Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 09:26, практическая работа
Стремительный рост населения городов в второй половине XX века сделал вопрос о работе общественного транспорта насущным и важным во всех странах мира. Решая его, США, страны Европы и СССР шли каждый своим путём, что, впрочем, не мешало им перенимать лучшие разработки друг друга в данной сфере – в той степени, конечно, в какой это позволяло различие их социальных и экономических систем.
История
развития городского транспорта
Выполнил:
Ст. гр. ТО-4209
Асташов Р.В.
Кошкин Г.В.
Стремительный рост населения городов в второй половине XX века сделал вопрос о работе общественного транспорта насущным и важным во всех странах мира. Решая его, США, страны Европы и СССР шли каждый своим путём, что, впрочем, не мешало им перенимать лучшие разработки друг друга в данной сфере – в той степени, конечно, в какой это позволяло различие их социальных и экономических систем.
Россия
Городской
общественный транспорт в России
начал массово развиваться в
конце XIX века. В начале это были гужевые
повозки омнибусы, которые вскоре
начала вытеснять конка - прообраз современного
трамвая на конской тяге. Постепенно
конку начал заменять настоящий
электрифицированный трамвай, который
в начале XX века становится основным
витом общественного транспорта
в городах России. Параллельно
идут попытки внедрения транспорта
с двигателями внутреннего
После Второй Мировой войны в мире начинает
стремительно развиваться новый вид общественного
транспорта - троллейбус. Особо это заметно
в СССР, где к середине 1960-х годов троллейбус
берёт на себя основную пассажирскую нагрузку
в крупных городах. К плюсам троллейбуса
относят дешевизну его эксплуатации по
сравнению с автобусами и независимость
от рельсовых путей (в отличие от трамвая).
Троллейбусный бум в СССР был настолько
силён, что до сих пор Москва обладает
крупнейшей сетью маршрутов этого вида
транспорта. На данный момент троллейбусными
сетями обладают 88 городов России.
После распада СССР, общественный
транспорт в России начал меняться.
На первое место по использованию
вырвался автобус, в городах стала
развиваться система маршрутных
такси, бум которых в мире пришёлся
на 1970-80-е годы.
Трамвайные маршруты сохраняются в 70 городах
России, однако, во многих из них - в частности,
в Москве и Санкт-Петербурге - происходит
их медленное сокращение и сворачивание.
Европа
Долгое
время развитие и рост городов
Европы был наиболее существенным в
мире. Поэтому не удивительно, что
развитие общественного транспорта
началось именно здесь. Здесь же, соответственно,
были заложены и основы работы всей
его системы -начиная с устройства
остановок и распределения
Первыми видами общественного транспорта
в Европе были железнодорожные: подземный
- метро (появилось в Лондоне в 1863 году)
и трамвай (появилось в Берлине в 1881). Достаточно
быстро трамвай вышел на лидирующие позиции,
где и оставался до 1930-х годов. К этому
времени личный автомобиль, автобус и
появившийся в городах троллейбус свели
свели экономическую выгоду от трамваев
на нет. К началу Второй мировой войны
европейские трамваи почти были вытеснены
с городских дорог.
Закат троллейбусов в Европе случился в период 1950-60 годов. В отличие от СССР, где они стали стремительно расширять свои маршрутные системы, в Европе троллейбусы вытеснялись автобусами. Именно автобусы после отказа от трамвайного сообщения и прекращения троллейбусного бума стали в Европе основным видом городского общественного транспорта. Что же касается маршрутных такси, то в отношении их было принято множество регламентирующе-запретительных мер - во многом, из-за проблем с безопасностью.
США
Как и
в Европе, первыми видами общественного
городского транспорта в США были
метро (Нью-Йорк, 1904) и трамвай (1888, Ричмонд).
