Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:51, реферат
Цепной передачей называется механизм, служащий для преобразования вращательного движения между параллельными валами при помощи двух жесткозакрепленных на них зубчатых колес – звездочек и надетой на них бесконечной цепи.
Цепь – многозвенная гибкая связь, которая может использоваться для перемещения грузов (тяговые цепи), подвески или подъема и опускания грузов (грузовые цепи), для передачи движения (приводные цепи).
Цепные передачи широко применяют в металлорежущих и деревообрабатывающих станках, в нефтяном, горном, транспортном, сельскохозяйственном машиностроении и др. отраслях. Цепные передачи выполняют как понижающими, так и повышающими. Ответственные цепные передачи выполняют закрытыми, заключенными в жесткий корпус, который служит масляной ванной.
Цепные передачи
Общие сведения и детали передач
Цепной передачей называется механизм, служащий для преобразования вращательного движения между параллельными валами при помощи двух жесткозакрепленных на них зубчатых колес – звездочек и надетой на них бесконечной цепи.
Цепь – многозвенная гибкая связь, которая может использоваться для перемещения грузов (тяговые цепи), подвески или подъема и опускания грузов (грузовые цепи), для передачи движения (приводные цепи).
Цепные передачи широко применяют в металлорежущих и деревообрабатывающих станках, в нефтяном, горном, транспортном, сельскохозяйственном машиностроении и др. отраслях. Цепные передачи выполняют как понижающими, так и повышающими. Ответственные цепные передачи выполняют закрытыми, заключенными в жесткий корпус, который служит масляной ванной.
Исходной расчетной характеристикой всех цепей является шаг цепи t, измеряемый по хорде делительной окружности звездочки.
Приводные цепи бывают роликовые, втулочные, зубчатые и фасонно-звездные, первые три вида цепей стандартизированы.
На рис. 1, показана двухзвездная передача однорядной роликовой цепью, состоящей из наружного звена 1 (собранного из двух наружных пластин 1 и валиков 2, неподвижно закрепленных в отверстиях наружных пластин) и внутреннего звено 11(состоящего из двух внутренних пластин 3, втулок 4, неподвижно закрепляемых в отверстиях внутренних пластин и роликов 5, свободно надеваемых на втулки). Ролики, перекатываются по зубьям звездочек, уменьшающих износ.
Рис. 1
Наружное и внутреннее
звенья в сборе образуют вращательную
кинематическую пару. Пластины имеют
форму тел равного
Втулочная цепь отличается от роликовой тем, что у первой нет роликов, а диаметр валиков и длинна втулок несколько больше, благодаря чему при прочих равных условиях среднее давление в шарнирах втулочной цепи меньше. Втулочные цепи дешевли роликовых, но износостойкость из ниже.
Роликовые и втулочные цепи могут быть однорядными и многорядными.
На рис. 2 показана двухрядная роликовая цепь, которая собирается из элементов однорядной цепи, за исключением валиков. Валики втулочных и роликовых цепей расклепывают, кроме валиков соединительного звена 1, с помощью которого пружинным замком или шплинтами соединяются концы цепи. Если число шагов цепи нечетное, то применяется переходное звено 2.
Рис. 2
Согласно ГОСТу, приводные роликовые и втулочные цепи для машин и механизмов изготовляют следующих типов:
ПРЛ – роликовые легкой степени; ПР – роликовые нормальной серии; ПРД – роликовые длиннозвенные; ПРИ – роликовые с изогнутыми пластинами; ПВ – втулочные.
Число рядов цепи указывается цифрой, которая ставится перед обозначением, например:
Цепь 3ПР-25,4-170,1 ГОСТ 13568-75 – трехрядная приводная роликовая цепь нормальной серии с шагом 25,4 мм и разрушающей нагрузкой 170,1 кН.
Применение многорядных цепей значительно уменьшает габариты передачи в плоскости, перпендикулярной осям.
Втулочные цепи согласно стандарту изготовляют одно-и двухрядными с шагом 9,525 мм; эти цепи применяют, например, в автомобилях и мотоциклах.
Длиннозвездные роликовые цепи имеют звенья двойного шага, поэтому они легче и дешевле других и применяются при самых малых скоростях, в частности, в сельскохозяйственном машиностроении.
Роликовые цепи с изогнутыми пластинами обладают повышенной податливостью (пластины работают на изгиб) и поэтому их применяют при динамических нагрузках, например частых реверсах, ударах и т.д.
Пластины втулочных и роликовых цепей изготовляют из закаливаемых до невысокой твердости сталей, валики и втулки – из цементируемых сталей, а ролики – из тех и других с закалкой до высокой твердости.
Фасонно-звенные цепи применяют при самых малых скоростях в условиях плохой смазки и защиты, при отсутствии жестких требований к габаритам передачи, например сельскохозяйственных машинах. Звенья фасонно-звенных цепей отливают из ковкого чугуна и в дальнейшем не обрабатывают; звенья крючковой цепи могут быть штампованными из полосовой стали.
Основные достоинства цепной передачи:
компактность;
меньшая, чем в Ремневых передачах, нагрузка на валы;
возможность передачи движения на значительные расстояния (до 5-8 м);
возможность передачи движений одной цепью нескольким валам;
сравнительно высокий КПД передачи (до 0,98).
Недостатки цепной передачи:
увеличение шага цепи (цепь вытягивается) вследствие износа шарниров, что требует применения натяжных устройств;
более сложный уход по сравнению с ременными передачами (смазка, регулировка, устранение перекоса валов);
повышенный шум.
Звездочки роликовых и втулочных, а также зубчатых цепей профилируют в соответствии с государственными стандартами.
Материалами для изготовления
звездочек служит чугун (серый,