Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 09:43, реферат
Деятельность транспорта невозможно спланировать и оценить без комплекса показателей, с помощью которых измеряется объем и качество его работы. В настоящее время на каждом виде транспорта имеется своя система показателей, отражающих его специфику. Однако есть группа показателей, которая является единой для всех видов транспорта и для общегосударственных плановых и учетных органов. К этой группе относятся прежде всего показатели перевозочной работы.
Основные показатели работы транспорта.
Деятельность транспорта
невозможно спланировать и оценить без
комплекса показателей, с помощью которых
измеряется объем и качество его работы.
В настоящее время на каждом виде транспорта
имеется своя система показателей, отражающих
его специфику. Однако есть группа показателей,
которая является единой для всех видов
транспорта и для общегосударственных
плановых и учетных органов. К этой группе
относятся прежде всего показатели перевозочной
работы.
Показатели перевозочной работы. Различают
показатели количественные (объемные)
и качественные. Такое деление достаточно
условно, так как в принципе каждый количественный
показатель характеризует известное качество,
и наоборот. Однако данная классификация
установилась.
К категории количественных показателей
относятся:
-перевозка грузов в тоннах (т);
-грузооборот в тонно-километрах (ткм);
-перевозка пассажиров (чел.);
-пассажирооборот в пассажиро-километрах
(пасс.-км).
Учет по этим показателям обычно ведется
нарастающим итогом за каждые сутки, декаду,
месяц, квартал и год. В практике отдельных
транспортных министерств производят
подсчет среднесуточной работы соответственно
за декаду, месяц, квартал и год.
Следует иметь в виду, что объем работы
транспорта по перевозке грузов чаще оценивают
показателем отправление грузов, а в некоторых
случаях показателем — прибытие грузов.
Для любого вида транспорта в целом размеры
перевозки, отправления и прибытия грузов
за более или менее длительный период
практически одинаковы (без учета экспорта
и импорта). Но для соответствующих подразделений,
например, отдельных железных дорог, речных
и морских пароходств, автотранспортных
управлений и предприятий количество
перевезенных, отправленных и прибывших
грузов, как правило, будет различным,
поскольку в объем перевезенных грузов
входят не только отправленная продукция
с данного подразделения, но и принятая
от соседних подразделений, а также сданная
на соседние подразделения. Для таких
подразделений возникает необходимость
ведения показателей вывоза и ввоза, а
также показателей транзита и местного
сообщения. Под ввозом понимают количество
тонн груза, поступившего за учетный период
для клиентов, размещенных в границах
данного транспортного подразделения.
Вывозом называется количество тонн груза,
вывезенного с предприятий клиентуры
за пределы данного транспортного подразделения.
Транзит — это та продукция, которая произведена
и потреблена за пределами данного транспортного
подразделения и лишь перевезена по его
сети. К местному сообщению относится
продукция, которая произведена и потреблена
в границах данного подразделения.
Очевидно, общий объем перевезенного
груза каждым данным подразделением транспорта
складывается из ввоза, вывоза, транзита
и местного сообщения.
Объем перевозки грузов (планируемый
и фактически выполненный) отдельными
подразделениями и в целом по данному
виду транспорта определяется путем суммирования
всех отправленных (перевезенных) тонн
груза со всех пунктов данного подразделения
или сети в целом:
Гдер1 р2 р3 … рn — количество
груза (в тоннах), отправленного соответственно
с 1-го, 2-го, ...n -го пункта сети за определенный
период времени.
Наряду с этим определяется объем перевозки
важнейших грузов по установленной номенклатуре.
На железнодорожном транспорте кроме
объема перевозок в тоннах ежедневно учитывается
(и планируется) погрузка числа вагонов
в целом и по важнейшим родам грузов.
Грузооборот является синтетическим
показателем, учитывающим не только массу
(тоннаж) перевезенного груза, но и расстояние
его перевозки. Грузооборот определяется
по следующей формуле:
где p1l1,p2l2,…, рпп — грузооборот
отдельных партий (p1,p2,…,pn) при соответствующем
расстоянии их перевозки (l1,l2,…,ln).
Грузооборот часто исчисляется не только
по общей массе грузов, но и по отдельным
важнейшим наименованиям.
Объем перевозки пассажиров обычно
определяется за год по формуле
где a1,a2,… ап — число отправленных
(перевезенных) пассажиров соответственно
с 1-го, 2-го, ... n-го пунктов.
