Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 10:05, реферат
Для определения места и вида столкновения, надо исследовать все объективные данные, явившиеся результатом происшествия. Такими данными, позволяющими эксперту определить расположение места и вида столкновения на проезжей части, могут быть сведения о следах, оставленных транспортными средствами (ТС) в зоне столкновения. Место столкновения и положение ТС в момент удара иногда можно определить по изменению характера следов шин. Так, при внецентренном встречном и поперечном столкновениях следу шин в месте столкновения смещаются в поперечном направлении в сторону движения автомобиля (см рис.1г)
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДА СТОЛКНОВЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ
Для определения места и вида столкновения, надо исследовать все объективные данные, явившиеся результатом происшествия. Такими данными, позволяющими эксперту определить расположение места и вида столкновения на проезжей части, могут быть сведения о следах, оставленных транспортными средствами (ТС) в зоне столкновения. Место столкновения и положение ТС в момент удара иногда можно определить по изменению характера следов шин. Так, при внецентренном встречном и поперечном столкновениях следу шин в месте столкновения смещаются в поперечном направлении в сторону движения автомобиля (см рис.1г)
При встречном столкновении следы юза могут прерваться или стать менее заметными. Если ударные нагрузки, действующие на торможенное колесо, направлены сверху вниз, то оно может на мнгновение разблокироваться, т.к сила сцепления превысит тормозную силу (см.рис. 1д) Если ударная нагрузка направлена снизу вверх, то колесо может оторваться от дороги.
На рис. 1,а показан след скольжения (юза) колес автомобиля при тор-можении след качения колес автомобиля показан на рис 1,б , а на рис. 1,в показан след поперечного скольжения, который может возникнуть при резком
торможении автомобиля на обледенелой дороге (при скольжении колес по гололеду с поперечным заносом автомобиля).
Все многообразие столкновений транспортных средств в зависимости от удара (λст.)между векторами их скоростей можно разделить на несколько видов. При λст.=180 столкновение называют встречным( рис.2, I и II), а при λст.=0 когда автомобили движутся параллельными при близким к ним курсами, - попутным (рис.2 V) 0< λст.<90 (рис.2 VI) и при 90< λст.<180 (рис2, VII) – косым.
Если нагрузка действует на торцовые поверхности автомобиля (см. рис.2, I и III), то удар называют прямым; если же она приходится на боковые стороны,- скользящим (рис 2, II и IV).
Положение автомобилей в момент удара часто определяют путем следственного эксперта по деформациям, возникшим в результате столкновения. Для этого поврежденные автомобили располагают как можно ближе друг к другу, стараясь совместить участки, контактировавшие при ударе ( рис.3,а). поскольку такой эксперимент провести довольно сложно, иногда вычерчивают в масштабе схемы автомобилей, и нанеся на них поврежденные зоны, определяют угол столкновения графически.
2. СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМЫ ДТП.
Схема ДТП представляет собой план местности с графическим изображением обстановки происшествия и является приложением к протоколу осмотра места ДТП. Схему ДТП составляют на основании данных осмотра места происшествия, показаний его очевидцев и участников. Для наглядного и точного представления о размерах изображаемых предметов и расстояний между ними схема ДТП должна быть выполнена в масштабе. Удобнее всего это требование соблюдается при использовании специальных бланков, отпечатанных на миллиметровой бумаге. Составление схемы еще более облегчается при наличии штампов с изображением транспортных средств, пешеходов, светофоров и т.д.
На схеме ДТП должны быть приведены следующие сведения:
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
НАЛИЧИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ
АВТОМОБИЛЕЙ
Ответ на вопрос о возможности предотвратить столкновение связан с определением расстояния между автомобилями в момент возникновения опасной обстановки. Установить это расстояние экспертным путем трудно, а часто и невозможно. Данные, содержащие в следственных документах, как правило, неполны или противоречивы. Наиболее точные данные получают путем следственного эксперимента с выездом на место ДТП.
Рассмотрим в начале попутное столкновение. Если столкновение явилось результатом неожиданного торможения переднего автомобиля, то при ис-правной тормозной систем заднего автомобиля могут быть только одна из следующих двух причин:
1. Опоздание водителя заднего автомобиля .
2. Неправильно выбранная водителем заднего автомобиля дистанция. При правильно выбранной дистанции и своевременном торможении заднего автомобиля столкновение, очевидно , исключается.
Если фактическая дистанция между автомобилями (Sф) известна, то ее сравнивают с дистанцией (Sб ), минимально необходимой для предотвращения столкновения.
При Sф≥ Sб можно сделать вывод о том, что водитель заднего автомобиля имел техническую возможность избежать столкновения, а при Sф≤Sб - вывод о том, что у него такой возможности не было.
У некоторых автомобилей момент загорания стоп - сигнала не совпадает с началам нажатия на тормозную педаль. Запаздывание может составлятъ 0,5…1,2с и быть одной из причин Д.Т.П.
