Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 13:05, реферат
Задачи, определенные данной работой, связаны в основном, с осмыслением того, что уже сделано в плане освоения географического пространства России, и того, что еще предстоит сделать.
В этой работе внимание будет уделено каждому виду транспорта. Здесь будут описаны общие черты транспортной системы, её развитие и усовершенствование с течением времени, формирование составных частей.
Введение……………………………………………………………………..…3
Общая характеристика транспортной системы России…….…….….4
Структура транспортной системы………………………….…….……5
Инфраструктура транспортной системы в России……….……….….7
Железнодорожный транспорт…………………………….……….….7
3.2 Водный и речной транспорт…………………………….………….…8
3.3 Авиационный транспорт………………………….…………….……10
Модернизация транспортной системы в России……………….……11
Заключение……………………………………………………………………17
Список использованной литературы………………………………………..19
Содержание
Введение…………………………………………………………
3.2 Водный
и речной транспорт…………………………….
3.3 Авиационный транспорт………………………….…………….……10
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………..19
Введение
Россия - это, прежде всего, огромное пространство, крупнейшее по территории государство мира, требующее постоянного развития. Чтобы связывать это пространство, не давать ему превращаться в некую аморфную массу, лишенную динамики существования, необходимо наличие достаточного количества транспортных коммуникаций. Благодаря транспортной системе Россия может поддерживать связь с другими районами, областями, странами и государствами. Экономика страны сможет развиваться только за счёт этого направления. Транспортный комплекс обеспечивает получение около 8% ВВП, и в этой отрасли занято 4% работающего населения.
Хотелось бы разобраться, что собой представляет транспортная система России, каковы ее потенциальные возможности, сравнить её с другими странами.
Понимая актуальность данного вопроса, мне хотелось бы изучить все виды транспортной системы, влияние которых в разные периоды истории России было определяющим, причем как при грузоперевозках, так и при пассажирском сообщении, - а именно: водный (речной и морской), железнодорожный, автомобильный, трубопроводный и воздушный транспорт.
Задачи, определенные данной работой, связаны в основном, с осмыслением того, что уже сделано в плане освоения географического пространства России, и того, что еще предстоит сделать.
В этой работе внимание будет уделено каждому виду транспорта. Здесь будут описаны общие черты транспортной системы, её развитие и усовершенствование с течением времени, формирование составных частей.
Транспорт образно называют “кровеносной системой” хозяйства. С его помощью осуществляется перемещение огромных масс грузов и пассажиров как внутри городов, так и в междугородном, межрайонном и международном сообщениях. Надежные транспортные связи являются необходимым и обязательным условием специализации любых территорий на производстве продукции, предназначенной для потребления за их пределами. Н.Н. Баранский писал: “Районы в экономическом смысле как специализированные ванные, дифференцированные части единого хозяйственного целого — мыслимы только при наличии достаточно уже развитого транспорта. Иными словами, транспортные связи — основа территориального разделения труда.
Транспорт —
самостоятельная отрасль
Для России с ее огромными пространствами, суровым климатом и крупными перевозками массовых грузов на большие расстояния первостепенное значение имеют всепогодные виды наземного транспорта, отличающиеся наименьшими издержками. К таким видам транспорта в первую очередь относятся железнодорожный и трубопроводный. Именно на них падает основной объем грузовой работы отечественного транспорта.
Водный и автомобильный транспорт играют в России значительно меньшую роль, чем в экономически развитых странах Западной Европы, США и Японии. Первый — из-за замерзаемости большинства морей и всех рек, имеющих относительно короткий навигационный период, второй — как из-за более поздней автомобилизации России, так и в силу более высоких удельных затрат на строительство и эксплуатацию автодорог и автотранспорта в суровых и сложных климатических условиях. Больше всего грузов (почти 1/2) перевозит автотранспорт. Однако его рол в общей тонно-километровой работе (грузообороте) транспорта России невелика. Это объясняется крайне незначительными средними расстояниями перевозки грузов (плечом): в основном в пределах городов и их ближайшего окружения, в карьерах открытых разработок полезных ископаемых, на лесовозных дорогах в районах лесозаготовок и т.д.
По суммарным объемам перевозки грузов и тонно-километровой работе транспорта Россия, наряду с США, занимает лидирующие позиции в мире. Современное состояние транспортного комплекса страны определяется сложившимся положением, характеризующимся спадом производства снижением инвестиционной активности, ростом цен, нестабильностью внутриполитической обстановки. Это привело к снижению спроса на перевозки, сокращению их объемов, осложнению финансового положения транспортных предприятий и ускорению изношенности транспортных средств [2].
