Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 19:49, доклад
Оценивая состояние транспортной системы России в целом, можно констатировать, что наиболее сложный период ее развития остался позади. Транспортная система функционирует достаточно стабильно.
Однако рост объемных показателей транспортного сектора привел к возникновению ряда дисбалансов в развитии транспортной инфраструктуры и основных фондов в целом, которые, как показывает опыт зарубежных стран, будут усугубляться по мере экономического роста. Эти дисбалансы являются не просто причиной неудобств. Они неприемлемы для растущего общественного сознания, противоречат концепции устойчивого развития.
Основные проблемы развития транспортной системы
Оценивая состояние
Однако рост объемных показателей транспортного сектора привел к возникновению ряда дисбалансов в развитии транспортной инфраструктуры и основных фондов в целом, которые, как показывает опыт зарубежных стран, будут усугубляться по мере экономического роста. Эти дисбалансы являются не просто причиной неудобств. Они неприемлемы для растущего общественного сознания, противоречат концепции устойчивого развития.
Отсутствует необходимая
комплексность в управлении развитием
и функционированием
В период реформ транспорт фактически не рассматривался как единый
объект государственного
управления. Для первого поколения
программ развития транспорта был характерен
традиционный отраслевой подход. Элементы
комплексного планирования развития транспорта,
которое применялось в
На транспорте
не завершены структурные
В значительной мере сохранились организационные структуры и экономические механизмы, присущие плановой экономике. В важнейшем секторе железнодорожного транспорта рыночные реформы находятся на начальном этапе. Присутствие государства в сфере транспортного бизнеса и государственное регулирование отдельных видов транспортной деятельности избыточны. Не завершено создание правовой базы транспорта, адекватной рыночным условиям. Экономические и административные механизмы не всегда учитывают специфику транспортной деятельности в рыночных условиях. Отдельные виды транспортной деятельности имеют низкую экономическую эффективность, непривлекательны как сфера инвестиций и предпринимательства. Многие транспортные предприятия, относящиеся к государственному и муниципальному секторам, плохо приспособлены к эффективному функционированию в рыночных условиях.
Несоответствие темпов развития автомобильных дорог тенденциям устойчивой автомобилизации.
Отставание в развитии автомобильных дорог всегда было традиционной проблемой для России. С началом рыночных реформ, зарождением основ рыночной экономики эта проблема еще более усугубилась. Слаборазвитая дорожная сеть страны стала оказывать негативное влияние на экономику страны, сдерживая развитие целого ряда богатых природными ресурсами регионов, в которых не обеспечено круглогодичное транспортное сообщение, и резко усугубила социальные проблемы населения , проживающего в населенных пунктах, не имеющих круглогодичной постоянной связи с внешним миром по дорогам с твердым покрытием.
Рост объемов транспортной деятельности, обусловленный экономическим ростом, недофинансирование транспортной инфраструктуры усугубили несоответствие транспортной инфраструктуры растущим транспортным потребностям, особенно в северных территориях. Сегодня бездорожье и неудовлетворительное транспортно-эксплуатационное состояние сети дорог мешают продвижению экономических реформ и подъему экономики России, в частности:
Таким образом, существующая
сеть автодорог по своим параметрам
не соответствует реалиям
Развитие рыночных отношений
в России неизбежно приведет к
увеличению доли автотранспорта в общем
объеме транспортной работы. По расчетам
к 2015 году доля автоперевозок увеличится
примерно до 30-40%. Последствия роста
интенсивности движения для существующей
сети дорог предсказать нетрудно
– сплошные транспортные пробки на
подъездах к промышленным центрам,
разрушение покрытий дорог, ухудшение
экологической обстановки в зоне
прохождения дорог, рост транспортных
затрат и, соответственно, стоимости
продукции. Таким образом, состояние
дорожного хозяйства
Опыт стран с рыночной
экономикой свидетельствует, что темпы
роста доли автомобильного транспорта
в транспортном балансе примерно
соответствует темпам роста ВВП,
поэтому экономический рост в
России неизбежно будет сопровождаться
автомобилизацией транспортного комплекса
и экономики в целом. Это еще
более обострит отставание дорожной
инфраструктуры от роста автомобилизации.
Прогнозом предусматривается
Усиление неравномерности
в использовании
Значительная часть
Вместе с тем, существуют объекты, оптимальная загрузка которых не может быть достигнута в среднесрочной перспективе.
Во всех отраслях
транспортного комплекса
Основные фонды всех видов транспорта обновляются недостаточными темпами, их износ достиг в настоящее время 55-70% и продолжает нарастать. При этом финансово - экономические механизмы, в том числе обеспечивающие воспроизводство основных фондов и инновации, недостаточно эффективны и не в полной мере адаптированы к особенностям транспортной отрасли.
В результате нарушения воспроизводственных процессов в течение последних 10-15 лет на транспорте наблюдается устойчивая тенденция физического старения инфраструктуры транспорта и парка транспортных средств. Все большая доля их эксплуатируется за пределами установленного срока службы. В районах Крайнего Севера в ближайшие 2-3 года более 80% действующего парка транспортных средств будет выведено из эксплуатации по причине полного физического износа. Это влечет за собой снижение уровня безопасности транспортного процесса, рост транспортных издержек и может стать причиной возникновения определенного дефицита провозных и пропускных возможностей в отдельных элементах транспортной системы.
Существуют значительные региональные несоответствия в развитии транспортной сети.
В настоящее время существует
множество узких мест в развитых
центральных районах и крупных
городах (около 25% от общей протяженности
дорог работают в режиме, превышающем
оптимальный уровень загрузки) и
проблема доступности периферийных
областей (значительная часть населения,
проживающая в 49 тыс. населенных пунктах,
не имеет круглогодичного
Между тем, имеется тесное
взаимодействие между развитием
транспортной системы и пространственным
распределением экономической активности,
то есть надежная транспортная система
является тем инструментом, который
способен внести существенный вклад
в исправление экономического и
социального неравенства в
Региональный подход позволяет
более полно оценить
Недостаточен
технологический уровень
Технико-экономические
Следствием этого на внутреннем
рынке являются недостаточное качество
предоставляемых услуг, высокий
уровень издержек, сохранение недопустимо
высоких показателей
На международных транспортных
рынках в условиях постоянного ужесточения
технических требований к транспортным
средствам следствием является снижение
конкурентоспособности
Анализ современных тенденций и проблем развития транспортной инфраструктуры и основных фондов указывает на то, что они приняли системный характер и требуют комплексного подхода к их решению. Прогнозируемое возрастание спроса на перевозки всех видов транспорта с одной стороны, и негативные явления в транспортной системе в целом и отдельных ее подотраслях с другой, создают угрозу общеэкономическому росту России в целом и отдельных ее регионов, ослабления позиций России на мировом рынке транспортных услуг.
Информация о работе Основные проблемы развития транспортной системы