Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 19:44, реферат
Для обеспечения необходимой пропускной способности и безопасности движения ж. д. линии делятся раздельными пунктами на отдельные части, называемые перегонами. К раздельным пунктам относятся: станции, разъезды, обгонные пункты, путевые посты, а при автоблокировке и проходные светофоры. Разъезды служат для скрещения и обгона поездов на однопутных линиях, а обгонные пункты – для обгона поездов на двухпутных линиях.
Станцией называется раздельный пункт, имеющий путевое развитие и устройства, позволяющие осуществлять определенные технические, грузовые, коммерческие и пассажирские операции.
1.Назначение станций и их классификация.
2.Оснащение станций.
3.Основные документы, регламентирующие работу станций.
4.Управление станциями.
5.Поездопотоки и вагонопотоки станций.
6.Список использованной литературы.
Содержание
1.Назначение станций и их классификация.
2.Оснащение станций.
3.Основные документы, регламентирующие работу станций.
4.Управление станциями.
5.Поездопотоки и вагонопотоки станций.
6.Список использованной литературы.
1. Назначение станций и их классификация
Для обеспечения необходимой пропускной способности и безопасности движения ж. д. линии делятся раздельными пунктами на отдельные части, называемые перегонами. К раздельным пунктам относятся: станции, разъезды, обгонные пункты, путевые посты, а при автоблокировке и проходные светофоры. Разъезды служат для скрещения и обгона поездов на однопутных линиях, а обгонные пункты – для обгона поездов на двухпутных линиях.
Станцией называется раздельный пункт, имеющий путевое развитие и устройства, позволяющие осуществлять определенные технические, грузовые, коммерческие и пассажирские операции.
Технические операции: приём, отправление и пропуск поездов, их скрещение и обгон, расформирование – формирование составов, подача – уборка вагонов на грузовые пункты, технический осмотр вагонов, устранение обнаруженных неисправностей, смена локомотивов и локомотивных бригад, ремонт вагонов, экипировка локомотивов, очистка, промывка и дезинфекция вагонов.
Грузовые операции: погрузка, выгрузка и перегрузка грузов; сортировка мелких отправок и контейнеров.
Коммерческие операции: прием, взвешивание, хранение и выдача грузов; оформление перевозочных документов, взимание провозных платежей; пломбирование вагонов; обеспечение сохранности грузов, находящихся на станции; осмотр прибывающих и отправляющих составов в коммерческом отношении.
Пассажирские операции: посадка – высадка пассажиров; прием, хранение и выдача багажа; погрузка – выгрузка багажа; продажа билетов; погрузка – выгрузка почты.
В зависимости от основного назначения и характера работы станции делятся на промежуточные, участковые, сортировочные, грузовые и пассажирские.
Промежуточные станции (к ним обычно относят также разъезды и обгонные пункты) – самый распространенный вид станции. Их устраивают на всех линиях железных дорог и выполняют они операции по пропуску, скрещению и обгону поездов, посадке и высадке пассажиров, погрузки и выгрузки грузов и багажа, обработки сборных поездов (прицепка и отцепка вагонов). Располагаются обычно между участковыми станциями на расстоянии 15 – 20 км друг от друга.
Участковые станции предназначены для обработки транзитных поездов, смены локомотивов и локомотивных бригад. Сортировочная работа обычно небольшая и сводится в основном к расформированию – формированию местных поездов (сборных, участковых, вывозных). Расстояние между станциями обусловлено сменой локомотивных бригад. Так как непосредственно в пути бригада должна находиться в течение 5ч, то станции располагаются на расстояние 150 – 300 км друг от друга. На участковых станциях имеются обычно 2 – 3 парка, устройства для экипировки локомотивов и пункт технического обслуживания вагонов (ПТОЛ и ПТОВ), основные или оборотные депо локомотивов, часто вагонные депо, станционные технологические центры (СТЦ) и товарные конторы и пр.
Сортировочные станции различаются в пунктах массового зарождения или погашения вагонопотока, в пунктах слияния или пересечения ж д. линий в крупных транзитных узлах. Предназначены они для массового расформирования – расформирования поездов. Кроме того, происходит обработка транзитных поездов; пассажирские и грузовые операции выполняются в небольшом объёме, обычно они выносятся на специальные грузовые и пассажирские станции, если такие имеются в узле. На сортировочных станциях имеется несколько сигнализированных парко, ПТОВ, ПТОЛ, депо, СТЦ, информационные центры (ИЦ) и пр.
Железнодорожные узлы образуются в местах пересечения или слияния не менее трех ж-д. линий и включает в себя несколько сигнализированных станций.
