Переозка железнодорожным транспртом пассажиров и багажа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:40, реферат

Описание работы

Следует отметить, что во всех нормативных актах данный вид перевозок относится к услугам, а значит, к ним должны применяться правила об оказании услуг, установленные ГК РФ с некоторыми особенностями, которые существуют для железнодорожных перевозок. Кроме этого, ГК РФ содержит в главе 40 основные положения договора перевозки, которые распространяются и на перевозку пассажиров. Таким образом, ГК РФ содержит основные положения относительно регулирования данного института. Эти положения конкретизируются в подзаконных нормативных актах.

Содержание работы

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ
ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА…………………………………………………3
2. ПЕРЕВОЗКА ПАССАЖИРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ………………………………………………………………5
3. ПЕРЕВОЗКА БАГАЖА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ……………………………………………………………..16
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ………………………………………………………………19
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕСОХРАННОСТЬ БАГАЖА И ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ ПАССАЖИРА………………………………………………………………..24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………........28

Файлы: 1 файл

тп.docx

— 38.75 Кб (Скачать файл)

Грузобагаж принимается  к перевозке по письменному заявлению  отправителя без предъявления проездного документа (билета) от и до железнодорожных  станций, открытых для приема и выдачи багажа .

Багаж, грузобагаж могут приниматься  к перевозке предварительно, при  этом за их хранение взимается плата. Срок предварительного хранения багажа, грузобагажа устанавливается Правилами  перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа.

Дата отправления багажа, грузобагажа указывается перевозчиком в перевозочных документах при заключении договора перевозки.

Запрещается перевозить в  качестве багажа, грузобагажа финансовые документы, деньги и другие ценности, а также бьющиеся и хрупкие  предметы (стекло, фарфор, телевизоры, приемники и т.п.), упакованные  пассажиром или отправителем среди  других предметов багажа, грузобагажа, огнестрельное оружие, зловонные, огнеопасные, отравляющие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые и другие опасные вещества, а также другие предметы и вещи, которые могут причинить вред приемосдатчику багажа, грузобагажа, багажу других пассажиров, грузобагажу или  перевозчику.

Срок доставки багажа, грузобагажа  определяется временем следования поезда, которым отправлен багаж, грузобагаж до железнодорожной станции назначения. Если багаж подлежит перегрузке в  пути следования, срок его доставки определяется временем следования по данному пути следования поездов, в  состав которых включены вагоны, предназначенные  для перевозки багажа, с прибавлением одних суток на каждую перегрузку багажа. Перегрузка багажа с одной  железнодорожной станции на другую железнодорожную станцию с использованием автомобильного транспорта осуществляется по соглашению между пассажиром и  перевозчиком за дополнительную плату. При такой перегрузке багажа срок его доставки исчисляется с прибавлением двух суток на перегрузку

Дата прибытия багажа, грузобагажа  проставляется перевозчиком в перевозочных документах на железнодорожной станции  назначения.

Перевозчик уведомляет пассажира  в порядке, установленном Правилами  перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, о прибытии в его адрес багажа, доставленного с перегрузкой  в пути следования, или получателя о прибытии в его адрес грузобагажа.

Выдача багажа, грузобагажа  производится в часы работы подразделения  перевозчика, осуществляющего прием  и выдачу багажа, грузобагажа, на железнодорожной  станции и железнодорожном вокзале.

Багаж выдается на железнодорожной  станции назначения предъявителю багажной квитанции и проездного документа (билета), оформленного на весь маршрут  следования, под подпись в багажной квитанции.

Прибывший на станцию назначения грузобагаж выдается получателю или  другому лицу, действующему на основании  доверенности, оформленной в установленном  порядке, при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего  личность, под подпись на обороте  дорожной грузобагажной ведомости  с указанием номера паспорта или  иного документа, удостоверяющего  личность, и места жительства . При  получении грузобагажа предъявлять  грузобагажную квитанцию не требуется.

Багаж, грузобагаж считаются  утраченными и их стоимость подлежит возмещению, если они не прибудут на железнодорожную станцию назначения по истечении 10 суток после окончания  срока доставки багажа, грузобагажа. В случае если багаж, грузобагаж прибыли  по истечении указанного срока, пассажир, получатель может получить багаж, грузобагаж, возвратив при этом перевозчику  сумму, ранее выплаченную ему  за утрату багажа, грузобагажа в  порядке, предусмотренном УЖДТ РФ.

В случае отказа в письменной форме от получения багажа, грузобагажа  или непредставления пассажиром, получателем решения о судьбе багажа, грузобагажа в течение  четырех суток после уведомления  пассажира, получателя в письменной форме о прибытии багажа, грузобагажа  на железнодорожную станцию назначения перевозчик, если иное не предусмотрено  договором перевозки багажа, грузобагажа, вправе реализовать багаж, грузобагаж в порядке, установленном ст. 35, 48 и 49 УЖДТ РФ.

