Экономико-географическая характеристика Волго-Вятского экономического района РФ. Горьковская железная дорога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 01:56, курсовая работа

Описание работы

Россия располагает огромной территорией, богатыми природными ресурсами и разнообразными природно-климатическими условиями. Поэтому внутреннее территориальное устройство страны играет важную роль в эффективной организации, и управлении экономикой и социальным устройством населения.

Содержание работы

Введение 3
1. Экономико-географическая характеристика Волго-Вятского экономического района РФ 4
1.1. Особенности географического положения района и его административно-территориальный состав. Характеристика крупнейших городов. 4
1.2. Характеристика населения 12
1.3. Экономическая оценка природных условий и ресурсов, особенности рельефа и климата. 13
1.4. Водные и лесные ресурсы 15
1.5. Особенности энергетики района 16
1.6. Главные отрасли промышленности 17
1.7. Сельское хозяйство 21
1.8. Перспективы развития Волго-Вятского экономического района 21
2. Характеристика транспортной сети Волго-Вятского экономического района РФ и района тяготения Горьковской железной дороги 22
2.1. Железнодорожный транспорт 22
2.2. Речной транспорт 25
2.3. Автомобильный транспорт 26
2.4. Трубопроводный транспорт 26
2.5. Воздушный транспорт 27
2.6. Расчет густоты железнодорожной сети по областям, входящим в Волго-Вятский экономический район РФ и район тяготения Горьковской железной дороги 28
Заключение 29
Список литературы 30
Приложение А.Экономическая карта Волго-Вятского экономического района РФ 31
Приложение Б.Транспортная картосхема Горьковской железной дороги 32

Файлы: 1 файл

РАБОТА.docx

— 112.12 Кб (Скачать файл)

В 1961 в результате слияния  Горьковской и Казанской магистралей  возникла Горьковская железная дорога.

Промышленный потенциал  Волго-Вятского экономического района и его географическое положение определяют объем и состав отправления и прибытия по родам грузов. В 1997 г. отправление составило 23 млн. т (2,4% от общего отправления по железнодорожной сети России); прибытие — 24 млн.т (2,5% от сетевого прибытия). Прибытие района на 1 млн. т превышало его отправление.

Распределение объемов отправления  и прибытия грузов по субъектам Российской Федерации, входящим в состав Волго-Вятского района с распределением по основным родам грузов. По субъектам РФ, входящим в район, удельный вес перевозимых грузов колеблется от 89% по Нижегородской области до 100% по республикам Марий Эл и Чувашской.

железнодорожные станции  района, особенно Кировской и севера Нижегородской области, отправляют древесину и продукцию деревообработки; минерально-строительные материалы (строительный камень, гипс, доломиты, стекольные пески, цементное сырье) отгружают Нижегородская область и Республика Мордовия.

В прибытии удельный вес  в целом по Волго-Вятскому району составляет 90%; по субъектам Российской Федерации, входящим в район, он колеблется от 80% по Республике Марий Эл до 96% по Чувашской Республике. Наибольшая доля в грузах прибытия приходится на минерально-строительные материалы (33%). 

 

К крупнейшим станциям, обслуживающим  промышленные комплексы района, в 1997 г, относились: Навашино, Дзержинск, Зелецино, Горький-Автозавод (Нижегородская область) и Чепецкая (Кировская область).

По Волго-Вятскому району объем перевозочной работы в 1997г. Составил 118,8 млн.т.

Структура перевозимых  грузов

       Ввоз  грузов — топлива, сырья, металла,  зерна — значительно превышает  вывоз готовой продукции (автомобилей,  станков, дизелей, речных судов,  тракторов, изделий художественных  промыслов, кожевенно-меховых изделий,  древесины, продукции деревообработки,  бумаги, картона, изделий легкой  промышленности). Волго-Вятский экономический  район, ввозя продукцию, имеет  тесные экономические связи с  Уралом и Центрально-Черноземным  районами (металл), Югом (уголь восточного  крыла Донбасса), Севером (апатиты), Поволжьем (нефть, хлеб, рыба, соль), Центром (машиностроительная продукция  от предприятий-смежников), Западной  Сибирью (топливо). Кроме того, он  имеет связи с Южными экономическими  районами, куда направляется из  ВВЭР преимущественно лес и  продукция деревообрабатывающей  отрасли, машиностроения.

