Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 22:10, реферат
Гражданские суда в основном представлены транспортными и промысловыми судами, для обеспечения эксплуатации которых предназначаются специальные суда. Эти суда обеспечивают грузопоток и пассажиропоток между странами, добычу и переработку морепродуктов. В зависимости от основного назначения гражданские суда разделяют на следующие типы:
1) Транспортные суда (в морском флоте их часто называют торговыми), которые в свою очередь подразделяются на пассажирские, предназначаемые для перевозки не менее 12 пассажиров и небольшого количества срочных грузов (багаж, почта и т. п.);
грузовые, предназначаемые для перевозки различных грузов; в зависимости от особенности грузов эти суда разделяются на сухогрузные (генерального груза), сыпучего груза (балкеры), лесовозы, хлопковозы, треллерные и контейнерные), рефрижераторные (для перевозки скоропортящихся грузов) и наливные (танкеры, газовозы, химовозы) перевозящие жидкие грузы наливом;
Классификация гражданских судов: 2- 6
Главное размерение судна: 7- 9
Эксплуатационные качества судна: 10 - 12
Конструкция корпуса судна: 12 - 16
Судовое устройство: 16 – 21
Список литературы: 22
1. Классификация гражданских судов.
Гражданские суда в основном представлены транспортными и промысловыми судами, для обеспечения эксплуатации которых предназначаются специальные суда. Эти суда обеспечивают грузопоток и пассажиропоток между странами, добычу и переработку морепродуктов. В зависимости от основного назначения гражданские суда разделяют на следующие типы:
1) Транспортные суда (в морском флоте их часто называют торговыми), которые в свою очередь подразделяются на пассажирские, предназначаемые для перевозки не менее 12 пассажиров и небольшого количества срочных грузов (багаж, почта и т. п.);
грузовые, предназначаемые для перевозки различных грузов; в зависимости от особенности грузов эти суда разделяются на сухогрузные (генерального груза), сыпучего груза (балкеры), лесовозы, хлопковозы, треллерные и контейнерные), рефрижераторные (для перевозки скоропортящихся грузов) и наливные (танкеры, газовозы, химовозы) перевозящие жидкие грузы наливом;
грузопассажирские - для перевозки пассажиров и одновременно груза.
Транспортные суда линейного плавания, совершающие регулярные рейсы между двумя определенными портами (например, Ленинград - Лондон), называются лайнерами. Грузовые суда, перевозящие грузы не на определенных линиях, а в любом направлении (в зависимости от потребности перевозок — бродячие суда), называют трампами;
паромы, самоходные суда, перевозящие различные средства сухопутного транспорта и людей через водные пространства - моря, проливы, озера, реки и т. п.
2) Промысловые суда, добывающие продукцию моря (рыбу, морских животных, водоросли и т. п.), перерабатывающие (в полуфабрикаты или готовую продукцию) и транспортирующие ее на береговые или плавучие базы.
Эти суда подразделяют на: рыболовные, к которым относятся: траулеры - суда, приспособленные для лова рыбы тралами. В зависимости от размеров, района плавания и объема трюмов их разделяют на: большие морозильные рыболовные траулеры (БМРТ), суда морского и океанического рыболовства, оборудованные для полной переработки рыбы и хранения готовой продукции, большие рыболовные траулеры (БРТ), разделяющиеся на посольно-свежьевые и морозильные траулеры-рыбозаводы, средние рыболовные траулеры (СРТ), частично обрабатывающие рыбу и сдающие ее в бочках на базы, малые рыболовные траулеры (МРТ) и тралботы (ТБ) - суда, предназначенные для тралового лова донных рыб, раков, креветок и т. п..
