Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2014 в 08:57, реферат
В зависимости от способа представления условий транспортной задачи она может быть представлена в сетевой (схематичной) или матричной (форме). Транспортная задача может также решаться с ограничениями и без ограничений.
Целью курсовой работы является обеспечение получения продукции потребителю в нужное время и место при минимально возможных совокупных затратах трудовых, материальных, финансовых ресурсов. Объектом изучения являются материальные и соответствующие им финансовые, информационные потоки, сопровождающие производственно-коммерческую деятельность
Введение
Под названием «транспортная задача» объединяется широкий круг задач с единой математической моделью. Классическая транспортная задача – задача о наиболее экономном плане перевозок однородного продукта или взаимозаменяемых продуктов из пунктов производства в пункты потребления, встречается чаще всего в практических приложениях линейного программирования. Линейное программирование является одним из разделов математического программирования – области математики, разрабатывающей теорию и численные методы решения многомерных экстремальных задач с ограничениями.
Огромное количество возможных вариантов перевозок затрудняет получение достаточно экономного плана эмпирическим или экспертным путем. Применение математических методов и вычислительных в планировании перевозок дает большой экономический эффект. Транспортные задачи могут быть решены симплексным методом однако матрица системы ограничений транспортной задачи настолько своеобразна, что для ее решения разработаны специальные методы. Эти методы, как и симплексный метод, позволяют найти начальное опорное решение, а затем, улучшая его получить оптимальное решение.
В зависимости от способа представления условий транспортной задачи она может быть представлена в сетевой (схематичной) или матричной (форме). Транспортная задача может также решаться с ограничениями и без ограничений.
Целью курсовой работы является обеспечение получения продукции
потребителю в нужное время и место при
минимально возможных совокупных затратах
трудовых, материальных, финансовых ресурсов. Объектом изучения являются материальные
и соответствующие им финансовые, информационные
потоки, сопровождающие производственно-коммерческую
Глава 1. Методы решения транспортной задачи
1.1 Условие транспортной задачи
Пусть имеется несколько поставщиков однородной продукции (каждый с определенным запасом) и несколько потребителей этой продукции (с известными потребностями у каждого). Задана также сеть коммуникаций связывающая каждого поставщика с каждым потребителем. На каждой коммуникации задана цена перевозки – стоимость перевозки единицы продукции. Если какая – либо коммуникация отсутствует, то считаем, что она есть, но цену перевозки на ней устанавливаем равной бесконечности (+∞). Это соглашение сделает невыгодным перевозку по ней и автоматически исключит данную коммуникацию из плана перевозок.
Таким образом, требуется составить план перевозок продукции от поставщиков к потребителям так, чтобы потребности потребителей были бы удовлетворены за счет вывоза запаса от поставщиков. Цель – минимизация суммарной стоимости всех перевозок.
Транспортные задачи бывают:
1) открытые m ≠ n (суммарный запас продукции, имеющейся у поставщиков, не совпадает с суммарной потребностью в продукции у потребителей.)
2) закрытые m = n (суммарный запас продукции, имеющейся у поставщиков, совпадает с суммарной потребностью в продукции у потребителей.)
Метод потенциалов «работает» только для закрытых транспортной задачи, причем, закрытая транспортная задача всегда разрешима.
Открытую транспортную задачу сводят к закрытой транспортной задачи путем прибавления к суммарному запасу продукции или суммарной потребности продукции недостающих единиц до равенства суммарного запаса продукции и суммарной потребности продукции.
Закрытая транспортная задача формулируется как Задача Линейного Программирования следующего вида:
, где
- запас i – го поставщика
- потребность j – го потребителя
- цена перевозки единицы
(от i – го поставщика к j – му потребителю)
- объем перевозки продукции (неизвестный) по коммуникациям (i,j).
Для вывода критерии оптимальности транспортной задачи построим двойственную задачу.
Структура матрицы ограничений транспортной задачи такова, что столбец, соответствующей переменной содержит ровно два ненулевых элемента: единицу в строке с номером i и единицу в строке m + i.
Вектор двойственных переменных Y = ( ,…, , ,…, ) имеет m + n компонент (по числу ограничений транспортной щадачи), которые называются потенциалами: переменные , ,…, - потенциалы поставщиков; переменные , …, - потенциалы потребителей.
Используя схему для построения двойственной задачи к задачи линейного программирования в стандартной форме, имеем:
В полученной двойственной задаче n·m ограничений, соответствующих каждой переменной транспортной задачи. Вспоминая, что невязка между левой и правой частью в ограничений двойственной задачи есть оценка для соответствующей переменной исходной задачи , запишем условия оптимальности текущего плана перевозок в транспортной задачи:
.
