Классификация гражданских судов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 22:10, реферат

Описание работы

Гражданские суда в основном представлены транспортными и промысловыми судами, для обеспечения эксплуатации которых предназначаются специальные суда. Эти суда обеспечивают грузопоток и пассажиропоток между странами, добычу и переработку морепродуктов. В зависимости от основного назначения гражданские суда разделяют на следующие типы:

1) Транспортные суда (в морском флоте их часто называют торговыми), которые в свою очередь подразделяются на пассажирские, предназначаемые для перевозки не менее 12 пассажиров и небольшого количества срочных грузов (багаж, почта и т. п.);

грузовые, предназначаемые для перевозки различных грузов; в зависимости от особенности грузов эти суда разделяются на сухогрузные (генерального груза), сыпучего груза (балкеры), лесовозы, хлопковозы, треллерные и контейнерные), рефрижераторные (для перевозки скоропортящихся грузов) и наливные (танкеры, газовозы, химовозы) перевозящие жидкие грузы наливом;

Содержание работы

Классификация гражданских судов: 2- 6
Главное размерение судна: 7- 9
Эксплуатационные качества судна: 10 - 12
Конструкция корпуса судна: 12 - 16
Судовое устройство: 16 – 21
Список литературы: 22

Файлы: 1 файл

Классификация и устройство гражданских судов.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

Оглавление:

  1. Классификация гражданских судов: 2- 6
  2. Главное размерение судна: 7- 9
  3. Эксплуатационные качества судна: 10 - 12
  4. Конструкция корпуса судна: 12 - 16
  5. Судовое устройство: 16 – 21
  6. Список литературы: 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Классификация гражданских судов.

 

 

Гражданские суда в основном представлены транспортными и промысловыми судами, для обеспечения эксплуатации которых предназначаются специальные суда. Эти суда обеспечивают грузопоток и пассажиропоток  между странами, добычу и переработку морепродуктов. В зависимости от основного назначения гражданские суда разделяют на следующие типы:

 

1) Транспортные суда (в морском флоте их часто  называют торговыми), которые в  свою очередь подразделяются  на пассажирские, предназначаемые  для перевозки не менее 12 пассажиров и небольшого количества срочных грузов (багаж, почта и т. п.);

 

грузовые, предназначаемые для перевозки различных грузов; в зависимости от особенности грузов эти суда разделяются на сухогрузные (генерального груза), сыпучего груза (балкеры), лесовозы, хлопковозы, треллерные и контейнерные), рефрижераторные (для перевозки скоропортящихся грузов) и наливные (танкеры, газовозы, химовозы) перевозящие жидкие грузы наливом;

 

грузопассажирские - для перевозки пассажиров и одновременно груза.

 

 Транспортные суда  линейного плавания, совершающие  регулярные рейсы между двумя  определенными портами (например, Ленинград - Лондон), называются лайнерами. Грузовые суда, перевозящие грузы не на определенных линиях, а в любом направлении (в зависимости от потребности перевозок — бродячие суда), называют трампами;

 

паромы, самоходные суда, перевозящие различные средства сухопутного транспорта и людей через водные пространства - моря, проливы, озера, реки и т. п.

 

2) Промысловые суда, добывающие продукцию моря (рыбу, морских животных, водоросли и т. п.), перерабатывающие (в полуфабрикаты или готовую продукцию) и транспортирующие ее на береговые или плавучие базы.

 

 Эти суда подразделяют на: рыболовные, к которым относятся: траулеры - суда, приспособленные для лова рыбы тралами. В зависимости от размеров, района плавания и объема трюмов их разделяют на: большие морозильные рыболовные траулеры (БМРТ), суда морского и океанического рыболовства, оборудованные для полной переработки рыбы и хранения готовой продукции, большие рыболовные траулеры (БРТ), разделяющиеся на посольно-свежьевые и морозильные траулеры-рыбозаводы, средние рыболовные траулеры (СРТ), частично обрабатывающие рыбу и сдающие ее в бочках на базы, малые рыболовные траулеры (МРТ) и тралботы (ТБ) - суда, предназначенные для тралового лова донных рыб, раков, креветок и т. п..

