Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 03:47, реферат
Движение — это жизнь. И действительно, благодаря ему циркулирует кровь, планеты движутся по своим орбитам, происходит диффузия в веществах, совершается круговорот воды в природе, протекает ток в сетях.Его проявления можно обнаружить, как в макро-, так и микромире(движение электронов, ионов). Если бы люди не могли двигаться, то вряд ли жизнь вообще имела бы смысл. В наш век скоростей расстояния уменьшились и продолжают уменьшаться благодаря развитию транспорта. В древности, чтобы преодолеть расстояние от поля битвы до своего замка, рыцарь должен был проделать верхом на коне долгий и опасный путь. Сейчас же, купив билет на самолет, за один день можно проделать такое расстояние, на какое рыцарю и его коню пришлось бы потратить несколько месяцев, а может быть, и лет
Оглавление
Введение
Движение — это жизнь. И действительно,
благодаря ему циркулирует кровь, планеты
движутся по своим орбитам, происходит
диффузия в веществах, совершается круговорот
воды в природе, протекает ток в сетях.Его
проявления можно обнаружить, как в макро-,
так и микромире(движение электронов,
ионов). Если бы люди не могли двигаться,
то вряд ли жизнь вообще имела бы смысл.
В наш век скоростей расстояния уменьшились
и продолжают уменьшаться благодаря развитию
транспорта. В древности, чтобы преодолеть
расстояние от поля битвы до своего замка,
рыцарь должен был проделать верхом на
коне долгий и опасный путь. Сейчас же,
купив билет на самолет, за один день можно
проделать такое расстояние, на какое
рыцарю и его коню пришлось бы потратить
несколько месяцев, а может быть, и лет.
Но кроме рыцарей, лошадям (и не только)
приходилось перевозить на себе еще и
разные грузы. Таким образом, можно сделать
вывод: без транспорта жизнь на Земле была
бы очень трудной. Транспорт являет собой
как бы “кровеносную систему” каждого
государства в отдельности. Если вспомнить
историю, то от натурального хозяйства
люди перешли к общественному разделению
труда, что привело к появлению различных
профессий. Но специалисты-профессионалы
в той или иной сфере труда могли жить
в разных концах страны, и чтобы общаться
между собой, необходим был транспорт,
без которого обойтись не могли.
Транспорт претерпел долгий процесс развития
и совершенствования — от использования
естественных водных коммуникаций (рек,
озер и т. д.) и элементарного транспорта
до создания транспортных артерий (железные
и автодороги), что оказало колоссальное
влияние на расселение людей по земному
шару. Сильное воздействие на него оказал
научно-технический прогресс. Так, например,
в грузоперевозках используется в основном
трубопроводный и автомобильный транспорт,
в пассажирских — авиа- и автотранспорт.
Но лидирующие позиции занимает, конечно,
железнодорожный и морской. Электронный
же транспорт находится в стадии развития
и поиска новых возможностей его применения.
На эту тему можно привести еще множество
примеров, но ясно одно: переоценить значение
его в жизни людей сложно.
Общая характеристика транспортного комплекса России
Транспорт является неотъемлемой составной
частью экономики страны, в нашем случае
России. Он является связующим звеном
между районами, отраслями, предприятиями.
Транспортный фактор оказывает влияние
на размещение предприятий, фабрик и т.
д., без его учета невозможно достичь рационального
размещения производства. Транспортные
связи являются необходимым, если не сказать
обязательным условием специализации
любого района страны в производстве различной
продукции, которая впоследствии будет
потребляться за его пределами.
Транспорт является отдельно стоящей
отраслью государственного хозяйства,
которая по роду своей деятельности занимает
промежуточное положение между производством
и потреблением товаров. Другими словами,
специфика транспорта как части экономики
такова, что, ничего не производя, однако
косвенно участвует в ее создании, обеспечивая
производство сырьем, материалами, оборудованием
и доставляя готовую продукцию на места
потребления.