Предотвратить встречное столкновение водителям, движущимся по одной полосе, удается лишь в том случае, если оба успевают затормозить и остановить автомобили. Если хотя бы один из автомобилей не остановится, ДТ.П будет неизбежным.
Очевидное условие возможности предотвратить столкновение расстояние видимости должно быть не меньше суммы остановочных путей обоих транс- портных средств:
Sв =Sal + Sa2 ≥ S01+ Sо2 (1)
где, Sв — общее для обоих водителей суммарное расстояние видимости, м;
Sа1 и Sa2 - расстояния видимостей соответственно для водителей 1-го и 2- го автомобилеи, м;
SО1 И So2 - остановочные пут соответственно 1-го и 2-го автомобилей, м.
Для этого условия водители должны одновременно реагировать на возникшую опасность для движения и без промедления начать экстренное торможение
Для установления причинной связи между действиями водителей и наступившими последствиями нужно ответить на вопрос:
Имел ли каждый из водителей
техническую возможность
Условие возможности предотвратить столкновение для водителя автомобиля 1.
Sa1≥So1+Sпн2; (2)
Д ля водителя автомобиля 2
Sa2≥So2+Sпн1; (3)
где: Sпн1 и Sпн2 - расстояния, на которые переместились бы автомобили от места столкновения до остановки, если бы не были задержаны при их столкновении.
Примерная последовательность расчета при оценке действий водителя автомобиля 1 такова
Vю2= Va2-0,5*t3’’*j’’; (4)
Где, Va2- скорость автомобиля 2 в начале тормозного пути, м/с2;
t3’’- время нарастания замедления автомобиля 2, с;
j’’- установившееся замедление того же автомобиля, м/с2.
S4’’= Vю22/ 2*j’’;
Sпн2= S’’4 – Sю2;
где Sю2- длина следа юза, оставленного на покрытии вторым автомобилем перед местом столкновения.
So1=T1*Va1+ Va12/ 2*j’;
где T1= суммарное время, затрачиваемое на остановочный путь автомобиля 1, с;
Va1= скорость автомобиля 1 в начале тормозного пути, м/с;
j’- установившееся замедление того же автомобиля, м/с2.
где - ускорение силы тяжести, м/с2; =9,81 м/с2;
- коэффициент сцепления шин с дорогой ( берется из таблицы 1 согласно заданного состояния дорожного покрытия);
- длина следов юза от торможения автомобиля 1, м;
- начальная скорость
- коэффициент поперечного сцепления шин с дорогой; принимать .
- расстояние перемещения автомобиля 1 ( принимаем из таблицы 2 согласно заданной марки автомобиля),м;
- база автомобиля 1 ( принимаем из таблицы 2 согласно заданной марки автомобиля),м;
- угол поворота автомобиля 1 после столкновения, град.
Sa1≥So1+Sпн2;
Если это условие соблюдено, то водитель первого автомобиля имел техническую возможность при своевременном реагировании на появление встречного автомобиля остановиться на расстоянии, исключавшем столкновение.
В такой же последовательности определяют, была ли такая возможность у водителя второго автомобиля.
Таблица 1. Значения коэффициентов сцепления шин с дорогой
№ |
Состояние дорожного покрытия |
φх сухое |
φх мокрое |
1 |
Асфальтобетонное или цементобетонное покрытие |
0,7…0,8 |
0,35…0,45 |
2 |
Щебеночное покрытие |
0,6…0,7 |
0,3…0,4 |
3 |
Грунтовая дорога |
0,5…0,6 |
0,2…0,4 |
4 |
Дорога,покрытая укатанным снегом |
0,2…0,3 |
0,2…0,3 |
5 |
Обледенелая дорога |
0,1…0,2 |
0,1…0,2 |
Таблица 2. Отдельные справочные данные некоторых моделей автомобилей.
Параметры |
ВАЗ-2101; ВАЗ-21011 |
Москвич-412 |
ГАЗ-24 |
ГАЗ53А |
ЗИЛ-130 |
Урал -377 |
КаМаз-5320 |
Раф- 2203 |
Паз- 672 |
ЛиАЗ- 677 |
Масса снаряженного автомобиля,кг |
955 |
1045 |
1400 |
3250 |
4300 |
7275 |
7025 |
1670 |
7825 |
15570 |
Габаритные размеры,м: Длина Ширина Высота |
4,1 1,6 1,4 |
4,1 1,5 1,5 |
4,7 1,8 1,5 |
6,4 2,4 2,2 |
6,7 2,5 2,4 |
7,6 2,2 2,7 |
7,4 2,5 2,6 |
5 2 2 |
7,1 2,4 3 |
10,5 2,6 3 |
База,м |
2,4 |
2,4 |
2,8 |
3,7 |
3,8 |
4,2 |
3,2 |
2,6 |
3,6 |
5,1 |