Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 08:08, реферат
Исследование – это всегда поиск нового, совершенного, эффективного, наилучшего, это не просто разрешение наваливающихся проблем, а поиск новых проблем, решение которых ведет к совершенству.
Этот поиск может быть организован различным образом и предполагает использование разных методов. Можно выделить методы случайного, интуитивного поиска, методы систематического поиска и методы логического поиска.
Методы случайного поиска, интуитивного поиска заключается в нахождении или аккумулировании новых идей независимо от практической деятельности и конкретных проблем, с которыми здесь сталкиваются. Часто такие идеи возникают даже при неопределенности цели исследования или осознания его необходимости
Креативные методы исследовательской деятельности
1. Методы интуитивного поиска
Исследование – это всегда поиск нового, совершенного, эффективного, наилучшего, это не просто разрешение наваливающихся проблем, а поиск новых проблем, решение которых ведет к совершенству.
Этот поиск может быть организован
различным образом и
Методы случайного поиска, интуитивного поиска заключается в нахождении или аккумулировании новых идей независимо от практической деятельности и конкретных проблем, с которыми здесь сталкиваются. Часто такие идеи возникают даже при неопределенности цели исследования или осознания его необходимости. Это методы, которые проистекают из потребностей творчества, неординарного мышления, развитой интуиции, интеллектуальных способней.
Коллективные формы
Метод систематического поиска характеризуется упорядоченностью всех процедур поиска, их целенаправленностью, точной критериальной основой оценок, последовательностью. Здесь широко используются матричные методы анализа, методы классификации, декомпозиции.
Метод логического поиска отличается
более жесткой
Методы логического поиска начинаются с определения предмета исследования или его корректировки, уточнения, дополнения в том случае, если такое определение уже существует.
Исследовательская деятельность – это всегда творческий процесс. В этом процессе значительную роль играет интуиция.
Интуиция – это способность человека к неосознанному предопределению решений, событий, ситуаций. Это работа подсознания, происходящая в виде некоторого «озарения», импульса мысли или идеи.
В исследовательской работе всегда явно или неявно присутствует интуиций, потому что исследование связано с некоторым открытием нового, поиском решений. И не всегда это происходит на основе логики, обработанной информации, конкретного анализа. Действие интуиции в исследовательской деятельности может быть выражено в различной степени, но она всегда присутствует как необходимый элемент творчества.
В исследовательской деятельности существуют проблемы различного типа. Одни проблемы можно решать по типовым схемам решения, отработанным в предыдущих исследованиях, другие требуют, ввиду своей сложности, творческого подхода. Творческий подход существует тогда, когда повышается роль интуиции в исследовательской деятельности, точнее говоря интуитивного поиска решений. Чем меньше информации на начальном этапе исследования, тем выше потребность в интуитивном поиске. Вообще в любом исследовании существует определенное сочетание интуитивной и логической компоненты. Это можно показать на следующей схеме.
Можно выделить несколько стратегий
исследования, которые предполагают
различные степени использовани
Один из классиков американского менеджмента Джеймс Марч писал: «Нам нужно дополнить технологию разума безрассудства. Индивидам и организациям требуется возможность делать то, для чего у них нет никаких разумных оснований. Не всегда, но как правило. Но иногда им нужно действовать прежде, чем они успеют подумать». (7)
Менеджеру и исследователю менеджмента тем более всегда должна быть присуща готовность к случайности, риску, импровизации. Им необходимо развивать способности улавливать интуитивные сигналы своего мозга «по наитию».
2. Методы психологической
активизации творческого
2.1. Методы «мозгового штурма»
Метод «мозгового штурма» имеет
большую известность и
Метод «мозгового штурма» построен
на специфическом сочетании
Основной целью «мозгового штурма» является поиск как можно более широкого спектра идей и решений исследуемой проблемы, выход за границы тех представлений, которые существуют у специалистов узкого профиля либо у людей с богатым прошлым опытом и определенным служебным положением.
Люди различных специальностей, практического опыта, научного темперамента, индивидуальных качеств, как правило, владеют различными методами исследования. Соединение этих методов может быть очень полезно в решении сложных исследовательских проблем. В этом и заключается суть «мозгового штурма». Другое его качество – соединение логики и интуиции, научной фантазии и скрупулезного расчета. В «мозговом штурме» есть два этапа: генерация идей и практический анализ выдвинутых идей.
Первый этап (генерация идей) опирается на следующие принципы:
Кроме того, можно учитывать другие
социально-психологические
На втором этапе «мозгового штурма» (этапе анализа_ также действует ряд принципов, отражающих назначение и суть этого этапа.
В практическом использовании метода «мозгового штурма» большое значение имеет личность ведущего.
Упомянем также метод Дельфи - многоуровневые индивидуальные опросы, обычно в форме анкет-опросников. Затем осуществляется их обработка и формируется коллективное мнение группы, выявляются и обобщаются аргументы в пользу различных суждений. Полученные данные доводятся до сведения экспертов, которые могут корректировать оценки, объясняя при этом причины несогласия.
Метод Дельфи используется в рамках метода прогнозирования для нахождения идей. При этом процессе реализации метода идеи Дельфи осуществляется следующим образом:
Модель организации
Еще можно провести «Корабельный совет», который также является методом коллективного поиска идей, но отличается от «мозгового штурма» меньшей демократичностью и более строгим соблюдением установленных правил. Слово участникам по очереди предоставляет «Капитан» согласно их статусу. Свои соображения высказывают последовательно помощник менеджера, менеджер, старший менеджер, главный менеджер и т.д. «Капитан» залает вопросы, отбирает лучшие идеи, предоставляет слово для критики и подводит итоги. От «Капитана», главным образом, и зависит успех «Корабельного совета» - от того, насколько он сумеет настроить участников на активный поиск решения проблемы, создать деловую и творческую обстановку. «Корабельный совет» оказывается подходящим средством при решении проблем в экстремальных ситуациях, при дефиците времени, например, при условии, что в понедельник всех уволят, а лучше, вздернут наре, если новой идеи получить не удастся.
Целесообразность
Большое значение в успехе «мозгового штурма» имеет постановка и формулировка цели исследования, а также его предмета – проблемы.
Метод «мозгового штурма» как метод
исследования проблем и поиска их
решения имеет множество
Существует также метод «
Метод «двойного мозгового штурма» предполагает подготовительную работу в генерации идей, затем их постановку без анализа и оценки наконец, и далее аналитическое обсуждение. Здесь, как правило, параллельно с творческой группой работает группа экспертов, следящих за ходом полемики и улавливающих ценные мысли.
Существует и метод «
Использование методов «мозгового штурма» может быть эффективным только в условиях творческого отношения к этому методу. Он является не только методом использования и стимулирования творчества в исследовании, но предполагает и творческий подход к реализации самого метода. Согласно статистике, около 15% идей оказываются перспективными.
5. Методы целенаправленного решения творческих задач.
Для усиления креативности менеджеров, можно предложить некоторые приемы творческого разрешения проблем, которые уже апробированы в различных областях деятельности. Для тех, кто считает, что «приемы» и «творчество» объективно несовместимы, необходимо отметить, что по мере выявления некоторых закономерностей в поиске оптимального решения в противоречивых условиях, действительно «планка истинного творчества» поднимается, когда используешь методы целенаправленного решения творческих задач.
Информация о работе Креативные методы исследовательской деятельности