Пассажирооборот определяется как
сумма произведений числа пассажиров
на соответствующее расстояние их перевозки
и определяется по формуле
где — l1, l2,…ln соответствующая
дальность перевозки каждой группы пассажиров.
Грузооборот и пассажирооборот нередко
называют продукцией транспорта. Так как
все виды универсального транспорта осуще¬ствляют
и грузовые, и пассажирские перевозки,
возникает необходимость определения
общей суммарной их работы по грузовому
и пассажирскому движению. С этой целью
введен показатель приведенного грузооборота.
Приведенный грузооборот на разных
видах транспорта рассчитывается по формуле:
где К — коэффициент перевода
пассажиро-километров в тонно-километры.
При определении приведенного грузооборота
на разных видах транспорта принимаются
различные величины этого коэффициента.
Так, на железнодорожном, водном и автомобильном
транспорте на протяжении долгого времени
принимали К, = 1, исходя из существовавшего
в прошлом равенства себестоимости 1 ткм
и 1 пасс.-км. В настоящее время себестоимость
1 пасс.-км существенно выше себестоимости
1 ткм, однако величина коэффициента на
железнодорожном и водном транспорте
не меняется, чтобы не нарушать сопоставимости
отчетных цифр за прошлые годы .
На воздушном транспорте при подсчете
приведенного грузооборота К принимается
равным 0,09, поскольку здесь приоритет
отдается весовой нагрузке транспортных
средств, что имеет прямое значение для
безопасности полета и для определения
расхода топлива. В данном случае величина
К, определяется, исходя из среднего веса
пассажира с багажом.
Периодически в кругах специалистов
транспорта возникают дискуссии о приоритетности
названных показателей в грузовом и пассажирском
движении. Долгое время доминирующим показателем
грузовой работы считался грузооборот
в тонно-километрах, поскольку он отражает
механическую работу, выполняемую транспортом,
и комплекс связанных с ней других важных
показателей (потребность в парке подвижного
состава, расход топлива, численность
обслуживающего подвижной состав персонала,
объем ремонта и другие). Однако несколько
лет назад в качестве основного показания
государственного плана был признан объем
перевозок (в тоннах), а грузооборот сохранен
в качестве вспомогательного расчетного
показателя. Главным доводом для этого
послужило стремление воспрепятствовать
попыткам ряда предприятий увеличивать
тонно-километровую работу преимущественно
за счет дальних перевозок, часто не оправданных
с точки зрения государственных интересов.
Как показал опыт, после принятия нового
оценочного показателя (тонн) некоторые
работники транспорта стали необоснованно
отодвигать на второй план перевозки на
дальние расстояния и отдавать приоритет
короткопробежным. И если ранее были вскрыты
многочисленные факты приписок невыполненных
тоннокилометров, то теперь для названных
лиц сохраняется возможность приписки
неперевезенных тонн. Следовательно, при
выборе основных показателей для планирования
и оценки работы транспорта нельзя исходить
из стремления оградить транспорт и государство
от злоупотреблений. Предупреждение искажений
учета и отчетности лежит на пути воспитания
у работников транспорта чувства долга
и ответственности. Опыт подтверждает
необходимость использования в практике
двух упомянутых показателей.
В пассажирском движении главным показателем
считается пассажирооборот. Следует заметить,
что попытки оценить пассажирскую работу
транспорта также одним из названных показателей
вряд ли продуктивны ввиду специфики транспорта,
достаточно подробно освещенной выше.
Рациональность транспортных связей
в стране оценивают показателем средней
дальности перевозки 1 т груза, которая
определяется по формуле
Среднюю дальность рассчитывают
как по всему грузопотоку, так и по отдельным
родам грузов.
При планировании, анализе и учете пассажирской
работы транспорта часто используется
показатель средней дальности перевозки
пассажира, которая определяется по аналогичной
формуле:
Этот показатель вычисляется
в целом по общему потоку пассажиров и
по отдельным сообщениям. Чаще всего выделяются
потоки пригородных и городских пассажиров.
Важным качественным показателем перевозочной
работы для каждого вида транспорта является
скорость доставки грузов и соответственно
пассажиров на всем пути их следования
от пункта первоначального отправления
до пункта назначения.
