Предмет транспортного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 15:07, реферат

Описание работы

В условиях перехода к рыночной экономике отношения, связанные с транспортом, приобретают важное значение. Отличительная особенность транспорта как отрасли материального производства заключается в том, что он не создает новых материальных ценностей и потому не увеличивает богатства общества. Его продукция - деятельность по территориальному перемещению грузов или людей.
Транспорт является связующим звеном экономики страны, охватывающим все виды общественного производства, распределения и обмена. От регулярной, четкой работы транспортных предприятий, своевременной перевозки грузов и пассажиров зависит ритмичная работа промышленности, торговли и т.д.

Файлы: 1 файл

Предмет транспортного права.docx

— 35.79 Кб (Скачать файл)

Предмет транспортного права

 

§ 1. Понятие и предмет  транспортного права 

 

В условиях перехода к рыночной экономике отношения, связанные с транспортом, приобретают  важное значение. Отличительная особенность транспорта как отрасли материального производства заключается в том, что он не создает новых материальных ценностей и потому не увеличивает богатства общества. Его продукция - деятельность по территориальному перемещению грузов или людей.

Транспорт является связующим звеном экономики  страны, охватывающим все виды общественного  производства, распределения и обмена. От регулярной, четкой работы транспортных предприятий, своевременной перевозки  грузов и пассажиров зависит ритмичная  работа промышленности, торговли и  т.д.

Для определения  предмета транспортного права необходимо выявить специфический признак  отношений, регулируемых этим правом. Так, например, в ст. 1 Устава железнодорожного транспорта установлено, что Устав регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.

Таким образом, специфическим признаком отношений  на железнодорожном транспорте является оказание услуг, связанных с перевозкой грузов, пассажиров и багажа. Но транспортное право регулирует отношения, связанные  не только с железнодорожными перевозками, но и с перевозками на других видах  транспорта. Следовательно, предметом  транспортного права являются общественные отношения между транспортными  предприятиями и клиентурой, возникающие  в связи с оказанием услуг  по использованию транспортных средств для осуществления перевозочного процесса.

Рассматривая  место транспортного права в  системе права, следует исходить из следующего.

Транспортное  право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в  связи с организацией и деятельностью  транспортных предприятий, отношения  между транспортными предприятиями  и их многочисленной клиентурой, пользующейся транспортными средствами, а также  между транспортными предприятиями  как одного, так и разных видов  транспорта. В разное время некоторые  авторы публикаций предлагали признать самостоятельными отраслями права  все транспортное право или его  отдельные части. Так, например, в отношении воздушных перевозок был сделан вывод о необходимости признать воздушное право уже на современном уровне его развития самостоятельной отраслью права*(3). Представители морского транспорта в более категоричной форме утверждали, что морское право является самостоятельной отраслью права, содержание которой определяется отношениями, складывающимися на морском транспорте и в торговом мореплавании*(4). Общепринято разграничивать отрасли права по предмету и методу правового регулирования. Как справедливо отмечает О.С. Иоффе, всякая отрасль права характеризуется двумя моментами: во-первых, определенным предметом регулирования, т.е. теми общественными отношениями, которые ею формируются, закрепляются и охраняются, и во-вторых, определенным методом регулирования, т.е. тем специфическим способом, при помощи которого законодатель на основе данной совокупности юридических норм обеспечивает нужное ему поведение людей как участников правоотношений*(5). Совершенно очевидно, что предметом правового регулирования в отдельной отрасли права должен служить однородный круг общественных отношений. Однако нередко такие однородные общественные отношения (как, например, в транспортной деятельности) складываются и развиваются под воздействием целого ряда других отраслей права: гражданского, административного, трудового и т.д. В таких случаях возникает необходимость в дополнительных мерах, позволяющих определить предмет данной отрасли права. В этом смысле наиболее важное значение имеет метод правового регулирования, под которым понимается юридическое средство воздействия, применяемое при правовом регулировании общественных отношений. Только единство предмета и метода регулирования является правильным классификационным признаком распределения норм права по отраслям. Особенностью транспортного права является то, что оно сочетает в себе властно-организационные отношения, регулируемые административным правом, и имущественные отношения, регулируемые гражданским правом. Однако такое сочетание само по себе не является достаточным основанием для выделения транспортного права в самостоятельную отрасль. Не может служить аргументом и наличие уставов и кодексов на транспорте, а также большое количество нормативного материала, регулирующего отношения на транспорте. Появление новой отрасли права возможно лишь там, где можно создать общие положения, отражающие общие принципы и методы регулирования для всех норм. Если это невозможно, то нельзя говорить о наличии самостоятельной отрасли права. Имущественные отношения, возникающие в связи с деятельностью транспортных предприятий, подчинены общим началам гражданского законодательства, а важнейший раздел транспортного права - договор перевозки представляет собой институт гражданского права. Транспортное право определяется предметом и методом, характерными в своем большинстве для гражданского, административного, трудового права, которые не отражают единых особенностей, характерных только для транспортного права. А там, где методы правового регулирования не трансформируются и не видоизменяются, еще не созрели условия для появления новой отрасли права. Все сказанное выше позволяет сделать вывод, что транспортное право, а тем более его части не являются самостоятельными отраслями права. Транспортное право представляет собой комплексную отрасль российского права. Оно регулирует разные по характеру отношения, которые возникают в процессе взаимоотношений транспортных предприятий с клиентурой, когда такие отношения нуждаются в специальном правовом регулировании из-за их особенностей. Общая цель объединения в едином комплексе транспортного права норм различных отраслей права - гражданского, административного, трудового, земельного и т.д. - состоит в регулировании деятельности различных видов транспорта как единой транспортной системы страны. Нормы транспортного права регулируют главным образом отношения между транспортными предприятиями и их клиентурой по перевозкам грузов, пассажиров, багажа, отличающиеся большим многообразием и сложностью, и поэтому изучение их в учебных заведениях выделяется в специальный самостоятельный курс. В этих взаимоотношениях (перевозчика и клиентуры) имеется ряд моментов, которые регулируются общими нормами, относящимися ко всем видам транспорта. Сюда относятся, например, заключение долгосрочных договоров, подача транспортных средств, ответственность за невыполнение обязательств, тарифы, предъявление претензий и исков и т.д. Специальные части транспортного права - железнодорожное, внутренневодное, воздушное, морское и автомобильное право - касаются конкретных вопросов, регулирующих отношения на каждом виде транспорта с учетом его специфики, например оформление транспортных документов, порядок лицензирования транспортной деятельности и т.д. 

