Креативные методы исследовательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 08:08, реферат

Описание работы

Исследование – это всегда поиск нового, совершенного, эффективного, наилучшего, это не просто разрешение наваливающихся проблем, а поиск новых проблем, решение которых ведет к совершенству.
Этот поиск может быть организован различным образом и предполагает использование разных методов. Можно выделить методы случайного, интуитивного поиска, методы систематического поиска и методы логического поиска.
Методы случайного поиска, интуитивного поиска заключается в нахождении или аккумулировании новых идей независимо от практической деятельности и конкретных проблем, с которыми здесь сталкиваются. Часто такие идеи возникают даже при неопределенности цели исследования или осознания его необходимости

Файлы: 1 файл

Креативные методы исследовательской деятельности.doc

— 63.50 Кб (Скачать файл)

Креативные методы исследовательской  деятельности

 

1. Методы интуитивного  поиска

Исследование – это всегда поиск  нового, совершенного, эффективного, наилучшего, это не просто разрешение наваливающихся проблем, а поиск новых проблем, решение которых ведет к совершенству.

Этот поиск может быть организован  различным образом и предполагает использование разных методов. Можно  выделить методы случайного, интуитивного поиска, методы систематического поиска и методы логического поиска.

Методы случайного поиска, интуитивного поиска заключается в нахождении или аккумулировании новых идей независимо от практической деятельности и конкретных проблем, с которыми здесь сталкиваются. Часто такие идеи возникают даже при неопределенности цели исследования или осознания его необходимости. Это методы, которые проистекают из потребностей творчества, неординарного мышления, развитой интуиции, интеллектуальных способней.

Коллективные формы использования  таких методов поиска широко используются в виде мозгового штурма и всех его разновидностей.

Метод систематического поиска характеризуется  упорядоченностью всех процедур поиска, их целенаправленностью, точной критериальной основой оценок, последовательностью. Здесь широко используются матричные методы анализа, методы классификации, декомпозиции.

Метод логического поиска отличается более жесткой упорядоченностью, которая проявляется в алгоритмизации всех процедур поиска, направленного  на вполне конкретный предмет исследования или элемент системы.

Методы логического поиска начинаются с определения предмета исследования или его корректировки, уточнения, дополнения в том случае, если такое определение уже существует.

Исследовательская деятельность –  это всегда творческий процесс. В  этом процессе значительную роль играет интуиция.

Интуиция – это способность человека к неосознанному предопределению решений, событий, ситуаций. Это работа подсознания, происходящая в виде некоторого «озарения», импульса мысли или идеи.

В исследовательской работе всегда явно или неявно присутствует интуиций, потому что исследование связано с некоторым открытием нового, поиском решений. И не всегда это происходит на основе логики, обработанной информации, конкретного анализа. Действие интуиции в исследовательской деятельности может быть выражено в различной степени, но она всегда присутствует как необходимый элемент творчества.

В исследовательской деятельности существуют проблемы различного типа. Одни проблемы можно решать по типовым схемам решения, отработанным в предыдущих исследованиях, другие требуют, ввиду своей сложности, творческого подхода. Творческий подход существует тогда, когда повышается роль интуиции в исследовательской деятельности, точнее говоря интуитивного поиска решений. Чем меньше информации на начальном этапе исследования, тем выше потребность в интуитивном поиске. Вообще в любом исследовании существует определенное сочетание интуитивной и логической компоненты. Это можно показать на следующей схеме.

Можно выделить несколько стратегий  исследования, которые предполагают различные степени использования интуиции: стратегия случайного поиска, стратегия целенаправленного поиска, стратегия систематизированного поиска, стратегия алгоритмического (упорядоченного) поиска.

Один из классиков американского  менеджмента Джеймс Марч писал: «Нам нужно дополнить технологию разума безрассудства. Индивидам и организациям требуется возможность делать то, для чего у них нет никаких разумных оснований. Не всегда, но как правило. Но иногда им нужно действовать прежде, чем они успеют подумать». (7)

Менеджеру и исследователю менеджмента тем более всегда должна быть присуща готовность к случайности, риску, импровизации. Им необходимо развивать способности улавливать интуитивные сигналы своего  мозга «по наитию».

 

2. Методы психологической  активизации творческого мышления.

 

2.1. Методы «мозгового штурма»

 

Метод «мозгового штурма» имеет  большую известность и практическое распространение. Использование его  показало бесспорную эффективность  в творческом решении многих сложных  исследовательских и не только исследовательских  проблем. Он применяется при разработке управленческих решений различного класса.

Метод «мозгового штурма» построен на специфическом сочетании методологии  и организации исследования, раздельного  использования усилий исследователей фантазеров с исследователями аналитиками, системщиками, скептиками, практиками.