Благодаря быстрому и бурному развитию
американской автопромышленности частные
автомобили довольно рано стали напрямую
конкурировать с общественным городским
транспортом, тем более, что сама структура
американских городов с их развитыми пригородами
этому благоприятствовала. В целом можно
сказать, что ни трамвай, ни троллейбус
не нашли в США широкого распространения
и развития.
В 1920-30 годах США пережили
бум маршрутных такси, который, однако,
быстро закончился из-за жалоб пассажиров.
Несмотря на то, что маршрутки ходили
чаще и быстрее трамваев, их хаотические
передвижения резко ухудшали транспортную
обстановку городов. В ответ на это
многие муниципалитеты и штаты стали
либо запрещать подобную деятельность
законодательно, либо подвергать её строгому
регламентированию. Среди требований
были запреты работать в районах
с высокой интенсивностью поездок
и запрет на пользование трамвайными
остановками. В некоторых местах
был введён бесплатный проезд для
работников городских органов, а
скорость движения ограничивалась десятью
милями в час. В результате этих мер
число «маршруток» за один год
сократилось в десять раз, оставшиеся
постепенно вытеснялись автобусами
и вскоре окончательно исчезли.
Что касается автобуса, то именно он постепенно
стал основным видом городского общественного
транспорта в США.
Впрочем, в ряде американских городов
наблюдается возрождение трамвая.
Выводы
Развитие
общественного городского транспорта
в России, Европе и США несёт
на себе основные черты исторического
данных стран и регионов.
Автомобильная промышленность США сделала
городской общественный транспорт в большинстве
городов малорентабельным и неудобным
для пассажиров. Поэтому он, в основном,
сохранился лишь в крупных мегаполисах.
На рынке пассажирских городских перевозок
в городах США обычно представлено 2-3 крупные
компании-перевозчика, каждая из которых
представляет собой коммерческого гиганта
с филиалами в разных городах штата.
Тарификация поездок
в городском общественном транспорте
в США строится на принципах разделения
единичных поездок и поездок
по абонементу. Конкурирующие компании
нередко договариваются о тарифном
взаимодействии, делая прозрачным для
пассажира переход между
Принцип зональной тарификации
широко используется в общественном
городском транспорте городов Европы.
Кроме того, в тарифах большое
внимание уделяется туристам - для
которых нередко создаются
Городской транспорт в городах Европы
развит весьма хорошо, нередко насчитывая
по 2-4 вида. Обычно в городе присутствует
1-3 коммерческих компании-перевозчика,
обслуживающих сразу несколько видов
транспорта. Тарификация на разные виды
транспорта обычно единая. Большое внимание
в Европе уделяется обеспечению пассажиров
всей необходимой информацией о маршрутах,
а также вопросам безопасности и защиты.
Система общественного транспорта
городов России, в целом, заметно
отличается от европейской и американской.
Это связано с тем, что её развитие
происходило в уникальной - социалистической
- системе хозяйствования.
За последние 20 лет отечественный общественный
транспорт сильно изменился. Во-первых,
произошло перераспределение транспортной
нагрузки между его традиционными видами
- автобусом, троллейбусом, трамваем. Во-вторых,
на рынке городских перевозок появился
и бурно развивается новый игрок - маршрутное
такси.
Эта тенденция, безусловно, носит экономический
характер.
Ситуация видами собственности
и количеством представленных компаний-перевозчиков
в России сильно различно в зависимости
от города. Где-то мы можем наблюдать
полную монополию одной компании,
контроль над которой принадлежит
городу. В других городах имеется
несколько конкурирующих между
собой компаний, эксплуатирующих
один или несколько видов
Система оплаты проезда в
нашей стране - одна из самых простых
и наименее гибких. В основе её лежит
принцип разделения единичных поездок
и поездок по абонементу с учётом
возможностей и потребностей различных
социальных групп. Думается, что с
Приходом на рынок большего числа коммерческих
компаний, тарифная система будет перестраиваться
и становиться более гибкой.