Совсем недавно мировое сообщество признало
Россию как “страну с рыночной экономикой”,
то есть подтвердила наличие рыночных
отношений внутри страны. С одной стороны,
от транспортного фактора зависит эффективность
работы предприятия, что в условиях рынка
напрямую связано с жизнеспособностью,
а с другой стороны — сам рынок подразумевает
под собой обмен товарами и услугами, что
без транспорта невозможно. Поэтому транспорт
является важнейшей составной частью
рыночной инфраструктуры.
Для России в связи с ее огромными территориями
и суровым климатом необходим “неприхотливый”
транспорт, надежный и не зависящий от
погодных условий. Такими видами транспорта
являются трубопроводный и, конечно, железнодорожный.
В перевозке грузов наиболее дешевыми
являются трубопроводный, морской, железнодорожный
и внутренний водный, а в перевозке пассажиров
— железнодорожный. Но обязательно надо
иметь в поле зрения то, что рациональность
использования того или иного вида транспорта
необходимо рассматривать в условиях
конкретной задачи с учетом многих факторов,
таких как вид груза, его масса, расстояние
перевозки, сроки доставки, транспортабельность,
характеристики необходимого участка
пути и т. д. и т. п.
Уровень развития транспортной системы
Российской Федерации различается по
регионам. Обеспеченность путями сообщения
как по общей длине, так и по плотности
(км пути на 1000 км2 площади) отличается
в десять и более раз. Наиболее развитую
транспортную систему имеют Центрально-Черноземный,
Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский,
Волго-Вятский районы, наименее развитую
— Дальневосточный, Восточно-Сибирский,
Западно-Сибирский, Северный экономические
районы. Отличаются районы и по структуре
грузоперевозок. В районах, где добываются
такие полезные ископаемые, как железная
руда, уголь, основные перевозки осуществляются
по железным дорогам; там, где добывают
нефть, газ — велика доля трубопроводного
транспорта; в районах, где разрабатываются
лесные ресурсы, значителен удельный вес
внутреннего водного транспорта; в районах,
специализирующихся на обрабатывающих
отраслях, главная роль принадлежит железнодорожному
транспорту. Так, например, в Западно-Сибирском
районе преобладает железнодорожный транспорт
и высоко значение трубопроводного, а
также в Центральном районе большая часть
перевозок осуществляется по железной
дороге. Районы добывающей промышленности
имеют активный транспортный баланс, т.
е. вывоз превышает ввоз, так как масса
сырья и топлива больше массы готовой
продукции, а районы обрабатывающей промышленности
соответственно — пассивный, т. е. ввоз
превышает вывоз.
Мощности транспортных потоков также
имеют существенные различия и зависят
от размещения основных источников сырья,
топлива, материалов и т. д. Можно выделить
три основных магистральных направления
транспортной системы страны:
1. Широтное магистральное сибирское направление
восток—запад и обратно; оно включает
железнодорожные, трубопроводные пути
и водные с использованием рек Камы и Волги;
2. Меридиональное магистральное центральноевропейское
направление север—юг с выходом на Украину,
Молдову, Кавказ, образованное в основном
железнодорожными путями;
3. Меридиональное Волго-Кавказское магистральное
направление север—юг по реке Волге, железнодорожным
и трубопроводным путям, связывающее Поволжье
и Кавказ с Центром, Севером европейской
части страны и с Уралом.
По этим главным магистральным направлениям
идут основные грузопотоки страны и тесно
взаимодействуют железнодорожный, внутренний
водный и автомобильный виды транспорта.
Магистральные авиатрассы также в основном
совпадают с сухопутными. Помимо основных
магистральных направлений имеется густая
транспортная сеть внутрирайонного и
местного значения. Сочетаясь между собой,
они образуют Единую транспортную систему
России. По мере развития производительных
сил страны в целом и отдельных ее районов
“система нуждается в постоянном совершенствовании
как в области рационализации размещения,
так и ее качественного уровня: обновления
материально-технической базы, улучшения
организационно-управленческой системы,
использования новейших достижений научно-технического
прогресса”.