    1. Речной транспорт

      1.  География речных путей

Основные речные пути Волго-Вятского района представлены такими  судоходным реками, как Волга, Ока, Вятка, Ветлуга.

 

      1. Структура перевозок грузов

Реки в основном используются для сплава леса, перевозки угля, соли, продукции машиностроения, строительных материалов, овощи, хлебные грузы.

      1. Основные направления главных грузопотоков

 

   Нижегородский воднотранспортный узел является по речному грузообороту крупнейшим в России. С реки на железную дорогу ведется перегрузка угля, соли, металла, хлебных грузов, цемента, строительных материалов, поступающих из Поволжского, Северо-Кавказского, 
Центрального и других регионов европейской части.

 

      1. Крупнейшие речные порты

 

 Крупные речные порты района и страны — Нижний Новгород, Чебоксары.

 

      1. Перспективы развития речного транспорта

 

        Расположенный на пересечении внутренних железнодорожных, автомобильных и водных путей, новый терминал становится международным. Учитывая возрастающую роль судов класса «река-море» в международных сообщениях, нижегородский терминал будет способствовать более эффективному с географо-экономической точки зрения перераспределению потоков экспортно-импортных грузов.

    1. Автомобильный транспорт

      1. Основные направления автомагистралей

Федеральная автомобильная  дорога М7 «Волга» :

Москва — Владимир —  Нижний Новгород — Чебоксары —  Казань. Данную автомобильную дорогу следует использовать для освоения международных транзитных перевозок.

Федеральная дорога Чебоксары — Ульяновск;

Дороги республиканского и областного значения: Казань —  Йошкар-Ола — Яранск — Котельнич  — Киров;

 Нижний Новгород —  Арзамас — Саранск, Саранск  — Ульяновск, Нижний Новгород  — Киров, Владимир — Муром  — Арзамас.

Федеральная автомобильная  дорога М29: Чебоксары- Йошкар-Ола- Киров- Сыктывкар.

    1. Трубопроводный транспорт

По территории района проходят три нефтепровода, проложенные от Альметьевска (Татарстан) до Нижнего  Новгорода, по которым поступает  не только поволжская, но и сибирская  нефть. Проложенная сеть газопроводов позволяет транспортировать природный  газ из Сибирь-Центр, Альметьевск — Нижний Новгород, Саратов — Нижний Новгород, Киров-Котельнич; нефтепровод Альметьевск — Нижний Новгород с разветвлением в районе Нижнего Новгорода на Рязань и Ярославль.

     Трубопроводный транспорт имеет несколько газо- и нефтетрубопроводных магистралей, обеспечивающих поступление (ввоз) топливно-энергетических ресурсов из Поволжского, Уральского и Западно-Сибирского районов.

Нефтепродуктопровод- Альметьевск- Нижний Новгород

Межрегиональные потоки- Н. Новгород- Новки- Рязань(2,24 млн т.).

Перспективы развития

Открытие новых путей. Нефтепродуктопроводы в Волго-Вятском  районе получили значительное развитие. По системе продуктопроводов осуществляется транспортировка продукции во внутрирегиональных, межрегиональных и международных  сообщениях.

    1. Воздушный транспорт

 

          Воздушный транспорт играет важную  роль для обеспечения перевозок  пассажиров на дальние расстояния  на внутрироссийских и международных  линиях.

Нижний Новгород-первый аэропорт, который был связан воздушной  линией с Москвой.

           В 1995 году администрация Нижегородской области выделила на реконструкцию федерального предприятия «Международный аэропорт Нижний Новгород» $2,5 млн. со сроком погашения в течение семи лет.

В 2003 году аэропорт показал  достаточно хорошую динамику развития. Были открыты два новых рейса: Нижний Новгород — Баку и Нижний Новгород — Ганновер (Германия).

В результате общий пассажирооборот  по сравнению с 2002 годом вырос  на 30% и за девять месяцев 2003 года составил 110334 человек. Отправки пассажиров из Нижнего  Новгорода также возросли в среднем  на треть и составили 52926 человек.