 

§ 2. Виды транспорта. Управление транспортом 

 

Управление  транспортом имеет своей задачей  своевременно и качественно обеспечить дальнейшее развитие и совершенствование  транспорта страны, связанного с жизнедеятельностью всех отраслей экономики, и на этой основе содействовать более полному  удовлетворению материальных и культурных потребностей общества. Различают пять основных видов транспорта: железнодорожный, морской, воздушный, речной и автомобильный.

Управление  перевозочным процессом на железнодорожном  транспорте производится централизованно  и относится к исключительной компетенции ОАО "Российские железные дороги"*(6). Главными целями деятельности акционерного общества являются обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.

Для достижения целей, указанных в Уставе ОАО "Российские железные дороги"*(7), оно вправе осуществлять следующие основные виды деятельности: оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных услуг, связанных с предоставлением этой инфраструктуры; выполнение работ по эксплуатации, содержанию и ремонту инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования; перевозка пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа железнодорожным транспортом общего пользования, в том числе для государственных нужд, воинские и специальные железнодорожные перевозки; обеспечение недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащей обществу и т.д.

Основными структурными единицами ОАО являются филиалы и представительства, которые  не являются юридическими лицами и  наделяются имуществом, принадлежащим  обществу. После государственной  регистрации ОАО "Российские железные дороги" все 17 управлений железных дорог  являются его филиалами. Руководители филиалов назначаются президентом  общества и действуют на основании  выданных обществом доверенностей. Доверенности руководителям филиалов от имени общества выдает президент  общества или лицо, исполняющее его  обязанности. Министерству путей сообщения (п. 7 Положения о Министерстве) предоставлено право издавать в пределах своей компетенции, в том числе совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, приказы, указания, инструкции и другие нормативные правовые и иные акты, обязательные для исполнения всеми участниками перевозочного процесса независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности.

Таким образом, в результате реформы на железнодорожном  транспорте произошло изменение  формы собственности - железнодорожный транспорт из федеральной собственности перешел в частную собственность. При этом предполагается сохранить некоторые функции Министерства путей сообщения, которые будут осуществляться при проведении государственной политики в области железнодорожного транспорта, исходя из требований экономики, обороноспособности и безопасности страны, потребностей населения; при разработке, утверждении и надзоре над исполнением нормативных документов; при лицензировании, сертификации и стандартизации на железнодорожном транспорте в пределах своих полномочий; при руководстве мобилизационной подготовкой и гражданской обороной; при регулировании в области перевозок для государственных нужд и социально значимых перевозок пассажиров и т.д.

Морской, речной, автомобильный и воздушный  транспорт входят в транспортный комплекс, управление которым осуществляет Министерство транспорта Российской Федерации*(8).