Транспортные сети имеют различную конфигурацию.
Она бывает радиальной, подразделяясь,
в свою очередь, на одноцентровую и многоцентровую.
Первую конфигурацию легко себе представить,
вспомнив паутину. В случае многоцентровой
радиальной сети у паутины может быть
несколько центров (что следует из названия),
от которой во все стороны расходятся
нити. Такую конфигурацию имеют транспортные
сети больших городов, таких как Москва,
Санкт-Петербург, Брянск и др. Также существует
ортогональная конфигурация, при которой
развитие направлений транспортного потока
происходит параллельно широтам и меридианам.
Ярким примером такой конфигурации является
Южный Урал. Наряду с приведенными существует
также древовидная конфигурация, которая
доминирует на большей части Сибири и
Дальнем Востоке. Очевидно, что по отдельности
они не встречаются, поэтому выше указаны
районы преобладания той или иной конфигурации.
Виды транспорта - Автомобильный транспорт
Трудно представить себе сегодня человеческую
цивилизацию без автомобиля. В развитых
странах это не только основное транспортное
средство, но и часть быта. Естественное
стремление человека к свободе передвижения,
сама жизнь в больших городах, пригородах
— все это обусловливает рост числа легковых
и грузовых автомобилей индивидуального
пользования и увеличение объема грузовых
перевозок. Уровень автомобилизации уже
давно стал одним из основных показателей
экономического развития страны, качества
жизни населения. При этом в понятие “автомобилизация”
включают комплекс технических средств,
обеспечивающих движение: автомобиль
и дорогу.
Автомобильный транспорт в основном используется
для перевозки небольших потоков грузов
на короткие расстояния. Это связано с
“дороговизной” данного вида транспорта
и его малой грузоподъемностью. К достоинствам
автомобильного транспорта следует отнести
высокую скорость и возможность доставки
грузов от “двери до двери” без дополнительных
затрат на перегрузку.
Наличие хороших автодорог с твердым покрытием
служит важным показателем развития транспорта
в стране. Как известно, одна из проблем
в нашей стране, которая уже вошла в поговорку,
это дороги. В России 40 % сельских населенных
пунктов не имеют связи с сетью путей сообщения
общего пользования. Качество автодорожной
сети невысокое: 11 % автодорог грунтовые,
1/3 дорог с твердым покрытием — гравийные,
щебеночные, шлаковые и булыжниковые,
которые не соответствуют техническим
нормам. Такие дороги быстро изнашиваются
и требуют ремонта, а в условиях экономического
кризиса ремонтные работы сокращаются
и проводятся не в том режиме, в каком следует.
Также необходимо учесть, что в России
производится только 10–12 % грузовых автомобилей
и автобусов от уровня производства в
бывшем СССР. Это в ближайшем будущем осложнит
развитие автомобильного транспорта.
В 1996 г. в России было 745 тыс. км дорог с
твердым покрытием. Основные пассажирские
перевозки совершаются по линиям автобусных
маршрутов, протяженность которых составляет
около 2 млн км.
Водный транспорт (речной и морской)
Важную роль во внешнеэкономических
связях страны играет морской транспорт.
Он является одним из основных источников
получения валютных средств. Россия с
1992 г. имеет 39 портов и 22 портовых пункта.
Длина их причалов составляет 60,5 тыс. км.
Производственные мощности портов позволяют
обеспечивать только 54 % потребности переработки
грузов. Основные грузы, перевозимые морским
транспортом, — нефть, руды, стройматериалы,
каменный уголь, зерно, лес. Крупные порты
— Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск,
Астрахань, Новороссийск, Туапсе, Находка,
Владивосток, Ванино и др. В связи с освоением
природных ресурсов Крайнего Севера и
Дальнего Востока обеспечена круглогодичная
навигация в Норильск, на Ямал, Новую Землю.