Основной целью «мозгового штурма»  является поиск как можно более  широкого спектра идей и решений  исследуемой проблемы, выход за границы  тех представлений, которые существуют у специалистов узкого профиля либо у людей с богатым прошлым опытом и определенным служебным положением.

Люди различных специальностей, практического опыта, научного темперамента, индивидуальных качеств, как правило, владеют различными методами исследования. Соединение этих методов может быть очень полезно в решении сложных исследовательских проблем. В этом и заключается суть «мозгового штурма». Другое его качество – соединение логики и интуиции, научной фантазии и скрупулезного расчета. В «мозговом штурме» есть два этапа: генерация идей и практический анализ выдвинутых идей.

Первый этап (генерация идей) опирается на следующие принципы:

  1. Принцип формирования группы по способности к научному воображению и развитой интуиции, интеллектуальной раскованности, разнообразию знаний и научных интересов, позитивному скептицизму.

Кроме того, можно учитывать другие социально-психологические характеристики человека: увлеченность, коммуникабельность, независимость, чтобы создать в  работе этой группы атмосферу непринужденности, творчества.

  1. Принцип строго запрещения всякой критики. Она может ограничить полет фантазии, создавать опасения в высказывании идей, ухудшать социально-психологическую атмосферу, заставлять анализировать идей, сковывать мышление, переключать внимание и концентрировать его на какой-либо одной идее и тем самым уменьшать их количество и разнообразие. Ведь главной задачей первого этапа «мозгового штурма» является поиск как можно большего количества различных вариантов решения проблемы. Вся работа должна быть направлена только на поиск идей, а не на их критику, объяснение, обоснование. Поэтому действует еще один принцип.
  2. Принцип запрещения обоснования выдвигаемых идей. Можно предлагать дополнительные идеи, отличные от высказанной. Нельзя «присоединяться к мнению» или «расшифровывать» свои или чужие идеи.
  3. Принцип мотивации разнообразных идей, снятия ограничений по области знаний, богатству опыта, должностному статусу, возрасту, социальному положению. Можно высказывать абсолютно нереальные и фантастические идеи, более того, именно это и надо мотивировать в работе группы.
  4. Принцип разнообразия участников генерации идей.
  5. Принцип регламента времени на выдвижение идей. Желательно, чтобы идеи выдвигались на основе озарения, эврики, поэтому для выдвижения идей устанавливается ограничение времени на раздумья, чтобы исключить возможность «зацикливания» в противоречиях, опасениях, снять неуверенность, психологические комплексы.

На втором этапе «мозгового штурма» (этапе анализа_ также действует  ряд принципов, отражающих назначение и суть этого этапа.

    1. Принцип полноты анализа идей и их обобщения. Ни одна высказанная идея, как бы скептически она ни оценивалась первоначально, не должна исключаться из практического анализа. Все представленные идеи должны быть классифицированы и обобщены. Именно аналитическое обобщение идей иногда дает очень удачные результаты.
    2. Принцип критериальной четкости в оценке и анализе идей. Должны быть сформулированы предельно четкие критерии. Основные из них: соответствие цели исследования, рациональность, реальность, обеспеченность ресурсами, в том числе ресурсом времени.
    3. Принцип дополнительной разработки идеи и ее конкретизации. Многие первоначально высказанные идеи нуждаются в своем уточнении, конкретизации, дополнении. Они могут быть проанализированы, приняты либо исключены из анализа только после соответствующей доработки.
    4. Принцип позитивизма в анализе идей. Можно проводить анализ на основе различных подходов: негативизма и позитивизма. Первый проводится по установке на критические оценки, скептицизм, жесткость практических критериев. Второй – по поиску рационального, позитивного, конструктивного в любых их проявлениях.
    5. Принцип конструктивизма, предполагающий ориентировать идеи на построение концепции, реальность, программу действий, осуществлять увязку идей.

В практическом использовании метода «мозгового штурма» большое значение имеет личность ведущего.

Упомянем также  метод Дельфи - многоуровневые индивидуальные опросы, обычно в форме анкет-опросников. Затем осуществляется их обработка  и формируется коллективное мнение группы, выявляются и обобщаются аргументы в пользу различных суждений. Полученные данные доводятся до сведения экспертов, которые могут корректировать оценки, объясняя при этом причины несогласия.

