Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 01:56, курсовая работа
Россия располагает огромной территорией, богатыми природными ресурсами и разнообразными природно-климатическими условиями. Поэтому внутреннее территориальное устройство страны играет важную роль в эффективной организации, и управлении экономикой и социальным устройством населения.
Введение 3
1. Экономико-географическая характеристика Волго-Вятского экономического района РФ 4
1.1. Особенности географического положения района и его административно-территориальный состав. Характеристика крупнейших городов. 4
1.2. Характеристика населения 12
1.3. Экономическая оценка природных условий и ресурсов, особенности рельефа и климата. 13
1.4. Водные и лесные ресурсы 15
1.5. Особенности энергетики района 16
1.6. Главные отрасли промышленности 17
1.7. Сельское хозяйство 21
1.8. Перспективы развития Волго-Вятского экономического района 21
2. Характеристика транспортной сети Волго-Вятского экономического района РФ и района тяготения Горьковской железной дороги 22
2.1. Железнодорожный транспорт 22
2.2. Речной транспорт 25
2.3. Автомобильный транспорт 26
2.4. Трубопроводный транспорт 26
2.5. Воздушный транспорт 27
2.6. Расчет густоты железнодорожной сети по областям, входящим в Волго-Вятский экономический район РФ и район тяготения Горьковской железной дороги 28
Заключение 29
Список литературы 30
Приложение А.Экономическая карта Волго-Вятского экономического района РФ 31
Приложение Б.Транспортная картосхема Горьковской железной дороги 32
В 1961 в результате слияния
Горьковской и Казанской
Промышленный потенциал Волго-Вятского экономического района и его географическое положение определяют объем и состав отправления и прибытия по родам грузов. В 1997 г. отправление составило 23 млн. т (2,4% от общего отправления по железнодорожной сети России); прибытие — 24 млн.т (2,5% от сетевого прибытия). Прибытие района на 1 млн. т превышало его отправление.
Распределение объемов отправления и прибытия грузов по субъектам Российской Федерации, входящим в состав Волго-Вятского района с распределением по основным родам грузов. По субъектам РФ, входящим в район, удельный вес перевозимых грузов колеблется от 89% по Нижегородской области до 100% по республикам Марий Эл и Чувашской.
железнодорожные станции
района, особенно Кировской и севера
Нижегородской области, отправляют
древесину и продукцию
В прибытии удельный вес в целом по Волго-Вятскому району составляет 90%; по субъектам Российской Федерации, входящим в район, он колеблется от 80% по Республике Марий Эл до 96% по Чувашской Республике. Наибольшая доля в грузах прибытия приходится на минерально-строительные материалы (33%).
К крупнейшим станциям, обслуживающим промышленные комплексы района, в 1997 г, относились: Навашино, Дзержинск, Зелецино, Горький-Автозавод (Нижегородская область) и Чепецкая (Кировская область).
По Волго-Вятскому району объем перевозочной работы в 1997г. Составил 118,8 млн.т.
Структура перевозимых грузов
Ввоз
грузов — топлива, сырья,
Основные речные пути Волго-Вятского района представлены такими судоходным реками, как Волга, Ока, Вятка, Ветлуга.
Реки в основном используются для сплава леса, перевозки угля, соли, продукции машиностроения, строительных материалов, овощи, хлебные грузы.
Нижегородский воднотранспортный
узел является по речному грузообороту
крупнейшим в России. С реки на железную
дорогу ведется перегрузка угля, соли,
металла, хлебных грузов, цемента, строительных
материалов, поступающих из Поволжского,
Северо-Кавказского,
Центрального и других регионов европейской
части.
Крупные речные порты района и страны — Нижний Новгород, Чебоксары.
Расположенный на пересечении внутренних железнодорожных, автомобильных и водных путей, новый терминал становится международным. Учитывая возрастающую роль судов класса «река-море» в международных сообщениях, нижегородский терминал будет способствовать более эффективному с географо-экономической точки зрения перераспределению потоков экспортно-импортных грузов.
Федеральная автомобильная дорога М7 «Волга» :
Москва — Владимир — Нижний Новгород — Чебоксары — Казань. Данную автомобильную дорогу следует использовать для освоения международных транзитных перевозок.
Федеральная дорога Чебоксары — Ульяновск;
Дороги республиканского и областного значения: Казань — Йошкар-Ола — Яранск — Котельнич — Киров;
Нижний Новгород — Арзамас — Саранск, Саранск — Ульяновск, Нижний Новгород — Киров, Владимир — Муром — Арзамас.