Здесь наибольшее значение имеют порты
Дудинка, Игарка, Тикси, Певек. Намечено
строительство двух портов в Санкт-Петербурге.
Так как наша страна находится в северном
полушарии, то плавание, или, более научно
— навигация, часто бывает затруднена
из-за суровых сезонных погодных условий.
Разработка природных ресурсов на Крайнем
Севере сложна без Северного морского
пути.
СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ (СМП) (до начала
ХХ в. назывался Северо-Восточный проход)
— главная судоходная магистраль России
в Арктике. Проходит по морям Северного
Ледовитого океана, соединяет европейские
и дальневосточные порты. Длина (от Карских
Ворот до Бухты Провидения) — 5600 км. Основными
портами СМП являются Игарка, Дудинка,
Диксон, Тикси, Певек, порт Провидения.
Продолжительность навигации — 2–4 месяца
(на отдельных участках дольше с помощью
ледоколов). Трудно переоценить значение
СМП для России и даже для остального мира.
Ведь гораздо короче (проще говоря — вдвое)
путь по СМП из Европы в Китай, чем через
несколько океанов. Причем России без
полномасштабного использования СМП,
оказывается, невыгодно разрабатывать
многочисленные природные богатства Севера,
такие как алмазы, природный газ, нефть
и др. Россия имеет пункты переправы сухогрузов,
а также наливные суда, но после распада
СССР страна осталась без комплексов по
перевалке калийных солей, нефтяных грузов
и сжиженного газа, без железнодорожных
переправ на Германию и Болгарию, остался
только один портовый элеватор по приему
импортного зерна и специализированный
комплекс приема сахара-сырца.
Накануне распада СССР суммарный грузооборот
приходился на грузы России (или РСФСР,
что примерно одно и то же по территориальным
меркам), а обработка их велась в портах
ныне союзных государств, которые имеют
более выгодное географическое положение,
нежели некоторые российские порты. Например,
60 % российских портов не в состоянии принимать
крупнотоннажные суда из-за недостаточных
глубин. Очень нерациональна структура
транспортного флота. Проблемы морского
транспорта России требуют незамедлительного
решения, так как оказывают большое влияние
на экономическое положение страны. Речной
транспорт имеет небольшой удельный вес
в грузо- и пассажирообороте России. Он
составил всего около 3 % грузоперевозок
в 1995 г. Это связано с тем, что основные
потоки массовых грузов осуществляются
в широтном направлении, а большинство
судоходных рек имеет меридиональное
направление.
Также негативное влияние оказывает сезонный
характер речных перевозок. Период, когда
лед стоит, на Волге длится от 100 до 140 дней,
на реках Сибири — от 200 до 240 дней. Речной
транспорт уступает другим видам и в скорости
движения. Но существует и ряд преимуществ:
более низкая стоимость перевозок, меньшая
потребность в капитальных затратах на
обустройство путей, чем в сухопутных
видах транспорта. Основные виды грузов
речного транспорта — стройматериалы,
лес, нефть, нефтепродукты, уголь, зерно.
Значительное количество оборота речного
транспорта приходится на европейскую
часть страны. Важнейшей речной магистралью
здесь служит Волга со своим притоком
Камой. На севере европейской части России
заметную роль играют Северная Двина,
Онежское и Ладожское озера, р.Свирь и
Нева. Большое значение для развития речного
транспорта в стране имело создание единой
глубоководной системы и строительство
Беломоро-Балтийского, Волго-Балтийского,
Московско-Волжского и Волго-Донского
каналов. В связи с освоением природных
ресурсов на востоке страны возрастает
значение роли таких рек как Обь, Иртыш,
Енисей, Лена, Амур. Особенно заметна их
роль в обеспечении районов освоения там,
где практически отсутствуют сухопутные
транспортные магистрали. В настоящее
время в связи с экономическим кризисом
идет сокращение объемов перевозок грузов
и пассажиров речным транспортом, протяженности
внутренних судоходных путей, количества
причалов.
