Организационная структура государственного управления транспортным комплексом в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать особенности организационной структуры государственного управления транспортным комплексом Республики Беларусь.
Задачи:
1.Изучить теоретические основы организации государственного управления;
2.Рассмотреть особенности организационной структуры государственного управления транспортным комплексом в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

курсовая по Минтрансу.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

Председатели государственных комитетов по статусу являются министрами.

Министерства, государственные комитеты образуются Президентом Республики Беларусь, государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, – Советом Министров Республики Беларусь с согласия Президента Республики Беларусь.

В центральных аппаратах министерств, государственных комитетов по решению Президента Республики Беларусь могут создаваться департаменты, являющиеся их структурными подразделениями с правами юридического лица. Департаменты осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и другие) функции в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции соответствующего министерства, государственного комитета. Положения о департаментах утверждаются Советом Министров Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;

Министерства, государственные комитеты по отдельным вопросам деятельности, предусмотренным законодательными актами, могут подчиняться исключительно Президенту Республики Беларусь.

Положения о Министерстве внутренних дел, Министерстве обороны, Министерстве по чрезвычайным ситуациям, Комитете государственной безопасности, Государственном комитете пограничных войск, Государственном таможенном комитете, Государственном военно-промышленном комитете утверждаются Президентом Республики Беларусь, положения об иных министерствах, государственных комитетах – Советом Министров Республики Беларусь.

Министры, председатели государственных комитетов, заместители Министра внутренних дел, Министра обороны, Министра по чрезвычайным ситуациям, Председателя Комитета государственной безопасности, Председателя Государственного комитета пограничных войск, Председателя Государственного таможенного комитета, Председателя Государственного военно-промышленного комитета назначаются Президентом Республики Беларусь, заместители иных министров, председателей государственных комитетов, руководители департаментов – Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

В состав Совета Министров Республики Беларусь входят Премьер-министр Республики Беларусь, Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Председатель Комитета государственного контроля, Председатель Правления Национального банка, заместители Премьер-министра Республики Беларусь, министры, председатели государственных комитетов, Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси, Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ.

Территориальные органы реорганизованных республиканских органов государственного управления и фонда государственного имущества входят в систему соответствующего республиканского органа государственного управления, к которому переходят функции таких реорганизованных органов управления.

Структура министерств, государственных комитетов и перечень подчиненных им государственных организаций определяются Советом Министров Республики Беларусь [1].

 

2. Организационная структура государственного управления транспортным комплексом Республики Беларусь

2.1 Характеристика Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь

5 февраля 1993 года Верховный Совет  Республики Беларусь принял постановление  “Об образовании Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь”.

22 июля 1993 года Совет Министров  Республики Беларусь принял постановление  № 491, согласно которому в состав  образованного Министерства транспорта  и коммуникаций РБ вошли Белорусская  железная дорога и Белорусское управление гражданской авиации. В составе Министерства были образованы 3 департамента: автомобильного транспорта, гражданской авиации, железнодорожного транспорта.

Указами Президента Республики Беларусь от 4 апреля 1995 года № 126 и от 17 апреля 1996 года № 150 департамент гражданской авиации и Белорусская железная дорога были выведены из ведения Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

6 июня 1996 года постановлением Кабинета  Министров Республики Беларусь  № 368 при Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Беларусь создан Комитет по автомобильным дорогам.

Указом Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 года № 516 Комитет по автомобильным дорогам ликвидирован и создан департамент "Белавтодор" с правами юридического лица, а также на Министерство транспорта и коммуникаций возложено проведение единой дорожно-транспортной политики, независимо от вида транспорта.

Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 года № 289 к Министерству транспорта и коммуникаций присоединен Государственный комитет по авиации и создан соответствующий департамент по авиации, а также подчинена Белорусская железная дорога.

Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (далее Минтранс) является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.

Основными задачами Минтранса являются:

- реализация единой дорожно-транспортной политики, направленной на создание условий для удовлетворения потребностей экономики и населения в транспортных услугах, с учетом минимизации вредного воздействия на окружающую среду;

- разработка и реализация совместно  с заинтересованными республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами программ развития в области транспортной деятельности;

- проведение совместно с заинтересованными республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами анализа деятельности и разработки прогнозов развития в области транспортной деятельности;

- осуществление развития смешанных  перевозок, содействие установлению  прямых связей между транспортными  организациями Республики Беларусь  и других государств, привлечение  инвестиций;

- проведение в области транспортной деятельности экономической, научно-технической и социальной политики;

- формирование и совершенствование  правовых основ функционирования  в области транспортной деятельности;

- обеспечение эффективного управления  республиканской собственностью в области транспортной деятельности;

- содействие повышению эффективности  работы в области транспортной  деятельности, росту конкурентоспособности  белорусских перевозчиков на  рынке транспортных услуг и  развитию экспорта;

- развитие международного сотрудничества и внешнеэкономических связей по вопросам, отнесенным к компетенции Минтранса [2].

