Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:40, реферат
Мировая транспортная система представляет собой глобальную совокупность национальных транспортных систем, связанных между собой общими груза - и пассажиропотоками. Эта система обладает мощной материально- технической базой, которая развивается и совершенствуется за счет масштабных инвестиций, обеспечивающих устойчивые темпы роста перевозок и повышение качества транспортных услуг. Расчетная протяженность мировых транспортных коммуникаций (без морских линий) к концу 20 века достигла 43млн. км.
РЕФЕРАТ
Выполнил: учащийся гр.306
Нурисламов Рустам Ривхатович
Проверил: Голубенко Елена Владимировна
г. Белово 2007год.
Мировая транспортная система.
ТАБЛИЦА №1
Регионы и страны |
Густота сети дорог, км/1000км2 | |
Автомобильных |
Железных | |
США |
668 |
30,9 |
Западная Европа |
955 |
54 |
Китай |
124 |
6,2 |
Россия |
28,6 |
5,1 |
Хуже оснащены транспортными коммуникациями Африка и ряд стран Азии. За 40 лет (1950-1990 гг.) мировой объём перевозок грузов и пассажиров вырос в 7 раз. За 90-е годы он ориентировочно увеличился ещё в 1,5 раза.
Заметно изменилось и распределение перевозок между видами транспорта. Если 50 лет назад соотношение между железнодорожным и автомобильным транспортом в освоении грузооборота составляет 4/1, то теперь оно снизилось до 1,5/1. Доля трубопроводного пассажирооборота воздушный транспорт приближается к уровню железнодорожного. Их доли составляют соответствие 9 и 11%.
Важнейшими показателями, отражающими национальные и региональные различия в удельных объёмах транспортной работы, являются: транспортоёмкость экономики и транспортная подвижность населения. Первый показателя представляет собой соотношение между величиной грузооборота (в тонна – километрах)и стоимостью валового национального продукта (ВНП) в долларах США. Второй показатель – частное от деления общего междугороднего пассажирооборота на численность население региона или страны.
Величены этих удельных показателей за 1995 г. представлены в табл. 2.
Различия регионов и стран в удельном объёмах транспортной работы
Регионы и страны |
Транспортоёмкость Экономики, т-км/долл.ВНП |
Транспортная подвижность населения, тыс. пасс. км/чел |
Северная Америка |
1,2 |
12,7 |
Япония |
0,34 |
6,0 |
Западная Европа |
0,27 |
8,2 |
Восточная Европа |
1,72 |
2,5 |
Россия |
5,3 |
4,2 |
Морской транспорт в мировой транспортной системе играет ведущую роль. На него приходится 80% всего грузооборота мировой торговли. Суммарная грузоподъёмность (общий тоннаж) мирового торгового флота достигла в 1998 г. 800млн. т.
Тоннаж морского флота стран Восточной и Центральной Европы за последние 20 лет сократился почти на 25% и составляет 30млн. т .Особенно резко(почти вдвое) уменьшился тоннаж российского морского торгового флота(11,6икн.т. в1998 г.)
Внутренний водный транспорт .Протяженность внутренних водных путей сообщения тридцати основных стран Европы и Северной Америки превышает 175тыс.км. По ним ежегодно перевозят более 1,2млрд.т. груза. Однако объёмы таких перевозок из-за конкуренции автомобильного транспорта имеют тенденцию к сокращению.
Железнодорожный транспорт. Протяжонность железных дорог 42 основных стран мира составляет 915тыс.км. Годовой объём перевозок грузов по ним превышает 3,7млрд.т.
В обозримой перспективе вряд ли можно ожидать существенного увеличения объёмов железнодорожных перевозок в мире. Во многих странах эти объёмы приобрели даже тенденцию к сокращению из-за активной конкуренции автомобильного транспорта. Так, общемировая протяженность железных дорог во второй половине 20 века сократилась примерно на 100 тыс. км. При этом протяженность электрифицированных железнодорожных лини выросла в три раза. В России перспективы использования железнодорожного транспорта иные.
Во – первых, её огромное территориальное пространство при условии оживление экономики безусловно приведёт к резкому увеличению груза – и пассажиропотоков между регионами. Во – вторых, железные дороги России являются связующим транспортным «мостом» между странами Западной Европы и Азии.
Автомобильный транспорт .Мировой рынок автомобильных перевозок динамично развивается. Парк грузовых автомобилей в мире за последние 25 лет вырос втрое и достиг по расчётным данным 160млн. единиц. По мнению ряда экспертов этот парк до 2010 года будет увеличиваться ежегодно на 4-4,5%.Примерно 75% общей численности грузового автомобильного парка приходится на страны Западной Европы и Северной Америке. В российском парке автомобильного подвижного состава насчитывается 3,1млн. грузовых автомобилей, которые перевозят в год около 6млн.т. грузов.
Воздушный транспорт. Последнее десятилетие эксперты считают периодом бурного развития воздушного транспорта.
С 1980 г. общая протяженность воздушных трасс в мире выросла вдвое, объём перевозок по ним пассажиров – в 1,6 раза, а грузов более чем в два раза. Российский воздушный транспорт сократил в 90-е годы объем внутренних пассажирских перевозок почти наполовину, а грузовых втрое. Однако на международных авиалиниях России объёмы перевозок грузов и пассажиров даже несколько увеличились.
Почти 90% грузооборота мирового воздушного транспорта приходится на промышленно – развитые страны. Удельный вес этого вида транспорта в общем грузообороте транспорта России в 12 раз ниже, чем в грузообороте США, хотя абсолютно эти показатели достаточно малы в обеих странах – 0,04 и 0,5% соответственно.