Место автомобильного транспорта в транспортной системе страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 18:31, реферат

Описание работы

Сегодня автомобильный транспорт – самая массовая отрасль, которая давно заняла и прочно удерживает ведущие позиции в транспортном комплексе страны. На долю автомобильного транспорта приходятся все объемы перевозок полезных ископаемых от мест их добычи до пунктов их переработки или перевалки для дальнейшей транспортировки другими видами транспорта. Масштабы грузоперевозок автомобильным транспортом огромны и связаны со всеми без исключения отраслями экономики страны, а объемы автомобильных грузоперевозок составляют более 70% от общих объемов грузоперевозок всех видов транспорта. Растет доля российских автоперевозчиков и в экспортно-импортном грузообороте страны.

Файлы: 1 файл

Место автомобильного транспорта в транспортной системе страны.docx

— 1.11 Мб (Скачать файл)

 Повышение доли российских  автоперевозчиков в транспортировке  экспортно-импортных грузов стало  возможным благодаря таким принятым  мерам, как: 

-снижение таможенных пошлин и продление периода временного ввоза импортного подвижного состава для международных перевозок;

- отмена НДС при перевозке импортных грузов;

- введение разрешительной системы для перевозчиков тех стран, которые ранее работали на безразрешительной основе;

- значительное сокращение квоты зарубежным перевозчикам для перевозок в третьи страны и из третьих стран;

- усиление контроля работы иностранных автомобильных перевозчиков на территории России.

 Применение защитных  мер позволило ограничить участие  перевозчиков третьих стран на  российском рынке транспортных  услуг. В частности, введены  ограничения на использование  белорусскими перевозчиками российских  разрешений по доставке грузов  в определенные страны (Австрия,  Бельгия, Германия и др.).

Уровень развития транспортной системы экономических районов  неодинаков. Обеспеченность путями сообщения  как по общей длине, так и по плотности (километров пути на 1000 кв. км.) отличается в десять и более раз. Наиболее развитой транспортной системой   выделяются   Центрально-Черноземный, Центральный,   Северо-западный, Северо - Кавказский, Волго-Вятский районы; наименее развитой – Дальневосточный, Восточно - Сибирский, Западно - Сибирский, Северный экономические районы. Считаю нужным заметить, что транспортно развитыми регионами являются те регионы,   в которых находятся   развитая сеть   машиностроительных предприятий, т.е.    где производят, выпускают транспорт.   Отличаются районы и по структуре грузооборота. В районах, где в межрайонном масштабе разрабатываются такие полезные ископаемые, как  железная   руда, уголь, основные   перевозки   осуществляются по железным дорогам;  там, где добывают нефть, газ, велика доля трубопроводного транспорта;  в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес внутреннего водного транспорта; в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит железнодорожному транспорту. Так, например, в Западно-Сибирском районе преобладает железнодорожный транспорт   и высок удельный вес трубопроводного транспорта, в Центральном районе подавляющая часть перевозок осуществляется по железной дороге.   Районы добывающей промышленности имеют активный транспортный баланс, т.е.   вывоз превышает ввоз, так как масса сырья топлива больше массы готовой продукции, а районы обрабатывающей промышленности соответственно- пассивной, т.е. ввоз превышает вывоз.

В отраслях экономики   больше всего перевозок автотранспортом  приходится на промышленность, затем  на сельское хозяйство   и строительство. В структуре перевозок выделяются строительные и хлебные грузы, черные металлы, каменный уголь, лес, товары   народного потребления, сельскохозяйственные грузы. Массовыми перевозками промышленных   и строительных грузов отличаются Санкт-Петербург, лесопромышленные районы   европейского Севера, нефтепромысловые районы Поволжья, район Курской магнитной аномалии. Большое количество   сельскохозяйственных грузов перевозится в Поволжье, Центрально - Черноземном районе, на Северном Кавказе и Южном Урале. Около ¾  грузовых автомобильных перевозок осуществляется в пределах европейской части страны. Высокая плотность перевозок характерна   для Центрального и Уральского экономических районов.

В восточных районах автомобильные  грузовые перевозки развиты в   Кузбассе, нефтепромысловых зонах Западной Сибири, земледельческих районах  Сибири и Дальнего Востока. Основные грузы -   лес, строительные материалы, зерно, вскрышные породы на открытых разрезах.