Победилово — аэропорт города Киров. Расположен в 22 км к юго-западу от города. Аэродром «Киров (Победилово)» 2 класса, способен принимать самолёты Ил-76, Ту-134 и более лёгкие, а также вертолеты всех типов. На аэродроме базируется ОАО "Кировавиа". Из аэропорта совершаются рейсы в: 

Москву (Внуково), Адлер, Нарьян-Мар.

        Аэропо́рт Йошка́р-Ола́ — аэропорт города Йошкар-Ола.

Аэродром Йошкар-Ола 2 класса, способен принимать воздушные суда Ту-134,Як-42 и все более лёгкие. В аэропорту базируется «Йошкар-Олинский Объединённый Авиационный Отряд». Из аэропорта совершаются рейсы в: 

Москву (Домодедово).

    1. Расчет  густоты железнодорожной сети по областям, входящим в Волго-Вятский экономический район РФ и район тяготения Горьковской железной дороги

административно-территориальная  единица

территория, S, тыс. км

население, N, чел.

эксплуатационная длина  железных дорог, L, км

густота железных дорог, D

Ds

Dsн

Нижегородская область

76 900

3 445 000

1 215

0,016

0,0004

0,0009

Республика Марий Эл

23 200

717 000

204

0,009

0,0003

0,002

Республика Мордовия

26 200

866 000

543

0,02

0,0006

0,004

Чувашская Республика

13 300

1 299 000

397

0,03

0,0003

0,003

Кировская область

120 800

1 461 000

1 104

0,009

0,0007

0,003

Итого по экономическому району –району тяготения ж.д.

260 400

7 788 000

3 463

0,02

0,0005

0,004




 

Заключение

В Волго-Вятский экономический  район входят Нижегородская и  Кировская области, республики Мордовия, Чувашия, Марий Эл. Общая площадь  территории – 265,4 тысяч квадратных километров, население – 8,4 млн. человек.

Данный регион представляет собой крупный индустриальный комплекс с развитой многоотраслевой промышленностью. Отраслями рыночной специализации  являются машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная и лесная промышленность. Регион обеспечен  лесными ресурсами, богат торфом, фосфоритами, также ресурсами для  производства строительных материалов. Также район имеет высокую  обеспеченность водными ресурсами.

Рельеф территории района представлен холмисто-увалистой  равниной с ярко выраженными ледниковыми  формами, она расчленена многочисленными  речками в заволжской части, по характеру  растительности – главным образом  лесостепь. 

 

Транспортная система  Волго-Вятского экономического района объединяет работу железнодорожного, речного, автомобильного и трубопроводного  транспорта. Недостаточная протяженность  автодорог с твердым покрытием  сдерживает развитие внутрирайонных перевозок. Район имеет незначительный объем  внутрирайонных связей. Характерной  особенностью перевозок грузов в  этом виде сообщения является внутриреспубликанское  и внутрирайонное потребление.

Географическое положение  Волго-Вятского района и система  широтных железнодорожных магистралей  обеспечивают транспортно-экономический  обмен между восточными и западными  регионами России и, как следствие, значительные объемы транзита в общих  грузоперевозках района. Район имеет на сегодня недостаточно развитую внешне-экономическую деятельность.

В Волго-Вятском экономическом  районе целесообразно инвестировать  отрасли обрабатывающей промышленности, и прежде всего машиностроение, глубокую переработку древесины, производство качественно новых видов продукции  легкой и пищевой промышленности.

Целесообразное использование, а также эффективная охрана природных  ресурсов Волго-Вятского экономического района смогли бы вывести район на более высокие позиции в стране и способствовали бы экономическому развитию района.

Список  литературы

    1. Экономическая география России: учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина. – М.: ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 2010
    2. http://ru.wikipedia.org/
    3. http://fictionbook.ru/author/aleksandr_aleksandrovich_vinokurov/vvedenie_v_yekonomicheskuyu_geografiyu_i_vera_georg/read_online.html?page=5

 

    1. http://www.rzd.ru/wps/portal/rzd

 

 

 

Приложение  А.Экономическая карта Волго-Вятского экономического района РФ

 

Приложение  Б.Транспортная картосхема Горьковской железной дороги


Информация о работе Экономико-географическая характеристика Волго-Вятского экономического района РФ. Горьковская железная дорога