Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 16:19, курсовая работа
Одноковшовый универсальный полноповоротный экскаватор ЭО-33211А на пневмоколесном ходу предназначен для разработки немерзлых грунтов категории I-IV при температуре окружающей среды от плюс 40 ºС до минус 40 ºС.
1. Описание и характеристика строительной машины………………3
2. Тяговый расчет………………………………………………………6
3. Расчет производительности ………………………………………..9
4. Определение усилия резания………………………………………10
5. Расчет устойчивости ……………………………………………….12
Список использованной литературы …………………………………15
Содержание
Список использованной литературы …………………………………15
Одноковшовый универсальный полноповоротный экскаватор ЭО-33211А на пневмоколесном ходу предназначен для разработки немерзлых грунтов категории I-IV при температуре окружающей среды от плюс 40 ºС до минус 40 ºС.
Рабочие параметры экскаватора:
Вместимость ковша, м3 – 0,85;
Наибольшая глубина копания, м – 5,8;
Наибольшая высота выгрузки, м – 6,5;
Наибольший радиус копания на уровне стоянки, м – 9,0;
Наибольший радиус копания, м – 9,2;
Скорость передвижения: первая передача – 8 км/ч;
Продолжительность рабочего цикла, с – 20.
Эксплуатационная масса с рукоятью 2,25 м и ковшом 0,85 м3, кг – 18000.
Геометрические данные экскаватора представлены на рисунке 1:
Габаритные размеры, м – 9,55×3,68×2,5;
База продольная, м – 2,8. Колея, м – 1,9. Клиренс, м – 0,34;
Минимальный радиус поворота колес, м – 9,2;
Радиус вращения хвостовой части, м – 2,9;
Высота вывешивания, м – 0,1;
Угол въезда, градус – 21. Угол съезда, градус – 24;
Допустимый при работе угол наклона, градус – 5;
Рисунок 1 - Геометрические данные экскаватора.
Техническая характеристика:
Двигатель ЯМЗ-236Г. Номинальная мощность Nном=110 кВт, номинальная частота вращения nном =1700 об/мин, (ωном=28,33 с-1). Передаточные числа трансмиссии:
- на 1-oй передаче iтр1=7,063;
- на 2-oй передаче iтр2=2,262.
Ходовая часть. Масса 6500 кг. Колеса – двухскатные, камерные. Шина – 10,00Р20. Давление в шинах 0,79-0,84 МПа. Максимальная скорость вращения поворотной платформы 12 об/мин.
Мосты. Задний - приводной неуправляемый. Передний – приводной, управляемый. Допустимая нагрузка на ось – 110 кН. Коробка передач – двухступенчатая, механическая. Число передач – 2. Привод рулевого управления – гидравлический. Тормоза барабанного типа. Привод тормоза пневматический. Стояночный тормоз постоянно замкнутого типа.
Гидравлическая система.
Максимальное давление:
в системе рабочего оборудования – 33,0 МПа;
в системе привода хода – 28,0 МПа;
в системе привода поворота – 23,0 МПа;
в системе управления – 3,0 МПа;
в системе рулевого управления – 17,0 МПа;
в пневматической системе – 0,65-0,8 МПа.
Основные насосы
аксиально-поршневые
Гидроцилиндры. Число и параметры (Dп/dшт, длина хода,) мм:
-стрелы - 2 (125/85, 1250);
- рукояти – 1 (142/100, 1460);
- ковша – 1 (125/85, 1100);
- выдвижных опор – 2 (125/80, 430);
- рулевого управления – 1 (80/40, 125);
- отвала бульдозера – 1 (125/80, 430).
Ковш. Объем геометрический 0,7 м3, номинальный – 0,85 м3.
Масса – 590 кг. Число зубьев – 5.
Ковш изготовлен из листовой стали 390-10ХСНД.
Тяговые качества колесной землеройной машины определяются взаимодействием колесного движителя с грунтом.
Рисунок 2 – Схема сил и моментов, действующих на ведущее колесо
Мк- крутящий момент, подведенный к колесу, Нм;
Т – горизонтальная составляющая реактивных сил, Н;
R – реакция опорны на колесо, Н;
rс – силовой радиус колесного движителя, м;
r0 – радиус недеформированного профиля шины, r0 =554 мм;
а –
плечо приложения реакции
β –
нормальная деформация шины
ωк – частота вращения колеса, об/мин;
Gk – вертикальная нагрузка на ось колеса, Н;
Fk – сила сопротивления качению, Н.
