Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 11:53, курсовая работа
Описание работы
В настоящее время авторемонтное производство является достаточно крупной отраслью промышленности, наряду с автомобилестроением призвано удовлетворять растущие потребности народного хозяйства страны в автомобилях, агрегатах, деталях. Благодаря ремонту срок службы автомобилей значительно повышается, а парк автомобилей, участвующих в транспортном процессе, намного увеличивается. Вторичное использование деталей с допустимым износом и восстановление изношенных деталей, узлов и механизмов, способствует успешному решению проблемы снабжения автохозяйств и ремонтных предприятий запасными частями и даёт большую экономию различных материалов, исходя из этого - выбранная тема курсовой работы является актуальной.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 1.1 Назначение КШМ 1.2 Устройство КШМ автомобиля ваз-2108 1.3 Принцип работы КШМ двигателья ВАЗ-2108 1.4 Основные неисправности КШМ двигателья ВАЗ-2108 и способы востановления (ремонта) 1.5 Используемый инструмент при выполняемых данных работ 2 Заключение 3 Список литературы
для уменьшения вибраций коленчатый
вал еще динамически балансируют, высверливая
металл в противовесах.
Кривошипно-шатунный механизм служит
для преобразования поступательного движения
поршня под действием энергии расширения
продуктов сгорания топлива во вращательное
движение коленчатого вала. Механизм состоит
из поршня с поршневыми кольцами и пальцем,
шатуна, коленчатого вала и маховика. Поршень
4 отливается из высокопрочного алюминиевого
сплава. Поскольку алюминий имеет высокий
температурный коэффициент линейного
расширения, то для исключения опасности
заклинивания поршня в цилиндре в головке
поршня над отверстием для поршневого
пальца залита терморегулирующая стальная
пластина 5. Поршни, так-же как и цилиндры,
по наружному диаметру сортируются на
пять классов: Измерять диаметр поршня
для определения его класса можно только
в одном месте: в плоскости, перпендикулярной
поршневому пальцу на расстоянии 51, 5 мм
от днища поршня. В остальных местах диаметр
поршня отличается от номинального, т.к.
наружная поверхность поршня имеет сложную
форму. В поперечном сечении она овальная,
а по высоте коническая. Такая форма позволяет
компенсировать неравномерное расширение
поршня из-за неравномерного распределения
массы металла внутри поршня. На наружной
поверхности поршня нанесены кольцевые
микроканавки глубиной до 14 микрон. Такая
поверхность способствует лучшей приработке
поршня, так как в микроканавках задерживается
масло. В нижней части бобышек под поршневой
палец имеются отверстия для прохода масла
к поршневому пальцу. Для улучшения условий
смазки в верхней части отверстий под
палец сделаны два продольных паза шириной
3 мм и глубиной 0, 7 мм, в которых накапливается
масло. Ось отверстия под поршневой палец
смещена на 1, 2 мм от диаметральной плоскости
поршня в сторону расположения клапанов
двигателя. Благодаря этому поршень всегда
прижат к одной стенке цилиндра, и устраняются
стуки поршня о стенки цилиндра при переходе
его через ВМТ. Однако, это требует установки
поршня в цилиндр в строго определенном
положении. При сборке двигателя поршни
устанавливаются гак, чтобы стрелка на
днище поршня была направлена в сторону
передней части двигателя. По массе поршни
сортируются на три группы: нормальную,
увеличенную на 5 г и уменьшенную на 5г.
Этим группам соответствует маркировка
на днище поршня: "Г", "+" и На
двигателе все поршни должны быть одной
группы по массе, чтобы уменьшить вибрации
из-за неодинаковых масс возвратно-поступательно
движущихся деталей. В запасные части
поставляются поршни номинального размера
только трех классов: А, С и Е. Этого достаточно
для подбора поршня к любому цилиндру
при ремонте двигателя, так как поршни
и цилиндры разбиты на классы с некоторым
перекрытием. Например, к цилиндрам классов
В и О может подойти поршень класса С. Главное
при подборе поршня обеспечить необходимый
монтажный зазор между поршнем и цилиндром
0,025-0,045 мм. Кроме поршней номинального
размера в запасные части поставляются
и ремонтные поршни с увеличенным на 0,
4 и 0, 8 мм наружным диаметром. На днищах
ремонтных поршней ставится маркировка
в виде квадрата или треугольника. Треугольник
соответствует увеличению наружного диаметра
на 0, 4 мм. а квадрат на 0, 8 мм. Поршневой
палец 10 стальной, трубчатого сечения,
запрессован в верхнюю головку шатуна
и свободно вращается в бобышках поршня.
По наружному диаметру пальцы сортируются
на три категории через 0,004 мм соответственно
категориям поршней. Торцы пальцев окрашиваются
в соответствующий цвет: синий первая
категория, зеленый вторая и красный третья.