Минтранс в соответствии с возложенными на него основными задачами:

  • обеспечивает реализацию научно-технической и инвестиционной политики в области транспортной деятельности;
  • содействует в установленном порядке демонополизации, формированию конкурентной среды, поддержке и развитию предпринимательства в области транспортной деятельности;
  • обеспечивает проведение единой государственной политики в области транспортно-экспедиционной деятельности, развитие и совершенствование транспортно-экспедиционных услуг, транспортной логистики в целях оптимизации перевозок внешнеторговых грузов;
  • разрабатывает и реализует в пределах своей компетенции программы формирования и перспективного развития международных транспортных коридоров, проходящих через территорию Республики Беларусь;
  • содействует развитию обязательного и добровольного страхования в области транспортной деятельности;
  • осуществляет в соответствии с законодательством функции компетентного органа по реализации международных договоров Республики Беларусь по вопросам, отнесенным к компетенции Минтранса;
  • осуществляет в установленном порядке выдачу специальных разрешений (лицензий) на осуществление соответствующих видов деятельности, контролирует соблюдение условий этих разрешений (лицензий);
  • разрабатывает проекты нормативных правовых актов в области транспортной деятельности;
  • в пределах своей компетенции издает приказы, принимает постановления, иные нормативные правовые акты (инструкции, положения, уставы, правила), утверждаемые постановлениями и приказами;
  • контролирует в пределах своей компетенции исполнение нормативных правовых актов в области транспортной деятельности, проводит анализ практики их применения и на его основе разрабатывает предложения по совершенствованию этих актов;
  • образует в установленном порядке инновационный фонд, осуществляет контроль за целевым использованием средств этого фонда;
  • осуществляет контроль за целевым использованием средств республиканского дорожного фонда, распоряжается средствами этого фонда в соответствии с законодательством;
  • содействует развитию лизинга транспортных средств;
  • проводит работу по совершенствованию ценообразования, финансирования и кредитования в области транспортной деятельности, разрабатывает и утверждает индексы стоимости строительства объектов дорожного хозяйства, других видов работ, выполняемых на автомобильных дорогах общего пользования, организует контроль за применением этих индексов;
  • осуществляет в соответствии с законодательством ведение государственной статистики в отношении государственных организаций, подчиненных Минтрансу (далее – государственные организации), а также по другим вопросам, входящим в компетенцию Минтранса, по формам нецентрализованных государственных статистических наблюдений;
  • регистрирует в установленном порядке отпускные цены (тарифы) на товары (работы, услуги) и осуществляет контроль за их применением;
  • организует разработку, согласование и экспертизу бизнес-планов развития государственных организаций, инвестиционных проектов и контроль за их реализацией;
  • осуществляет методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в области транспортной деятельности и принимает меры по их совершенствованию в государственных организациях;
  • принимает в установленном порядке меры по совершенствованию условий оплаты труда в области транспортной деятельности;
  • реализует в соответствии с законодательством права на владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в республиканской собственности;
  • осуществляет руководство государственными организациями, обеспечивающее совместно с руководителями этих организаций их эффективную деятельность;
  • осуществляет в установленном порядке контроль за финансово-хозяйственной деятельностью государственных организаций, принимает меры по обеспечению эффективного использования и сохранности закрепленного за ними государственного имущества;
  • определяет на основании актов законодательства для государственных организаций порядок управления государственным имуществом, разрабатывает экономические нормативы эффективности хозяйствования, обеспечивает контроль за их применением;
  • участвует в установленном порядке в разгосударствлении и приватизации объектов в области транспортной деятельности, находящихся в республиканской собственности, осуществляет в соответствии с законодательством управление принадлежащими Республике Беларусь и переданными в установленном порядке в управление Минтранса акциями (долями) в уставных фондах негосударственных юридических лиц согласно приложению, назначает представителей государства в органах управления этих юридических лиц, обеспечивает контроль за их деятельностью;
  • взаимодействует с отраслевыми профессиональными союзами, заключает соответствующие отраслевые тарифные соглашения;
  • проводит государственную кадровую политику по комплектованию высококвалифицированными специалистами государственных организаций и центрального аппарата Министерства, обеспечивает их подбор и расстановку. Формирует резерв кадров и отраслевую систему обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
  • осуществляет в установленном порядке внешнеэкономическую деятельность, проводит в соответствии с законодательством переговоры и заключает международные договоры Республики Беларусь межведомственного характера с соответствующими органами иностранных государств и международными организациями;
  • участвует в установленном порядке совместно с заинтересованными республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, в деятельности международных транспортных организаций;
  • организует международные автомобильные перевозки и контроль за их осуществлением на основе разрешений, выдаваемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь о международном автомобильном сообщении, согласовывает с компетентными органами иностранных государств вопрос об открытии регулярных международных автобусных маршрутов, обменивается в установленном порядке разрешениями на осуществление нерегулярных пассажирских перевозок;
  • участвует в разработке и реализации мер по повышению безопасности дорожного движения и поддержанию находящихся в эксплуатации транспортных средств в технически исправном состоянии и др. [2].