В прибрежных районах, частичной обработки улова и доставки его в порт или на плавучие базы; сейнеры - суда, приспособленные для лова рыбы кошельковым методом. Эти суда не обладают средствами первичной обработки (охлаждения) улова и механизацией работ. В зависимости от водоизмещения и связанной с этим оснащенности сейнеры также разделяют на большие, средние и малые; рыболовные боты - небольшие моторные суда разнообразного типа, производящие лов рыбы различными орудиями и обеспечивающие прибрежный ставной неводный лов; тунцеловные суда - однопалубные суда, предназначенные для лова рыбы - тунца ярусом и тралами;

 

китобойные, предназначенные специально для охоты за китами (в носу у них устанавливается гарпунная пушка) и для отбуксирования китовых туш к плавучим заводам;

 

зверобойные - моторно-парусные суда небольшого водоизмещения, приспособленные для плавания в ледовых условиях к лежбищам морских зверей (моржей, котиков и т. п.), отбоя их и доставки туш на базу;

 

плавучие базы - суда, которые обслуживают промыслы в удаленных районах: принимают от рыболовных китобойных или зверобойных судов их добычу, окончательно обрабатывают ее в готовую продукцию, хранят ее в рефрижераторных трюмах, а также обеспечивают снабжение и ремонт промысловых судов, медицинское и культурно-бытовое обслуживание их личного состава;

 

рыбоконсервные заводы - суда, являющиеся одновременно плавучими базами и заводами, вырабатывающими консервы из продукции, добываемой промысловыми судами;

 

производственные рефрижераторы - суда, принимающие на промысле рыбу-сырец от добывающих судов, замораживающих ее и доставляющие в порт или на другие суда;

 

транспортные рефрижераторные  суда, предназначенные для приема на промысле готовой рыбной продукции и транспортировки ее к береговым базам.

 

3) Научно-исследовательские  суда предназначаются для выполнения  разнообразных научно-исследовательских  работ в открытых морях и  океанах. К ним относятся специально  приспособленные и оборудованные надводные и подводные суда, батискафы (глубоководные снаряды, способные передвигаться под водой) и батистаты (снаряды, опускаемые с судна под воду на тросе).

 

4) Учебные суда служат  для плавательной практики и  предназначены для лиц, обучающихся в учебных заведениях, готовящих плавсостав. Эти суда оборудованы специальными лабораториями, учебными кабинетами и аудиториями для практического освоения вопросов, связанных с эксплуатацией судов.

 

5) Специальные суда  предназначены для обеспечения нормальной и безаварийной эксплуатации всех судов на водных пространствах. Эти суда могут быть движущимися или стояночными и в зависимости от назначения их подразделяются на:

 

гидрографические, предназначенные  для изучения океанов и морей, сбора материалов для составления карт, лоций и извещений мореплавателям об изменениях обстановки на местности и т. п.;

 

лоцмейстерские, поддерживающие в состоянии эксплуатации навигационные обозначения морских и рейдовых фарватеров;

 

лоцманские, доставляющие и снимающие лоцманов с судов после проводки их по фарватеру в порт или обратно;

 

плавучие маяки - суда, имеющие маячные средства (огни, радиосигналы и обозначения), стоящие на якоре и обозначающие вход на фарватер или мелкое место в открытом море;

 

водолазные боты-суда, оборудованные для обеспечения работ водолазов и подводных гидротехнических работ;

 

пожарные суда, оборудованные  мощными противопожарными и отливными  средствами для тушения пожаров  на судах и откачки из них воды.

 

6) Судоремонтные суда (судоремонтные плавучие средства) служат для выполнения всех видов судоремонта. К ним относятся:

 

плавучие мастерские - самоходные и несамоходные суда, оборудованные средствами для выполнения всех видов судоремонта;

 

плавучие доки - несамоходные суда, приспособленные для подъема из воды плавающих судов, для их освидетельствования и выполнения работ в подводной части корпуса;

 

плавучие подъемные  краны - самоходные и несамоходные суда, имеющие грузоподъемные устройства.

 

7) Служебные суда предназначены  для выполнения разнообразных работ, связанных с обеспечением эксплуатации основных судов флота. Их можно подразделить на:

 

ледоколы - суда, приспособленные для вскрытия ледяного покрова и плавания во льдах. Назначением их является обеспечение плавания судов в ледяной обстановке;

 

буксиры - суда, обеспечивающие буксировку несамоходных или больших самоходных судов в узкостях, где эти суда не управляются;

 

толкачи - суда, работающие на внутренних путях сообщения для передвижения несамоходных и неуправляемых судов методом их толкания;

 

посыльные суда - мелкие самоходные суда, предназначенные для доставки на стоящие вдали от берега суда всевозможных предметов снабжения;

 

разъездные суда - мелкие быстроходные суда, служащие для связи между берегом и судном.

 

 8) Спасательные суда служат для оказания помощи или спасения судов, терпящих бедствия в открытом море.

 

К этим судам относятся:

 

морские спасатели - суда с высокими мореходными качествами, позволяющими им в любую погоду выйти в открытое море, подойти к аварийному судну и оказать ему помощь;

 

спасательные базы - суда, которые обслуживают более мелкие суда специального назначения при длительных спасательных работах в открытом море;

 

спасательные боты - мелкие мореходные суда, специально оборудованные для спасательных работ на месте аварии судна;

 

судоподъемные понтоны - емкости, предназначенные для подъема затонувших судов.

 

9) Спортивные суда  предназначены для занятий спортом. 