Уравнение силового баланса:
Рд ≥ Рf+Р01+Рукл+Рин.+Рв+Рпов.,
где Рд – движущая сила колесного движителя, Н;
Рf – сила сопротивления качению колес, Н;
Р01 – сила сопротивления грунта копанию, Н;
Рукл – сила сопротивления, обусловленная движением на уклоне, Н;
Рин.- сила инерции при неравномерном поступательном движении, Н;
Рв- сила сопротивления воздуха движению машины, Н;
Рпов. - сила сопротивления при движении на повороте, Н.
Тяговый расчет проведем для транспортного режима при движении по влажной грунтовой дороге для случаев:
- прямолинейного движения на максимальной скорости: Рд ≥ Рf+ Тφ+ Рв.;
- движения на подъем с поворотом: Рд ≥ Рf + Тφ+Рукл+Рв+Рпов..
Сопротивления при работе должны преодолеваться движущей силой Рд, обусловленной мощностью двигателя.
Составляющие в уравнении силового баланса:
1. Рд= , где Мс = , rс= r0 –(0,12÷0,15)В= r0 –0,13*В;
где Мс – крутящий момент на выходном валу силовой установки, Нм;
В – ширина профиля шины, В=313 мм.
2. Рf =fk*Gк,
где fk-коэффициент сопротивления качению колеса (=0,15÷0,25), fk=0,2;
G – сила тяжести машины, G=9,81*18000=176580 Н.
Gк – нагрузка на одно ведущее колесо, Gк=G/4=176580/4=44145 Н.
3. Тφ=φ*Gк,
где φ – коэффициент сцепления движителя с грунтом (=0,2÷0,3), φ = 0,25;
4. Рв=q*F, где q – предельно-допустимое динамическое давление ветра, q=125 Па, ГОСТ 1451-77;
F – наветренная площадь машины, F ≈ 7,6 м2;
5. Рукл=Gк*sin α, где α – угол въезда, α=21º;
6. Рпов.=fп*Gк, где fп- коэффициент сопротивления повороту, fп=0,05.
Расчет:
rс=554–0,13*313=513 мм=0,513 м.; Мс = =3883 Н*м,
[Рд2] = =15238 Н. [Рд1] = =47821 Н.
Рд =15238 < Рf+ Тφ+ Рв.=20815 Н.
Рf+Тφ+Рв.= Gк*( fk+φ)+ q*F = 44145*(0,2+0,25)+125*7,6=20815 Н.
Так как условие [Рд2] =15238 < Рf+ Тφ+ Рв.=20815 Н., то экскаватор по влажной грунтовой дороге двигаться на максимальной скорости Vд=25 км/ч не сможет.
Рf + Тφ + Рукл+ Рв + Рпов.= Gк*( fk+ φ + sin 21º + fп)+ q*F =
= 44145*(0,2+0,25+0,3584+0,05)+ 125*7,6=38844 Н.
Условие выполняется [Рд1]=47821 > Рf + Тφ+Рукл+Рв+Рпов.= 38844 Н. При заданной мощности двигателя экскаватор может преодолевать максимальное сочетание дорожных сопротивлений при движении на низшей передаче при скорости Vд=8 км/ч.
3. Расчет производительности
Теоретическая производительность, П0, м3/ч:
где q – геометрическая вместимость ковша, q=0,7 м3;
n – возможное число рабочих циклов в час, n=3600/20=180.
Техническая производительность, Пт, м3/ч:
где Кг – коэффициент влияния грунта;
Кн – коэффициент наполнения, Кн =1,25;
Кр – коэффициент разрыхления, Кр =1,35 для IV категории грунта;
nт – наибольшее число циклов в минуту при данных условиях работы, nт=3.
Эксплуатационная производительность, Пэ, м3/ч:
Пэ=Пт*Кв*Км, Пэ=117*0,8*0,86=80,3 м3/ч.
где Кв – коэффициент использования по времени, Кв=0,8;
Км – коэффициент квалификации машиниста, Км =0,86.
Режим работы экскаватора складывается из непосредственно рабочих дней и нерабочих, состав которых следующий: праздничные и выходные дни, перебазировка машины, метеорологические и непредвиденные причины простоя, техническое обслуживание и ремонт.
Полученные значения производительности хорошо согласуются с опытными значениями для данного типа машины.