Транспортная
система России характеризуется развитой транспортной сетью,
включающей в себя 87 тыс. км железных дорог,
более 745 тыс. км автомобильных дорог с
твердым покрытием, свыше 600 тыс. км воздушных
линий, 70 тыс. км магистральных нефте- и
продуктопроводов, свыше 140 тыс. км магистральных
газопроводов, 115 тыс. км речных судоходных
путей и множество морских трасс. В ней
занято свыше 3,2 млн человек, что составляет
4,6 % работающего населения.Огромные пространства
и суровый климат предопределили первостепенное
значение для России всепогодных видов
наземного транспорта — железнодорожный
и трубопроводный. На них падает основной
объём грузовой работы. Водный транспорт
играет в России значительно меньшую роль
из-за короткого навигационного периода.
Роль автомобильного транспорта в общем
грузообороте в связи с крайне незначительными
средними расстояниями перевозок (в пределах
городов и пригородов, в карьерах открытых
разработок полезных ископаемых, на лесовозных
дорогах в районах лесозаготовок и т. д.)
также невелика, несмотря на то, что им
перевозится больше половины грузов. Важной
особенностью транспортной системы России
является её тесная взаимосвязь с производством.
Современное состояние транспортной системы
характеризуется низким техническим уровнем
производственной базы большинства предприятий
и износом подавляющего большинства транспортных
средств, что приводит к снижению безопасности
их работы, а также отсутствием инвестиций
для преодоления данных проблем. Важной
характеристикой транспортной системы
России является тот факт, что, по данным
Росстата, по состоянию на 2011 год в межсезонье
10 % населения страны фактически отрезаны
от остальной территории страны (не имеет
доступа к сети круглогодично эксплуатируемых
автодорог и/или не имеет доступа к железнодорожным
станциям и аэродромам). Средняя подвижность
населения России (на 2011 год) — около 6300
км на душу населения в год (в странах Западной
Европы — 15-20 тыс. км, в США, Канаде — 25-30
тыс. км в год).
Существенным фактором, обуславливающим
территориальную разобщённость
страны, является построение её транспортной
системы по звездообразному принципу
с центром в столице.
Транспортное пространство представляет
собой совокупность самостоятельных организаций
— перевозчиков и посредников — с преобладанием
мелкого капитала, что явилось следствием
дезинтеграции экономики в 90-е годы XX века.
Основным государственным источником
финансирования дорожного хозяйства России
с 2011 года является Федеральный дорожный
фонд, запланированный объём отчислений
в него в 2011 году составляет 386,7 млрд руб.
Транспортная система России имеет сложную структуру, она включает несколько подсистем (железнодорожную, автомобильную, морскую, речную, воздушную и трубопроводы), каждая из которых состоит из основных элементов: инфраструктуры, транспортных средств и управления. К транспортной системе относятся транспортные узлы и коридоры, а также промышленный и общественный транспорт. Инфраструктур обычно рассматривают по отраслям. [3]
Общая протяженность железнодорожных путей составляет 151 200 км, из них 86 200 км приходится на дороги общего пользования, а 65 000 км - на ведомственные. Наиболее густая и разветвленная сеть железных дорог расположена в европейской части страны. Здесь, за исключением Северного экономического района, густота железных дорог общего пользования в несколько раз выше среднеевропейского уровня (5,1 км на 1 000 км 2 ): она изменяется от 13,6 км в Волго-Вятском до 27,6 км в Центрально-Черноземном районе.
Для Восточной Сибири и Дальнего Востока характерны не только низкая плотность железных дорог (соответственно 2,1 км и 1,4 км на 1 000 км 2 ), но и их исключительное расположение в южных, наиболее освоенных районах. Железнодорожное строительство на севере Западной Сибири в 70 - 80-х годах снизило контраст в уровне насыщенности ее территории железнодорожными сетями (3,6 км на 1 000 км 2 , в том числе в Тюменской обл. - 1.7 км). Железнодорожный транспорт является основным видом транспорта для перевозки массовых грузов и играет важнейшую роль в перемещении грузов по пространству России.
