Методологические основы определения рыночной стоимости транспортных средств (на примере Volkswagen Polo седан)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 10:03, курсовая работа

Описание работы

Без малого пять лет автомобили Volkswagen Polo Sedan продаются в России. Производимый в Калуге автомобиль своим появлением вызвал немало положительных моментов и ажиотажа среди россиян. Длинные очереди, выстроившиеся за недорогим, бюджетным седаном, были тому ярким подтверждением. Первое время производитель даже не справлялся со спросом на Фольксваген Поло седан. За прошедшее с начала продаж время автомобиль уже успел примелькаться на отечественных дорогах и получить массу различных отзывов своих владельцев. Автомобили концерна Volkswagen AG как родные братья схожи оформлением экстерьера. Семейственность и узнаваемость характерны всему модельному ряду компании из Вольфсбурга, седан «Поло» – не исключение. В профиль Фольксваген Поло седан демонстрирует покатый капот, сильно заваленную назад рамку лобового стекла, ниспадающую к корме линию крыши, переходящую в поджарый багажник.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Юдович А.Ю..doc

— 691.50 Кб (Скачать файл)

 

1.2.1 Оценка машин, оборудования и транспортных средств как направление в оценочной деятельности

            Оценка машин, оборудования и транспортных средств достаточно специфическая область оценочной деятельности, так как объекты оценки имеют много особенностей в экономическом, правовом и техническом отношении.

Как известно, в теории оценки сформировались четыре направления:

    • оценка недвижимости
    • оценка бизнеса (действующего предприятия)
    • оценка машин, оборудования и транспортных средств
    • оценка нематериальных активов

          Все эти направления опираются на единый методологический фундамент понимания категорий рыночной стоимости, цены и издержек, принципов рыночных и финансово-кредитных отношений с использованием сложных процентов. Тем не менее каждое из направлений теории оценки имеет свои специфические особенности.

        При оценке машин, оборудования и транспортных средств большую остроту имеет проблема идентификации объектов оценки. Задача идентификации таких объектов значительно сложнее, чем при оценке объектов недвижимости.

    При оценке машин и оборудования исключительно важную роль играет фактор износа. Земля, как известно, не подвержена износу, здания изнашиваются, но очень медленно. Что касается машин, оборудования и транспортных средств, то их износ происходит весьма интенсивно. В большинстве случаев оценщику приходится иметь дело с техникой, имеющей ту или иную степень износа, причем как физического, так и морального.

   На стоимость машин, оборудования и транспортных средств могут оказывать влияние такие нематериальные активы, как товарный знак, изобретение, ноу-хау и др., в то время как при оценке недвижимости эти элементы роли не играют.

   Рынок машин, оборудования и транспортных средств очень структурирован. Практически каждая группа машин имеет свой сектор товарного рынка, и этих секторов оказывается гораздо больше, чем на рынке недвижимости. Причем характер рынка в разных секторах различный. Для многих видов машин, оборудования и транспортных средств массового применения характерен олигополистический рынок. В то же время рынок специальной и уникальной техники в основном монополистический.

     При оценке машин, оборудования и транспортных средств следует учитывать зависимость стоимости объекта от стадии жизненного цикла, на котором он находится.

       Специфика оценки машин, оборудования и транспортных средств накладывает отпечаток на характер профессиональной подготовки оценщиков, специализирующихся на данном направлении оценочной деятельности. Оценщик должен иметь высшее профессиональное образование, а его квалификация должна отвечать «Государственным требованиям профессиональной переподготовки оценщиков в Российской Федерации», утвержденным Министерством образования РФ 12 мая 2000 г. Согласно утвержденной образовательной программе лица, обучающиеся на диплом специалиста по оценке, должны обязательно изучить наряду с другими дисциплинами также такие дисциплины, как «Основы оценки стоимости машин, оборудования и транспортных средств», «Ценообразование в машиностроении и приборостроении», «Практика оценки стоимости машин, оборудования и приборов» и «Оценка стоимости транспортных средств».

Высокий уровень профессиональной подготовки оценщиков — залог успеха в оценочной деятельности.

 

1.2.2 Принципы и подходы при оценке машин, оборудования и транспортных средств

         Теория оценки как научная дисциплина тесно связана со многими другими экономическими дисциплинами. Чтобы оценить рыночную стоимость товара, необходимо проанализировать состояние рынка, его характер, емкость, сегменты и тенденции. Понятно, что при решении этой задачи невозможно обойтись без методов и положений научного маркетинга. При изучении поведения инвесторов, определении будущих доходов у владельца объекта имущества нужно привлечь методы инвестиционного анализа.

