Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 20:43, доклад
Автомоби́льная промы́шленность (автомобилестрое́ние) — отрасль промышленности, осуществляющая производство безрельсовых транспортных средств (автомобилей), преимущественно с двигателями внутреннего сгорания (ДВС).
Частично-включает в себя подотрасли:
моторостроение;
производство комплектующих (важнейшее — шинная промышленность);
производство технологического оборудования (станкостроение и роботостроение);
Динамика производства автомобилей
Автомоби́льная промы́шленность (автомобилестрое́ние) — отрасль промышленности, осуществляющая производство безрельсовых транспортных средств (автомобилей), преимущественно с двигателями внутреннего сгорания (ДВС).
Частично-включает в себя подотрасли:
В автомобилестроении велика доля капитальных затрат, а также расходов на рабочую силу, хотя
её квалификация не столь важна, как, например,
вавиастроении или энергетическ
Автомобилестроение с самого зарождения
в конце XIX века было крупным потребителем продукции
чёрной металлургии — холоднокатаного листа, отливок из чугуна и стали и т. д.; цветной металлургии — производство радиаторов, карбю
С началом рыночных реформ в 1992 году, автомобилестроение России попало в полосу затяжного кризиса. К середине 90-х выпуск грузовых автомобилей сократился в 5,5 раз, автобусов большого класса в 10 раз, легковых автомобилей на треть. Кардинальное обновление производственных программ российских автозаводов оказалось практически невозможным из-за слабой финансовой системы (дороговизна кредитов) и чрезмерного давления на производство расходов по социальной сфере, доставшейся автопрому со времен СССР, а также морального старения и физического износа оказавшихся избыточными производственных мощностей. В результате остановились даже заводы АЗЛК и ИЖ, выпускавшие по более чем 150 тысяч более менее востребованных рынком недорогих легковых автомобилей.
В то же время, лидеры отрасли АВТОВАЗ, ГАЗ и АМО ЗИЛ смогли выпустить в 90-х новые модели, позволившие им пережить наиболее тяжёлую фазу кризиса. После дефолта и девальвации рубля 1998 года российский автопром, как и все отечественные произодители, получил кратковременную передышку, были освоены новые модели, но негативная тенденция сокращения доли рынка у отечественных производителей сохранилась. Большая часть российских автомобильных и моторных заводов была объединена в первой половине 2000-х в холдинги «Руспромавто» (ныне «Группа ГАЗ») и «Северсталь-авто» (ныне «Соллерс»).
Начиная с 2002 в России нарастает сборка иномарок (в 2008 — 618,2 тыс.). Доля производства иностранных
моделей составила в сегменте легковых
автомобилей 41,3 %, в сегменте грузовиков
7,9 % и в сегменте автобусов 9,8 %. С массовым
открытием сборочных предприятий иностранных
компаний, начиная с 2009 года их доля в национальном производстве
должна ещё больше увеличиться несмотря
на разразившийся кризис сбыта. После 2010 в России предполагается сборка свыше
1 млн автомобилей иностранных брендов в год. В июне 2011 г. соглашение о расширении
локализации производства в России и других
принципах сотрудничества с иностранными
компаниями[1] было подписано Правительством РФ и компаниями Sollers-Ford, Volks
В целях стимулирования российского автопрома в 2010 году в России была запущена программа по обмену старых автомобилей на новые: при сдаче в утиль автомобиля старше 10 лет потребитель получит сертификат номиналом 50 тысяч рублей, который засчитывается при приобретении нового отечественного автомобиля, включая машины, производимые в режиме «промышленной сборки»[3]. В результате осуществления программы утилизации в 2010 году только за неё счёт было реализовано дополнительно 376 тыс. автомобилей, а рынок в целом вырос до 1,91 млн легковых и лёгких развозных коммерческих автомобилей, что на 30 % превысило показатель 2009 года.[4]
Россия входит в число 15-ти крупнейших автопроизводителей.
В 2008 году российский автопром (по данным
ОАО АСМ-Холдинг и OICA) произвёл 1,79 млн автомобилей (+7,4 % к 2007
году).[5],
в том числе произведено 1,471 млн легковых
автомобилей и 256 тыс. грузовых автомобилей[6]. В том же году из России было экспортировано
132 тыс. легковых и 45 тыс. грузовых автомобилей
на общую сумму 1,7 млрд долларов[7]. В связи с экономическим кризисом 2008—2010 производство
резко снизилось до 0,72 млн в 2009 г. и восстановилось
до 1,403 млн в 2010 г. по данным OICA[8]. За первое полугодие 2011 года производство
выросло ещё на 76 %. Доля на российском рынке
автомобилей, собранных в России, увеличилась
с 50 % в 2009 г. до 70 % в 2011 г. Согласно заявлению
премьер-министра Путина в сентябре 2011 года, планируется, что
к 2016 году Россия станет крупнейшим в Европе
центром по производству автомобилей[2], что должно подразумевать годовой выпуск,
больший чем в последние годы не только
в Испании и Франции (2,3-3,5
Производство автомобилей в России в 2000—2008 годах
Крупнейшие компании-
В первом десятилетии XXI века наиболее
бурными темпами развивается
автомобилестроение именно континентального
Китая, за счёт лидирующего положения
по объёмам привлечения
С началом мирового финансового кризиса в
2008 году мировое автомобилестроение, за
исключением китайского, оказалось в числе
самых депрессивных отраслей гл
В начале 2010-х вследствие мирового финансового кризиса в мировом автомобилестроении началась уверенная смена стран-лидеров, в особенности в отношении ранее первенствовавшего американского автопрома, представленного Большой тройкой. Причём, на собственном рынке Большая тройка впервые была потеснена ещё в начале 1980-х японским автопромом, представленным компаниями Toyota, Nissan, Honda, Mitsubishi и т. д., а в конце 20 века на мировом рынке активно развернулись и европейскими автопроизводители, включая концерны Volkswagen Group, Daimler, BMW, Renault, PSA Peugeot Citroën, FIAT и т. д.
Суммарный объем производства автомобилей в мире за 2009 год составил 61,7 млн (-12,8 % к 2008 году)[16]. В 2010 году мировой автопром начал выходить из рецессии, так продажи возросли предварительно до 68,5-70 млн автомобилей против 51,3 млн в 2009-м. В 2011 мировые продажи могут достигнуть уровня в 75-85 млн автомобилей[17].
В результате землетрясения и последовавшего за ним цунами 2011 года в Японии на некоторое время останавливались, из-за возникшего энергетического дефицита, сборочные линии автозаводов. Также был приостановлен экспорт японских автомобилей и запчастей из-за закрытия основных морских портов в стране[18]. В итоге это привело к тому что Тойота, бывшая лидером мирового автопрома, по итогам года откатилась на третью позицию (первые места заняли General Motors и Volkswagen group).