 

2.2 Организационная структура Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь

Минтранс осуществляет координацию деятельности других республиканских органов государственного управления в пределах своей компетенции.

Минтранс руководствуется в своей деятельности Конституцией Республики Беларусь, законодательством Республики Беларусь, настоящим Положением и осуществляет ее во взаимодействии с республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами.

Минтранс осуществляет в соответствии с законодательством государственное регулирование и управление в области автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, городского электрического транспорта и метрополитена, гражданской авиации и использования части воздушного пространства Республики Беларусь, которая в установленном порядке определена для воздушных трасс, местных воздушных линий, районов выполнения авиационных работ, аэродромов гражданской авиации и аэропортов, дорожной деятельности, деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих:

    • перевозочную и транспортно-экспедиционную деятельность;
    • работы (услуги), связанные с обслуживанием пассажиров, грузов, транспортных средств, ремонтом транспортных средств и технологического оборудования;
    • обследование, проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт, содержание республиканских автомобильных дорог, объектов авиации, внутренних водных путей, судоходных гидротехнических сооружений и портов;
    • научные исследования;
    • подготовку кадров;
    • информационное обеспечение;
    • иные работы в этой области (далее – область транспортной деятельности).

Минтранс возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь.

Министр имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности в соответствии с законодательством.

Министр транспорта и коммуникаций:

    • руководит деятельностью Минтранса и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и функций;
    • утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Минтранса в пределах установленных численности и расходов на его содержание, а также положения о его структурных подразделениях (за исключением департаментов с правами юридического лица);
    • в соответствии с законодательством принимает на работу и увольняет работников центрального аппарата Минтранса, руководителей государственных организаций (за исключением Белорусской железной дороги);
    • в соответствии с законодательством применяет меры поощрения, налагает дисциплинарные взыскания в отношении работников центрального аппарата Минтранса и руководителей государственных организаций;
    • принимает в соответствии с законодательством решения о создании, реорганизации и ликвидации государственных организаций (за исключением Белорусской железной дороги);
    • утверждает уставы государственных организаций (за исключением государственных организаций, осуществляющих деятельность, за которую уполномочены отвечать департаменты с правами юридического лица, и Белорусской железной дороги);
    • осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

В Минтрансе создается коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей по должности.

В состав коллегии могут включаться руководители структурных подразделений центрального аппарата Минтранса, государственных организаций.

Численность и персональный состав коллегии утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.

Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами Министра.

В случае разногласий между Министром и коллегией Министр реализует свое решение, докладывая об этом Совету Министров Республики Беларусь, а члены коллегии, в свою очередь, могут информировать Совет Министров Республики Беларусь о своей позиции.

Для рассмотрения важнейших вопросов в области транспортной деятельности в Минтрансе образуется научно-технический совет.

Положение о научно-техническом совете и его персональный состав утверждаются Министром.

В структуру Минтранса входят департаменты с правами юридического лица, управления и отделы.

Минтранс является юридическим лицом, имеет счета в банках, бланки и печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь со своим наименованием, а также соответствующие печати и штампы [2].

Структура  центрального аппарата Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь:

1. Департамент «Белавтодор» с  правами юридического лица.

2.  Департамент по авиации  с правами юридического лица.

3.  Управление автомобильного  транспорта.

4.  Управление морского и речного  транспорта.

5.  Управление экономики, финансов, цен и тарифов.

6.  Управление правовой и кадровой  работы.

7.  Управление контроля, делопроизводства  и обеспечения.

8.  Управление внешнеэкономической  деятельности.

9.  Управление инвестиционной  и научно-технической деятельности.

10. Контрольно-ревизионное управление.

11. Отдел развития транспортной  деятельности и  логистики.

12. Отдел организационной работы  и связи с общественностью.

13. Отдел бухгалтерского учета, отчетности и методологии.

14. Отдел по имуществу и владельческому  надзору.

15. Отдел по безопасности на  транспорте и лицензированию.

 

Заключение

Организационная структура государственного управления – это особое государственно-правовое явление, обусловленное общественно-политической природой, социально-функциональной ролью, целями и содержанием государственного управления в обществе.

Информация о работе Организационная структура государственного управления транспортным комплексом в Республике Беларусь