Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 17:39, реферат
При строительстве дорог нужно учитывать многие факторы, в том числе нельзя забывать и про экологию. Но для начала нужно разобраться, что же такое дорога.
Доро́га — путь сообщения для передвижения людей и транспорта, составная часть дорожной инфраструктуры.
Введение
Строительство и реконструкция дорог
Определение и классификация
Назначение материалов для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог
Основания и покрытия из щебня, устроенные по способу заклинки
Заключение
Приложения
Список литературы
План:
При строительстве дорог нужно учитывать многие факторы, в том числе нельзя забывать и про экологию. Но для начала нужно разобраться, что же такое дорога.
Доро́га — путь сообщения для передвижения людей и транспорта, составная часть дорожной инфраструктуры.
Автомобильная доро́га — объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя комплекс функционально связанных конструктивных элементов и искусственных инженерных сооружений, специально предназначенных для обеспечения безопасного движения автомобильных и других транспортных средств с расчётными скоростями, нагрузками и габаритами, с заданной интенсивностью движения в течение длительного времени, а также участки земель, предоставленные для размещения этого комплекса и пространство в пределах установленного габарита.
Дорога, предназначенная для автомобилей и перевозок грузов. Автомобильные дороги имеют большое количество перекрёстков, пересечений с железнодорожными путями и трубопроводами, и потому проектируются с учётом требований техники безопасности. Стоимость работ по текущему ремонту и содержанию автодорог определяется подсчётом продукции дорожного хозяйства. В некоторых странах для финансирования работ по поддержанию хорошего состояния автодорог введена плата с водителей за проезд по некоторым дорогам.
Несмотря на существенное несоответствие количества и качества автодорог потребностям экономики и населения России, строительство новых дорог ведётся вяло. В соответствии с Транспортной стратегией России до 2030 года общая протяжённость дорожной сети автодорог РФ при инновационном развитии российской экономики должна достигнуть 1,7 млн км (+54 %). Предстоит существенно увеличить темпы строительства и реконструкции дорог, создать новую систему автомагистралей, обеспечивающих движение транзитных автомобильных потоков в обход населенных пунктов с подъездами к ним. Планируется создание дорожной сети для обеспечения развития потенциальных точек экономического роста, в том числе для комплексного освоения новых территорий Сибири и Дальнего Востока.
В настоящее время
при строительстве дорог
Я считаю, что данная тема по строительству и реконструкции автодорог очень актуальна, особенно в наше время и в нашей стране. Ведь наши технологии по строительству автодорог сравнительно хуже, чем в других странах. Немало важны и материалы, из которых строятся автомобильные дороги.
Основания представляют собой несущую прочную часть дорожной одежды и в условиях воздействия автомобильных нагрузок обеспечивают перераспределение напряженного состояния, снижение напряжений в покрытии и давления на нижележащие дополнительные слои и грунт земляного полотна. Основания должны быть жесткими, плотными и достаточно сдвигоустойчивыми.
Покрытие - это верхняя часть дорожной одежды, воспринимающая усилия от колес автомобилей и подвергающаяся непосредственному воздействию атмосферных факторов. Покрытие должно быть ровным, плотным, достаточно сдвигоустойчивым, хорошо сопротивляться износу, а в I-III дорожноклиматических зонах и водонепроницаемым.
В зависимости от вида
применяемых материалов и
- по способу заклинки из щебня, щебня из гравия, неактивного шлакового щебня и щебня из попутно добываемых пород горных предприятий;
- из готовых смесей
- из щебня и гравия, обработанных в верхней части пескоцементной, пескошлаковой, пескозольной смесями, активными металлургическими шлаками, шламами, фосфогипсом, серой;
- из материалов, способных к
самоцементации, типа активных
Конструирование и
расчет дорожных одежд с
Запроектированная дорожная одежда должна быть прочной и надежной в эксплуатации, экономичной по расходу материалов, энерго- и трудозатратам. Экономичность конструкции определяют сравнением вариантов по сумме капиталовложений, затрат на строительство, транспортирование и ремонт на период проектирования, строительства и на перспективу.
. При разработке проекта
Проектирование дорожной одежды и земляного полотна представляет собой единый процесс конструирования и расчета дорожной конструкции на прочность, морозоустойчивость с технико-экономическим обоснованием вариантов.
В задачи конструирования дорожной одежды входят:
- назначение типа покрытия;
- выбор материалов и подбор составов смеси для покрытия и основания и размещение их в конструкции в такой последовательности, чтобы максимально проявились их грузораспределяющая и деформативная способности, прочностные и теплофизические характеристики;
- назначение числа
слоев, их ориентировочных
- назначение морозо-,
влаго- и теплозащитных мер,
а также мероприятий по
Основные виды оснований и покрытий из рассматриваемых в Руководстве материалов в зависимости от типа дорожных одежд приведены в табл. 1.
Щебеночно-гравийные
покрытия устраивают
Поперечный уклон проезжей части назначают в пределах 30-40%, обочин - 40-60%.
Примеры конструкций дорожных одежд с щебеночно-гравийным покрытием приведены в приложении №2.
