Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 23:51, курсовая работа
Исследуемая деталь – торцевая стена полувагона
Материал, из которого выполнена деталь - сталь 09Г2С (аналог 09Г2)
=450 МПа
=210 МПа
Спектры нагрузок:
- вертикальная динамическая;
-от соударения;
- ремонтная.
Напряжение от статической нагрузки брутто МПа
ФГБОУ ВПО
Петербургский государственный университет путей сообщения
Кафедра: «Вагоны и вагонное хозяйство»
Расчётная работа
Тема: «Оценка долговечности торцевой стены
полувагона по критерию усталостной прочности»
Санкт-Петербург
2013
1. Исходные данные
Исследуемая деталь – торцевая стена полувагона
Материал, из которого выполнена деталь - сталь 09Г2С (аналог 09Г2)
=450 МПа
=210 МПа
Спектры нагрузок:
- вертикальная динамическая;
-от соударения;
- ремонтная.
Напряжение от статической нагрузки брутто МПа
2. Условие усталостной прочности
, (1)
где - предел выносливости (по амплитуде) натурной детали при
установившемся режиме нагружения на базе испытаний для контрольной
зоны при симметричном цикле нагружения;
- расчётная величина амплитуды динамического напряжения условного
симметричного цикла, приведённая к базовому числу циклов , эквивалентная
по повреждающему действию реальному режиму эксплуатационных случайных
напряжений за проектный срок службы детали;
-допустимый коэффициента запаса сопротивления усталости, =1,5.
Величина
эквивалентной приведённой
- при прерывной функции распределения амплитуд напряжений
, (2)
где m-показатель степени в уравнении кривой усталости в амплитудах. Для
сварных конструкций из проката без упрочняющей обработки швов m = 4;
- суммарное число циклов динамических напряжений за расчётный срок службы;
- уровень (разряд) амплитуды напряжения в формуле,
- вероятность появления амплитуды с уровнем ;
Для деталей, в которых динамические напряжения вызываются колебаниями и вибрациями при движении вагона, рекомендуется определять по формуле:
, (3)
где - центральная (эффективная) частота процесса измерения динамических напряжений, Гц;
- суммарное время действия динамических напряжений при движении за расчётный срок службы детали.
Центральную частоту процесса приближенно рекомендуется определять по формуле:
где a – коэффициент, принимаемый равным для кузова грузового вагона 1,4;
g = 9,81 м/с2 - ускорение свободного падение;
- статический прогиб рессорного подвешивания, = 0,05 м.
Гц
Суммарное время действия динамических напряжений определяется по формуле:
где В - коэффициент перевода календарного расчётного срока службы детали в
годах во время непрерывного движения в секундах
- расчётный срок службы детали.
Проектный срок службы торцевой стены – 30 лет.
где - проектный среднесуточный пробег вагона, =150 км/сут;
- средняя техническая скорость движения вагона, =22,4 м/с.
КПП = 0,5
с
с
циклов
Предел выносливости натурной детали (шкворневой балки цистерны) можно определить по формуле: , (7)
где - среднее значение предела выносливости натурной детали;
- квантиль распределения, соответствующей односторонней вероятностью
Р: пологая, что - случайная величина, имеющая нормальный закон распределения, для основных несущих деталей вагонов рекомендуется принимать Р = 0,95 и = 1,645;
- коэффициент вариации предела выносливости детали (для проката =0,07).
, (8)
где - среднее значение предела выносливости гладкого стандартного образца из материала детали при симметричном цикле изгиба на базе ;
=210 МПа
- среднее значение общего коэффициента снижения предела выносливости
данной натурной детали по отношению к пределу выносливости для балок из фасонного проката и штампованные, балки коробчатые сварные из фасонного проката, =4 (таблица 3.2)
,
МПа
3. Оценка долговечности торцевой стены полувагона по критерию
усталостной прочности
Рассмотрим три вида эксплуатационных нагрузок, действующих на торцевую стену полувагона, и определим напряжения, возникающие в пятниковом сечении шкворневой балки:
3.1 Вертикальная динамическая нагрузка
Вычисляем напряжения в сечении торцевой стены, возникающие при движении
полувагона.