Автотранспорт общего пользования  выполняет большой объем             пассажирских перевозок.   В пределах европейской части   России   самые массовые   перевозки  пассажиров   автобусным транспортом  характерны для пригородов Москвы и  Санкт-Петербурга. В междугородних  автобусных перевозках выделяются Центральный, Северо - Кавказский районы. В восточных  регионах высокая интенсивность  автомобильных перевозок пассажиров свойственна южным земледельческим  областям Западной Сибири.

Автомобильный транспорт  призван обеспечить потребности  единого хозяйственного комплекса  нашей страны в перевозках грузов и пассажиров по безрельсовым дорогам.

Автомобильные дороги делятся  на дороги общего пользования и ведомственного назначения. Протяженность автомобильных дорог увеличивается, и за 1990-2008 гг. это увеличение составило 56 тыс. км. Дороги общего пользования классифицируются на три типа: магистральные, рассчитанные на движение без ограничения скорости и предназначенные для грузового и пассажирского транспорта; магистрали, на которых движение имеет скоростные ограничения; местные, рассчитанные на замедленное, не изолированное от пешеходов движение автомобилей.

Все дороги имеют федеральное, республиканское, краевое, областное, автономных образований и местное  значения.

Дороги требуют обустройства. Техническая оснащенность автомобильных дорог проявляется через такие показатели, как расчетная скорость, пропускная способность, ширина полосы. Автомобильные дороги подразделяются на дороги с твердым покрытием и грунтовые. В общей протяженности автомобильных дорог дороги с твердым покрытием в 2007 г. составляли 80%, что видно из располагаемой ниже таблицы.

Таблица 2 - Протяжённость автомобильных дорог, тыс. км.1

Наименование

Годы (на конец года)

1990

1995

2000

2005

2006

2007

2008

2009

Автомобильные дороги - всего

884

940

900

859

933

963

940

 

В том числе:

               

Общего пользования1)

455

539

584

581

701

747

754

 

Общего пользования

429

401

315

278

232

216

1852)

 

Из общей протяженности  автомобильных дорог - дороги с твердым  покрытием - всего

757

750

754

725

755

771

754

776

В том числе:

               

Общего пользования1)

400

484

532

531

597

624

629

647

Из них:

               

Федерального значения

 

444

446

447

447

449

540

540

Регионального или межмуниципального значения

 

4440

4486

4484

4445

4469

4456

4450

Местного значения

       

85

107

124

147

Необщего пользования

256

266

221

195

158

147

1252)

129


__________

1) С 2006 г. – включая дороги местного значения. 2) Без субъектов малого предпринимательства.

В настоящее время 28,5% сельских населенных пунктов Российской Федерации  не имеют связи по дорогам с  твердым покрытием с сетью  путей сообщения общего пользования.

Несмотря на значительный удельный вес дорог с твёрдым  покрытием, определённая их часть не соответствует современным требованиям  по технической оснащённости и качеству покрытий. Это является одним из факторов участившихся дорожно-транспортных происшествий с гибелью людей, что видно из располагаемой ниже таблицы.

Таблица 3 - Численность пострадавших на автомобильных дорогах и улицах, тыс. чел.2

Показатели

Погибло

Ранено

Годы (на конец года)

Численность Пострадавших

11990

11995

22000

22005

22008

22009

11990

11995

22000

22007

22008

22009

На автомобильных дорогах и улицах

35,4

32,8

29,6

33,3

29,9

26,1

214,8

183,9

179,4

292,2

270,9

257,0

В том числе по вине водителей транспортных средств:

                       

Индивидуальных владельцев

16,6

18,0

18,2

24,2

22,0

19,6

112,6

107,1

118,8

225,5

208,9

203,1

Организаций

10,7

60,2

30,2

20,1

10,8

 

47,9

26,2

16,5

18,3

16,8

 

 

Благоустройство дорог ведется  медленно, а это не способствует сохранению автомобильного парка и повышению эффективности его работы.

В зависимости от качества, технической оснащенности дорог  определяется их пропускная способность. По пропускной способности автомобильные дороги делятся на пять категорий:

  1. категория: более 7000 автомобилей в сутки;
  2. категория: от 3000 до 7000 автомобилей в сутки;
  3. категория: от 1000 до 3000 автомобилей в сутки;
  4. категория: от 200 до 1000 автомобилей в сутки;
  5. категория: до 200 автомобилей в сутки.

Общая длина автомобильных  дорог с твёрдым покрытием  в России составляет 754 тыс. км (2008). В 2008 году автомобильным транспортом  было перевезено 6,9 млрд тонн грузов, его грузооборот в том же году составил 216 млрд тонно-километров.