4. Определение усилия резания
Для практических расчетов сопротивления копанию берется основное сопротивление – сопротивление резанию. Остальные силы учитываются эмпирическими коэффициентами.
Рисунок 3 – Схема силового взаимодействия режущей кромки ковша с грунтом
Р, Р0 – результирующие сила со стороны ковша, и сопротивление со стороны грунта;
Р1, Р01 – касательная составляющая силы и сопротивления;
Р2, Р02 – вертикальная составляющая силы и сопротивления;
Р3, Р03 – боковая составляющая силы и сопротивления.
Определяем Р01, Н: Р01= Рр+ Рт+ (Рпр+ Рзап),
где Рр=τ*hc*(Bk+ hc)*(0,55+0,015*α) + σ*(z*n*bp+ μ*y*n* bp),
Рт= Р02* μ, Р02= σ*у*n*bр,
Рпр+ Рзап= (Vпр+q*Kн)*ε, Vпр= q*Kн/Кр,
где Рр- сопротивление грунта резанию, Н;
Рт- сопротивление трению ковша о грунт, Н;
Рпр- сопротивление передвижению призмы волочения грунта, Н;
Рзап- сопротивление заполнению ковша грунтом, Н.
где τ –предел прочности грунта при срезе, τ=0,125 МПа;
hc- толщина стружки, принимаем hc=250 мм;
Bk- ширина ковша, по паспорту Bk=1,060 м;
α – передний угол резания, α =50º;
σ – предел прочности грунта при смятии, σ =0,125 МПа;
z – проекция контура износа режущей кромки на нормаль к траектории, z=10 мм;
n – число зубьев ковша, по паспорту n=5;
bp- ширина зуба ковша, bp=100 мм;
μ –коэффициент трения стали о грунт, принимаем μ=0,65;
y- проекция контура износа режущей кромки на касательную траектории резания, у=50 мм;
Vпр –объем призмы волочения, м3;
ε – удельное сопротивление от перемещения призмы грунта;
Рр=125*250*(1060+250)*(0,55+0,
= 53218,75+2656,25=55875 Н.
Р02= 0,125*50*5*100=3125 Н. Рт=3125*0,65=2031 Н.
Vпр= 0,7*1,25/1,35=0,65 м3. Рпр+ Рзап= (0,65+0,7*1,25)*115=175 Н.
Р01=55875+2031+175=58081,0 Н.
Расчет устойчивости проводим для следующих случаев:
1) Экскаватор расположен на горизонтальной площадке. Рабочее оборудование расположено поперек продольной оси машины. Ковш наполнен грунтом. Производится отрыв ковша от бровки забоя.
2) Вращение экскаватора на наклонной площадке с допустимым углом наклона 5º в сторону рабочего оборудования. Ковш находится на наибольшем вылете.
3) Движение с поворотом на косогоре при допустимом угле съезда 24º. Давление ветра поперек косогора. Поворот производится в нижнюю часть склона, когда центробежная сила действует в ту же сторону, что и составляющая силы тяжести.
По нормам Гогортехнадзора коэффициенты грузовой и собственной устойчивости должны обеспечиваться равными [Кс] ≥ 1,15, [Кгр] ≥ 1,4 с учетом только сил тяжести, [Кгр] ≥ 1,15 при учете опрокидывающего момента.
Оценка устойчивости проводится:
- по нормальным реакциям на колесах машины и по углу устойчивости;
- по относительным безразмерным показателям: коэффициенту грузовой устойчивости Кгр, коэффициенту собственной устойчивости Кс, коэффициенту устойчивости Куст ≥ 1,1…1,12.
где Мс.зап – момент собственной устойчивости, образованный силами тя
жести без учета силы тяжести груза, Н*м;
ΔМопр – опрокидывающий момент, создаваемый инерционными и вет
ровыми нагрузками, Н*м;
Мгр – опрокидывающий момент силы тяжести груза, Н*м;
Муд' – удерживающий момент от нормальных составляющих сил тя
жести поворотной платформы, рабочего оборудования и ходо
вой части относительно оси опрокидывания, Н*м;
Мопр'–опрокидывающий момент от силы тяжести противовеса, про
дольными составляющими сил
мы, рабочего оборудования, ходовой части, ветровыми нагруз
ками относительно оси опрокиды
Муд–удерживающий момент сил тяжести, Н*м;
Мопр–момент от противовеса, Н*м.