Для железнодорожного транспорта характерна концентрация грузовых перевозок на главных направлениях транспортно-экономических связей. При этом основная нагрузка приходится на относительно небольшую протяженность железнодорожной сети. Половина всего грузооборота выполняется 1/6 частью железных дорог. При средней грузонапряженности железнодорожной сети России 27 млн. т-км на 1 км эксплуатационной длины они имеют грузонапряженность в 2 раза большую. К наиболее грузонапряженным линиям относятся Транссибирская магистраль, особенно ее участок от Омска до Новосибирска (это наиболее грузонапряженный участок железной дороги в мире - более 100 млн. т-км на 1 км длины).
Железнодорожный транспорт играет существенную роль в пассажирских перевозках. Несмотря на развитие автомобильных и воздушных перевозок пассажиров, направление и мощность пассажирских потоков в значительной мере определяются конфигурацией и пропускной способностью железных дорог.
На железнодорожном транспорте 9 из 10 пассажиров перевозятся в пригородном сообщении. В пассажирообороте же ведущую роль играют дальние пассажирские перевозки (более 2/3 от общего пассажирооборота). [4]
Морской транспорт важен прежде всего тем, что он обеспечивает значительную часть внешнеторговых связей России. Внутренние перевозки (каботаж) существенны лишь для снабжения северных и восточных побережий страны. Доля морского транспорта в грузообороте составляет 8%, хотя масса перевозимых грузов — менее 1% от общей. Достигается такое соотношение за счет самого большого среднего расстояния перевозок — около 4,5 тыс. км. Перевозки пассажиров морским транспортом незначительны.
В мировом масштабе морской транспорт занимает первое место по грузообороту, выделяясь минимальной себестоимостью перевозок грузов. В России он сравнительно слабо развит, поскольку основные экономические центры страны удалены от морских побережий. К тому же большая часть морей, окружающих территорию страны, являются замерзающими, что удорожает использование морского транспорта. Серьезной проблемой является устаревший флот страны. Большинство кораблей построены более 20 лет назад и по мировым стандартам должны быть списаны. Практически отсутствуют корабли современных типов: газовозы, лихтеровозы, контейнеровозы, суда с горизонтальной погрузкой-выгрузкой и др. На территории России имеется всего 11 крупных морских портов, что недостаточно для страны таких масштабов. Около половины российских грузов из идущих морским транспортом обслуживается портами других государств. В основном это порты бывших советских республик: Одесса (Украина), Вентспилс (Латвия), Таллинн (Эстония), Клайпеда (Литва). Использование морских портов других государств приводит к финансовым потерям. Для решения этой проблемы ведется строительство новых портов на побережьях Балтийского и Черного морей.
Ведущим по грузообороту морским бассейном
России в настоящее время является
Дальневосточный. Основные порты в
нем — редко замерзающие
На втором месте по грузообороту находится Северный бассейн. Основные порты в нем: Мурманск (незамерзеющий, хотя и находится за Северным полярным кругом) и Архангельск (лесоэкспортный, одновременно и морской, и речной). Крупные порты действуют также в устье Енисея. Это Дудинка, через которую вывозятся рудные концентраты из Норильска, и Игарка, через которую идет лес и лесная продукция. Участок Северного морского пути между устьем Енисея и Мурманском является круглогодично действующим, что обеспечивается использованием мощных ледоколов, в том числе атомных. Навигация восточнее устья Енисея осуществляется лишь 2-3 месяца в летний период.
Третий по значению — Балтийский бассейн. Основными портами в нем являются Санкт-Петербург (замерзающий) и Калининград (незамерзающий). Использование удобного Калининградского порта затруднено, так как он отделен от основной части России территориями зарубежных государств. Около Санкт-Петербурга действует небольшой порт Выборг, через который идут в основном лесные грузы. Строятся порты Усть-Луга и При- морск. [5]
Авиационный транспорт является самым молодым видом транспорта— первые перевозки им начались лишь в 20-е годы XX в. Он имеет самую высокую себестоимость перевозки грузов. Поэтому им перевозятся или наиболее дорогие, или срочные грузы. В общих суммах грузооборота и массы перевозимых грузов он составляет сотые доли процента.
Главная функция авиационного транспорта — перевозка пассажиров на дальние расстояния. Соответственно на него приходится около четверти пассажирооборота в дальнем сообщении, а среднее расстояние перевозок составляет 1800 км. Авиационный транспорт является единственным круглогодично действующим в северо-восточной части страны, когда там замерзают реки и моря. Главным авиационным узлом России является Москва, вокруг которой расположено несколько пассажирских и грузовых аэропортов. Крупные аэропорты находятся в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Минеральных Водах. Сочи. [6]
4.Модернизация транспортной системы в России
Модернизация транспортной
системы относится к
Целью Программы является повышение сбалансированности,
эффективности и безопасности транспортной
системы, обеспечивающей жизненно важные
интересы страны.