В прибрежных районах, частичной обработки улова и доставки его в порт или на плавучие базы; сейнеры - суда, приспособленные для лова рыбы кошельковым методом. Эти суда не обладают средствами первичной обработки (охлаждения) улова и механизацией работ. В зависимости от водоизмещения и связанной с этим оснащенности сейнеры также разделяют на большие, средние и малые; рыболовные боты - небольшие моторные суда разнообразного типа, производящие лов рыбы различными орудиями и обеспечивающие прибрежный ставной неводный лов; тунцеловные суда - однопалубные суда, предназначенные для лова рыбы - тунца ярусом и тралами;
китобойные, предназначенные специально для охоты за китами (в носу у них устанавливается гарпунная пушка) и для отбуксирования китовых туш к плавучим заводам;
зверобойные - моторно-парусные суда небольшого водоизмещения, приспособленные для плавания в ледовых условиях к лежбищам морских зверей (моржей, котиков и т. п.), отбоя их и доставки туш на базу;
плавучие базы - суда, которые обслуживают промыслы в удаленных районах: принимают от рыболовных китобойных или зверобойных судов их добычу, окончательно обрабатывают ее в готовую продукцию, хранят ее в рефрижераторных трюмах, а также обеспечивают снабжение и ремонт промысловых судов, медицинское и культурно-бытовое обслуживание их личного состава;
рыбоконсервные заводы - суда, являющиеся одновременно плавучими базами и заводами, вырабатывающими консервы из продукции, добываемой промысловыми судами;
производственные рефрижераторы - суда, принимающие на промысле рыбу-сырец от добывающих судов, замораживающих ее и доставляющие в порт или на другие суда;
транспортные рефрижераторные суда, предназначенные для приема на промысле готовой рыбной продукции и транспортировки ее к береговым базам.
3) Научно-исследовательские
суда предназначаются для
4) Учебные суда служат для плавательной практики и предназначены для лиц, обучающихся в учебных заведениях, готовящих плавсостав. Эти суда оборудованы специальными лабораториями, учебными кабинетами и аудиториями для практического освоения вопросов, связанных с эксплуатацией судов.
5) Специальные суда предназначены для обеспечения нормальной и безаварийной эксплуатации всех судов на водных пространствах. Эти суда могут быть движущимися или стояночными и в зависимости от назначения их подразделяются на:
гидрографические, предназначенные для изучения океанов и морей, сбора материалов для составления карт, лоций и извещений мореплавателям об изменениях обстановки на местности и т. п.;
лоцмейстерские, поддерживающие в состоянии эксплуатации навигационные обозначения морских и рейдовых фарватеров;
лоцманские, доставляющие и снимающие лоцманов с судов после проводки их по фарватеру в порт или обратно;
плавучие маяки - суда, имеющие маячные средства (огни, радиосигналы и обозначения), стоящие на якоре и обозначающие вход на фарватер или мелкое место в открытом море;
водолазные боты-суда, оборудованные для обеспечения работ водолазов и подводных гидротехнических работ;
пожарные суда, оборудованные мощными противопожарными и отливными средствами для тушения пожаров на судах и откачки из них воды.
6) Судоремонтные суда (судоремонтные плавучие средства) служат для выполнения всех видов судоремонта. К ним относятся:
плавучие мастерские - самоходные и несамоходные суда, оборудованные средствами для выполнения всех видов судоремонта;
плавучие доки - несамоходные суда, приспособленные для подъема из воды плавающих судов, для их освидетельствования и выполнения работ в подводной части корпуса;
плавучие подъемные краны - самоходные и несамоходные суда, имеющие грузоподъемные устройства.
7) Служебные суда предназначены для выполнения разнообразных работ, связанных с обеспечением эксплуатации основных судов флота. Их можно подразделить на:
ледоколы - суда, приспособленные для вскрытия ледяного покрова и плавания во льдах. Назначением их является обеспечение плавания судов в ледяной обстановке;
буксиры - суда, обеспечивающие буксировку несамоходных или больших самоходных судов в узкостях, где эти суда не управляются;
толкачи - суда, работающие на внутренних путях сообщения для передвижения несамоходных и неуправляемых судов методом их толкания;
посыльные суда - мелкие самоходные суда, предназначенные для доставки на стоящие вдали от берега суда всевозможных предметов снабжения;
разъездные суда - мелкие быстроходные суда, служащие для связи между берегом и судном.
8) Спасательные суда служат для оказания помощи или спасения судов, терпящих бедствия в открытом море.
К этим судам относятся:
морские спасатели - суда с высокими мореходными качествами, позволяющими им в любую погоду выйти в открытое море, подойти к аварийному судну и оказать ему помощь;
спасательные базы - суда, которые обслуживают более мелкие суда специального назначения при длительных спасательных работах в открытом море;
спасательные боты - мелкие мореходные суда, специально оборудованные для спасательных работ на месте аварии судна;
судоподъемные понтоны - емкости, предназначенные для подъема затонувших судов.