Неизвестные потенциалы и (их общее количество равно m + n) могут быть найдены из условия равенства нулю оценок для базисных переменных транспортной задачи
для заполненных клеток (i,j) таблицы транспортной задачи
Решение полученной системы (содержащей неизвестных на единицу больше, чем число уравнений) ищется, когда одно из неизвестных полагается равным некоторому числу . После этого оставшаяся система имеет единственное решение.
1.2 Транспортная задача по критерию времени
Иногда возникает ситуация, когда в условиях Транспортной задачи необходимо минимизировать не стоимость перевозок, а время их выполнения (Срочные грузы, перевозки скоропортящихся продуктов, работа «скорой помощи» и т.д.)
Имеется m поставщиков однородного груза и n потребителей груза. Для каждой пары ( , ) известно время , за которое груз перевозится от к . Требуется составить такой план перевозок, при котором все запасы поставщиков будут вывезены, а все запросы потребителей будут полностью удовлетворенны и наибольшее время доставки всех грузов будет минимизирован.
1.3 Задача о назначениях (Венгерский метод)
Имеется n видов работ и n рабочих. Каждый рабочий может выполнить любую из n работ за некоторое время (цена рабочего). Требуется распределить все работы между всеми рабочими так, чтобы время выполнения работ было минимальным, а каждую работу выполнял только один рабочий.
В качестве примера я рассмотрел транспортную задачу для 2 складов и 5 магазинов.
{ =СУММ((B8:F8*B13:F13)+(B9:F9*
{=СУММ(B13:B14) - E5 }
Затем скопировал ее. При копировании формула автоматически меняется, задавая нужное ограничение. Правда, нужно следить при этом за правильной ориентацией данных. Например, в данном случае формулу нужно копировать в строку, а не в столбец.
{=C4 - СУММ(B13:F13)}
Эта формула скопирована уже по столбцу в ячейку D19. Подготовительный этап завершен - можно вызывать Решатель.
При вызове Решателя и задании параметров в его диалоговом окне выполнялась стандартная работа по указанию ячейки с целевой функцией, диапазоном регулируемых ячеек и заданием ограничений. Заметьте, помимо двух групп ограничений я задал и ограничения целочисленности переменных. Предполагается, что продукция может перевозиться только целыми единицами - бочками, мешками, ящиками. Такие ограничения в Решателе создаются совсем просто, - достаточно среди операторов, связывающих левую и правую части ограничения, выбрать оператор int. Взгляните, как выглядят результаты моей работы:
рис 1
Прежде чем дать команду на решение задачи, я провел настройку параметров в окне Options. В частности я включил флажки, указывающие на линейность модели и положительность переменных. Кроме того, я увеличил точность решения целочисленной задачи, задав в окне Tolerance значение в 1% вместо 5%, принятых по умолчанию.
рис 2
Осталось щелкнуть кнопку "Solve" и получить оптимальный план перевозок. Вы можете проанализировать, насколько оптимальный план отличается от равномерного распределения, предложенного в качестве первоначального варианта, и как уменьшились транспортные расходы:
рис 3
Параметры, управляющие работой Решателя
Рассмотрим возможности управления работой Решателя, задаваемые в окне Параметры (Options):
Глава 2. Решение транспортной задачи в Excel
2.1 Постановка транспортной задачи
Исходные данные транспортной задачи приведены схематически: внутри прямоугольника заданы удельные транспортные затраты на перевозку единицы груза, слева указаны мощности поставщиков, а сверху – мощности потребителей. Сформулировать экономико-математическую модель исходной транспортной задачи, найти оптимальный план закрепления поставщиков за потребителями, установить единственность или не единственность оптимального плана, используя Поиск решения.
7 |
7 |
7 |
7 |
2 | |
4 6 10 10 |
16 20 13 3 |
30 27 4 1 |
17 26 22 5 |
10 9 3 4 |
16 23 1 24 |
В данной задаче суммарные запасы равны суммарным потребностям
Таким образом, транспортная задача является закрытой.
Ввод условий задачи состоит из следующих основных шагов:
Изменяемые ячейки В3:Е6. В эти ячейки будет записан оптимальный план перевозок - xij.
Ввести исходные данные задачи (рисунок 4 ).
рис. 4
В ячейку А3 ввести формулу =СУММ(В3:F3). Скопировать её в ячейки А4, А5, А6.(рисунок 5)
рис. 5
В ячейку В7 ввести формулу =СУММ(В3:В6). Скопировать её в ячейки С7, D7, E7,F7.(рисунок 6)
рис. 6
Выражение для вычисления значения целевой функции в ячейке В15 получено с помощью функции СУММПРОИЗВ(В3:F6;В10:F13 ограничения. (рисунок 7)