Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 19:56, курсовая работа
Одноковшовый экскаватор – землеройная машина циклического действия для разработки (копания), перемещения и погрузки грунта. Рабочим органом является подвижный ковш, закреплённый на стреле, рукояти или канатах. Ковш загружается за счет перемещения относительно разрабатываемого грунта. При этом корпус экскаватора относительно грунта остается неподвижным – тяговое усилие создаётся механизмами экскаватора. Это отличает экскаватор от скрепера и погрузчика, где тяговое усилие при загрузке ковша создаётся перемещением корпуса машины.
- экскаваторы с механическим канатным приводом имеют сложную конструкцию и содержат большое число быстроизнашивающихся изделий (накладки фрикционов, ленты тормозов, канаты).
- канатный привод обеспечивает ограниченное число независимых перемещений элементов рабочего оборудования;
- канатный привод технически сложно сделать автоматизированным;
- канатный привод не обеспечивает полной фиксации элементов рабочего оборудования в заданном положении.
На современных моделях канатный механический привод применяется только для драглайна или грейфера.
Тяговое усилие к рабочим органам передаётся посредством канатов (или цепей), движимых лебёдками. Привод каждой лебёдки и вспомогательных механизмов осуществлется индивидуальным электрическим двигателем. Такой привод применяется на тяжелых карьерных (в том числе и шагающих) и промышленных экскаваторах.
В экскаваторах с гидравлическим приводом (гидравлические экскаваторы) усилие на элементах рабочего оборудования создается гидроцилиндрами и гидродвигателями. Двигатель экскаватора приводит во вращение гидравлический насос, создающий давление рабочей жидкости в напорной магистрали гидросистемы. Через систему гидрораспределителей полости гидроцилиндров (гидродвигателей) соединяются с рабочей или сливной магистралями гидросистемы, что обеспечивает перемещение рабочего оборудования. В нейтральном положении (при запертых полостях гидроцилиндров) положение рабочего оборудования фиксируется. Для транспортировки экскаватора с помощью буксира предусмотрена возможность перевода гидроцилиндра стрелы и гидромотора механизма поворота в нейтральный транспортный («плавающий») режим.
В настоящее время гидравлические экскаваторы имеют преимущественное распространение.
Техническая характеристика машины.
Экскаватор без рабочего оборудования (см. рис. 1):
Рис. 1. Экскаватор без рабочего оборудования.
– расстояние от оси пяты стрелы до оси вращения;
– база гусеничного ходового устройства;
– длина гусеничного ходового устройства;
– колея гусеничного ходового устройства;
– ширина гусеничной ленты с нормальным звеном;
– ширина гусеничной ленты с уширенным звеном;
– ширина поворотной
– просвет под поворотной платформой;
– высота до оси пяты стрелы;
– высота до крыши кабины;
– просвет под ходовой рамой;
– радиус вращения хвостовой части платформы;
Наибольшее тяговое усилие на гусеницах ;
Наибольшая скорость передвижения ;
Угловая скорость поворотной платформы ;
Наибольший преодолеваемый подъем ;
Давление на грунт .
Двигатель.
Тип: четырехтактный дизель;
Модель: A–0 IM, A–0 IMC;
Число цилиндров: 6;
Эксплуатационная мощность: ;
Угловая скорость коленчатого вала:
–номинальная ;
–минимальная .
Гидравлическая система.
Наибольшее давление в гидросистеме:
–привода рабочего оборудования и хода ;
–привода поворотной платформы ;
Номинальный расход .
Электрооборудование.
Номинальное напряжение:
–в осветительной сети (постоянный ток) ;
–в сети вентилятора охладителя и отопления кабины (переменный ток) .
Рабочее оборудование.
Экскаваторы ЭО-4121 с рабочим оборудованием обратная лопата применяют для выемки грунта, расположенного ниже уровня стоянки экскаватора. Этот вид оборудования используют в основном для отрыва траншей под канализационные, водопроводные, теплофикационные, нефтегазовые и другие трубопроводы, а также котлованов в гражданском и промышленном строительстве и каналов. При использовании рабочего оборудования обратная лопата на экскаваторе ЭО-4121 в сравнении с экскаватором Э-652Б:
– увеличивается заполнение ковша при копании на большей глубине реализацией больших усилий копания и производительности экскаватора;
– достигается
возможность копания
– увеличиваются
глубина и радиус копания
При модернизации экскаватора в рабочем оборудовании обратная лопата разработаны и введены: ковш увеличенного объема (1,25 м3 ) для слабых грунтов; узкий ковш (0,3 м3 ) для специальных работ, преимущественно для траншей под кабели; моноблочная стрела и рукоять с увеличенным углом поворота, они обеспечивают без разборки транспортный габарит экскаватора 3,15 м. Уменьшен транспортный габарит экскаватора с универсальной (составной) стрелой до 3,38 м путем монтажа рабочего оборудования.