9) Спортивные суда
предназначены для занятий
10) Суда технического флота служат для выполнения специальных гидротехнических работ (выем или намыв грунта); для обеспечения надлежащего состояния акваторий (территорий) портов и гаваней, каналов и фарватеров; для налива грунта на берег; для создания плотин или поднятия берегов, а также для добычи из-под воды гравия, строительного песка и других материалов. Эти суда подразделяются на:
дноуглубительные суда, оборудованные специальными приспособлениями и механизмами для подъема грунта со дна. В зависимости от способа подъема грунта эти суда, в свою очередь подразделяются на землечерпательные или черпаковые. Поднимающие грунт при помощи черпаков-ковшей, собранных на замкнутой шарнирной цепи, двигающейся по наклонным направляющим. При опрокидывании черпака над водою грунт попадает в лоток и отводится в стоящее у борта грунтовозное судно;
землесосы или рефулеры, разрыхляющие грунт специальными вращающимися ножами и мощными насосами засасывают смесь грунта с водою (пульпу) в трубу -сосун. Поднятая пульпа по отводным трубам удаляется за борт на значительные расстояния, намывая берега;
грунтовозы (шаланды) - самоходные суда с открытыми бункерами для грунта и с саморазгружателями (откидными шлюзами в днище);
грунтовозные баржи - несамоходные суда с открытыми бункерами и саморазгружающимися шлюзами.
2. Главные размерения судна и коэффициенты полноты.
1) При проектировании судна пользуются главными размерениями судна, к которым относит его длину L, ширину B, осадку T и высоту борта H (см. рис.1).
Рис1. Главные размерения судна.
B - ширина; T - осадка; L - расчетная длина; L - наибольшая длина; ГВЛ - грузовая ватерлиния; В - наибольшая ширина.
Различают расчетные (теоретические) и наибольшие (габаритные) главные размерения. Первые используют при определении мореходных качеств судна, вторые - при всех практических надобностях.
Длина расчетная - расстояние между носовым и кормовым перпендикулярами, восстановленными в крайних точках ГВЛ.
Длина наибольшая - расстояние между крайними носовой и кормовой точками корпуса. Измеряется в плоскости, параллельной ГВЛ.
Ширина расчетная - наиболее широкое место корпуса в плоскости ГВЛ без учета обшивки.
Ширина наибольшая - наиболее широкая часть корпуса с учетом толщины наружной обшивки и выступающих частей.
Осадка расчетная - расстояние по вертикали на миделе от верхней кромки киля до ГВЛ.
Осадка наибольшая - величина наибольшего погружения корпуса до ГВЛ с учетом обшивки и выступающих частей. Осадка носом и кормой измеряются по вертикали от точки пересечения действующей ГВЛ с форштевнем и ахтерштевнем до линии продолжения нижней кромки киля. Разность осадок носом и кормой характеризуют дифферент судна.
Высота борта расчетная - высота по вертикали на миделе от верхней кромки киля до нижней кромки верхней непрерывной палубы у борта.
2) Дополнительное представление о форме корпуса судна дают безразмерные величины, называемые коэффициентами полноты судна.
Коэффициент полноты ватерлинии α - отношение площади ватерлинии S к площади описанного вокруг нее прямоугольника со сторонами L и В (рис.2):
Коэффициент полноты мидель-шпангоута β - это отношение погруженной части миделя к площади описанного вокруг нее прямоугольника со сторонами В и Т:
Коэффициент полноты водоизмещения δ - это отношение объемного водоизмещения V к объему параллелепипеда со сторонами L, В и Т:
Коэффициент продольной полноты φ - отношение объемного водоизмещения V к объему призмы, имеющей основанием площадь мидель - шпангоута и высоту L:
Коэффициент вертикальной полноты χ - отношение объемного водоизмещения V к объему призмы, имеющей основанием площадь конструктивной ватерлинии S и высоту Т:
Как и соотношения главных размерений, коэффициенты полноты влияют на мореходные качества судна. Уменьшение δ, α и φ способствует быстроходности судна, а увеличение α повышает его остойчивость.
Судно характеризуется
объемными и массовыми
Каждой осадке судна соответствует определенное объемное водоизмещение и масса судна (водоизмещение). Водоизмещение полностью построенного судна, но без запасов, расходных материалов, грузов и людей называется водоизмещением порожнего судна. Водоизмещение судна, загруженного по грузовую марку, называется водоизмещением судна с полным грузом.