Железнодорожный транспорт
Первая железная дорога в России была
построена в 1837 г. Она имела протяженность
26 км и пролегала по маршруту Санкт-Петербург
— Царское Село — Павловск. За три года
до этого начала функционировать железная
дорога в Нижнем Тагиле. Формирование
российских железных дорог началось в
1851 г. со строительства двухколейной, которая
стала связующим звеном между Москвой
и Санкт-Петербургом. Далее последовало
строительство по радиальной конфигурации
множества железнодорожных магистралей
от Москвы на Саратов, Ярославль, Нижний
Новгород. Перед революцией 1917 г. сложился
“костяк” железнодорожной системы страны.
Он состоял из Транссибирской магистрали,
направления Москва — Владивосток, Москва
— Кавказ, Москва — Средняя Азия. Позднее
направления Санкт-Петербург — Варшава
— Берлин — Западная Европа, Одесса —
Мурманск — Санкт-Петербург дали Петербургу
выход к Черному и Баренцеву морям.
Во времена существования СССР проводилась
политика реконструкции уже существующих
магистралей, и это позволило вложить
сэкономленные средства на прокладку
новых магистралей, хотя строительство
новых направлений было одной из приоритетных
задач страны. Такими направлениями были
БАМ — дублер Транссиба, множество других
направлений, связавшие Европейский Север,
Сибирь и Дальний Восток с центральными
районами.
Железнодорожный транспорт занимает ведущее
место в Грузообороте — 56,7 %, а в перевозе
пассажиров — 33,7 %. Он имеет целый ряд достоинств,
которые и определили его преимущество
и большое развитие в стране. Железнодорожный
транспорт характеризуется относительно
свободным размещением, надежностью, регулярностью,
универсальностью вне зависимости от
времени года, суток, условий погоды. Он
дает возможность осуществлять массовые
перевозки грузов и пассажиров, что укрепляет
его преимущества, повышает производительность
труда и значительно снижает себестоимость
перевозок. Кроме того, он позволяет экономить
жидкое углеводородное топливо за счет
широкой электрификации тяги.
Железнодорожный транспорт особенно эффективен
при перевозках на дальние расстояния,
а с учетом огромной территории России
он и в перспективе останется ведущим
видом транспорта в массовых грузовых
перевозках на дальние расстояния и в
пассажирских перевозках на средние расстояния,
а также пригородном сообщении. Основными
грузами железнодорожного транспорта
являются уголь, кокс, нефть и нефтепродукты,
строительные материалы, руды, сельскохозяйственные
грузы, лес, металлы, химические и минеральные
удобрения, продукция машиностроения
и др. Значительные грузопотоки угля формируются
в Кузнецком бассейне. Уголь доставляется
на Урал, в Центральные районы, в Поволжье.
Грузопотоки нефтяных грузов идут из Западной
Сибири, Урало-Поволжья, Северного Кавказа.
Основная масса лесных грузов идет с Европейского
Севера и из Сибири. Грузопотоки черных
металлов формируются центральной и сибирской
металлургическими базами для потребителей:
Центрального района, Северного Кавказа,
северо-запада. Хлебные грузы из лесостепной
и степной зон идут в густонаселенные
районы.
Размещается железнодорожный транспорт
неравномерно. Густой и разветвленной
железнодорожной сетью обладает европейская
часть страны. Конфигурация сети — радиально-кольцевая
с центром в Москве. От Московского железнодорожного
узла отходят основные магистрали в направлении
Донбасса, Одессы, Казани, Самары, Саратова,
Волгограда, Минска, Риги, Санкт-Петербурга,
Архангельска и др. В восточной части страны
железнодорожная сеть имеет ярко выраженное
широтное направление с малой разветвленностью.
Важнейшими магистралями, связывающими
Центр с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком,
являются трансконтинентальная железная
дорога Москва — Рязань — Рузаевка —
Сызрань — Самара — Уфа — Челябинск —
Иркутск — Чита — Хабаровск — Владивосток
длиной 9332 км и Байкало-Амурская магистраль,
Усть-Кут — Комсомольск-на-Амуре. Важное
значение для России имеют Южно-Сибирская
и Среднесибирская железнодорожные магистрали,
проходящие через территорию Казахстана.
