Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 11:15, автореферат
Целью работы является повышение эффективности работы предприятий, эксплуатирующих городские автобусы, за счет объективного учета условий эксплуатации и технического состояния подвижного состава при нормировании расхода топлива.
Для достижения цели работы поставлены и решены следующие взаимосвязанные задачи:
1. Проанализированы подходы и методики нормирования расхода топлива автомобилей в эксплуатации;
2. Выявлены и оценены основные факторы, влияющие на маршрутный расход топлива городских автобусов, и уточнена их классификация;
3. Разработаны теоретические положения и методический подход к нормированию маршрутного расхода топлива для городских автобусов в эксплуатации;
4. Построены одно- и многофакторные математические модели, описывающие зависимость расхода топлива от условий эксплуатации и позволяющие определять индивидуальные маршрутные нормы расхода топлива для автобусов ЛиАЗ-5256.25 в условиях действия единой автоматизированной системы управления финансово-хозяйственной деятельностью (ЕАСУ ФХД) ГУП «Мосгортранс».
5. Разработана методика индивидуального нормирования маршрутного расхода топлива для городских автобусов на основе применения современных информационных технологий;
6. Осуществлена опытная апробация разработанных методов и методик в условиях одного автобусного парка ГУП «Мосгортранс».
С учетом сложившихся обстоятельств вопросы нормирования маршрутного расхода топлива городских автобусов требует дополнительных исследований и уточнений. Это будет способствовать дальнейшему развитию методов индивидуального нормирования расхода топлива для городских автобусов в эксплуатации и приведет к определенной экономии эксплуатационных затрат автобусного парка в целом.
Во второй главе сформулирована рабочая гипотеза исследования, теоретически обоснована и предложена классификация факторов, влияющих на маршрутный расход топлива городских автобусов, описываются предложенный методический подход к процессу нормирования и особенности построения регрессионной модели маршрутного расхода топлива для городских автобусов.
В качестве исходной базы для выбора и классификации факторов рассматривалось «дерево систем» технической эксплуатации, разработанное профессором Е.С. Кузнецовой и дополненное профессором В.А.Максимовым применительно к городским автобусам.
Анализ работ, рассмотренных в первой главе, показал, что маршрутный расход топлива городских автобусов в рассматриваемой системе в основном определяется рядом факторов конструкционного, технологического, эксплуатационного, организационного и природно-климатического характера:
где QМТ – маршрутный расход топлива городских автобусов, л/100 км;
Хi (i=1,2, …, n) – факторы, влияющие на маршрутный расход топлива городских автобусов.
При этом факторы могут быть как простыми, так и сложными, управляемыми, частично управляемыми и учитываемыми, зависимыми и независимыми между собой.
Анализ факторов, определяющих
маршрутный расход топлива автомобилей,
позволил сформировать их классификацию
применительно к городским
Алгоритм определения маршрутного расхода топлива для городских автобусов представлен на рис. 2.
В основе данной теории лежит расчетно-статистический подход по методу «черного ящика», идея которого сводится к следующему:
1) Подконтрольные автобусы,
обслуживающие конкретные
2) Внешняя среда (совокупность эксплуатационных, природно-климатических факторов) воздействует на систему через входы:
Хj = {Х1j, Х2j,…,Хрj}
3) Система выдает на выходе данные по маршрутному расходу
топлива по каждой марке городских автобусов, измеряемому в л\100км пробега:
QМТ = {QМТ1, QМТ2,…, QМТj}
4) Внутреннее состояние
системы характеризуется
автобусов, находятся на определенном постоянном уровне:
Б = {1, Б2,…,Бm}
В определенный момент времени состояния выходов определяются состояниями входов и внутренним состоянием системы:
Qt = f ( Xt, Бt ).
Таким образом, формируется матрица наблюдений.
Рис. 1. Классификация факторов, влияющих на маршрутный расход топлива городских автобусов
Рис. 2. Структурная схема научно-методического подхода к индивидуальному нормированию маршрутного расхода топлива городских автобусов
Далее проводится корреляционно-регрессионный анализ полученной матрицы, по результатам которого производится отбор значимых факторов, оказывающих существенное влияние на величину маршрутного расхода топлива городских автобусов. Для отобранных факторов с использованием статистических данных, полученных из ЕАСУ ФХД ГУП «Мосгортранс» строятся однофакторные регрессионные математические модели линейного, степенного, экспоненциального, полиномиального видов.
В третьей главе представлены общая и частные методики проведения исследований, сбора и предварительной обработки статистического материала, априорного ранжирования факторов, влияющих на маршрутный расход топлива городских автобусов, представлен процесс учета расхода топлива городских автобусов в ЕАСУ ФХД ГУП «Мосгортранс», а также приведена методика формирования и анализа математических моделей маршрутного расхода топлива городских автобусов.
Схема проведения экспериментальных исследований представлена на рис. 3.
Для проведения экспериментальных исследований в качестве объекта наблюдения были выбраны городские автобусы ЛиАЗ-5256.25, которые являются наиболее распространенной моделью автобусов в условиях ГУП «Мосгортранс».
