Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 13:57, лекция
Услуги по предоставлению автомобилей в аренду («Rent-a-car») являются во всем мире одним из доходных видов деятельности, сопровождающей туристский бизнес. Суть их состоит в том, что любой гражданин, достигший определенного возраста, обратившийся в компанию по прокату автомобилей, может получить во временное пользование машину либо с водителем, либо без него. Идея сдачи автомобиля в аренду появилась в США в начале XX в. и сначала была предназначена для того, чтобы помочь местному населению, нуждающемуся в транспортных средствах для перевозки, в решении этой проблемы. С развитием мирового туризма услуга по прокату автомобилей приняла более масштабный характер и превратилась в самостоятельную отрасль туристской деятельности.
Услуги по предоставлению автомобилей в аренду («Rent-a-car») являются во всем мире одним из доходных видов деятельности, сопровождающей туристский бизнес. Суть их состоит в том, что любой гражданин, достигший определенного возраста, обратившийся в компанию по прокату автомобилей, может получить во временное пользование машину либо с водителем, либо без него. Идея сдачи автомобиля в аренду появилась в США в начале XX в. и сначала была предназначена для того, чтобы помочь местному населению, нуждающемуся в транспортных средствах для перевозки, в решении этой проблемы. С развитием мирового туризма услуга по прокату автомобилей приняла более масштабный характер и превратилась в самостоятельную отрасль туристской деятельности.
На современном этапе автопрок
Рынок проката автомобилей
в России начал формироваться
ещё в прошлом веке, не так уж
и давно, около 25 лет назад. История
возникновения проката
Но уже на пороге нового
тысячелетия после распада
В наше время прокат автомобилей имеет свои ключевые особенности в силу следующих факторов: состояние дорог России, географические и климатические условия, низкий уровень жизни, некачественный бензин, менталитет русского народа, "горячие" точки, мошенничество, преступность и многое другое.
Содержание автомобиля удовольствие не из дешевых, плюс географический фактор (огромная площадь государства, ведет к большим пробегам машин). Если сравнить США и Европу с Россией видно, что высококачественные автомобили, действительно гораздо больше подвержены износу и требуют ремонта в силу специфики автодорог России. Быстро изнашиваются бампера, колеса, подвеска и её детали, капоты, фары и др. Вывод, нельзя пренебрегать вышеперечисленными факторами, иначе бизнес проката автомобилей потерпит фиаско. Значит каждый бизнесмен заведующий прокатом авто должен блюсти свои интересы повышая цены на прокат авто. Однако, терять постоянных клиентов, из-за взвинченных цен, тоже не хочется.
Владельцы проката автомобилей
стараются придерживать цены на одном
уровне на свои услуги в течение
всего года, как следствие мы наблюдаем
катастрофическое снижение рентабельности
такого дела. Также львиную долю
прибыли от проката авто играет время
года. Хозяева проката авто несут
огромные издержки в зимний период
времени связанный с
Владельцы организаций по
прокату автомобилей также
Также в прокатном бизнесе России на лицо проблема хищения и угона автомобилей. Трудно быть уверенным в заказчике, это проявляется в статистике угона автомобилей с прокатных организаций. Хоть системе безопасности и охране придается особое значение, случаи кражи и мошенничества, к сожалению, не редкость.
Хозяева прокатных организаций всё-таки объединяются, даже не смотря, на конкуренцию друг с другом. Они создают черные списки и публикуют их на сайтах проката авто, тем самым стараясь свести к минимуму процент мошенничества.
В соответствии со ст. 97 Устава
автомобильного транспорта РСФСР предприятия
и организации автомобильного транспорта
общего пользования предоставляют
гражданам во временное пользование
по договору проката легковые автомобили
за плату, размер которой определяется
установленными тарифами. Состояние
автомобилей, предлагаемых с этой целью
клиентам, должно соответствовать правилам
их технической эксплуатации, а условия
предоставления машин напрокат определяются
договором аренды транспортного
средства.
В настоящее время в России услуги по прокату автомобилей предоставляют зарубежные и отечественные фирмы. Правда, в основном прокатный сервис сосредоточен лишь в нескольких крупных городах страны, в частности в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Тольятти.