Если известны средняя дальность перевозки
1 т грузов и соответственно одного пассажира
и среднее время, затраченное на пе¬ревозку
одной тонны груза (пассажира) от пункта
отправления до пункта назначения, то
скорость доставки определится по формуле
Скорость доставки грузов
(пассажиров) может быть определена
по по формуле:
где pl и al— грузооборот
(в ткм) или соответственно пассажирооборот:
pt и at суммарное время в тонно-часах или
соответственно пассажиро-часах, затраченное
на перевозку грузов или пассажиров на
всем пути следования.
Периодически подсчитывается и анализируется
непосредственно время или сроки доставки.
Однако периодический учет скорости и
времени доставки производится только
в рамках каждого отдельного вида транспорта.
Для грузов (пассажиров), перевозимых в
смешанных сообщениях, учет скорости и
времени доставки осуществляется в порядке
разовых обследований.
На всех видах транспорта используются
показатели, характеризующие экономическую
эффективность (качество) работы. В этой
группе важнейшее значение имеет себестоимость
перевозок в копейках (за 10 ткм, 10 пасс.-км
и 10 привед. ткм) и производительность
труда, измеряемая в приведенных тонно-километрах
на 1 работника транспорта, занятого на
перевозках (обычно в год).
В принципе себестоимость перевозки
грузов и пассажиров на любом виде транспорта
определяется по формулам:
где Эг? Эп — текущие эксплуатационные
расходы за расчетный период, руб., соответственно
по грузовому и пассажирскому движению;
?pl и ?al — выполненный грузооборот и
соответственно пассажирооборот за тот
же период.
Себестоимость перевозок в приведенных
тонно-километрах исчисляется по формуле:
По существующему порядку планирования
и учета в числитель последних двух формул
включаются:
-на железнодорожном транспорте
— все текущие расходы, связанные с перевозками;
-на морском транспорте — расходы на
содержание плавсостава и эксплуатацию
транспортного флота;
-на речном транспорте — расходы, связанные
с перевозками, за исключением расходов
на путевое хозяйство, погрузочно-разгрузочные
работы и подсобно-вспомогательные хозяйства;
-на автомобильном транспорте — расходы,
связанные с перевозками грузов и пассажиров,
за исключением расходов на содержание
автомобильных дорог.
Текущие расходы состоят из основных
и накладных. К основным расходам относятся:
заработная плата работникам, непосредственно
участвующим в перевозках; начисления
на заработную плату, затраты на топливо
и материалы; затраты на текущий ремонт
и техническое обслуживание подвижного
состава;
отчисления на амортизацию основных средств,
стоимость запчастей, прочие расходы.
К накладным расходам относят затраты,
связанные с управленческой деятельностью.
Производительность труда определяется
по формуле
где ?plприв— расчетные
приведенные тонно-километры обычно за
год; R — среднесписочное количество работников
за год, связанных с перевозками. '
Следует иметь в виду, что расчетные
приведенные тонно-километры определяются:
-на морском и речном транспорте как
pl + kal, т. е. с коэффициентом К = 1 и соответственно
10;
-на железнодорожном как pl + 2al /, т. е.
с коэффициентом К= 2
-на автомобильном применительно к
пассажирским перевозкам автобусами как
pl + 0,4al, т. е. с коэффициентом К = 0,4.
Пассажиро-километры, выработанные
легковыми автомобилями, принимаются
из расчета по 8 приведенным ткм на 1 км
платного пробега - для такси и общего
пробега — для служебных машин. Выработку
тонно-километров грузовыми автомобилями,
работающими по часовым графикам, принимают
условно 60 ткм за 1 ч работы.
Различие методик определения приведенного
грузооборота на разных видах транспорта
в известной мере обусловлено спецификой
их работы, а также несовершенством самих
методик.
Подробно методы расчета себестоимости,
производительности труда и других экономических
показателей излагаются в соответствующих
курсах экономики транспорта.
При оценке эффективности работы транспорта
с помощью перечисленных показателей
и особенно экономических показателей
себестоимости и производительности труда
необходимо тщательно учитывать: наличную
техническую вооруженность (основные
производственные фонды); обеспеченность
трудовыми ресурсами всех подразделений
и служб, участвовавших в перевозочном
процессе; трудоемкость выполненной работы;
организацию; технологию и другие условия,
которые существенно влияют на результаты
работы. Это важно делать и при сравнении
уровней себестоимости и производительности
труда за разные периоды или при сопоставлении
экономической эффективности различных
видов транспорта. Только в этом случае
окончательные выводы будут достаточно
объективными.