В меридиональном направлении действует
участок Тюмень — Сургут — Уренгой.
Плотность железнодорожной сети в Российской
Федерации мала — 5 км на 1000 км, поэтому
очень высока напряженность в плане грузоперевозок.
Железными дорогами в 2001 г. перевезено
1130 млн т грузов и 1,6 млрд пассажиров, однако
общий объем перевозок упал на 2 % по сравнению
с 2001 г. Распад СССР и разрыв транспортно-экономических
связей имеют тяжелые последствия. Например,
даже участок Транссиба проходит через
территорию сопредельного государства
Казахстан, не говоря уже о Среднесибирской
и Южно-Сибирской магистралях. А это самые
важные магистрали, обслуживающие связи
восток—запад России. Участок дороги
через Тюмень, минуя Казахстан, по технико-экономическим
данным не в состоянии пропустить грузы
Транссиба, а тем более взять хотя бы часть
грузов Среднесибирской и Южно-Сибирской
железных дорог. Нерациональные перевозки
на железнодорожном транспорте сохраняются,
так как они связаны с недостатками в размещении
и развитии производства во многих отраслях
хозяйства страны.
Трубопроводный транспорт
Трубопроводный транспорт используется
для транспортировки жидких, газообразных
и сухих сыпучих веществ посредством создания
специальными станциями разности давления
между пунктами приема. Этот относительно
молодой вид транспорта в России (начал
широко использоваться в 50-х гг. ХХ в.) имеет
общую протяженность линий 206 тыс. км (143
тыс. км газопроводных линий, 48 тыс. км
— нефтепроводных, 15 тыс. км — нефтепродуктопроводных).
Причем, в противоположность США, в России
преобладают трубопроводы большего диаметра
и гораздо большей протяженности. Из-за
этого факта уменьшаются затраты на транспортировку
нефти и газа. Также необходимо отметить,
что в России используются трубопроводы
широтного направления.
Трубопроводный транспорт отличается
наименьшим количеством затрат на эксплуатацию.
Преимуществами этого вида транспорта
также являются возможность функционирования
в течение всего года, высокая производительность
труда, минимальные потери при транспортировке,
возможность прокладки трубопроводов
по кратчайшему расстоянию практически
вне зависимости от рельефа местности.
Развитие сети магистральных нефте- и
газопроводов связано с географией добычи
нефти и газа и районов их потребления.
Крупнейшими нефтепроводами являются
“Дружба” (Альметьевск — Самара — Унеча
— Мозырь — Брест — Восточная и Западная
Европа), Альметьевск — Нижний Новгород
— Рязань — Москва и др. Протяженность
трубопроводов с нефтепродуктами в 4 раза
меньше, чем протяженность нефтепроводов.
Важными магистралями являются Уфа —
Брест (с ответвлением на Ужгород), Уфа
— Омск — Новосибирск. История газопроводов
в нашей стране началась со строительства
в 1946 г. газопровода Саратов—Москва. Далее
были построены Страврополь — Москва
(50-е года), газопроводы в республике Коми
и особенно из Западной Сибири: Уренгой
— Сургут — Тобольск — Тюмень — Челябинск
(1970 г.).
Воздушный транспорт
Мы уже привыкли к тому, что за границу,
в Восточную Сибирь и на Дальний Восток
нам приходится все чаще и чаще не ездить
на поезде, а летать самолетами. В северных
районах России самым долгожданным событием
для многих жителей является не приход
лета, а прибытие вертолета с продуктами,
на котором дети улетают учиться в город
или, наоборот, возвращаются с учебы. Для
эвакуации российских граждан и жителей
стран Содружества (СНГ) из зон конфликтов
в первую очередь отправляют самолеты
Министерства по чрезвычайным ситуациям
(МЧС). Всем этим современное российское
общество обязано Гражданской авиации
СССР, которая была самой мощной и оснащенной
авиацией мира.