Среди иностранных фирм лидирует крупнейшая американская компания «Hertz». Только в Москве ее парк насчитывает 60 автомобилей различных классов (экономичный, компактный, средний, стандартный, представительский, престижный и внедорожники) и минивэны (престижный класс и полноразмерный микроавтобус). Одна из московских станций компании «Hertz» расположена в центре города, две другие в аэропортах Шереметьево и Домодедово. Предприятие предлагает услуги по аренде автомобиля с водителем и без водителя, позволяет арендовать машину в Москве с возвратом в другом городе, где имеется его представительство, а также выезжать на арендованной машине из Москвы в Финляндию и страны Балтии. Для владельцев карточек «Visa» Альфа-Банка и Сбербанка России предлагаются специальные скидки. Компания «Hertz» имеет также представительства в Санкт-Петербурге, Самаре и Тольятти. Аналогичные услуги по обслуживанию туристов предоставляют российским и иностранным гражданам в России американские компании автопроката «National», «Avis», «Budget» и европейские «Eurocar» и «Sixt».
Для того чтобы оформить документы на аренду автомобиля, клиент должен предоставить паспорт и водительское удостоверение, а также денежный залог, величину которого каждая компания определяет самостоятельно в зависимости от класса машины. В большинстве иностранных прокатных фирм расчет за услуги осуществляется посредством кредитных карт. Стоимость проката автомашины зависит от марки автомобиля (например, «Fiat», «Scoda», «Felicia» и др. обойдутся в 40 50 $ США в сутки; «Scoda Octavia», «Ford Focus» и др. в 70100 $ США; «BMW», «Nissan Maxima» более 120 $ США и т.д.) и, как правило, не включает НДС и налог с продаж, которые также следует оплачивать. В большинстве случаев возраст машин, предлагаемых клиентам иностранными фирмами, не превышает одного года. Основную долю арендаторов транспортных средств у зарубежных компаний составляют иностранцы.
В последние годы в сфере автопрокатных услуг появились российские предприятия: «Мосрентсервис», «Рольф», «Ольга-Лимузин», «Автокосмос», «Гринлайн-Авто», «Бизнес-кар» и др. Наиболее крупными из них являются первые две фирмы, автопарк каждой из этих фирм насчитывает более 80 единиц. На их балансе имеются автомобили «Волга», «Honda», «Mercedes», «Scoda», «Mitsubishi» и «Audi». Средний возраст машин составляет около 3 лет, однако и тарифы на их аренду на 15 20 % ниже, чем у иностранных конкурентов. К отечественным представителям прокатного бизнеса чаще обращаются российские граждане на их долю приходится более 80 % всех заказов.
Следует отметить, что российские компании охотнее предоставляют аренду транспортного средства с водителем. Один час поездки в этом случае составляет от 25 45 $ США на дорогих машинах («Mercedes 140», «Lincoln», «Cadillac») до 812 $ США на возрастных иномарках («Mercedes 124», «Opel»). Путешествие на «Волге» обходится 150 руб./час, на «Жигулях» 100 руб./час. Обычно заказ на аренду автомобиля с водителем принимается фирмой, если время аренды составляет не менее 3 5 ч. Часто услугами российских предприятий автопроката пользуются российские граждане для организации свадеб и других торжественных мероприятий.
Разновидностью услуг «Rent-a-car» для туристов является организация проката автомобилей через отели. К сожалению, в настоящее время в большинстве российских гостиниц получить такую услугу либо вообще невозможно, либо заказанные машины работают в режиме такси (многие теоретики автопроката считают прокат с водителем разновидностью таксомоторных услуг). Исключение пока составляют московские отели «Шератон», «Балчуг», «На-циональ» и «Метрополь». В этих отелях автопрокатный сервис более всего приближен к мировому уровню в этой области (например, машина предоставляется с водителем и без водителя; с увеличением суточного срока проката автомобиля тарифы снижаются и т.д.).
Несмотря на то что, сотрудничая с предприятиями по прокату автомобилей, отели могут получать неплохую прибыль (размер комиссионных составляет 15 20%), явной заинтересованности в таком бизнесе у отелей на сегодняшний день пока нет.
Информация о работе Организация проката автомобилей в России