Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 16:09, курсовая работа
Цель дипломной работы заключается в комплексной характеристике нанотехнологий, с учетом специфики и всех особенностей данной области прикладной науки.
Объектом настоящего исследования является нанотехнология как область науки и техники, а предметом – особенности применения нанотехнологии в машиностроении.
К основным задачам работы относятся:
1. Определение понятия «нанотехнология».
2. Рассмотрение истории развития нанотехнологии в мире вообще и в России в частности.
3. Выяснение прикладного аспекта нанотехнологий, то есть особенностей применения в различных отраслях.
Введение
Глава 1. Понятие и развитие нанотехнологий
1.1. Понятие нанотехнологий
1.2. Нанотехнология как научно-техническое направление
1.3. История развития нанотехнологий
1.4. Современный уровень развития нанотехнологий
1.5. Применение нанотехнологий в различных отраслях
1.5.1. Наноэлектроника и нанофотоника
1.5.2. Наноэнергетика
1.5.3. Нанотехнологии для медицины и биотехнологии
1.5.3.1. Наномедицина
1.5.3.2. Нанобиотехнологии
1.5.3.3. Нанокосметика
1.5.4. Нанотехнологии для легкой промышленности
1.5.5. Нанотехнологии для обеспечения безопасности
1.5.6. Нанотехнологии для сельского хозяйства и пищевой промышленности..
Глава 2. Использование нанотехнологий в машиностроении
2.1. Значение применения нанотехнологий в машиностроении..
2.2. Технологические особенности применения нанотехнологий в машиностроении (на примере автомобильной промышленности)
2.3. Проблемы и перспективы развития нанотехнологий в машиностроении
2.3.1. Перспективы развития нанотехнологий в машиностроении.
2.3.2. Ключевые проблемы развития нанотехнологий в России
Заключение
Cписок использованных источников
Кроме покрытий для
стекол также разработаны и
Из серийных моделей
автомобилей гидрофобное
Рисунок 5. Водоотталкивающий эффект гидрофобного покрытия[16]
По некоторым
сообщениям, концерн BMW работает над
созданием самоочищающихся
Компания Mercedes-Benz с конца 2003 года выпускает модели А, С, E, S, CL, SL, SLK покрытых новым поколением прозрачных лаков, изготовленных с использованием нанотехнологии. В состав верхнего слоя такого лакокрасочного покрытия вводят наноскопические керамические частицы. По утверждению создателей, новое лакокрасочное покрытие защищает кузов от царапин в три раза эффективнее, чем обычный лак.
По результатам испытаний оказалось, что покрытые лаком нового типа машины сохраняют блеск на 40% сильнее, чем покрашенные обычной краской.
Новое лаковое покрытие не только защищает кузов от механических повреждений, но еще и полностью отвечает требованиям Mercedes относительно устойчивости к воздействию химических элементов, находящихся в воздухе.
В настоящее время
с использованием нанотехнологических
подходов уже производятся высокоэффективные
антифрикционные и
При применении состав
позволяет создавать
В аэрокосмической
промышленности уже широко применяется
семейство
Большие перспективы
имеются в улучшении
Это позволяет вместо раздельного производства микроактуаторов и сенсоров, делать их в виде интегрированного в микросхему единого изделия. При этом для их производства используется уже апробированная традиционная технология производства интегральных микросхем и полупроводников.
Идею подвижного кремния (еще так называют MEMS) прекрасно иллюстрируют MEMS-акселерометры, которые уже широко используются в качестве сенсоров автомобильных подушек безопасности.
Вращающиеся акселерометры также используются для расширения возможностей антиблокировочных систем автомобиля (ABS). Кроме того, в автомобилях MEMS находят применение в датчиках продольных и поперечных ускорений, датчиках крена и т.д. Определяя положение кузова, они служат источником информации для работы различных электронных систем стабилизации и контроля курсовой устойчивости. Также MEMS представляют интерес для создания датчиков давления, температуры. В дорогих автомобилях количество датчиков и сенсоров на основе MEMS-технологии может составлять до нескольких десятков штук. Кроме измерения ускорений и детектирования перемещений, MEMS используется в системах GPS-навигации.
История развития MEMS
насчитывает более сорока лет, но
широкое практическое распространение
эти системы получили только с
середины 90-ых годов прошлого века.
В настоящее время уже идет
речь о развитии NEMS - NanoElectroMechanical Systems.
В результате эволюции MEMS происходит
уменьшение до нано размеров механических
компонентов систем, снижается их
масса, при этом увеличивается их
резонансная частота и
Развитие нанотехнологий
обещает массовое распространение
новых конструкционных
Баллистический
характер электропроводности УНТ (электроны
движутся, как бы скользя по поверхности,
не встречая препятствий) позволит создавать
высокоэффективные
Углеродные нанотрубки уже находят применение в конструкции современных автомобилей. Например, инженеры компании Toyota добавляет композиционный материал на основе УНТ в пластиковые бамперы и дверные панели своих автомобилей. Помимо повышения прочности и снижения массы, пластик со смолой из УНТ становится электропроводным, и его можно покрывать теми же красками с электрическим нанесением, что и металлические детали.