Багаж, доставленный без перегрузки в пути следования и не востребованный в течение 30 дней с латы его прибытия, багаж, доставленный с перегрузкой  в пути следования, и грузобагаж, не востребованный в течение 30 дней с момента уведомления (в письменной форме) получателей о его прибытии, подлежат реализации в порядке, предусмотренном ст. 35, 48 и 49 УЖДТ РФ в отношении грузов.

 

4. Ответственность за нарушения договора перевозки пассажиров

 

 

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору перевозки пассажира влечет для  соответствующих сторон договора перевозки  пассажира, допустивших нарушение  договора, применение ответственности, установленной ГК, транспортными  уставами и кодексами, а также  соглашением сторон. Причем всякие соглашения транспортных организаций  с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной  законом ответственности перевозчика  недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках грузов предусмотрена  транспортными уставами и кодексами (ст. 793 ГК РФ).

Характерным признаком ответственности  за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из договора перевозки пассажира, является ее ограниченный характер. Как известно, в соответствии со ст. 400 ГК РФ по отдельным видам  обязательств и по обязательствам, связанным с определенным родом  деятельности, законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков (ограниченная ответственность). Иллюстрацией к сказанному могут  служить, например, нормы об ответственности  перевозчика за утрату, недостачу  и повреждение багажа, максимальный размер которой ограничен стоимостью утраченного или недостающего багажа (ст. 796 ГК РФ).

 Другая характерная  черта ответственности за нарушение  договора перевозки пассажира  состоит в специфике оснований  и условий такой ответственности,  а также в особенности обстоятельств,  признаваемых основаниями освобождения  перевозчика от ответственности  за неисполнение или ненадлежащее  исполнение обязательств, вытекающих  из договора перевозки пассажира.

 Как известно, общим  правилом применения гражданско-правовой  ответственности является ответственность  должника при наличии его вины. При этом должник признается  невиновным, если при той степени  заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась  по характеру обязательства и  условиям оборота, он принял  все меры для надлежащего исполнения  обязательств (п. 1 ст. 401 ГК РФ). Вместе  с тем ответственность за нарушение  обязательств при осуществлении  должником предпринимательской  деятельности строится на иных  началах: если иное не предусмотрено  законом или договором, должник  несет ответственность, если не  докажет, что надлежащее исполнение  такого обязательства оказалось  невозможным вследствие непреодолимой  силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых  при данных условиях обстоятельств  (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

Одна из основных особенностей ответственности перевозчика за неисполнение и ненадлежащее исполнение договора перевозки пассажира вытекает из особого правового статуса  пассажира, в качестве которого выступает  гражданин (физическое лицо). Как известно, "гражданин, имеющий намерение  заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно  для личных (бытовых) нужд, не связанных  с извлечением прибыли", признается потребителем, а отношения, возникающие между потребителем и исполнителем, под которым понимается "организация, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездным договорам", регулируются не только ГК и транспортным законодательством, но и Законом РФ "О защите прав потребителей", как это предусмотрено преамбулой данного закона.

В связи с этим возникает  вопрос о правомерности ограничения  ответственности перевозчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из договора перевозки пассажира. Ведь Закон  РФ "О защите прав потребителей" содержит норму, согласно которой убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх  неустойки, установленной законом  или договором. Проблема конкуренции  соответствующих норм разрешена  в порядке судебного толкования. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 7 "О  практике рассмотрения судами дел о  защите прав потребителей" имеется  разъяснение, в соответствии с которым  в тех случаях, когда отдельные  виды гражданско-правовых отношений  с участием потребителей, помимо норм ГК РФ, регулируются и специальными законами Российской Федерации (например, договоры перевозки, энергоснабжения), то к отношениям, вытекающим из таких  договоров, Закон РФ "О защите прав потребителей" может применяться  в части, не противоречащей ГК РФ и  специальному закону. Следовательно, соответствующая  норма законодательства о защите прав потребителей о возмещении пассажиру  убытков в полном размере в  случае нарушения перевозчиком обязательств, вытекающих из договора перевозки пассажира, не подлежит применению.