Для достижения указанной цели необходимо
решить следующие основные целевые задачи:
- совершенствование и развитие опорной
транспортной сети;
- обеспечение гарантированной доступности
транспортных услуг для населения и хозяйствующих
субъектов;
- повышение конкурентоспособности транспортной
системы России и обеспечение реализации
транзитного потенциала страны;
- повышение комплексной безопасности
и устойчивости транспортной системы;
- улучшение инвестиционного климата и
развитие рыночных отношений на транспорте.
Данные целевые задачи имеют, в первую
очередь, четко выраженную социальную
направленность и являются основной отличительной
особенностью новой редакции Программы.
На железнодорожном транспорте
предусматривается:
- поэтапное обновление и модернизация
основных производственных фондов, повышение
безопасности движения и качественного
обеспечения платежеспособного спроса
на перевозки пассажиров и грузов;
- внедрение информационно-управляющих
систем, модернизация устройств автоматики,
телемеханики, связи и энергоснабжения;
- расширение полигона электрификации
с доведением доли грузооборота, осуществляемого
с применением электротяги, до 83,5 процента;
- увеличение среднего веса и средней участковой
скорости грузовых поездов соответственно
до 4025 тонн (брутто) и 44,2 км/час;
- усиление железнодорожных подходов к
существующим и строящимся морским портам;
- рационализация взаимодействия с другими
видами транспорта, развитие мультимодальных
перевозок и совершенствование информационного
обеспечения.
Для решения поставленных в подпрограмме
задач должны быть осуществлены следующие
основные мероприятия:
- построены или реконструированы 1,7 тыс.
км железнодорожных линий, построены 2,7
тыс. км дополнительных главных путей;
- электрифицированы 3,4 тыс. км железнодорожных
линий;
- построены или и модернизированы устройства
автоблокировки на 1,4 тыс. км железнодорожных
линий;
- железнодорожному транспорту общего
пользования поставлены более 700 пассажирских
и 200 грузовых электровозов, 1120 секций
грузовых и маневровых тепловозов, 360 секций
пассажирских тепловозов, 170 тыс. грузовых
вагонов;
- модернизированы 2000 грузовых и пассажирских
электровозов, 4500 секций магистральных
и маневровых тепловозов, почти 48 тыс.
грузовых вагонов.
Необходимое внимание должно быть уделено
развитию высокоскоростного пассажирского
движения на направлениях международных
транспортных коридоров.
В дорожном хозяйстве предусматривается:
- увеличить протяженность автомобильных
дорог общего пользования (в действующей
классификации) до 611,1 тыс. км и дорог высших
(I и II) категорий до 36 тыс. км (соответственно
на 12,5 тыс. км. и 2,9 тыс. км. по сравнению
с уровнем 2003 года);
- довести удельный вес протяженности
федеральных автодорог, соответствующих
нормативным требованиям, с 39 до 55 процентов,
территориальных дорог - с 20 до 30 процентов;
- снизить количество ДТП из-за дорожных
условий по сравнению с уровнем 2000 года
на 12 процентов;
- увеличить по сравнению с уровнем 2000
года среднюю скорость движения транспортных
потоков на федеральных, территориальных
и муниципальных дорогах соответственно
на 10 процентов, 7 процентов и 5 процентов;
- обеспечить сохранность существующей
дорожной сети, приоритетное выполнение
работ по ее содержанию, ремонту и модернизации.
Для достижения поставленных в подпрограмме
задач должны быть осуществлены следующие
мероприятия:
- построены, реконструированы или модернизированы
6,1 тыс. км федеральных, 43,7 тыс. км территориальных
и 8,1 тыс. км муниципальных автомобильных
дорог;
- более 3,1 тыс. населенных пунктов должны
быть обеспечены постоянной связью по
дорогам с твердым покрытием;
- отремонтированы (в том числе капитально)
45,3 тыс. км федеральных, 197 тыс. км территориальных
и 137 тыс. км муниципальных автомобильных
дорог.