Расход материалов в насыпном виде (V, м3) на 1000 м2 оснований и покрытий (из щебня для основной россыпи по способу заклинки и при обработке в верхней части; готовых смесей; самоцементирующихся отходов промышленности) следует определять по формуле
где h - проектная толщина слоя, м;
K3 - коэффициент запаса расхода материала на уплотнение (табл. 2);
К - коэффициент запаса на потери, К=1,03.
Требуемую толщину слоя основания и покрытия следует назначать по ВСН 46-83, ВСН 197-83 и СНиП 2.05.02-85.
Применяемые для
устройства оснований и
трудноуплотняемый - щебень из изверженных и метаморфических пород марки по прочности 1000 и выше, щебень из гравия и гравий марки по прочности 600 и выше, а также шлаки остеклованной структуры;
легкоуплотняемый - щебень из изверженных и метаморфических пород марки по прочности ниже 1000, щебень из осадочных пород, щебень из гравия и гравий марки по прочности менее 600, а также шлаки с пористой структурой.
Таблица 1
Тип дорожной одежды |
Вид покрытия |
Категория дороги |
Материал основания | |
Капитальный |
Цементобетонное монолитное |
I-IV |
Щебень (шлак) по способу
заклинки; готовые щебеночно-гравийно- | |
Асфальтобетонное |
I-IV |
То же, фосфогипс | ||
Железо- или армобетонное сборное |
I-IV |
Гравийно-песчаные и шлаковые смеси, песок | ||
Облегченный |
Асфальто- и дегтебетонное |
III-IV и на 1-й стадии
двухстадийного строительства |
Щебень (шлак) по способу
заклинки, готовые щебеночно-гравийно- | |
Облегченный |
Щебеночно-гравийно-песчаные и из грунтов, обработанных вяжущими, со слоем износа (в виде двойной поверхностной обработки) или мелкозернистый асфальтобетон |
То же |
То же | |
Переходный |
Щебень (шлак) по способу
заклинки, готовые щебеночно-гравийно- |
IV-V и на 1-й стадии двухстадийного строительства дорог III категории |
Щебень (шлак) по способу заклинки, щебеночно-гравийно-песчаные смеси, грунт, укрепленный щебнем | |
Низший |
Грунт, укрепленный или улучшенный добавками |
V и на 1-й стадии двухстадийного строительства дорог IV категории |
Щебеночно-гравийно-песчаные смеси и грунт | |
Максимальная толщина слоя из трудноуплотняемых материалов не должна превышать: 18 см - при уплотнении катками с гладкими вальцами массой 10 т и более, вибрационными и комбинированными катками массой до 10 т; 24 см - при уплотнении решетчатыми, пневмошинными, вибрационными и комбинированными катками массой более 16 т.
Таблица 2
Материал |
Ориентировочное значение К3 |
Щебень фракции 40-70 и 70-120 мм, щебеночно-гравийно-песчаные смеси, содержащие материал марок по прочности 800 и выше |
1,25-1,35 |
То же, марок по прочности ниже 800; щебень и смеси из металлургических шлаков |
1,30-1,50 |
Белитовые шламы |
1,35-1,50 |
Фосфогипс-полугидрат |
1,50-2,50 |
Примечание. Фактический коэффициент запаса расхода материала на уплотнение устанавливается по результатам пробной укатки.
Максимальная толщина слоя из легкоуплотняемого материала не должна превышать 22 и 30 см соответственно.
Щебень для оснований и покрытий, устраиваемых по способу заклинки, подразделяется на основной и расклинивающий.
В качестве основного следует применять щебень из природного камня и щебень из гравия по ГОСТ 25607-94 и ГОСТ 8267-93, щебень из шлаков черной и цветной металлургии и фосфорных по ГОСТ 3344-83 фракций 40-80(70) и 80(70)-120 мм; щебень фракций 5-10, 10-20 и 20-40 мм используют в качестве расклинивающего материала. Для расклинцовки допускается также применять смеси С12 и С13 настоящего Руководства.
Прочность расклинивающего материала может быть на одну марку ниже основного.
При применении щебня из осадочных пород и щебня из гравия марок по прочности М 400 и ниже основания и покрытия можно устраивать без расклинки.
Свойства щебня,
используемого для
Таблица 3
Показатель |
Значение показателя при укладке материала | |||
в основание |
в покрытие | |||
IV |
V |
I-III |
IV-V | |
Марка по прочности при раздавливании в цилиндре в водонасыщенном состоянии, не ниже |
||||
щебня из изверженных пород |
1000 |
800 |
800 |
600 |
щебня из осадочных пород |
800 |
600 |
600 |
300 |
шлаков фосфорных, черной и цветной металлургии, ТЭЦ и др. |
800 |
600 |
600 |
300 |
щебня из гравия |
800 |
600 |
600 |
400 |
Марка по истираемости |
И II |
И III |
И III |
И III-IV |
Марка по морозостойкости для районов со средней температурой воздуха наиболее холодного месяца, °С |
||||
от 0 до минус 5 |
15 |
15 |
15 |
- |
от минус 5 до минус 15 |
25 |
25 |
25 |
15 |
от минус 15 до минус 30 |
50 |
50 |
50 |
25 |
ниже минус 30 |
75 |
75 |
75 |
50 |