При выборе полигона проведения эксперимента были также проанализированы и учтены особенности проведения компонентного анализа по методам R, Q, Р и О – техники.
При R-технике объектом исследования должны являться несколько автобусных автотранспортных предприятий, которые сравниваются по ряду параметров, образующих систему показателей, влияющих на нормативную базу городских автобусов. При этом изучается взаимосвязь между параметрами и факторами. Для интерпретации используется, как правило, т (т <n) наиболее весомых главных компонент.
R-техника позволяет анализировать различные комбинации общих свойств объектов и обобщить характерные признаки объектов исследования.
При помощи Q-техники определяется степень взаимной близости N объектов на основе корреляций признаков. При этом выделяется группа объектов, наиболее близких друг другу по рассматриваемым признакам. Эти объекты объединяются в группу, характеризующуюся близкими величинами нагрузки той или иной главной компоненты для данных объектов.
Р – техника применяется не к N объектам исследования, а к одному объекту. В этом случае одно автобусное автотранспортное предприятие оценивается по небольшому числу признаков в разные интервалы времени. Можно производить оценку через сутки, неделю, месяц, год и т.д. Исследования могут проводиться через разные интервалы времени. При этом, сталкиваясь с колебаниями условий процесса, имеется возможность получать контролируемые измерения признаков при меняющихся условиях.
O-техника используется при изучении одного объекта, но по большому числу признаков. Оценка проводится в некоторые моменты времени по всем признакам. Корреляция рассматривается не между парами тестов, а между парами дней (недель, месяцев и т.д.).
По итогам анализа было решено, что при индивидуальном нормировании маршрутного расхода топлива городскими автобусами в условиях ГУП «Мосгортранс» целесообразно на первом этапе применять принципы Р-техники, поскольку нормирование для конкретной модели городского автобуса начинается в каждом конкретном автобусном парке, а на втором этапе для проверки полученных нормативов и их уточнения для всей совокупности маршрутов (св. 500 ед.) можно использовать и R-технику.
С учетом изложенного в качестве полигона эксперимента были выбраны производственные условия и маршрутная сеть филиалов «9 автобусный парк» и «14 автобусный парк» ГУП «Мосгортранс».
При проведении эксперимента регистрировались и учитывались параметры и характеристики маршрутов движения городских автобусов: количество технологических остановок; количество регулируемых перекрестков; количество перекрестков и пересечений с главной дорогой; количество поворотов; количество светофоров; средняя длина перегона; среднесуточный пробег; время в наряде; средняя эксплуатационная скорость; средняя скорость сообщения; плотность транспортного потока; количество перевезенных пассажиров.
Указанные показатели определялись из отчетных данных предприятий с использованием ЕАСУ ФХД и АСКП, паспортов маршрутов, или по результатам обследования маршрутной сети (в случае отсутствия паспортов маршрутов).
При сборе экспериментальных данных фиксировался также «возраст» автобусов в годах, пробег с начала эксплуатации в тыс. км и фактический расход топлива в л\100 км.
Итоговые значения фиксируемых параметров для маршрутов рассчитывались как среднее арифметическое от значений, полученных при каждом из обследований или данных паспорта маршрута, или принимались в абсолютном виде по данным паспорта маршрута.
На маршрутный расход топлива городских автобусов, оценивалось влияние пяти групп факторов: конструкционных (К); организационных (О); природно-климатических (КЛ); технологических (Т); эксплуатационных (Э).
Для формирования объективной картины по факторам, влияющим на маршрутный расход топлива городских автобусов, кроме их экспертизы, были построены и проанализированы однофакторные и многофакторные математические модели, с помощью которых можно оценить и выделить наиболее значимые признаки.
В четвертой главе приводятся результаты, полученные на основе теоретических и экспериментальных исследований.
Для экспертной оценки степени влияния факторов на расход топлива городских автобусов составлена специальная анкета, проведен экспертный опрос и произведена обработка его результатов.
В качестве экспертов привлекались
научно-технические и
Рис. 4. Степень влияния факторов на расход топлива |
Рис. 5. Степень влияния эксплуатационных факторов на расход топлива |
Рис. 6. Степень влияния организационных факторов на расход топлива |
Результаты ранжирования факторов были учтены при их отборе для построения однофакторных и многофакторных моделей.
Проверка значимости факторов, влияющих на маршрутный расход топлива, была продолжена и при однофакторном регрессионном анализе, в ходе которого по каждому предварительно отобранному фактору были построены модели линейного, логарифмического, полиномиального, степенного и экспоненциального видов.
С учетом результатов экспертизы
и ранее проведенных
Построение и анализ однофакторных регрессионных математических моделей маршрутного расхода топлива городскими автобусами в эксплуатации (QМТ) выявили ряд значимых факторов, определяющих величину данного расхода. К ним относятся: средняя эксплуатационная скорость (VЭ); скорость сообщения (VC); средняя длина перегона ( ); коэффициент использования пассажировместимости ( ); средняя плотность транспортного потока ( ); пробег автобусов с начала эксплуатации в тыс. км (L) и «возраст» автобусов в годах (B). В качестве примера на рис. 7 приведена зависимость маршрутного расхода топлива от средней длины перегона на маршруте.