В транспортной системе современной России
воздушный транспорт, являющийся основой
Гражданской авиации, является одним из
основных видов. В его общей работе перевозки
пассажиров составляют 4/5, а грузов и почты
— 1/5. Наибольшее количество пассажиров
перевозится на авиалиниях, соединяющих
Москву с восточными районами, Санкт-Петербургом,
курортными районами и со столицами стран
СНГ. В такие города, как Ташкент, Новосибирск,
Сочи, 60–70 % московских пассажиров доставляются
самолетами, а в Хабаровск и Ашхабад —
до 90 %.
На международных линиях воздушный транспорт
России обслуживает 25 % всех пассажиров.
Общая протяженность авиатрасс составляет
ныне 1115 тыс. км, в том числе 915 тыс. км внутренних.
Использование авиационного транспорта
дает большой временной выигрыш (за счет
большой скорости самолетов и от трассы
полета) по сравнению с другими видами
на средних и особенно больших расстояниях.
Считается, что на расстояниях свыше 1000
км в пассажирских перевозках начинает
преобладать воздушный транспорт. Поэтому
не случайно среднее расстояние перевозки
одного пассажира воздушным транспортом
на внутренних линиях достигает почти
2 тыс. км, что в 3 раза превышает аналогичный
показатель для железнодорожного транспорта
(перевозки пассажиров в дальнем сообщении).
Особую роль играет воздушный транспорт
для слабоосвоенных районов Сибири и Дальнего
Востока, где он вместе с сезонным речным
транспортом часто является единственным
средством сообщения. Наиболее массовые
и устойчивые потоки пассажиров сконцентрированы
на авиалиниях от Москвы по пяти основным
направлениям: Кавказскому, южному, восточному,
Центрально-Азиатскому и Западному. Воздушный
транспорт перевозит пассажиров параллельно
почти всем основным направлениям железных
дорог. При этом доля воздушных перевозок
больше железнодорожных на линиях от Москвы
до Екатеринбурга и Новосибирска и далее
на восток, а также от Москвы до Сочи, Минеральных
Вод, столиц стран СНГ. Основные потоки
граждан концентрируются в восточном
(Сибирь и Дальний Восток) направлении.
Воздушный транспорт занимает третье
место по объему пассажирских перевозок.
Он также используется в народном хозяйстве
для перевозки срочных грузов, при строительстве
трубопроводов, мостов, ЛЭП, в проведении
работ для сельского хозяйства, геологоразведки,
рыбного промысла. Уровень развития воздушного
транспорта является показателем степени
научно-технического потенциала страны.
В последние годы замедлились темпы развития
воздушного транспорта. В настоящее время
техническая укомплектованность наземной
базы составляет 60 %, а по аэровокзальным
комплексам — не более 30 %. Износ основных
фондов оценивается в 70 %. Поэтому необходимо
более интенсивно финансировать воздушный
транспортный комплекс, чтобы скоро не
остаться без него, причем стимулировать
необходимо наши знаменитые конструкторские
бюро государственными заказами.
Электронный транспорт
Электронный транспорт в нашей стране
развит достаточно сильно. Электрификация
страны была бы очень дорогостоящей программой
без электронного транспорта. Этот транспорт
не перевозит грузы или пассажиров. Он
“перевозит” электроэнергию на большие
расстояния. Для этого используются высоковольтные
ЛЭП, которые можно увидеть практически
в любом уголке нашей страны.
Целесообразность использования такой
системы проста и логично объяснима. Гораздо
дешевле построить несколько (хотя “несколько”
здесь измеряется десятками и сотнями
километров) ЛЭП, чем строить электростанцию.
В наше время электричество потребляется
непрерывно во времени. Но существуют
пиковые и базовые режимы потребления
электроэнергии. Первые обслуживаются
ГЭС, так как это наиболее “мобильные”
станции, и они способны быстрее реагировать
на изменение спроса на электроэнергию,
второй же обслуживается тепловыми электростанциями.
