела и образование трещин.
- Верхняя плоскость
блока цилиндров должна быть
образованна удалением слоя
- остальная поверхность
Твердость не менее НВ 170…229.
Класс детали – корпусная деталь с толстыми стенками.
Рис.16. Блок цилиндров двигателя ЗИЛ 131:
а – общий вид; б – вид сзади.
Таблица 1 Дефекты блока цилиндров двигателя.
№ |
Дефекты |
Размеры, допустимые без ремонта, мм |
1 |
Пробоины на стенках рубашки охлаждения или картера |
При пробоинах более 150 см2 браковать |
2 |
Износ торцов 1 – го коренного подшипника |
26,95 |
3 |
Трещины и отколы всех видов |
------ |
4 |
Износ нижнего посадочного отверстия под гильзу |
122,09 |
5 |
Износ верхнего посадочного отверстия под гильзу |
125,11 |
6 |
Износ отверстий под толкатели |
25,04 |
7 |
Износ отверстий во втулках
под опорные шейки |
в пределах размера по рабочему чертежу |
8 |
Износ гнезд вкладышей коренных подшипников |
79,54 |
9 |
Износ отверстий под втулки распределительного вала : передняя и промежуточная задняя Повреждение резьбы |
55,56 49,56 |
Условие работы детали при эксплуатации
Трение в верхних и нижних посадочных отверстиях под гильзу, сухое трение, износ верхнего и нижнего посадочных отверстий под гильзу.
Трение в отверстиях под толкатели, жидкостное трение, износ отверстий под толкатели.
Трение в отверстиях под втулки распределительного вала, жидкостное трение, износ отверстия под втулки распределительного вала.
Трение в гнездах вкладышей коренных подшипников, жидкостное трение, износ гнезд вкладышей коренных подшипников.
На блок цилиндров действуют вибрационные, дитанационные, инерционные, тепловые, ударные нагрузки.
Характер деформации,
блока цилиндров в процессе эксплуатации
постоянно деформируется, воспринимает
большие нагрузки, деформация происходит вследствие динамических нагрузок.
Структура металла блока цилиндров, в процессе эксплуатации выражается наиболее часто в снижении твердости и упругости, а также усталости металла.
Блока цилиндров в процессе эксплуатации находится в разных температурном режиме, при перегреве блока цилиндров изменяются физико–химические свойства металла, температура на разных участках блока цилиндров разная. На стенки блока цилиндров действует коррозия, в процессе чего происходит окисление и изменение свойств металла.
Механические свойства материала детали и возможность обработки
Химический состав применяемого чугуна
Марка КЧ – 35
Силициум 2,26 – 2,75
Бор 0,3
Марганец 0,7 – 1,2
Сера 0,02
Механические свойства
НВ 163
Òm кГ/мм2 – 35
Ò в (%) – 2
Ψ в (%) – 5,0
α н в кГ/см3 – 8
Физические свойства
φ в вГ/см3 – 7,4
λ в кал/см · сек · град – 0,12
α · 10- 6 – 10,0
Для большей целесообразности можно выбрать электродуговую сварку с постоянным током обратной полярности в среде аргона полуавтомате А-547Р. Также можно заварить чугун электродами марки МНЧ-1, покрытой фтористо-кальцивой обмазкой (сила тока 130А, напряжение 70В, твердость наплавленного металла 170 НВ). Рекомендуемое применение электродов марки ОЗЧ-1 и АНЧ-1.
1.2 Обоснование размера партии
Величину производственной партии деталей можно определить ориентировочно по упрощенной формуле:
где N- производственная программа изделий в год;
n- число деталей в изделии;
t- 2 – 3 – для крупных деталей;
Ф НД. – число рабочих дней в году.
Блок цилиндров относится к классу ,, корпусных деталей с толстыми стенками ,,. Блок цилиндров у ЗИЛ 131 с жидкостным охлаждением представляет собой отливку коробчатой формы. Конструкция блок цилиндров должна быть технологичной, обладать необходимой прочностью и жесткостью, хорошо отводить теплоту, быть удобной для монтажа, осмотра и регулировки расположенных на двигателе и внутри его механизмов. Кроме того, блок цилиндров должен иметь минимальные размеры и массу. Верхняя часть отливки является блоком цилиндров, а нижняя картером. К верхней плоскости отливки крепится на шпильках или болтами головка цилиндров, к обработанной части передней торцевой плоскости крепится крышка распределительных шестерен, а к задней – картер моховика. В стенках блок – картера расположены каналы для подвода масла к трущемся поверхностям деталей и отверстия для установки подшипников распределительного вала. На наружных поверхностях стенок блок – картера имеются обработанные площадки для крепления различных механизмов и агрегатов. В верхней части блока цилиндров предусмотрены вертикальные расточки цилиндров, в которые вставляют гильзы цилиндров. Пространство между внутренними стенками блок – картера и наружной поверхностью цилиндра (гильзы) называют водяной рубашкой, оно заполнено охлаждающей жидкостью. Водяная рубашка блок – картера соединена с водяной рубашкой головки цилиндра посредством водоперепускных отверстий. Нижняя часть блок – картера имеет поперечные перегородки, количество которых равно числу коренных упоров коленчатого вала.