В связи с тем, что на сортировочных и участковых станциях выполняются основные технические операции, эти станции принято называть технические.
Грузовые станции устраивают в крупных промышленных и административных центрах, в пунктах расположения морских и речных портов, в местах массовой погрузки и выгрузки грузов. На этих станциях, кроме погрузки и выгрузки, обрабатывают поступающие составы и формируют отправительские маршруты. Грузовые станции подразделяются в зависимости от рода перерабатываемого груза и места расположения на обычные грузовые, предназначенные для переработки разных грузов, поливные, угленагрузочные, портовые и др. К грузовым станциям общего пользования примыкают подъездные пути промышленных предприятий.
Пассажирские станции предназначены для обслуживания пассажирских перевозок, здесь выполняют приём, обработку, отправление пассажирских поездов, обслуживание пассажиров, подготовку пассажирских составов в рейс. Пассажирские станции разделяются на собственно пассажирские – все устройства которых связаны только с обслуживанием пассажиров – и пассажирские технические, предназначенные для технической обработки, переформирования, экипировки и подготовка пассажирских составов в рейс. Сооружаются пассажирские станции обычно в крупных населенных пунктах с большим транзитным, местным или пригородным пассажирским движением. Станции, расположены на границах(стыках) железных дорог, называют стыковыми междудорожными, на границах отделений – стыковыми внутридорожными. По расположению в ж-д. узлах станции подразделяются на узловые и предузловые.
В зависимости от объема и сложности работы станции длятся на внеклассные, – V классов. К внеклассным относится большинство сортировочных и наиболее крупные грузовые и пассажирские станции.
Значение станций в организации перевозочного процесса велико - это основные линейные производственно-хозяйственные подразделения ж-д. транспорта. Они участвуют в организации перевозочного процесса на всех этапах.
В 1990 г. на сети ж.д. (бывшего СССР) насчитывалось свыше 12 тыс. станций, из которых: 10 тыс. промежуточных, более 600 участковых, 230 сортировочных, 75 пассажирских, более 1200 грузовых. Протяженность станционных путей составляет примерно половину эксплуатационной длины сети ж.д. Вагон за время своего оборота находится на различных станциях около 80% времени (в том числе примерно 34% на технических, 36% - на станциях погрузки – выгрузки, 10% - на промежуточных). Станциях осуществляется контакт с предприятиями и населенными пунктами, выполняются многочисленные операции, связанные с перевозкой пассажиров и доставкой грузов, зарождаются и погашаются вагонопотоки.
2. Оснащение станций
Для организации работы на станциях имеются:
- путевое развитие для приема, обработки и отправления поездов, обслуживания и ремонта вагонов, локомотивов и осуществление других технических и грузовых операций;
- устройства для
- служебно–технические здания и сооружения;
- здания и сооружения и сооружения для обслуживания пассажиров (вокзалы, кассы, пассажирские платформы, помещение для приема, хранения и выдачи багажа);
- грузовые устройства (склады, площадки для навалочных и тяжеловесных грузов, вагонные, контейнерные площадки, сооружения для погрузочно – разгрузочных работ и пр.);
- устройства для осмотра
вагона в коммерческом
- устройства для освещения и водоснабжения;
- вагонные локомотивные депо, пункты коммерческого осмотра (ПКО) и технического обслуживания вагонов (ПТОВ), пункт экипировки и технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ).
Для управления стрелками и сигналами, контроля за их работой, а также для передачи распоряжений станции оборудованы устройствами сигнализации, централизации, блокировки, связи, средствами современной техники (телевидение, телетайпы, радио, ЭВМ).
Станции располагают, как правило, на горизонтальной площадке, на приемных участках пути.
Ж.д. пути делятся на станционные и специального назначения.
К станционным путям относятся: главные которые являются продолжением путей перегона, приемо –отправочные, сортировочные, вытяжные, погрузочно – выгрузочные, деповские (локомотивного и вагонного хозяйств), соединительные, а также прочие пути. К путям специального назначения относят предохранительные и улавливающие тупики и подъездные пути.
Предохранительные тупики – это пути, предназначенные для предупреждения выхода подвижного состава на маршруты следования поездов. Улавливающие тупики предназначены для остановки потерявшего управление поезда или групп вагонов при движении по затяжному подъему (спуску), расположенному на примыкающем к станции перегоне.
Пути предназначенные для выполнения одних и тех же операций, объединяют в отдельные группы, называемые парками. Различают парки приема, отправления поездов, сортировочные, пассажирские и др.
Станционные пути нумеруются: главные пути римскими цифрами,(в четном направлении), (в нечетном). Остальные пути нумеруются со стороны прибытия нечетных поездов до оси до оси станции арабскими нечетными цифрами, со стороны прибытия четных – четными.
