Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 11:34, контрольная работа
Под транспортным страхованием понимается совокупность видов страхования от опасностей, возникающих на различных путях сообщения – морских, речных, воздушных, сухопутных, смешанных.
Различают два вида транспортного страхования:
– страхование груза на период транспортировки (карго);
– страхование средств перевозки грузов (каско).
1. Характеристика транспортного страхования: понятие и классификация 3
2. Современные проблемы грузовых авиаперевозок 9
Задача 14
Список литературы 16
Содержание
Транспортное страхование является подразделом имущественного страхования. Само имущественное страхование представляет собой страхование имущества физических и юридических лиц, находящегося в собственности страхователя либо арендуемого им. Страховщик несет ответственность за прямой физический ущерб, нанесенный имущественным ценностям. Наряду с возмещением убытков страховщик должен предусмотреть проведение мероприятий по предотвращению или снижению потерь, обеспечению сохранности имущества.
Под транспортным страхованием понимается совокупность видов страхования от опасностей, возникающих на различных путях сообщения – морских, речных, воздушных, сухопутных, смешанных.
Различают два вида транспортного страхования:
– страхование груза на период транспортировки (карго);
– страхование средств перевозки грузов (каско).
Каско – страхование транспортных средств. В зависимости от вида транспорта каско подразделяется на:
- – страхование средств наземного транспорта. Объектом данного вида страхования являются имущественные интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением наземным транспортным средством, вследствие повреждения или уничтожения, а также его угона или кражи;
-– страхование средств воздушного транспорта. Данный вид предполагает страхование на случаи повреждения или уничтожения, угона, кражи транспортных средств, а также их комплектующих, включая моторы, мебель, внутреннюю отделку, оборудование.
-– страхование средств водного транспорта. К рискам, связанным c владением, пользованием, распоряжением средствами водного транспорта, относятся повреждение или уничтожение, угон, кража подвижного состава, моторов, такелажа, оборудования и т. д.
Страхователь должен непременно иметь страховой интерес, т.е. материальную заинтересованность в благополучном прибытии груза и транспортного средства по назначению. В противном случае договор страхования не будет действителен.
Ущерб может возникнуть при полной конструктивной гибели транспортного средства, а также при частной гибели и повреждении. Связанные с транспортировкой убытки подразделяются на происшедшие по общей и частной аварии.
В современном страховом договоре не принимаются на страхование следующие риски:
1) ответственность на
случай войны (для военных
2) ответственность при задержании пути вследствие карантина;
3) ответственность за
Особенностью страхования средств транспорта является его краткосрочный характер. Обычно это годичное страхование при наличии франшизы и ограниченности ответственности. Например, при речном страховании судно не страхуется от пропажи без вести, за убытки, связанные с буксированием, а при страховании самолетов не страхуются опасность от обветшания, от полетов на приз, а также военные полеты.
Карго – страхование грузов от рисков потери, порчи или повреждения товара в пути следования.
Страхователями могут выступать любые юридические и физические лица, являющиеся грузоотправителями и грузополучателями. Кто конкретно заключает договор страхования грузов, покупатель или продавец, зависит от условий поставки продукции, обусловленных ими взаимоотношений.
Объектом страхования может быть любое имущество, принятое перевозчиком к перевозке, за исключением имущества, перевозка которого каким-либо видом транспорта в соответствии с установленным порядком запрещена, а также имущества (взрывоопасного, огнеопасного и т.п.), на перевозку которого требуется специальное разрешение, но оно отсутствует.
Договор страхования заключается с целью возмещения убытков, нанесенных страхователю повреждением или гибелью всего или части груза по любой причине: кражи, грабежа, неправомерных действий третьих лиц, и других конкретных рисков.
Страхование производится от полной гибели всего или части груза, наступившей вследствие пожара, удара молнией, бури и других стихийных бедствий, крушения, аварии, столкновения поездов, судов, самолетов и других перевозочных средств, посадки судна на мель, провала мостов, взрывов, повреждения судна льдом, подмочкой забортной водой в случае принятия мер для спасения груза – тушения пожара; аварии при погрузке, укладке, выгрузке и приеме судном топлива и пропажи транспортного средства без вести.
Страхование грузов имеет ряд особенностей:
1) страховой полис может свободно передаваться друг другу сторонами коммерческих отношений, при этом не требуется никакого заявления, так как страхование совпадает с погрузкой;
2) возможно страхование груза с покрытием выше его стоимости;
3) существуют возможности страхования грузов по так называемому генеральному полису.
Генеральный полис представляет собой договор страхователя со страховщиком, в котором оговаривается страхование всех отправляемых грузов данного лица в течение определенного периода времени. При наличии такого договора период страхования начинается с уведомления страховщика об отправке очередной партии груза. При этом страховщик экономит накладные расходы, связанные с оформлением договора страхования для каждой отдельной партии груза. При возникновении необходимости возможно прекращение действия генерального полиса до окончания срока его действия, но с предварительным заявлением.
Тарифная ставка при страховании груза устанавливается в процентах от страховой суммы и зависит от стоимости и вида груза, вида транспортного средства и факторов, характеризующих степень риска.
Объектом транспортного страхования может быть не только сам груз, но и иные имущественные интересы, юридически связанные с транспортируемым грузом, в том числе ожидаемая прибыль и комиссия и другие расходы, связанные с перевозкой
В большинстве случаев
отечественные страховые
Объектом транспортного
страхования при морских
Один из важнейших видов страхования – страхование судов.
Основополагающие нормы и требования, выработанные многовековой практикой морского судоходства, нашли отражение в Кодексе торгового мореплавания.