Но особенно близкие связи существуют между теорией оценки и теорией ценообразования. Если исходить из того, что рыночная стоимость представляет собой наиболее вероятную цену, то получается, что и при оценке, и при ценообразовании цель одна — поиск цены. Не секрет, что многие практические приемы для расчета цены используют как оценщики, так и «ценовики», т.е. специалисты в области ценообразования. В то же время нельзя не отметить ряд существенных различий между оценкой и ценообразованием. Объекты ценообразования — это продукты или товары, которые производятся и поступают в продажу. Объекты оценки — это разнообразные активы, которые имеются у физических и юридических лиц. Назначение цены на машины, выпускаемые предприятием, — дело ценовиков, а назначение стоимости таких же машин, которые входят в имущество какого-либо предприятия, эксплуатируются или хранятся на нем, — дело оценщиков. Нетрудно заметить, что при ценообразовании имеют дело с новыми, только что произведенными объектами, а при оценке имеют дело с объектами, которые уже какое-то время эксплуатировались и, следовательно, отчасти поношенными.

Оценщик — независимый эксперт, он не должен иметь интереса к размеру оцениваемой стоимости (цены), его основная забота — обеспечить достоверность получаемого результата. Таким образом, организационно-правовое положение ценовика и оценщика принципиально разное. Оценщик в своей деятельности активно использует рыночную информацию о ценах, т.е. он пользуется результатами процесса ценообразования. Известно, что в ценообразовании большое значение имеют интуиция, опытность, профессиональное ощущение рыночной ситуации, психологическое воздействие на клиента и другие субъективные факторы. Другое дело — работа оценщика. Оценщик обязан составить обстоятельный отчет об оценке и доказать перед заказчиком полученные результаты. Он должен привести и документально подтвердить свои расчеты. Поэтому при оценке ведущая роль принадлежит умению специалиста находить исходную информацию, анализировать ее и с помощью общепризнанных методов рассчитывать искомую стоимость. Таким образом, оценщик не может сослаться в отчете на интуицию и свои субъективные ощущения.

       Принципы оценки можно подразделить на следующие три группы:

    • принципы, основанные на представлениях владельца имущества;
    • принципы, обусловленные факторами функционирования объекта и его взаимодействия с другими объектами имущества;
    • принципы, связанные с рыночной средой.

Первая группа включает принципы, основанные на представлениях владельца имущества.

       Принцип полезности заключается в том, что ключевым критерием стоимости объекта является его полезность, т.е. способность удовлетворять какие-то потребности людей. Кратко это можно сформулировать так: есть полезность — есть стоимость, нет полезности — нет стоимости. Исследовать полезность оцениваемого объекта — значит определить, для кого, для каких целей и в силу каких свойств интересен данный объект, кто принципиально может быть его возможным покупателем (инвестором), как может измениться полезность объекта в перспективе и под влиянием каких причин.

        Принцип замещения исходит из того, что цена на объект, которую может предложить возможный покупатель, не превысит сложившиеся на рынке цены на аналогичные по назначению и потребительским свойствам объекты. На основе данного принципа построены широко распространенные в практике оценки методы сравнительного подхода, когда стоимость определяется сравнением с рыночными ценами на аналогичные и идентичные объекты.

        Принцип ожидания подчеркивает готовность покупателя (инвестора) вложить свои средства на приобретение или на изготовление объекта в настоящее время, ожидая получение доходов (выгод) от владения данным объектом в будущем. Данный принцип открывает возможность определить стоимость объекта на текущий момент времени на основе прогноза будущих доходов при эксплуатации объекта и приемлемой для покупателя (инвестора) норме доходности на вложенный капитал. Тем самым закладывается методологическая база для реализации доходного подхода при оценке.

Вторая группа включает принципы, обусловленные факторами функционирования объекта и его взаимодействия с другими объектами имущества.

Принцип формирования стоимости под влиянием факторов производства заключается в следующем. Оцениваемый машинный комплекс, с помощью которого производится какая-либо продукция или выполняются какие-либо работы, рассматривается как подсистема в производственной системе предприятия (бизнес-единицы), доходность которой, как следует из экономической теории, определяется четырьмя факторами: землей, трудом, капиталом и менеджментом. Чистый доход — результат действия всех четырех факторов, и поэтому на основе оценки дохода определяется стоимость всей производственной системы. Для оценки стоимости машинного комплекса нужно либо установить его долю (вклад) в формирование дохода всей системы, либо применить метод остатка, т.е. искомая стоимость комплекса получается вычитанием из стоимости всей системы стоимости других активов (недвижимости, земельного участка, нематериальных активов и гудвилла).