Напряжение, возникающее в сечении торцевой стены от статической нагрузки брутто
МПа для N=2,0 МН
Предел выносливости торцевой стены полувагона МПа
09Г2 = 450 МПа
Амплитудное напряжение цикла определяется по формуле:
где - среднее значение коэффициента вертикальной динамики.
Среднее напряжение цикла МПа
Эквивалентное напряжение цикла , определяется по формуле:
Рисунок 1. Осциллограмма движения вагона в составе поезда
Результаты расчётов сведены в таблицу 1.
Таблица 1 – Напряжения в торцевой стене при действии вертикальной динамической
нагрузки
Средняя скорость интервала |
Среднее вероятное значение коэффициента
динамики |
Частота повторов скоростей | |||
6,25 |
0,021 |
0,63 |
30 |
3,73 |
0,03 |
13,75 |
0,046 |
1,38 |
30 |
4,48 |
0,07 |
16,25 |
0,059 |
1,77 |
30 |
4,87 |
0,09 |
18,75 |
0,077 |
2,31 |
30 |
5,41 |
0,12 |
21,25 |
0,095 |
2,85 |
30 |
5,95 |
0,16 |
23,75 |
0,113 |
3,39 |
30 |
6,49 |
0,19 |
26,25 |
0,131 |
3,93 |
30 |
7,03 |
0,16 |
28,75 |
0,149 |
4,47 |
30 |
7,57 |
0,10 |
31,25 |
0,167 |
5,01 |
30 |
8,11 |
0,06 |
33,75 |
0,185 |
5,55 |
30 |
8,65 |
0,02 |
Σ=31,29 |
3.2 Ремонтная нагрузка
Напряжение ремонтное МПа
Предел выносливости торцевой стены полувагона МПа
=450 МПа
Амплитудное напряжение цикла МПа
Среднее напряжение цикла МПа
3.3 Нагрузка от соударения
МПа, МПа
09Г2 = 450 МПа
Амплитудное напряжение цикла определяется по формуле: ,
Среднее напряжение цикла МПа
Эквивалентное напряжение цикла , определяется по формуле:
где, - нагрузка от кузова вагона на торцевую стену;
– нагрузка на торцевую стену от сил, действующих на вагон при движении
Рбр=50МПа
Где – сила действующая на торцевую стену при движении;
hk=1,5м –высота кузова
2l=12,2 м – база вагона
N- средний интервал сил , МН
Таблица 2 – Напряжения в торцевой стене при действии нагрузок от соударения
N |
||||||||||
0,2 |
31,7852 |
101,7852 |
50,0000 |
25,8926 |
75,8926 |
0,02451 |
0,1258 |
33,73 |
1,4706 | |
0,6 |
35,3557 |
105,3557 |
50,0000 |
27,6778 |
77,6778 |
0,073529 |
0,2852 |
35,6958 |
4,41174 | |
1,00 |
38,9261 |
108,9261 |
50,0000 |
29,4630 |
79,4630 |
0,122549 |
0,2802 |
37,4093 |
7,353 | |
1,40 |
42,4965 |
122,4965 |
50,0000 |
31,2483 |
81,2483 |
0,171569 |
0,1832 |
39,37313 |
10,294 | |
1,80 |
46,0670 |
126,0670 |
50,0000 |
33,0335 |
83,0335 |
0,220588 |
0,0772 |
41,33685 |
12,06696 | |
2,20 |
49,6374 |
129,6374 |
50,0000 |
34,8187 |
84,8187 |
0,269608 |
0,0359 |
43,42 |
14,63739 | |
2,60 |
53,2078 |
133,2078 |
50,0000 |
36,6039 |
86,6039 |
0,318627 |
0,0023 |
45,012 |
19,20783 | |
3,00 |
56,7783 |
136,7783 |
50,0000 |
38,3891 |
88,3891 |
0,367647 |
0,0003 |
47,22801 |
22,05882 | |
Σ=257,3 |
3.4 Расчётный срок службы детали
Время службы торцевой стены определяют по формуле:
=1812,599
=254,75 (соударение)
Подставляя числовые значения получим:
Информация о работе Оценка долговечности торцевой стены полувагона по критерию усталостной прочности