С 2000 по 2008 годы объём перевозки  грузов на автомобильном транспорте увеличился на 17 %, грузооборот —  на 41 %.3

При этом несмотря на те же непреодолимые  факторы, по общей протяженности  автомобильных дорог Россия превосходит  почти все Европейские страны, кроме Франции, и занимает седьмое  место во всем мире. По отношению  к численности населения плотность  автомобильных дорог с твердым  покрытием в Российской Федерации  составляет около 5,3 км на 1 тыс. жителей, что несколько выше, чем на Украине  или в Казахстане (3,3 и 5,0 соответственно), но ниже, чем ряде других стран: так, в Финляндии данный показатель составляет около 10 км, в США – около 13 км, во Франции – 15,1 км на 1 тыс. жителей. Общая протяжённость автодорог  — 910 тыс. км, из них 745 тыс. км покрыты  асфальтом, 45,4 тыс. км дорог федерального значения.4

Деятельность транспортно-экспедиционных компаний по доставке грузов наземным автотранспортом в настоящее  время регулируется Уставом автомобильного транспорта.

В сентябре 2010 года было завершено  строительство автомагистрали «Амур», которая является частью азиатского маршрута AH30 Чита — Хабаровск —  Уссурийск.

Должна стать составной  частью трансконтинентального транспортного  коридора (Париж — Берлин — Москва — Владивосток).

 

 

Глава 3. Взаимосвязь  автомобильного транспорта с другими видами транспорта

3.1 Транспортная система России. Характеристики видов транспорта

Транспортная система  России включает железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, морской, трубопроводный и воздушный транспорт. Каждый из данных видов транспорта выполняет  определённую функцию исходя из характера  грузов.

3.1.1 Железнодорожный  транспорт — вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по рельсовым путям  помощью механической тяги (тепловозов, электровозов, паровозов) и являющийся в современной России основным.

Хотя по общему объему грузооборота он и уступает трубопроводному, но зато – универсален, ибо с его помощью  можно перевозить любые грузы  и пассажиров. К основным преимуществам  этого вида транспорта относятся  большая перевозная способность  железных дорог и сравнительно низкие удельные затраты на тонно- и пассажирокилометр  при крупных масштабах перевозок, относительно высокие скорости транспортировки, а также возможность его использования  практически в любых погодных условиях сложное техническое обслуживание).

3.1.2 Трубопроводный транспорт

Трубопроводный транспорт  — один из видов транспорта жидких, газообразных и сухих (в измельченном состоянии) грузов по трубам под действием  разности давлений, создаваемой компрессорными станциями. Трубопроводы разделяются на

- нефтепроводы

- газопроводы 

- продуктопроводы.

Отличаются низкой себестоимостью.

Это относительно молодой  вид транспорта, быстрое развитие которого в России началось лишь в  конце 50-х гг. нынешнего столетия. Тем не менее, сейчас это наиболее динамично развивающийся вид  транспорта, оттеснивший в середине 80-х гг. по общему объему грузооборота железнодорожный транспорт на второе место.

Важнейшими грузами на отечественном трубопроводном транспорте являются сырая нефть, природный и попутный газ. Продуктопроводы, предназначающиеся для транспортировки нефтепродуктов, жидких и газообразных химикатов, пока не получили в России большого распространения, хотя их развитие весьма перспективно.

По общей протяженности  магистральных нефте- и газопроводов — 206 тыс. км (143 тыс. км — газопроводы, 48 тыс. км — нефтепроводы и 15 тыс. км — нефтепродуктопроводы) на начало 1995 г. — Россия занимала второе место в мире после США. Причем в противоположность США в России преобладают трубопроводы большого диаметра и гораздо большей протяженности. А по мере увеличения диаметра трубопровода уменьшаются удельные затраты на транспортировку нефти и газа.

3.1.3 Морской транспорт

Морской транспорт — один из старейших видов транспорта, использующий для массовой перевозки грузов и  пассажиров преимущества дешевого естественного  водного пути (океаны, моря и морские  каналы) [1].

Морской транспорт выполняет  в основном внешние, экспортно-импортные  перевозки, а так же перевозки  на севере и востоке страны. Несмотря на низкую себестоимость (небольшие  топливные затраты, большая грузоподъёмность) имеет значительные ограничения (погодные условия,

Морской торговый флот дореволюционной  России, а затем и Советского Союза  был одним из крупнейших в мире, занимая по общему тоннажу и объему грузооборота 5—7 места. Распад СССР серьезно подорвал роль морского транспорта России и в каботажных, и в экспортных перевозках.

Информация о работе Место автомобильного транспорта в транспортной системе страны