Поршневые кольца обеспечивают необходимое
уплотнение цилиндра и отводят тепло от
поршня к его стенкам. Кольца прижимаются
к стенкам цилиндра под действием собственной
упругости и давления газов. На поршне
устанавливаются три чугунных кольца
два компрессионных 7, 8 (уплогняюших) и
одно (нижнее) маслосъемное 6, которое препятс*нуе1
попаданию масла в камеру сгораний. Верхнее
компрессионное кольцо 8 рабогает в условиях
высокой температуры, агрессивного ноздействия
продуктов сгораний и недостаточной смазки,
поэтому для повышения износоустойчивости
наружная поверхность хромирована и для
улучшения прирабатываемости имеет бочкообразную
форму образующей. Нижнее компрессионное
кольцо 7 имеет снизу проточку для собирания
масла при ходе поршня вниз, выполняя при
этом дополнительную функцию маслосбрасывающего
кольца. Поверхность кольца для повышения
износоустойчивости и уменьшения трения
о стенки цилиндра фосфатируется. Маслосъемное
кольцо имеет хромированные рабочие кромки
и проточку на наружной поверхности, в
которую собирается масло, снимаемое со
стенок цилиндра. Внутри кольца устанавливается
стальная витай пружина, которая разжимает
кольцо изнутри и прижимает его к стенкам
цилиндра. Кольца ремонтных размеров изготавливаются
(так же, как и поршни) с увеличенным на
0, 4 и 0, 8 мм наружным диаметром. Шатун является
стальным, обрабатывается вместе с крышкой,
и поэтому они в отдельности невзаимозаменяемы.
Чтобы при сборке не перепутать крышки
и шатуны, на них клеймится номер цилиндра,
в который они устанавливаются. При сборке
цифры на шатуне и крышке должны находиться
с одной стороны. Коленчатый вал 25 отливается
из высокопрочного специального чугуна
и состоит из шатунных и коренных шлифованных
шеек. Для уменьшения деформаций при работе
двигателя вал сделан пятиопорным и с
большим перекрытием коренных и шатунных
шеек. В теле вала просверлены каналы 14
для подачи масла от коренных шеек к шатунным.
Технологические выводы каналов закрыты
колпачковыми заглушками 26. Для уменьшения
вибраций двигателя вал снабжен противовесами,
отлитыми заодно целое с валом. Они уравновешивают
центробежные силы шатунной шейки, шатуна
и поршня, которые возникают при работе
двигателя. Кроме того,
11 1. Крышка шатуна; 2. Болт
крепления крышки шатуна, 3. Шатун:
4. Поршень; 5. Терморегулирующая пластина
поршня; 6. Маслосъемное кольцо; 7. Нижнее
компрессионное кольцо; 8. Верхнее
компрессионное кольцо; 9. Разжимная
пружина: 10. Поршневой палец; 11. Вкладыш
шатунного подшипника; 12. Упорные
полукольца среднего коренного
подшипника; 13. Вкладыши коренного
подшипника; 14. Каналы для подачи
масла от коренного подшипника
к шатунному: 15. Держатель заднего
сальника коленчатого вала: 16. Задний
сальник коленчатого вала: 17. Штифт
для датчика ВМТ: 18. Метка (лунка)
ВМТ поршней 1-го и 4-го цилиндра;
19. Шкала в люке картера сцепления:
20. Метка ВМ-Г поршней l-гo и 4-го
цилиндров на ободе маховика;
21. Шайба болтов крепления маховика:
22. Установочный штифт сцепления:
23. Зубчатый обод маховика: 24. Маховик;
25. Коленчатый вал; 26. Заглушка масляных
каналов коленчатого вала; 27. Передний
сальник коленчатого вала (запрессован
в крышку масляною насоса); 28. Зубчатый
шкив привода распределительного
вала; 29. Шкив привода генератора:
30. А.Маркировка категории поршня
по отверстию для поршневою
пальца: 31. В.Маркировка класса поршня
по наружному диаметру; 32. С. Маркировка
ремонтною размера поршня, 33. D.Установочная
метка; 34. I.Метки для установки
момента зажигания; 35. II.Маркировка
крышек коренных подшипников
коленчатого вала (счет опор ведется
от передней части двигателя).
1.4 Основные неисправности КШМ двигателья
ВАЗ-2108 и способы
востановления (ремонта)
Неисправности кривошипно-шатунного
механизма – самые серьезные неисправности
двигателя. Их устранение очень трудоемкое
и затратное, так как, зачастую, предполагает
проведение капитального ремонта двигателя.
К неисправностям кривошипно-шатунного
механизма относятся:
износ коренных и шатунных
подшипников;
износ поршней и цилиндров;
износ поршневых пальцев;
поломка и залегание
поршневых колец.
Основными причинами
данных неисправностей являются:
выработка установленного
ресурса двигателя;
нарушение правил эксплуатации
двигателя (использование
некачественного масла, увеличение сроков
технического обслуживания, длительное
использование автомобиля под нагрузкой
и др.)
Практически все неисправности кривошипно-шатунного
механизма (КШМ) могут быть диагностированы
по внешним признакам, а также с помощью
простейших приборов (стетоскопа, компрессометра).
Неисправности КШМ сопровождаются посторонними
шумами и стуками, дымлением, падением
компрессии, повышенным расходом масла.