Но так как эти станции распределены неравномерно
по площади страны, то без электронного
транспорта здесь не обойтись.
Перспективы и проблемы развития транспортного комплекса России
Из всего вышесказанного можно сделать
вывод, что стабилизация экономики и ее
подъем невозможны без решения основных
проблем транспортного комплекса. В настоящее
время разрабатывается комплексная программа
“Транспорт России”. В первую очередь
требуют решения вопросы увеличения инвестиций
в эту отрасль, привлечения иностранного
капитала, налаживания работы поставщиков
транспортного комплекса — транспортного
машиностроения, электротехнической и
электронной промышленности, приборостроения,
стройиндустрии и др. В самом транспортном
комплексе необходима более тесная координация
работы всех видов транспорта между собой
и с отраслями народного хозяйства. Одной
из основных задач также является восстановление
транспортно-экономических связей со
странами ближнего зарубежья, так как
транспортный комплекс СССР формировался
как единое целое, и обособленное функционирование
его отдельных частей привело к деградации
транспортного хозяйства не только России,
но всех бывших республик СССР.
Остро стоят проблемы транспортного обеспечения
сельских населенных пунктов, пассажирских
перевозок в крупных городах, снижения
экологически неблагоприятного влияния
транспорта на природную среду и человека.
Переход к рыночным отношениям транспортного
комплекса России сложен из-за сформировавшейся
ранее сильно централизованной структуры
управления и созданных сверхкрупных
транспортных монополий. При решении проблемы
разгосударствления отдельных частей
транспортного комплекса, создания условий
для конкуренции возникла объективная
необходимость малого и среднего бизнеса.
Активно идет процесс приватизации автотранспортных
предприятий, создания мелких акционерных
авиакомпаний, предприятий водного транспорта.
В условиях рыночных отношений на первый
план в развитии выдвигается задача более
полного и качественного удовлетворения
потребностей в транспортных услугах
народного хозяйства и населения страны,
на что и нацелена программа “Модернизация
транспортной системы России”, принятая
в 2001 г.
Если же рассматривать другие проблемы
комплекса, помимо финансовых, то в первую
очередь возникает проблема загрязнения
окружающей среды. И здесь речь идет не
только о вредных выбросах в атмосферу.
Встает проблема о шумовом и тепловом
загрязнении мобильными источниками.
К мобильным источникам относятся автомобили
и транспортные механизмы, передвигающиеся
по земле, по воде и по воздуху. В больших
городах к числу основных источников загрязнения
атмосферного воздуха относится автотранспорт.
Выхлопные газы двигателей содержат более
двухсот компонентов, среди которых немало
канцерогенов. Наземные транспортные
средства — это механизмы, передвигающиеся
по шоссейным и железным дорогам, а также
строительное, сельскохозяйственное и
военное оборудование. К опасным видам
транспорта можно отнести трубопроводный,
ибо повреждения в системе могут очень
быстро вылиться в экологическую катастрофу
мирового масштаба.
Следующая проблема транспорта — это
безопасность перевозок. Прежде всего
это относится к авиационному и железнодорожному
транспорту, так как скорости и тот и другой
развивают очень большие. Также не разрешена
проблема рационального использования
временных и территориальных ресурсов.
Во многих крупных портах, на стыке железнодорожных
и морских транспортных узлов из-за несовершенного
законодательства товары проводят на
складах гораздо больше времени, нежели
это требуется. Из-за этого качество (хотя
бы тех же продуктов питания) резко снижается.
Таким образом, в заключение можно сказать,
что существует множество проблем разного
масштаба, без решения которых Россия
никогда не будет по-настоящему великой
державой. Но сейчас намечается положительная
тенденция к развитию и улучшению транспортного
комплекса страны, которая базируется
на огромном потенциале российских ученых
и простых граждан.
Информация о работе Общая характеристика транспортного комплекса России