у двигателя ЗИЛ– из серого чугуна №3 НВ 170 … 229.
Структура металла блока цилиндров в процессе эксплуатации выражается наиболее часто в снижении твердости и упругости, а также усталости металла. Твердость не менее НВ 170…229.
Разработка схемы
Таблица 2. выбор рационального ремонта.
№ дефекта |
Способ ремонта |
Приме- няемость |
Долго- вечность |
Экономич- ность |
Принятый способ ремонта |
3 |
Устранение сваркой
Заделка эпоксидными пастами |
+
+ |
+
- |
+
- |
Устранение сваркой
Нецелесообразно |
8 |
Расточка под ремонтный чертеж
Плазменное напыление
|
+
+ |
+
+ |
+
- |
Расточка под ремонтный размер |
Таблица 3. определение
последовательности выполнения операций
с
Наименование и содержание операций |
Оборудование |
Приспособление |
Инструмент | |
Рабочий |
Измерительный | |||
Дефект 1.
1. Снять крышки корченых
2.Отшлифовать их плоскости |
Шлифовальный станок ЗБ 151 |
Усилительная трубка
Поводковый патрон |
Гаечный ключ
Шлифовальный круг ПП 600, 40, 305 24а25псм 25к |
Специальные пластины |
3. установить на место, затянуть на место
4. расточка за один проход
5. установить вкладыши с новым ремонтным размерам
Дефект 2.
1. засверлить концы трещины
2. разделать трещину по всей длине
3. нагреть блок до t 600 – 650 0С
4. заварить трещину
5. охлаждение блока цилиндров
6. обработать сварочный шов
7. проверка шва на герметичность |
Токарный станок Р – 135
Ручная дрель
Электрическая шлифовальная машина
Ацетиленовая горелка (печь)
Газо–сварочный аппарат
Термостат
Электрическая шлифовальная машина
Компрессор |
Усилительная трубка
Борштанга
Чугунные прутики диаметром 5 мм и флюс, бура
Накрыть листовым асбестом
|
Гаечный ключ
Проходной резец
Сверло 5 мм
Шлифовальный круг С – 1 СМК
Мундштук №3
Шлифовальный круг Э 24 – 36 |
Штанген циркуль ШЦ – 125
Штанген циркуль ШЦ – 125
Линейка
Термометр
Манометр |
дефекты |
Способ устранения |
Операции |
Наименование и содержание |
Установочная база |
Трещины и пробоины
|
Наложение заплат, электро-дуговая сварка.
|
№1
№2
№3
№4 №5 |
Концы трещины засверливают сверлом 5 мм Разделывают по всей длине шлифовальным кругом под углом 900 Нагрев блока до 600-650 0С Сварка Шлифование до нужной поверхности |
герметичность блока цилиндров
|
Изношенные торцы крышки первого коренного подшипника |
Газоплазменое напыление
|
№1 №2
|
Наплавка Токарная расточка под ремонтный размер |
Центровое отверстие
|
Износ верхнего и нижнего
посадочного отверстия под |
Гальваническим натиранием или нанесением синтетических материалов |
№1
№2
№3 |
Гальваническое натирание нанесением синтетических материалов Токарная расточка под размер рабочего чертежа |
Центровое отверстие
|
Изношенные отверстия под толкатели |
Развертывание под ремонтный размер |
№1
№2 |
Развертывание на радиальном сверлильном станке Снятие фаски |
Центровое отверстие |
Износ отверстий под втулки распределительного вала |
Расточка под ремонтный размер
|
№1
|
Расточка на станке
|
Центровое отверстие |
Износ гнезд вкладышей коренных подшипников |
Фрезеруют, шлифуют, растачивают |
№1 №2 №3 |
Фрезеруют Шлифуют Растачивают |
Центровое отверстие |
Коробление поверхности сопряжения плоскостей разъема блока цилиндров с головкой цилиндров |
Шлифовка |
№1 |
Шлифовать до устранения коробления |
поверхности сопряжения плоскостей
|