В области гражданской авиации
предусматривается: - обеспечение
конкурентоспособности российских авиапредприятий
на мировом авиатранспортном рынке за
счет повышения безопасности, качества
и экономической эффективности перевозок
в результате модернизации и переоснащения
парка воздушных судов их современными
типами, развитие на этой основе региональных
перевозок и авиации общего назначения,
доведение доли современных воздушных
судов в структуре реализуемой провозной
мощности до 60-65 процентов;
- совершенствование опорной сети аэропортов
федерального значения, включая формирование
7-9 межрегиональных аэропортов - хабов,
модернизацию крупных пересадочных узлов,
внедрение современных технологий и новых
типов наземной техники;
- повышение эффективности государственного
регулирования деятельности по обеспечению
функционирования и развития гражданской
авиации.
Для достижения поставленных задач необходимо
осуществить следующие основные мероприятия:
- оказание государственной поддержки
приобретению и модернизации воздушных
судов, в результате которой поставки
в авиакомпании России магистральных
и региональных самолетов нового поколения
и новых вертолетов различных типов, разрабатываемых
и производимых в Российской Федерации,
составят не менее 563 единиц;
- осуществление модернизации по требованиям
Международной организации гражданской
авиации парка действующих магистральных
самолетов в количестве 600 единиц;
- проведение реконструкции взлетно-посадочных
полос, рулёжных дорожек, перронов, мест
стоянки в 45 аэропортах, включая аэропорты
Московского авиаузла (Домодедово, Шереметьево,
Внуково), Пулково, Новосибирск, Красноярск,
Хабаровск и другие;
- осуществление замены светосигнального
оборудования на 30 аэродромах;
- обеспечение уровня безопасности полетов
и авиационной безопасности функционирования
гражданской авиации, в соответствии с
мировыми стандартами.
В области организации воздушного
движения намечается: - обеспечение
заданного уровня безопасности воздушного
движения в соответствии с международными
требованиями;
- удовлетворение потребностей отечественных
и зарубежных авиакомпаний в аэронавигационном
обслуживании и использовании воздушного
пространства при увеличении интенсивности
полетов на 5 процентов в год;
- снижение экономических потерь пользователей
воздушного пространства и эксплуатационных
расходов предприятий, обеспечивающих
аэронавигационное обслуживание;
- повышение эффективности решения задач
национальной безопасности;
- интеграция национальной системы организации
воздушного движения в европейскую и мировую
аэронавигационные системы.
Для достижения указанных задач необходимо:
- провести модернизацию технического
обеспечения воздушных трасс, районов
аэродромов и нижнего воздушного пространства,
сформировав при этом 7 укрупненных районных
центров организации воздушного движения
и осуществив плановую замену 324 комплектов
технических средств радиотехнического
обеспечения полетов и авиационной электросвязи
в районе аэродромов;
- модернизировать сеть авиационной электросвязи,
в том числе заменить оборудование в 21
центре коммутации сообщений, создать
7 приемо-передающих центров сети передачи
данных "воздух-земля" в диапазоне
высоких частот и 3 центра обработки данных
"воздух-земля";
- создать и внедрить интегрированную
многоуровневую систему планирования
воздушного движения.
На морском транспорте предусматривается:
- улучшение материально-технической базы
отрасли, приведение ее в соответствие
с требованиями развивающейся российской
экономики и внешней торговли, а также
мировыми стандартами за счет обновления
и пополнения морского торгового флота,
атомного ледокольного флота, реконструкции
существующих и создания новых перегрузочных
мощностей в морских портах, развития
систем, обеспечивающих навигационное
обслуживание и безопасность судоходства,
развития соответствующих учебных заведений;
- увеличение переработки грузов в российских
морских портах с 270 до 540 млн. тонн в год
и общего тоннажа транспортного флота,
контролируемого Россией, с 12 до 17 млн.
тонн;
- улучшение взаимодействия морского транспорта
со смежными видами транспорта и грузовладельцами;
- повышение доли отечественных морских
портов в обеспечении переработки российских
внешнеторговых грузов до 90 процентов;
- повышение уровня безопасности мореплавания
и экологической безопасности на морском
транспорте, надежности гидротехнических
сооружений в морских портах;
- снижение среднего возраста судов под
российским флагом с 20 до 14 лет.
Для достижения поставленных в подпрограмме
задач должны быть осуществлены следующие
мероприятия:
- суммарная пропускная способность российских
морских портов увеличена на 370 млн. тонн
в год;
- морской транспортный флот пополнен
167 судами суммарным дедвейтом 7,5 млн. тонн,
обеспечивающий флот - 84 судами различного
назначения. [7]
Информация о работе Общая характеристика транспортной системы России