Различают полную и полезную длину путей. Полной длиной пути считается расстояние между стрелками ведущих на него стрелочных переводов; полезная длина – это часть полной длины, в пределах которой устанавливается подвижной состав, не нарушая безопасности движения по соседним путям. Она ограничивается придельными столбиками, выходными или маневровыми сигналами.
Пути на станциях проектируются стандартной полезной длиной 1250, 1050 и 850 м. В последние годы на многих станциях проводится реконструкция и удлинение части путей до 1500м, что позволяет работать с поездами повышенной длины (как правило, это порожняковые 100-вагонные составы) или массы.
Для управления технологическим процессом на станциях широко используются: телефонная связь, радиосвязь поездная и маневровая, телеграфная, звуковая громкоговорящая связь, промышленное телевидение, пневмопочта для пересылки документов. Для управления стрелками и сигналами, приготовление маршрутов используются современные системы маршрутно-линейной централизации (МПЦ) на электронной элементной базе; маршрут готовится за несколько секунд.
В связи с внедрением АСУ основной персонал имеет дисплеи, телетайпы персональные ЭВМ.
На станциях применяются радиосвязи “Сирена”, “Днепр”, “Транспорт” и др. Их применяют составительские бригады, работники ПТОВ, приемщики поездов.
Парковая двухсторонняя громкоговорящая связь предполагает наличие динамиков и переговорных колонок.В парке уложены различные коммуникации: маслопроводы, воздухопроводы, пневмопочта, узкая колея для перемещения специальных ремонтных машин и пр.
3. Основные документы,
регламентирующие работу
Работу станции регламентируют следующие документы: Устав железных дорог, Положение о ж.д станции, ПТЭ, ПДП, ИСИ, план пнревозок, план формирования и график движения поездов, технические нормы эксплуатационной работы, а также разрабатываемые самой станции распорядительный акт (ТРА) и технологический процесс работы станции.
Положение о ж. д. станции определяет основные задачи по выполнению перевозочного процесса, обязанности, права и ответственность руководителей и работников. Положение включает шесть разделов, в которых приводится:
1) статус и классификация станций, порядок открытия и закрырия станций для выполнения тех или иных операций,
2) операции, выполняемые
различными категориями
3) требования к организациям
производственно-хозяйственной
4) распределение между
различными подразделениями (станцией,
дистанцией пути, связи и др.) обязанностей
по содержанию и ремонту
порядок финансирования станции, ведения бухгалтерского и оперативного учета;
6) руководство, права и
ответственность начальника
Положения о ж.д. станции утверждает министр путей сообщения.
Техническо-распорядительный акт станции устанавливает порядок использования технических средств для обеспечения безопасности движения поездов и маневровой работы. ТРА является техническим паспортом станции. Состоит из четырех разделов: 1) общие сведения о станции, 2) прием и отправление поездов, 3) организация маневровой работы, 4) обеспечение техники безопасности. ТРА содержит общую характеристику станции и прилегающих к ней перегонов, указания о ее границах, данные о примыкающих подъездных путях. Для каждого примыкающего участка указаны норма массы и длина поездов, серии поездных локомотивов, порядок обслуживания грузовых и пассажирских поездов локомотивами и бригадами. Здесь же приведены сведения о наличии устройств для экипировки локомотивов, колонок для опробования автотормозов, для водопоя живности и др. В ТРА изложены данные о прилегающих к станции перегонах, технических средствах станции – путях, парках, постах, стрелках, устройствах связи и СЦБ, освещении, сортировочных и грузовых устройствах, дана специализация путей, порядок занятия их поездами, прикрепление стрелок к стрелочным постам и районам; приведена специализация маневровых районов, маршруты следования поездных локомотивов, специализация грузовых устройств, порядок действий дежурных по станции по приему – отправлению поездов и др.
Норма ТРА определена МПС. К акту прилагается схема станции. Составляет ТРА начальник станции, утверждает начальник службы перевозок или начальник отдела перевозок отделения дороги (для наибольших станций).
Выписки из ТРА на бланках установленной формы вывешивают в помещениях ДСИ, ДСЦ, ДСПП и ДСПГ и др.
Технологический процесс определяет систему работы станции, устанавливающую порядок обработки составов и вагонов и нормы на выполнение этих операций. Технологический процесс должен обеспечивать эффективное использование технических средств и штата станции, взаимодействие ее различных элементов, а также станции с прилегающими участками.
Основные принципы построения технологического процесса следующие:
Информация о работе Организация работы станций. Общие сведения об устройстве и работе станций