Организация проката автомобилей в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 13:57, лекция

Описание работы

Услуги по предоставлению автомобилей в аренду («Rent-a-car») являются во всем мире одним из доходных видов деятельности, сопровождающей туристский бизнес. Суть их состоит в том, что любой гражданин, достигший определенного возраста, обратившийся в компанию по прокату автомобилей, может получить во временное пользование машину либо с водителем, либо без него. Идея сдачи автомобиля в аренду появилась в США в начале XX в. и сначала была предназначена для того, чтобы помочь местному населению, нуждающемуся в транспортных средствах для перевозки, в решении этой проблемы. С развитием мирового туризма услуга по прокату автомобилей приняла более масштабный характер и превратилась в самостоятельную отрасль туристской деятельности.

Файлы: 1 файл

менеджмент транспортных услуг.docx

— 19.56 Кб (Скачать файл)

Услуги по предоставлению автомобилей в аренду («Rent-a-car») являются во всем мире одним из доходных видов деятельности, сопровождающей туристский бизнес. Суть их состоит в том, что любой гражданин, достигший определенного возраста, обратившийся в компанию по прокату автомобилей, может получить во временное пользование машину либо с водителем, либо без него. Идея сдачи автомобиля в аренду появилась в США в начале XX в. и сначала была предназначена для того, чтобы помочь местному населению, нуждающемуся в транспортных средствах для перевозки, в решении этой проблемы. С развитием мирового туризма услуга по прокату автомобилей приняла более масштабный характер и превратилась в самостоятельную отрасль туристской деятельности.

 На современном этапе автопрокатный бизнес представляет собой слаженную систему сервиса, включающую службы содержания автопарка и его технического обслуживания; электронные системы бронирования автомобилей; информационные системы дорожной навигации; услуги по страхованию, бонусные программы и т. п. Значительное распространение прокатный бизнес получил в странах Западной Европы и Северной Америки; востребованы услуги по аренде автомобилей и во многих странах Азии, Северной Африки, Центральной и Южной Америки.

 

Рынок проката автомобилей  в России начал формироваться  ещё в прошлом веке, не так уж и давно, около 25 лет назад. История  возникновения проката автомобилей  в России прошла свой необычный путь. Первые попытки наладить подобный бизнес были замечены ещё в середине прошлого века. К сожалению бизнес не получил  дальнейшего развития и заглох, в  силу проката устаревших и подержанных  моделей автомобилей, завышенных цен  и высоких издержек, на обслуживание техники.

Но уже на пороге нового тысячелетия после распада Советского Союза и во время массовой приватизации, рынок проката автомобилей получил  вторую жизнь. В это время в Россию внедряются транснациональные компании, которые с радостью готовы предоставить свои услуги оголодавшему потребителю. Эти компании отличались идеально налаженным, успешным бизнесом и достойным качеством обслуживания клиентов. По первому требованию они могли предоставить клиенту хорошие иномарки и даже поистине роскошные белые Мерседесы.

В наше время прокат автомобилей  имеет свои ключевые особенности  в силу следующих факторов: состояние  дорог России, географические и климатические  условия, низкий уровень жизни, некачественный бензин, менталитет русского народа, "горячие" точки, мошенничество, преступность и  многое другое.

Содержание автомобиля удовольствие не из дешевых, плюс географический фактор (огромная площадь государства, ведет  к большим пробегам машин). Если сравнить США и Европу с Россией видно, что высококачественные автомобили, действительно гораздо больше подвержены износу и требуют ремонта в  силу специфики автодорог России. Быстро изнашиваются бампера, колеса, подвеска и её детали, капоты, фары и  др. Вывод, нельзя пренебрегать вышеперечисленными факторами, иначе бизнес проката  автомобилей потерпит фиаско. Значит каждый бизнесмен заведующий прокатом авто должен блюсти свои интересы повышая  цены на прокат авто. Однако, терять постоянных клиентов, из-за взвинченных цен, тоже не хочется.

Владельцы проката автомобилей  стараются придерживать цены на одном  уровне на свои услуги в течение  всего года, как следствие мы наблюдаем  катастрофическое снижение рентабельности такого дела. Также львиную долю прибыли от проката авто играет время  года. Хозяева проката авто несут  огромные издержки в зимний период времени связанный с содержанием  и поддержанием на должном уровне автопарка. Также невозможно не заметить спад иностранных туристов и всех желающих взять машину на прокат в зимнее время. Естественно, что пик посещения туристами России, приходится на летний период времени.

Владельцы организаций по прокату автомобилей также сообщают, что бизнес в этой отрасли значительно  усложняется в силу основного  сегмента потребителей. Основными клиентами  подобных услуг являются россияне, а в туристическом сегменте желающих воспользоваться прокатом авто очень  мало. Иностранные клиенты составляют лишь 5-10%, на периферии эта статистика ещё скромней.

Также в прокатном бизнесе  России на лицо проблема хищения и  угона автомобилей. Трудно быть уверенным  в заказчике, это проявляется  в статистике угона автомобилей  с прокатных организаций. Хоть системе  безопасности и охране придается  особое значение, случаи кражи и  мошенничества, к сожалению, не редкость.