Принцип вклада применительно к машинам и оборудованию состоит в том, что оснащение объекта дополнительными устройствами, расширяющими функциональные возможности объекта, не приводит к росту стоимости объекта на величину затрат по приобретению и установке этих устройств. Вклад дополнительных устройств в прирост стоимости объекта определяется тем, насколько повышается доходность функционирования объекта от применения этих устройств. Например, если технологическую машину оснастить роботом для автоматизации вспомогательных операций, то стоимость полученного технологического комплекса будет определяться производительностью, надежностью, экономичностью и другими показателями, влияющими на доходность его функционирования. Таким образом, любые добавочные элементы к машине оправданы тогда, когда получаемый прирост стоимости машины превышает затраты на приобретение этих элементов.

Принцип сбалансированности (пропорциональности) применительно к машинам, оборудованию и транспортным средствам следует понимать так, что все объекты, входящие в машинный комплекс, должны быть согласованы между собой по пропускной способности и другим характеристикам. При несоблюдении данного принципа добавление еще одного или нескольких объектов в состав комплекса не дает адекватного роста производственной мощности, а, следовательно, и стоимости машинного комплекса.

Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования требует того, чтобы оценка стоимости объекта, который может быть использован по-разному, производилась при условии его наилучшего и наиболее эффективного использования. Применительно к машинам, оборудованию и транспортным средствам согласно этому принципу любая машина должна оцениваться, допуская, что она применяется по прямому назначению, обеспечивается полная загрузка машины во времени и по мощности, соблюдаются правила технического обслуживания и ремонта, поддерживается нормальный режим эксплуатации, рабочий персонал имеет соответствующую квалификацию. Трудности с соблюдением данного принципа возникают тогда, когда оценивают объекты, обладающие многофункциональностью и несколькими сферами применения. Например, трактор может применяться и на строительной площадке, и на сельскохозяйственных работах, и на промышленном предприятии. Доходность трактора в каждой сфере применения разная, соответственно разной будет и оцениваемая стоимость. В качестве базовой сферы применения для оценки трактора оценщик выберет ту, в которой наиболее полно реализуются функциональные возможности этой машины.

В третью группу входят принципы, непосредственно связанные с рыночной средой.

Принцип соответствия объекта требованиям рынка. Один и тот же объект разными категориями покупателей (инвесторов) оценивается по-разному. Например, комфортабельный легковой автомобиль высоко ценится в условиях города, тот же автомобиль не представляет особой ценности для сельского жителя особенно в условиях бездорожья. Если в некотором регионе имеется много промышленных предприятий, то на местном региональном рынке будет повышенный спрос на станки, пресса и другие технологические машины, соответственно и цены на это оборудование будут не низкими. В силу данного принципа обязательным элементом процедуры оценки должен быть анализ рынка, установление соответствия оцениваемого объекта запросам рынка.

Принцип ориентации на равновесные цены требует того, чтобы при оценке использовались равновесные цены аналогов. Из теории ценообразования известно, что на нормально функционирующем рынке цены стабильны и стремятся к равновесному уровню, при котором наступает соответствие между спросом и предложением. Равновесные цены можно назвать также согласованными, справедливыми ценами, одинаково выгодными и продавцам, и покупателям. Стоимость, рассчитываемая при оценке по этим ценам, также становится справедливой стоимостью.

Принцип учета характера конкуренции состоит в том, что товарные рынки могут существенно различаться по характеру и состоянию конкуренции и соответственно степени их монополизации. Характер конкуренции отражается на процессе ценообразования. Так, в условиях монополизированного рынка цены обычно искажены в пользу монополиста и содержат повышенную долю его прибыли. В условиях свободного конкурентного рынка происходит уравнивание доходности вложений, рентабельность продаж в ценах поддерживается примерно на стабильном уровне. Благодаря конкуренции экономическая структура цен становится стабильной и прозрачной, это открывает возможности использования затратного подхода при оценке стоимости.

Принцип изменения (подвижности) стоимости требует учета фактора непостоянства стоимости одного и того же объекта во времени. Общеэкономическая инфляция в стране, а также сдвиги в структуре отдельных товарных рынков вызывают динамику цен и соответственно стоимости. Отсюда следует требование о том, что каждая оценка стоимости должна содержать указание о дате оценки, т.е. о том моменте календарного времени, по состоянию на которое определена стоимость.

Машины, оборудование и транспортные средства — сложные, многокомпонентные изделия. При проведении оценки рыночной стоимости этих объектов применяют не только перечисленные выше общеэкономические принципы, но и другие общепринятые в научных исследованиях принципы и подходы, среди которых отметим такие, как системный анализ, функциональный подход, статистическое моделирование и принцип жизненного цикла.

Информация о работе Методологические основы определения рыночной стоимости транспортных средств (на примере Volkswagen Polo седан)