Электронные системы
все более тесно интегрируются
в конструкцию автомобиля. Существует
тенденция дальнейшего
Нанотранзисторы, в том числе с нанотрубками в конструкции будут обладать рядом улучшенных характеристик и бесспорных преимуществ по сравнению с традиционными кремниевыми:
· Повышенное быстродействие;
· термо - и радиационная стойкость;
· миниатюрность;
· низкое энергопотребление и как следствие - незначительное тепловыделение при работе.
Большой интерес представляют нанотехнологии для создания перспективных автомобилей на топливных элементах.
С помощью нанотрубок
предполагается решить проблему надежного
и безопасного хранения водорода
на борту транспортного средства,
так как наряду с металлами
и жидкостями углеродные нанотрубки
могут заполняться
Китайские и американские
ученые совместно разработали
Сейчас конструкторы
«гибридных» автомобилей уже
сталкиваются с потребностью в компактных,
легких и высокоемких аккумуляторных
батареях. Стоит напомнить, что ставшие
традиционными кислотные
В силу того, что
большинство автомобилей
Кроме конструкции автомобиля, измениться структура самой автомобильной промышленности.
Так с появлением автоматизированной молекулярной нанотехнологии получит новое развитие уже наметившаяся тенденция - разделение функций разработки/проектирования автомобилей и их производства с окончательным закреплением приоритета за первой из перечисленных двух функций. Собственно в будущем автомобильные концерны будут только разрабатывать конструкции тех или иных моделей автомобилей для последующей продажи права на их производство методамипоатомной сборки сторонним организациям.
Тем самым не автомобиль будет товаром, а информация об особенности его конструкции, что будет полностью соответствовать модели новой экономической формации, где единственным предметом обмена станет информация.
2.3. Проблемы
и перспективы развития
2.3.1. Перспективы
развития нанотехнологий в
Стратегическими национальными приоритетами Российской Федерации, изложенными в утвержденных 30 марта 2002 г. Президентом Российской Федерации «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», являются: повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования и культуры, обеспечение обороны и безопасности страны[12].
Одним из реальных направлений достижения этих целей может стать ускоренное развитие нанотехнологий на основе накопленного научно-технического задела в этой области и внедрение их в технологический комплекс России.
Развитие направлений науки, техники и технологий, связанных с созданием, исследованиями и использованием объектов с наноразмерными элементами, уже в ближайшие годы приведет к кардинальным изменениям во многих сферах человеческой деятельности в том числе и в машиностроении.
Новейшие нанотехнологий
наряду с компьютерно-информационными
технологиями и биотехнологиями
являются фундаментом научно-
В развитых странах осознание ключевой роли, которую уже в недалеком будущем будут играть результаты работ по нанотехнологиям, привело к разработке широкомасштабных программ по их развитию на основе государственной поддержки.
Так, в 2000 г. в США
принята приоритетная долгосрочная
комплексная программа, названная
Национальной нанотехнологической
инициативой и рассматриваемая
как эффективный инструмент, способный
обеспечить лидерство США в первой
половине текущего столетия. К настоящему
времени бюджетное
В России работы по разработке нанотехнологий начаты еще 50 лет назад, но слабо финансируются и ведутся только в рамках отраслевых программ. К настоящему времени назрела необходимость формирования программы общефедерального масштаба с учетом признания важной роли нанотехнологий на самом высоком государственном уровне.
Нанотехнологии
могут стать мощным инструментом
интеграции технологического комплекса
России в международный рынок
высоких технологий, надежного обеспечения
конкурентоспособности
Разработка и успешное освоение новых технологических возможностей потребует координации деятельности на государственном уровне всех участников нанотехнологических проектов, их всестороннего обеспечения (правового, ресурсного, финансово-экономического, кадрового), активной государственной поддержки отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках.
Формирование и реализация активной государственной политики в области нанотехнологий позволит с высокой эффективностью использовать интеллектуальный и научно-технический потенциал страны в интересах развития науки, производства, здравоохранения, экологии, образования и обеспечения национальной безопасности России.
Использование возможностей нанотехнологий может уже в недалекой перспективе принести значительный экономический эффект в машиностроении:
1. Увеличение ресурса режущих и обрабатывающих инструментов с помощью специальных покрытий и эмульсий.
2. Широкое внедрение нанотехнологических разработок в модернизацию парка высокоточных и прецизионных станков.
3. Созданные с использованием нанотехнологий методы измерений и позиционирования обеспечат адаптивное управление режущим инструментом на основе оптических измерений обрабатываемой поверхности детали и обрабатывающей поверхности инструмента непосредственно в ходе технологического процесса. Например, эти решения позволят снизить погрешность обработки с 40 мкм до сотен нанометров при стоимости та кого отечественного станка около 12 тыс. долл. И затратах на модернизацию не более 3 тыс. долл. Равные по точности серийные зарубежные станки стоят не менее 300-500 тыс. долл. При этом в модернизации нуждаются не менее 1 млн активно используемых металлорежущих станков из примерно 2,5 млн станков, находящихся на балансе российских предприятий.
4. В двигателестроении и автомобильной промышленности - за счет применения наноматериалов, более точной обработки и восстановления поверхностей можно добиться значительного (до 1,5-4 раз) увеличения ресурса работы автотранспорта, а также снижения втрое эксплуатационных затрат (в том числе расхода топлива), улучшения совокупности технических показателей (снижение шума, вредных выбросов), что позволяет успешнее конкурировать как на внутреннем, так и на внешнем рынках.