Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 11:16, контрольная работа
Описание работы
Транспортное право - комплексная отрасль права, совокупность норм и исследовательная правоведческая дисциплина, регулирующая общественные отношения в области перемещения людей, грузов, сигналов и информации из одного места в другое (в области транспорта).
Содержание работы
Понятие транспортного права Принципы транспортного права Понятие источников права Заключение Список использованной литературы и нормативных актов
Список использованной литературы
и нормативных актов
Понятие транспортного
права
Транспортное право - комплексная отрасль
права, совокупность норм и исследовательная
правоведческая дисциплина, регулирующая
общественные отношения в области перемещения
людей, грузов, сигналов и информации из
одного места в другое (в области транспорта).
Вопрос о самостоятельности
транспортного права как отрасли права
является спорным. Большинство исследователей
рассматривают его как комплексную подотрасль
предпринимательского права. Сторонники
данной точки зрения утверждают, что транспортное
право определяется предметом и методом,
которые не отражают единых особенностей,
характерных только для транспортного
права. А там, где методы правового регулирования
не трансформируются и не видоизменяются,
ещё не созрели условия для появления
новой отрасли права. Все сказанное выше
позволяет сделать вывод, что транспортное
право, а тем более его части не являются
самостоятельными отраслями права. Оно
регулирует разные по характеру отношения,
которые возникают в процессе взаимоотношений
транспортных предприятий с клиентурой,
когда такие отношения нуждаются в специальном
правовом регулировании из-за их особенностей.
Предметом транспортного права являются
общественные отношения между транспортными
предприятиями и клиентурой, возникающие
в связи с оказанием услуг по использованию
транспортных средств для осуществления
перевозочного процесса.
Транспортное право представляет
собой совокупность правовых норм, регулирующих
общественные отношения, которые возникают
в связи с организацией и деятельностью
транспортных предприятий, отношения
между транспортными предприятиями и
их многочисленной клиентурой, пользующейся
транспортными средствами, а также между
транспортными предприятиями как одного,
так и разных видов транспорта. В разное
время некоторые авторы публикаций предлагали
признать самостоятельными отраслями
права все транспортное право или его
отдельные части. Так, например, в отношении
воздушных перевозок был сделан вывод
о необходимости признать воздушное право
уже на современном уровне его развития
самостоятельной отраслью права. Представители
морского транспорта в более категоричной
форме утверждали, что морское право является
самостоятельной отраслью права, содержание
которой определяется отношениями, складывающимися
на морском транспорте и в торговом мореплавании.
Особенностью транспортного права является
то, что оно сочетает в себе властноорганизационные
отношения, регулируемые административным
правом, и имущественные отношения, регулируемые
гражданским правом. Однако такое сочетание
само по себе не является достаточным
основанием для выделения транспортного
права в самостоятельную отрасль права.
Не может служить аргументом и наличие
уставов и кодексов на транспорте, а также
большое количество нормативного материала,
регулирующего отношения на транспорте.
Таким образом, транспортное право, представляя
собой комплексную отрасль российского
права, не является самостоятельной отраслью
права.
Принципы транспортного
права
Принципы транспортного права — это основополагающие,руководящие
начала, положения, которые определяют
его сущ-ностные стороны, наиболее характерные
черты регулирова-
ния им общественных отношений,
связанных с транспортной
деятельностью.
Критериями определения принципов транспортного
права
являются, во-первых, проявление
в каждом принципе сущност-
ного характера данной комплексной
отрасли права, того, что
пронизывает ее, отличает от
других явлений и отраслей права,
и, во-вторых, закрепление принципа
в нормативных правовых
актах, прежде всего в Конституции
РФ, ГК, транспортных уста-
вах и кодексах. В них содержатся
важнейшие положения, отра-
жающие сущностный характер
транспортного права, регули-
рование им организации и осуществления
перевозок.
Опираясь на указанные два критерия,
к числу принципов
транспортного права можно
отнести принципы:
• свободного перемещения грузов,
багажа, передвижения
пассажиров;
• свободы транспортного договора;
• сочетания общегосударственных
интересов с интере-
сами транспортных предприятий
и клиентов;
• сочетания централизованного
регулирования перевозки
с ведомственной регламентацией
порядка ее осущест-
вления;
• осуществления перевозок
на базе организационно-
правовых предпосылок;
• обеспечения повышения эффективности
и качества
транспортной деятельности;
• законности при осуществлении
перевозок;
• контроля и укрепления дисциплины
на транспорте.