Хозяева прокатных организаций  всё-таки объединяются, даже не смотря, на конкуренцию друг с другом. Они  создают черные списки и публикуют  их на сайтах проката авто, тем самым  стараясь свести к минимуму процент  мошенничества.

В соответствии со ст. 97 Устава автомобильного транспорта РСФСР предприятия  и организации автомобильного транспорта общего пользования предоставляют  гражданам во временное пользование  по договору проката легковые автомобили за плату, размер которой определяется установленными тарифами. Состояние  автомобилей, предлагаемых с этой целью  клиентам, должно соответствовать правилам их технической эксплуатации, а условия  предоставления машин напрокат определяются договором аренды транспортного  средства.                                                              

В настоящее время в России услуги по прокату автомобилей предоставляют зарубежные и отечественные фирмы. Правда, в основном прокатный сервис сосредоточен лишь в нескольких крупных городах страны, в частности в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Тольятти.

Среди иностранных фирм лидирует крупнейшая американская компания «Hertz». Только в Москве ее парк насчитывает 60 автомобилей различных классов (экономичный, компактный, средний, стандартный, представительский, престижный и внедорожники) и минивэны (престижный класс и полноразмерный микроавтобус). Одна из московских станций компании «Hertz» расположена в центре города, две другие  в аэропортах Шереметьево и Домодедово. Предприятие предлагает услуги по аренде автомобиля с водителем и без водителя, позволяет арендовать машину в Москве с возвратом в другом городе, где имеется его представительство, а также выезжать на арендованной машине из Москвы в Финляндию и страны Балтии. Для владельцев карточек «Visa» Альфа-Банка и Сбербанка России предлагаются специальные скидки. Компания «Hertz» имеет также представительства в Санкт-Петербурге, Самаре и Тольятти. Аналогичные услуги по обслуживанию туристов предоставляют российским и иностранным гражданам в России американские компании автопроката «National», «Avis», «Budget» и европейские «Eurocar» и «Sixt».

Для того чтобы оформить документы на аренду автомобиля, клиент должен предоставить паспорт и водительское удостоверение, а также денежный залог, величину которого каждая компания определяет самостоятельно в зависимости  от класса машины. В большинстве  иностранных прокатных фирм расчет за услуги осуществляется посредством  кредитных карт. Стоимость проката автомашины зависит от марки автомобиля (например, «Fiat», «Scoda», «Felicia» и др. обойдутся в 40  50 $ США в сутки; «Scoda Octavia», «Ford Focus» и др.  в 70100 $ США; «BMW», «Nissan Maxima»  более 120 $ США и т.д.) и, как правило, не включает НДС и налог с продаж, которые также следует оплачивать. В большинстве случаев возраст машин, предлагаемых клиентам иностранными фирмами, не превышает одного года. Основную долю арендаторов транспортных средств у зарубежных компаний составляют иностранцы.

В последние годы в сфере  автопрокатных услуг появились российские предприятия: «Мосрентсервис», «Рольф», «Ольга-Лимузин», «Автокосмос», «Гринлайн-Авто», «Бизнес-кар» и др. Наиболее крупными из них являются первые две фирмы, автопарк каждой из этих фирм насчитывает более 80 единиц. На их балансе имеются автомобили «Волга», «Honda», «Mercedes», «Scoda», «Mitsubishi» и «Audi». Средний возраст машин составляет около 3 лет, однако и тарифы на их аренду на 15  20 % ниже, чем у иностранных конкурентов. К отечественным представителям прокатного бизнеса чаще обращаются российские граждане  на их долю приходится более 80 % всех заказов.

Следует отметить, что российские компании охотнее предоставляют  аренду транспортного средства с  водителем. Один час поездки в  этом случае составляет от 25  45 $ США  на дорогих машинах («Mercedes 140», «Lincoln», «Cadillac») до 812 $ США на возрастных иномарках («Mercedes 124», «Opel»). Путешествие на «Волге» обходится 150 руб./час, на «Жигулях»  100 руб./час. Обычно заказ на аренду автомобиля с водителем принимается фирмой, если время аренды составляет не менее 3  5 ч. Часто услугами российских предприятий автопроката пользуются российские граждане для организации свадеб и других торжественных мероприятий.

Разновидностью услуг  «Rent-a-car» для туристов является организация проката автомобилей через отели. К сожалению, в настоящее время в большинстве российских гостиниц получить такую услугу либо вообще невозможно, либо заказанные машины работают в режиме такси (многие теоретики автопроката считают прокат с водителем разновидностью таксомоторных услуг). Исключение пока составляют московские отели «Шератон», «Балчуг», «На-циональ» и «Метрополь». В этих отелях автопрокатный сервис более всего приближен к мировому уровню в этой области (например, машина предоставляется с водителем и без водителя; с увеличением суточного срока проката автомобиля тарифы снижаются и т.д.).

Несмотря на то что, сотрудничая  с предприятиями по прокату автомобилей, отели могут получать неплохую прибыль (размер комиссионных составляет 15 20%), явной заинтересованности в таком  бизнесе у отелей на сегодняшний  день пока нет.

 


Информация о работе Организация проката автомобилей в России