 Другая проблема, связанная  с применением к отношениям  по договору перевозки пассажира  законодательства о защите прав  потребителей, состоит в определении  возможности компенсации пассажиру  морального вреда, причиненного  ему в результате неисполнения  или ненадлежащего исполнения  договора перевозки пассажира.  В юридической литературе высказывались  положения о безусловном праве  пассажира в случае нарушения  перевозчиком договора перевозки  требовать возмещения морального  вреда. Так, например, О.Н. Садиков  указывает, что "пассажир, потерпевший  в результате задержки отправления  и прибытия транспортного средства, вправе обращаться к способам  защиты, предусмотренным Законом  о защите прав потребителя  в редакции 1995 г., в частности вправе  требовать возмещения ему на  основании ст. 15 Закона причиненных  моральных убытков (опоздание  на объявленное мероприятие, состыкованный  последующий маршрут и т.д.)". Такого же мнения придерживается  Ю.П. Свит, который пишет: "Пассажир  выступает как потребитель услуг  транспорта, и поэтому его отношения  с транспортным предприятием  регулируются не только транспортным  законодательством, но и Законом  о защите прав потребителей, который  установил другой вид ответственности  предпринимателя за неисполнение  обязательства, возникшего из  договора с гражданином-потребителем. Согласно ст. 15 указанного Закона  моральный вред, причиненный потребителю  вследствие нарушения прав потребителя,  предусмотренных законами и правовыми  актами РФ, подлежит компенсации  причинителями вреда при наличии  его вины" .

В соответствии с другой нормой ГК моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные  права гражданина, подлежит компенсации  в случаях, предусмотренных законом (п. 2 ст. 1099). И еще одна норма имеет  прямое отношение к проблеме компенсации  морального вреда, причиненного пассажиру  в результате нарушения договора перевозки: согласно ст. 1100 ГК в случае, когда вред причинен жизни или  здоровью гражданина источником повышенной опасности, а также в иных случаях, предусмотренных законом, компенсация  морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда.

Данные положения ГК учитываются  в судебной практике. Так, в Постановлении  Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" (п. 25) содержится следующее разъяснение: "Поскольку моральный вред возмещается  в денежной или иной материальной форме и в размере, определяемых судом, независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда, размер иска, удовлетворяемого судом, не может быть поставлен в  зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки, а должен основываться на характере и объеме причиненных  потребителю нравственных и физических страданий в каждом конкретном случае".

Гражданский кодекс РФ впервые  установил ответственность в  форме законной неустойки, которая  подлежит применению к транспортным организациям перевозчиком в случае нарушения расписания движения транспортных средств, неисполнения условий договора перевозки пассажира в части  времени отправления транспортного  средства и его прибытия в пункт  назначения (за исключением перевозок  в городском и пригородном  сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру  штраф в размере, установленном  соответствующим уставом или  кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место  вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающих жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих  от перевозчика. В случае отказа пассажира  от перевозки из-за задержки отправления  транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную  плату.

В соответствии со ст. 110 УЖТ  РФ за задержку отправления поезда или за опоздание поезда на железнодорожную  станцию назначения, за исключением  перевозок в пригородном сообщении, железная дорога уплачивает пассажиру  штраф в размере трех процентов  стоимости проезда за каждый час  задержки, но не более чем в размере  стоимости проезда, если не докажет, что задержка или опоздание поезда имели место вследствие непреодолимой  силы, устранения угрожающей жизни  и здоровью пассажира неисправности  транспортных средств или иных не зависящих от железной дороги обстоятельств.

Что касается оснований освобождения перевозчика от ответственности  за задержку отправления пассажира, то в этой части нормы, содержащиеся в новых транспортных уставах  и кодексах, не расходятся с соответствующим  положением ГК. В юридической литературе предпринимались попытки определить возможные параметры практики применения указанных норм. Так, Е.Н. Астахова пишет: «Когда речь идет об устранении неисправности  транспортного средства, предполагается транспортное средство, поданное под  погрузку. Применительно к самолетам - посадка объявлена, самолет готов  принять пассажиров, применительно  к железнодорожному транспорту - поезд  подан к перрону, объявлена посадка  пассажиров. Ссылка воздушно-транспортного  предприятия на то, что самолет  не может быть подан к очередному рейсу в связи с задержкой  в аэропорту отправления, не принимается  во внимание, так как перевозчик должен выполнить свои обязательства  перед пассажирами, предоставив  другой самолет».

 

5. Ответственность за несохранность багажа и причинение вреда жизни и здоровью пассажира

 

 В соответствии со  ст. 796 ГК РФ перевозчик несет  ответственность за несохранность  багажа, происшедшую после принятия  его к перевозке и до выдачи  лицу, управомоченному на получение  багажа, если не докажет, что  утрата, недостача или повреждение  (порча) багажа произошли вследствие  обстоятельств, которые перевозчик  не мог предотвратить и устранение  которых от него не зависело. При подготовке новых транспортных  уставов и кодексов данное  положение ГК РФ об ответственности  перевозчика за несохранность  багажа было воспроизведено лишь  в УЖТ РФ (ст. 107), согласно которому  железная дорога несет имущественную  ответственность за несохранность  багажа после принятия его  для перевозки и до выдачи  его получателю багажа, если не  докажет, что утрата, недостача  или повреждение (порча) багажа  произошли вследствие обстоятельств,  которые железная дорога не  могла предотвратить и устранение  которых от нее не зависело.

Информация о работе Переозка железнодорожным транспртом пассажиров и багажа