Принцип свободного перемещения грузов,
багажа, пере-
движения пассажиров неразрывно
связан с положениями
Конституции РФ о едином экономическом
пространстве, сво-
боде перемещения товаров и
услуг, свободе экономической
деятельности, свободе передвижения
граждан. Важными
жений являются уровень и насыщенность
транспортной базы
государства современными транспортными
средствами всех
видов транспорта и развитость
транспортных артерий.
Данный принцип означает, что
субъекты РФ, муниципаль-
ные образования не вправе устанавливать
какие-либо барьеры,
ограничения передвижения по
своим территориям. Не допу-
скается установление таможенных
границ между регионами
Российской Федерации, введение
пошлин, сборов, иных пре-
пятствий для свободного перемещения
товаров, создание искус-
ственных препон для передвижения
граждан. Поэтому перечис-
ленных ограничений для внутренних
перевозок не существует.
Исключения из принципа свободного перемещения
грузов,
багажа, передвижения пассажиров
составляют вопросы, каса-
ющиеся безопасности перевозок,
охраны природы и культурных
ценностей. Конституцией РФ
закреплено положение, согласно
которому в целях обеспечения
безопасности, защиты жизни
и здоровья людей, охраны природы
и культурных ценностей
ограничения перемещения товаров
и услуг могут вводиться
федеральным законом (ст. 74).
Ограничения могут быть свя-
заны с природными катаклизмами,
военными действиями, эпи-
демиями и т.п. (ст. 77 КВВТ, ст.
29 УЖТ, ст. 123 КТМ).
Понятие источника
права
ИСТОЧНИКИ ПРАВА - исходящие от государства
или признаваемые им официально-документальные
формы (способы) выражения и закрепления
норм права, придание им юридического,
общеобязательного значения. Термин "источник
права" многозначен и употребляется
в различных смыслах: Во-первых, в материальном
- это то, что вызывает к жизни право, что
влияет на его изменение, развитие, появление
одних норм и отмирание других. Источником
права в этом случае являются те социально-экономические
и духовно-культурные условия жизнедеятельности
общества, которые явились первопричиной,
вызывающей его (право) к жизни и обусловливающее
его действие. Во-вторых, как источник
как источник познания права. Такими источниками
могут выступать памятники права, действующее
законодательство, судебная практика,
юридическая литература и др.
Под источником транспортного права понимают
обычно ту юридическую форму, в которой
выражается правотворческая деятельность
государства и с помощью которой воля
законодателя становится обязательной
для исполнения. В составе транспортного
законодательства различают следующие
основные источники права: законы, указы
Президента Российской Федерации, подзаконные
нормативные акты. К источникам транспортного
права также относятся санкционированные
обычаи, постановления пленумов Верховного
Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации.
Определяющее положение по
отношению ко всем другим законам занимает
Конституция Российской Федерации как
основной закон нашего государства. Конституция
является источником транспортного права,
выступая в качестве юридической базы
его развития. В то же время Конституция
содержит нормы, имеющие непосредственное
отношение к транспорту.
Конституция Российской Федерации
(ст. 71) относит управление федеральным
транспортом, путями сообщения к ведению
Российской Федерации. Это положение является
основополагающим при правовом регулировании
деятельности транспорта.
Несомненно, важный источник
транспортного права – это Гражданский
кодекс Российской Федерации, который
сконцентрирован в отдельной главе (гл.
40) нормы, регулирующие основные положения
по перевозкам: о договоре перевозки грузов
и пассажиров, перевозке транспортом общего
пользования, подаче транспортных средств,
погрузке и выгрузке груза, ответственности
перевозчик претензиях и исках и т.д.
Источниками транспортного права являются
и транспортные уставы и кодексы, действующие
в настоящее время. Они детально регулируют
отношения, возникающие на транспорте.
Это Устав железнодорожного транспорта
Российской Федерации (2003г.), Воздушный
кодекс Российской Федерации (1999 г.), Кодекс
торгового мореплавания Российской Федерации
(1999 г.), Кодекс внутреннего водного транспорта
Российской Федерации (2001 г.), Устав автомобильного
транспорта Российской Федерации. Особенностью
данных нормативных актов является то,
что основные положения в них регулируются
нормами, установленными Гражданским
кодексом Российской Федерации (гл. 40).