Технические характеристики
экскаватора с рабочим
Вместимость ковша геометрическая по ГОСТ для грунтов I–IV групп: ;
Наибольшее усилие на кромке ковша: ;
– наибольший радиус копания;
– радиус, описываемый кромкой зуба ковша;
– радиус выгрузки в транспорт при высоте выгрузки 3м;
– наибольшая глубина копания;
– наибольшая высота выгрузки;
– длина базовой части стрелы;
– длина головной части стрелы;
– длина рукояти;
Продолжительность рабочего цикла при работе в отвал с поворотом на на грунтах IV группы при средней глубине копания: ;
Масса с нормальным звеном гусеничной ленты: .
Рис. 2. Экскаватор с рабочим оборудованием обратная лопата.
Общий расчет экскаватора
Расчет усилий сопротивления копанию
Определяем радиус, описываемый при повороте ковша режущими кромками зубьев:
где, – объём ковша экскаватора;
Определяем кинематическую длину ковша:
Определяем ширину ковша:
Определяем расчётную толщину стружки:
где, – угловое перемещение рукояти за одну операцию копания;
– длина рукояти;
Определяем максимальное сопротивление копанию:
– удельное сопротивление копанию грунта IV категории, кПа;
– поправочный коэффициент (справочная величина).
Определяем работу, затрачиваемую на преодоление сопротивления копанию грунта:
– поправочный коэффициент (справочная величина).
Тяговый расчет гусеничной машины.
Для тягового режима уравнение силового баланса имеет вид
– движущая сила гусеничного движителя;
– крутящий момент на
выходном валу силовой
– передаточное число трансмиссии (см. п. 3.2.1);
– КПД трансмиссии (см. п. 3.2.2);
– радиус начальной
– сила сопротивления
– коэффициент сопротивления движению (см. табл. 1, для уплотненного грунта);
– масса машины с рабочим оборудованием.
– сила сопротивления грунта копанию;
– сила сопротивления,
обусловленная движением
.
– сила инерции при
где, – коэффициент учета инерции вращающихся масс механизмов привода движителя (для гусеничных машин);
– сила сопротивления при движении на повороте,
где, – коэффициент сопротивления повороту (грунт сухой дернистый суглинистый).
На транспортном режиме, когда , из уравнения (3.1) получим
Действительная скорость (км/ч) движения гусеничной машины:
где, 0,377 – коэффициент перевода единиц измерения м, мин в км, ч ( );
– коэффициент буксования, %.
Скорость движения машины при :
Мощность, затрачиваемая на буксование движителя:
Из формулы (3.3) следует, что при , когда , вся мощность затрачивается на буксование. Наиболее эффективным на тяговом режиме работы машин для земляных работ с гусеничным ходовым оборудованием является движение при , так как в этом случае движитель развивает силу тяги, близкую к максимальной, а действительная скорость машины снижается незначительно.
Максимальное тяговое усилие на грунтах с оптимальной влажностью, развиваемое гусеничным движителем при :
, где
– коэффициент сцепления движителя с грунтом (см. табл. 1, уплотненный грунт).
В результате тягового расчета определяется движущая сила и суммарное сопротивление, обусловленное взаимодействием движителя и рабочего оборудования с грунтом.
Движущая сила ;
Уравнение силового баланса:
;
Сопротивление при движении по прямолинейной траектории ( ):
;
Сопротивление при движении на повороте ( ):
;
Сопротивление при движении на подъем по прямой ( ):
.
Таблица 1. Коэффициенты сопротивления движению и сцепления.
Опорная поверхность |
Гусеничный движитель | |
|
| |
Цементобетон |
0,06 |
0,5–0,6 |
Сухой асфальтобетон |
– |
– |
Грунтовая дорога: |
||
сухая |
0,06–0,07 |
0,8–1,0 |
влажная |
0,12–0,15 |
0,5–0,6 |
Грунт: |
||
рыхлый свежеотсыпанный слежавшийся |
0,07–1 |
0,6–0,7 |
уплотненный |
0,08 |
0,8–1,0 |
Песок: |
||
влажный |
0,05–0,1 |
0,6–0,7 |
сухой |
0,15–0,2 |
0,4–0,5 |
Снег: |
||
рыхлый |
0,1–0,15 |
0,3–0,5 |
укатанный |
0,04–0,06 |
0,4–0,6 |
Расчет КПД трансмиссии
КПД трансмиссии равен
– КПД муфты. Значение
принимаем, используя знания
– КПД встроенного редуктора аксиально-поршневого насоса (значение КПД для зубчатых передач в закрытом корпусе, С.А. Чернавский «Курсовое проектирование деталей машин»);
– КПД гидронасоса (gidravl.
– КПД гидромотора (gidravl.
– КПД гидросистемы (Т.М.
Башта «Машиностроительная