Внешние
признаки и соответствующие им неисправности
КШМ
Признаки
Неисправности
глухой стук в нижней
части блока цилиндров (усиливается при
увеличении оборотов и нагрузки);
снижение давления
масла (горит сигнальная лампа)
износ коренных подшипников
плавающий глухой стук
в средней части блока цилиндров (усиливается
при увеличении оборотов и нагрузки, пропадает
при отключении соответствующей свечи
зажигания);
снижение давления
масла (горит сигнальная лампа)
износ шатунных подшипников
звонкий стук (стук
глиняной посуды) на холодном двигателе
(исчезает при прогреве);
синий дым отработавших
газов
износ поршней и цилиндров
звонкий стук в верхней
части блока цилиндров на всех режимах
работы двигателя (усиливается при увеличении
оборотов и нагрузки, пропадает при отключении
соответствующей свечи зажигания)
износ поршневых пальцев
синий дым отработавших
газов;
снижение уровня масла
в картере двигателя;
работа двигателя с
перебоями
поломка и залегание
колец
1.5 Используемый инструмент при
выполняемых данных работ
2 Заключение
В процессе выполнения
курсовой работы были углублены и закреплены
знания по дисциплине. Был выполнен расчёт
для определённого задания и получены
практические знания по проектированию
процесса восстановления детали автомобиля.
В соответствии с заданием на курсовую
работу разработан технологический процесс
восстановления шатуна двигателя ВАЗ-2108
и выбрано необходимое техническое оборудование,
а также рассчитаны режимы и нормы времени
на механическую обработку.
Целью курсовой работы
являлось повышение практических знаний
по проектированию процесса восстановления
детали автомобиля ВАЗ-2108.
Задачами курсовой
работы являлись:
Обзор литературы по
теме курсовой работы "Технология ремонта
шатуна автомобиля ВАЗ-2108".
Изучение назначения,
типов и видов кривошипно-шатунных механизмов.
Составление технологии
ремонта и восстановления шатуна автомобиля
ВАЗ-2108.
Современный этап научно-технического
прогресса, да и любые другие исторические
этап характеризующиеся серьёзными изменениями,
происходящими в технике, технологии и
организации производства, требуют от
человека любой профессии мобильности
трудовых функций, способности адаптироваться
к новой, современной технике и технологии.
Этого требует время, это необходимо для
того, чтобы решить проблему социальной
незащищённости выпускников школ и вузов.
На основе проведенного
исследования сформулируем следующие
выводы: в результате данной работы нами
разработана технология ремонта и восстановления
шатуна автомобиля ВАЗ-2108 и разработана
схема технологического процесса.
3 Список литературы
1. Автомобили. Под ред. А.В. Богатырева.
- М.: Колос, 2001. - 496 с.
2. Автотранспорт. Эксплуатация.
Обслуживание. Ремонт-журнал 2005-2007 г. г.
3. Болотов А.К., Лопарев, Л.А.
Конструкция автомобилей. - М.: Колос,
2006. - 352 с.
4. Вахламов В.К. Техника
автомобильного транспорта. Подвижный
состав и эксплуатируемые свойства.
- М.: Издательский центр "Академия",
2004. - 528 с.
5. Воловик Е.Л. "Справочник
по восстановлению деталей", Колос,
1981.
6. Долгополов Б.П., Митротрохин,
Н.Н., Скрипников, С.А. Методические указания
по выполнению курсовой работы
по курсу "Технология ремонта
автомобилей и дорожных машин",
Москва, 1996.
7. Дубина В.В. Кривошипно-шатунный
и газораспределительный механизмы
двигателя внутреннего сгорания.
/ В.В. Дубина, Н.П. Чикунов. - Саранск: Изд-во
Морд. ун-та, 2003. - 176 с.
8. Иншаков А.П., Карпов, А.М.,
Славкин, и др. Практикум по конструкции
автомобилей. - Саранск: Изд-во Морд.
ун-та, 2003. - 124 с.
9. Карагодин В.И., Митрохин,
М.Н. Ремонт автомобилей и двигателей.
- М.: Мастерство, Высш. шк., 2001. - 496 с.
10. Кутьков Г.М. Автомобили.
Теория и технологические свойства.
- М.: Колос С, 2004. - 504 с.
11. Малдык Н.В., Зелкин, А.С.
Восстановление деталей машин: Справочник.
- М.: Машиностроение, 1989 - 420 с.
12. Основы технологии производства
и ремонта автомобилей: Метод. указания.
/ Сост. А.Д. Полканов, ВоГТУ: - Вологда, 1999
г.
13. Практикум по конструкции
автомобилей / А.П. Иншаков, А.М. Карпов,
В.И. Славкин и др., Под общ. ред.
А.П. Иншакова. - Саранск: издательство
Морд. ун-та, 2003. - 124 с.
14. Родичев, В.А. Устройство
и техническое обслуживание легковых
автомобилей. Учебник водителя автотракторных
средств категории "В".3-е изд.,
стер. - М.: Издательский центр "Академия",
2005. - 80 с.