К числу источников транспортного права
относятся указы Президента Российской
Федерации, регулирующие наиболее важные
и конкретные сферы транспортных отношений.
Источниками транспортного
права являются также подзаконные акты,
которые можно разделить на две группы:
1) постановления и распоряжения
Правительства Российской Федерации;
2) инструкции, постановления
и правила, исходящие от министерств и
ведомств, в частности это: правила перевозки
грузов железнодорожным транспортом,
правила перевозок пассажиров, багажа,
грузобагажа железнодорожным транспортом,
технические условия погрузки и крепления
грузов, сборник правил перевозок и тарифов,
тарифные руководства и т.д
Министерству транспорта Российской
Федерации предоставлено право согласовывать,
утверждать в установленном порядке и
издавать обязательные для исполнения
всеми юридическими и физическими лицами,
действующими в транспортном комплексе,
правила, руководства, положения, стандарты,
нормы, инструкции и другие нормативные
акты, в том числе межведомственного характера,
по вопросам, отнесенным к его компетенции,
и давать по ним разъяснения.
К источникам транспортного права следует
отнести также обычаи делового оборота.
Обычаем делового оборота признается
сложившееся и широко применяемое правило
поведения, не предусмотренное законодательством,
независимо от того, зафиксировано ли
оно в каком-либо документе (опубликовано
в печати, изложено во вступившем в законную
силу решении суда по конкретному делу,
держащему сходные обстоятельства и т.п.).
Например, согласно ст. 130—132 Кодекса торгового
мореплавания при отсутствии соответствующего
соглашения сторон вопрос о сроке погрузки,
о размере платы за простои разрешается
на основе обычаев, действующих в данном
порту.
Источниками транспортного
права следует считать также постановления
пленумов Верховного Суда Российской
Федерации и Высшего Арбитражного Суда,
которые обеспечивают единообразие судебной
практики и которым предоставлено право
давать руководящие разъяснения судебным
органам по вопросам применения действующего
транспортного законодательства при рассмотрении
судебных споров.
Примером может служить постановление
Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 12 ноября 1998 г. № «О некоторых
вопросах судебной практики арбитражных
судов в связи с введением в действие Транспортного
устава железных дорог Российской Федерации»,
в котором Пленум Высшего Арбитражного
Суда разъясняет, как следует применять
судам на практике отдельные положения
Транспортного устава железных дорог
Российской Федерации, постановление
Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 25 января 2001 г. № 1 «О некоторых
вопросах практики применения Транспортного
устава железных дорог Российской Федерации».
Источником транспортного права
являются также законодательные акты
Российской Федерации, регулирующие отношения,
связанные с транспортом. Указанные законодательные
акты продолжают применяться на территории
Российской Федерации постольку, поскольку
не противоречат действующему транспортному
законодательству.
Анализируя законодательство о транспорте,
следует отметить следующие присущие
ему особенности.
1. Транспортное законодательство
является наиболее кодифицированным
массивом в российском законодательстве.
На всех видах транспорта приняты
и действуют транспортные уставы
и кодексы, регулирующие значительное
количество отношений между перевозчиками
и клиентурой, причем это законодательство
постоянно совершенствуется, развивается
динамично, с учетом развития
экономики страны. Особенно четко
это можно проследить на примере
развития законодательства о
железнодорожных перевозках (на
анализе уставов железных дорог).
За период с 1920 г. до настоящего времени
было принято восемь уставов железных
дорог, и если в первом Уставе железных
дорог 1920 г. было всего 47 статей, то Устав
железных дорог 1922 г. состоял из 76 статей
и более подробно регулировал взаимоотношения
грузоотправителей (грузополучателей)
и железной дороги, а Устав железных дорог
1927 г. содержал 128 статей и конкретизировал
те положения, которые были заложены в
Уставе железных дорог 1922 г. В нем более
подробно регламентировался порядок предъявления
претензий к железной дороге, указывалось,
какие именно документы прилагаются к
претензии (этого не было в прежних уставах),
подробно рассматривался вопрос об исковой
давности.