Страхование судов производится в сумме, заявленной страхователем, но не выше действительной стоимости. Если страховая сумма, определенная договором, окажется ниже стоимости судна, то все убытки и расходы, включая общую аварию, возмещаются пропорционально отношению страховой суммы к действительной стоимости судна на момент начала страхования.
Со страхованием судов и грузов тесно связано страхование фрахта, т.е. платы за перевозку груза. В зависимости от условий оплаты фрахта страхователем выступает перевозчик, грузовладелец, либо тот и другой.
В авиационное страхование входит большой круг специфических рисков, к которым относятся следующие:
- страхование самолетов от гибели и повреждения;
- страхование ответственности
перед пассажирами за их жизнь,
- страхование ответственности перед третьими лицами за причиненный вред им или их имуществу в результате эксплуатации авиатранспортного средства;
- страхование команды;
- страхование ответственности за сохранность грузов, перевозимых авиатранспортом;
- страхование ответственности перед третьими лицами при строительстве самолетов и их ремонте;
- страхование ответственности владельцев аэропортов;
- страхование потери
прибыли из-за невозможности
Страхованию подлежат запасные части, специальное оборудование, установленное или перевозимое на борту, но связанное с обеспечением полета. Причем страховое покрытие всех видов ответственности перед пассажирами и третьими лицами в 10 раз больше, чем страховая стоимость самого самолета.
Исключения из страховой ответственности в основном те же, что и по другим видам транспортного страхования (военные действия, гражданские волнения, воздействия атомного взрыва, умысел или грубая неосторожность страхователя и т.д.), но некоторые являются специфическими для данного страхования.
Договоры заключаются на любой срок: на время одного перелета, на период демонстрационных полетов или соглашений.
В международной практике транспортного страхования выделяют три вида правил страхования и соответственно три вида полисов:
-– полис Ллойда (английский полис) применяется в Великобритании, США, Японии, Канаде, Австралии;
-– Гамбургский (немецкий) полис используется в Германии, Скандинавских странах, России;
-– Марсельский (южный) полис распространен в Италии, Испании, во Франции.
В настоящее время при выполнении международных перевозок применяются два вида страхования: обязательное и добровольное. Цель страхования заключается в создании для грузовладельцев и пассажиров гарантии компенсации, возможных при транспортировке убытков, возмещение которых только за счет перевозчика может оказаться невозможным либо из-за его банкротства, либо из-за значительных судебных затрат.
В коммерческой деятельности транспортное страхование обеспечивает страхователю возмещение его убытков, связанных с повреждением или утратой грузов в период их транспортировки. Этот раздел договора купли-продажи включает следующие основные условия: что страхуется, от каких рисков, кто страхует, на какую сумму и в чью пользу осуществляется страхование. Условия страхования груза на период транспортировки предусматривают все виды рисков, кроме:
-– те, которые произошли по вине страхователя в связи, например, с ненадлежащей упаковкой товара;
-– те, которые являются следствием физико-химических свойств товара, например, самовозгорание, отмокание, гниение т. д.;
-– те, которые произошли вследствие нарушения режима транспортировки: намокание, выветривание, порча из-за несоблюдения температурного режима перевозчиком и т. д.;
-– военные риски, риски от забастовок, мятежей и иных гражданских волнений.
Авиационные грузоперевозки являются хоть и наиболее быстрым, но зато и самым дорогостоящим способом доставки товара. Чаще всего, таким способом транспортируются скоропортящиеся грузы на большие расстояния с «проблемным» доступом. Исходя из этого не удивительно, что авиаперевозки грузов в России составляют около одного процента при том, что именно здесь самые длинные воздушные трассы во всем мире.
Отечественный рынок грузовых авиаперевозок катастрофически сократился в девяностых годах, тогда объем грузоперевозок упал почти вдвое, до 600 тысяч тонн, и на этой отметке и держался последующие десять лет. Последний глобальный экономический кризис еще больше усугубил проблемы авиаперевозок, и объем грузоперевозок авиатранспортом в последующие годы упал еще на двадцать процентов.
Авиаперевозка это одно из звеньев логистической цепочки «производитель – продавец – транспорт до аэропорта – авиаперевозка – транспорт на склад – продавец – покупатель». То есть, фактически, это услуга, предоставляемая авиакомпанией. Эту услугу, необходимо корректировать в соответствии с требованиями логистического цикла. Проще говоря, подстраивать под популярные грузопотоки.
Популярность грузовых авиаперевозок часто ставится под сомнение ввиду того, что данная услуга весьма недешева. Использование авиационного транспорта, несмотря на его высокие тарифы на перевозку, может существенно сократить расходы на перевозку по сравнению с морским и железнодорожным видами транспорта. Такая ситуация объясняется экономией за счет сокращения складских запасов, уменьшения затрат на упаковку и страхование.
Как показывает статистика, на мировом рынке грузовых авиаперевозок, в том числе и в России, не смотря на трудности, наблюдается постоянный рост отправлений. Это объясняется тем, что авиаперевозки сегодня это самый быстрый и самый безопасный способ транспортировки грузов. Дорогостоящая техника, оборудование, требующее срочной доставки, отправляются именно воздушным транспортом.
В своей работе авиакомпания сталкивается с множеством препятствий. Начать можно хотя бы с того, что все гражданские самолеты, пассажирские и грузовые, пролетающие территорию не только России, но и других стран, обязаны придерживаться определенных трасс. При этом практически никогда не получается проследовать из пункта А в пункт Б по кратчайшему пути. Одна из причин подобной трудности в России – несовершенство или даже отсутствие оборудования на территории страны, средств наблюдения, связи и управления воздушным движением. Ежегодные экономические потери авиакомпаний из-за неоптимальности воздушных путей, в том числе и на непроизводительный расход топлива, составляют порядка 70 млн. долларов.
Информация о работе Характеристика транспортного страхования: понятие и классификация