 

10) Суда технического  флота служат для выполнения  специальных гидротехнических работ (выем или намыв грунта); для обеспечения надлежащего состояния акваторий (территорий) портов и гаваней, каналов и фарватеров; для налива грунта на берег; для создания плотин или поднятия берегов, а также для добычи из-под воды гравия, строительного песка и других материалов. Эти суда подразделяются на:

 

дноуглубительные суда, оборудованные специальными приспособлениями и механизмами для подъема  грунта со дна. В зависимости от способа  подъема грунта эти суда, в свою очередь подразделяются на землечерпательные или черпаковые. Поднимающие грунт при помощи черпаков-ковшей, собранных на замкнутой шарнирной цепи, двигающейся по наклонным направляющим. При опрокидывании черпака над водою грунт попадает в лоток и отводится в стоящее у борта грунтовозное судно;

 

землесосы или рефулеры, разрыхляющие грунт специальными вращающимися ножами и мощными насосами засасывают смесь грунта с водою (пульпу) в трубу -сосун. Поднятая пульпа по отводным трубам удаляется за борт на значительные расстояния, намывая берега;

 

грунтовозы (шаланды) - самоходные суда с открытыми бункерами для грунта и с саморазгружателями (откидными шлюзами в днище);

 

грунтовозные баржи - несамоходные суда с открытыми бункерами и саморазгружающимися шлюзами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Главные размерения судна и коэффициенты полноты.

 

 

1) При проектировании судна пользуются главными размерениями судна, к которым относит его длину L, ширину B, осадку T и высоту борта H (см. рис.1).

 

 

Рис1. Главные размерения судна.

 

 

B - ширина; T - осадка; L - расчетная длина; L - наибольшая длина; ГВЛ - грузовая ватерлиния; В - наибольшая ширина.

 

 

Различают расчетные (теоретические) и наибольшие (габаритные) главные  размерения. Первые используют при  определении мореходных качеств  судна, вторые - при всех практических надобностях.

 

Длина расчетная - расстояние между носовым и кормовым перпендикулярами, восстановленными в крайних точках ГВЛ.

 

Длина наибольшая - расстояние между крайними носовой и кормовой точками корпуса. Измеряется в плоскости, параллельной ГВЛ.

 

Ширина расчетная - наиболее широкое место корпуса в плоскости ГВЛ без учета обшивки.

 

Ширина наибольшая - наиболее широкая часть корпуса с учетом толщины наружной обшивки и выступающих частей.

 

Осадка расчетная - расстояние по вертикали на миделе от верхней кромки киля до ГВЛ.

 

Осадка наибольшая - величина наибольшего погружения корпуса до ГВЛ с учетом обшивки и выступающих частей. Осадка носом и кормой измеряются по вертикали от точки пересечения действующей ГВЛ с форштевнем и ахтерштевнем до линии продолжения нижней кромки киля. Разность осадок носом и кормой характеризуют дифферент судна.

 

Высота борта расчетная - высота по вертикали на миделе от верхней кромки киля до нижней кромки верхней непрерывной палубы у борта.

 

 

2) Дополнительное представление о форме корпуса судна дают безразмерные величины, называемые коэффициентами полноты судна.

 

 

 

 

 

 

 

 

Коэффициент полноты ватерлинии α - отношение площади ватерлинии S к площади описанного вокруг нее прямоугольника со сторонами L и В (рис.2):

 

 

Коэффициент полноты мидель-шпангоута β - это отношение погруженной части миделя к площади описанного вокруг нее прямоугольника со сторонами В и Т:

 

 

Коэффициент полноты водоизмещения δ - это отношение объемного водоизмещения V к объему параллелепипеда со сторонами L, В и Т:

 

Коэффициент продольной полноты φ - отношение объемного водоизмещения V к объему призмы, имеющей основанием площадь мидель - шпангоута и высоту L:

 

 

Коэффициент вертикальной полноты χ - отношение объемного водоизмещения V к объему призмы, имеющей основанием площадь конструктивной ватерлинии S и высоту Т:

 

 

Как и соотношения  главных размерений, коэффициенты полноты  влияют на мореходные качества судна. Уменьшение δ, α и φ способствует быстроходности судна, а увеличение α повышает его остойчивость.

 

Судно характеризуется  объемными и массовыми показателями, к числу которых относятся: водоизмещение объемное V, м3, - объем подводной части судна, и водоизмещение D, т, - масса судна: D = ρV, где ρ - плотность воды, т/м3.

 

Каждой осадке судна соответствует определенное объемное водоизмещение и масса судна (водоизмещение). Водоизмещение полностью построенного судна, но без запасов, расходных материалов, грузов и людей называется  водоизмещением порожнего судна. Водоизмещение судна, загруженного по грузовую марку, называется водоизмещением судна с полным грузом.

Информация о работе Классификация гражданских судов