Федеральная автомобильная дорога М29: Чебоксары- Йошкар-Ола- Киров- Сыктывкар.
По территории района проходят три нефтепровода, проложенные от Альметьевска (Татарстан) до Нижнего Новгорода, по которым поступает не только поволжская, но и сибирская нефть. Проложенная сеть газопроводов позволяет транспортировать природный газ из Сибирь-Центр, Альметьевск — Нижний Новгород, Саратов — Нижний Новгород, Киров-Котельнич; нефтепровод Альметьевск — Нижний Новгород с разветвлением в районе Нижнего Новгорода на Рязань и Ярославль.
Трубопроводный транспорт имеет несколько газо- и нефтетрубопроводных магистралей, обеспечивающих поступление (ввоз) топливно-энергетических ресурсов из Поволжского, Уральского и Западно-Сибирского районов.
Нефтепродуктопровод- Альметьевск- Нижний Новгород
Межрегиональные потоки- Н. Новгород- Новки- Рязань(2,24 млн т.).
Перспективы развития
Открытие новых путей.
Нефтепродуктопроводы в Волго-Вятском
районе получили значительное развитие.
По системе продуктопроводов осуществляется
транспортировка продукции во внутрирегиональных,
межрегиональных и
Воздушный транспорт играет
Нижний Новгород-первый аэропорт, который был связан воздушной линией с Москвой.
В 1995 году администрация Нижегородской области выделила на реконструкцию федерального предприятия «Международный аэропорт Нижний Новгород» $2,5 млн. со сроком погашения в течение семи лет.
В 2003 году аэропорт показал достаточно хорошую динамику развития. Были открыты два новых рейса: Нижний Новгород — Баку и Нижний Новгород — Ганновер (Германия).
В результате общий пассажирооборот по сравнению с 2002 годом вырос на 30% и за девять месяцев 2003 года составил 110334 человек. Отправки пассажиров из Нижнего Новгорода также возросли в среднем на треть и составили 52926 человек.
Победилово — аэропорт города К
Москву (Внуково), Адлер, Нарьян-Мар.
Аэропо́рт
Йошка́р-Ола́ — аэропорт города
Аэродром Йошкар-Ола 2 класса,
способен принимать воздушные суда Ту-
Москву (Домодедово).
административно- |
территория, S, тыс. км |
население, N, чел. |
эксплуатационная длина железных дорог, L, км |
густота железных дорог, D | ||
Ds |
Dн |
Dsн | ||||
Нижегородская область |
76 900 |
3 445 000 |
1 215 |
0,016 |
0,0004 |
0,0009 |
Республика Марий Эл |
23 200 |
717 000 |
204 |
0,009 |
0,0003 |
0,002 |
Республика Мордовия |
26 200 |
866 000 |
543 |
0,02 |
0,0006 |
0,004 |
Чувашская Республика |
13 300 |
1 299 000 |
397 |
0,03 |
0,0003 |
0,003 |
Кировская область |
120 800 |
1 461 000 |
1 104 |
0,009 |
0,0007 |
0,003 |
Итого по экономическому району –району тяготения ж.д. |
260 400 |
7 788 000 |
3 463 |
0,02 |
0,0005 |
0,004 |
В Волго-Вятский экономический район входят Нижегородская и Кировская области, республики Мордовия, Чувашия, Марий Эл. Общая площадь территории – 265,4 тысяч квадратных километров, население – 8,4 млн. человек.
Данный регион представляет
собой крупный индустриальный комплекс
с развитой многоотраслевой
Рельеф территории района
представлен холмисто-
Транспортная система Волго-Вятского экономического района объединяет работу железнодорожного, речного, автомобильного и трубопроводного транспорта. Недостаточная протяженность автодорог с твердым покрытием сдерживает развитие внутрирайонных перевозок. Район имеет незначительный объем внутрирайонных связей. Характерной особенностью перевозок грузов в этом виде сообщения является внутриреспубликанское и внутрирайонное потребление.
Географическое положение Волго-Вятского района и система широтных железнодорожных магистралей обеспечивают транспортно-экономический обмен между восточными и западными регионами России и, как следствие, значительные объемы транзита в общих грузоперевозках района. Район имеет на сегодня недостаточно развитую внешне-экономическую деятельность.
В Волго-Вятском экономическом
районе целесообразно инвестировать
отрасли обрабатывающей промышленности,
и прежде всего машиностроение, глубокую
переработку древесины, производство
качественно новых видов
Целесообразное использование, а также эффективная охрана природных ресурсов Волго-Вятского экономического района смогли бы вывести район на более высокие позиции в стране и способствовали бы экономическому развитию района.