Метод Дельфи используется в рамках метода прогнозирования для нахождения идей. При этом процессе реализации метода идеи Дельфи осуществляется следующим  образом:

  1. От 5 до 20 экспертов просят представить им письменные предложения по решению какой-либо заранее определенной проблемы, причем независимо друг от друга. В зависимости от типа  и трудности проблемы по количеству желаемых предложений может быть выработана определенная директива.
  2. Для выработки и отправки предложений устанавливается временное ограничение – приблизительно 14 дней.
  3. После получения всех ответов, содержащиеся в них предложения суммируют, а повторяющиеся – отсеивают (1 этап).
  4. На 2 этапе этот список рассылают всем участникам опроса с просьбой просмотреть еще раз имеющиеся предложения, разработать новые идеи или сделать дополнения к уже существующим предложениям по решению проблемы. Этот этап работы также ограничен по времени, а в случае необходимости, возможно, его повторение.  
  5. На 3 этапе может быть задан простой оценочный ключ, с помощью которого опрошенные эксперты должны оценить поступившие предложения по различным критериям (например, по ожидаемому обороту, смете расходов). Этот оценочный этап представляется целесообразным и ценным с практической точки зрения, поскольку постановщики проблемы получают предварительную выборку предложений по решению проблемы, которые можно в последующем представить на обсуждение.

Модель организации прогнозирования  методом идеи Дельфи состоит в  следующем:

    • Подготовка письменной формулировки проблемы и направление просьбы экспертам (до 30 дней);
    • 1 этап. Рассмотрение и суммирование первичных предложений (7 дней);
    • 2 этап. Разработка дополнительных предложений экспертами (10-20 дней);
    • 3 этап. Оценка экспертами поступивших предложений.

Еще можно провести «Корабельный совет», который также является методом коллективного поиска идей, но отличается от «мозгового штурма» меньшей демократичностью и более строгим соблюдением установленных правил. Слово участникам по очереди предоставляет «Капитан» согласно их статусу. Свои соображения высказывают последовательно помощник менеджера, менеджер, старший менеджер, главный менеджер и т.д. «Капитан» залает вопросы, отбирает лучшие идеи, предоставляет слово для критики и подводит итоги. От «Капитана», главным образом, и зависит успех «Корабельного совета» - от того, насколько он сумеет настроить участников на активный поиск решения проблемы, создать деловую и творческую обстановку. «Корабельный совет» оказывается подходящим средством при решении проблем в экстремальных ситуациях, при дефиците времени, например, при условии, что в понедельник всех уволят, а лучше, вздернут наре, если новой идеи получить не удастся.

Целесообразность использования  метода «мозгового штурма» определяется оценкой сложности и оригинальности исследовательской проблемы и наличием специалистов, способных эффективно участвовать в процессах «мозгового штурма». Чаще всего это люди, подобранные по специальным тестам и прошедшие необходимое обучение.

Большое значение в успехе «мозгового штурма» имеет постановка и формулировка цели исследования, а также его предмета – проблемы.

Метод «мозгового штурма» как метод  исследования проблем и поиска их решения имеет множество разновидностей. Одной из них является метод коллективного  обсуждения фиксированных идей. Суть его заключается в том, что все участники творческого процесса фиксируют на специальных карточках свои идеи относительно решения какой-либо проблемы. Далее корточки смешиваются и раздаются в случайном порядке всем участникам. Каждый из них должен дать гласную оценку попавшей к нему идее. Вокруг этого может возникнуть полемика, которая позволяет отточить идею или ее отбросить как нереальную. В процессе полемики могут возникать и новые идеи.

Существует также метод «обратного мозгового штурма», при котором  группа генерации идей проводит как бы обратную работу. Она выявляет проблемы при оценке ситуации, не оценивая возможности их решения. Ведь в практике исследования немаловажное значение имеет распознавание проблемы и определение ее роли в развитии управления.

Метод «двойного мозгового штурма» предполагает подготовительную работу в генерации идей, затем их постановку без анализа и оценки наконец, и далее аналитическое обсуждение. Здесь, как правило, параллельно с творческой группой работает группа экспертов, следящих за ходом полемики и улавливающих ценные мысли.

Существует и метод «конференции идей», который реализуется по специальной  технологии их презентации.

Использование методов «мозгового штурма» может быть эффективным  только в условиях творческого отношения  к этому методу. Он является не только методом использования и стимулирования творчества в исследовании, но предполагает и творческий подход к реализации самого метода. Согласно статистике, около 15% идей оказываются перспективными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Методы целенаправленного  решения творческих задач.

 

Для усиления креативности менеджеров, можно предложить некоторые приемы творческого разрешения проблем, которые  уже апробированы в различных  областях деятельности. Для тех, кто  считает, что «приемы» и «творчество» объективно несовместимы, необходимо отметить, что по мере выявления некоторых закономерностей в поиске оптимального решения в противоречивых условиях, действительно «планка истинного творчества» поднимается, когда используешь методы целенаправленного решения творческих задач.

Информация о работе Креативные методы исследовательской деятельности