Управление  морским, речным, автомобильным и  воздушным транспортом осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации (государственной службой  гражданской авиации, государственной  службой морского флота, государственной  службой речного флота, службой  автомобильного и городского пассажирского  транспорта)*(9). Министерство транспорта Российской Федерации в соответствии с Положением о Министерстве разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных актов, определяющих порядок функционирования транспортного комплекса, контролирует в пределах своей компетенции исполнение законодательных и иных нормативно-правовых актов, анализирует практику их применения в транспортном комплексе; согласовывает, утверждает в установленном порядке и издает обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, действующими в транспортном комплексе, правила, руководства, положения, стандарты, нормы, инструкции и другие нормативные акты, в том числе межведомственного характера, по вопросам, отнесенным к его компетенции, и дает по ним разъяснения. В качестве основных структурных единиц выступают территориальные органы Министерства транспорта - федеральные государственные унитарные предприятия и федеральные государственные учреждения (порты, аэропорты, предприятия автомобильного транспорта и т.д.). 

 

§ 3. Лицензирование транспортной деятельности 

 

Государственная программа приватизации государственных  и муниципальных предприятий  в Российской Федерации*(10) предусмотрела возможность приватизации предприятий морского, воздушного, внутренневодного и автомобильного транспорта, которая позволила физическим и юридическим лицам осуществлять предпринимательскую деятельность (перевозка грузов и пассажиров, транспортно-экспедиторские и другие виды работ). При этом особо отмечалось, что такая деятельность может осуществляться только на основании специальных разрешений (лицензий). На железнодорожном транспорте предпринимательскую деятельность можно осуществлять на основании лицензии, получаемой в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2002 г. N 383 "О лицензировании перевозочной и другой деятельности на железнодорожном транспорте"*(11). Следует отметить, что на железнодорожном транспорте подобное постановление принято впервые, с учетом того, что произошли весьма существенные изменения в структуре железнодорожного транспорта.

В соответствии с указанным постановлением лицензия на перевозки пассажиров и грузов предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению  лицензиата в порядке, предусмотренном  для переоформления лицензии. В принятом Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"*(12) было особо отмечено, что со дня его вступления в силу введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в установленный данным Законом перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, т.е. было установлено (и еще раз подтверждено - ст. 49 ГК), что любой вид деятельности, подлежащий лицензированию, может быть установлен только на федеральном уровне.

Статья 5 Закона определяет полномочия Правительства  Российской Федерации при осуществлении  лицензирования. Правительству предоставлено  право утверждать положения о  лицензировании конкретных видов деятельности; определять федеральные органы исполнительной власти, которые могут осуществлять лицензирование конкретных видов деятельности; устанавливать виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации .

В статье 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" к числу лицензируемых видов  деятельности отнесен целый ряд  видов предпринимательской деятельности, связанных с перевозкой грузов и  пассажиров.

Так, в  сфере железнодорожного транспорта обязательному лицензированию подлежат следующие виды деятельности: перевозки  железнодорожным транспортом пассажиров и багажа; перевозка железнодорожным  транспортом грузов; перевозка грузобагажа железнодорожным транспортом; деятельность по предоставлению инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования для осуществления перевозок; транспортировка грузов (перемещение груза без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей, возврата их на железнодорожные выставочные пути; деятельность по техническому обслуживанию и ремонту технических средств, используемых на железнодорожном транспорте; деятельность по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава на железнодорожном транспорте.

На морском  транспорте обязательному лицензированию подлежит деятельность, связанная с  перевозкой морским транспортом  пассажиров и грузов; сюрвейрское обслуживание морских судов в морских портах; погрузочно-разгрузочная деятельность в морских портах; деятельность по обслуживанию буксировок морским транспортом (за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

На внутренневодном (речном) транспорте обязательному  лицензированию подлежит деятельность, связанная с перевозкой внутренним водным транспортом пассажиров и  грузов; погрузочно-разгрузочной деятельностью  на внутреннем водном транспорте.

На воздушном  транспорте лицензированию подлежит деятельность, связанная с перевозкой грузов и  пассажиров; деятельность по техническому обслуживанию воздушных судов; деятельность по ремонту воздушных судов; деятельность по применению авиации в отраслях экономики.

На автомобильном  транспорте обязательному лицензированию подлежат перевозки пассажиров автомобильным  транспортом, оборудованным для  перевозок более восьми человек (за исключением случаев, когда указанная  деятельность осуществляется для обеспечения  собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом; перевозки грузов емкостью свыше 3,5 тонны (за исключением случаев, когда  указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Руководствуясь  полномочиями, предоставленными ему  Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" (как ранее действующим, так и  нынешним), Правительство Российской Федерации утвердило на каждом виде транспорта положения о лицензировании конкретных видов деятельности.

В соответствии с постановлением Правительства  Российской Федерации от 5 июня 2002 г. N 383 для осуществления предпринимательской  деятельности на железнодорожном транспорте и, соответственно, получения лицензии следует соблюсти следующие требования: соблюдение требований нормативно-правовых актов Российской Федерации, отраслевых стандартов и иных нормативных технических  документов, устанавливающих правила  перевозок грузов, пассажиров, и  требования по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте; соответствие подвижного состава, железнодорожных станций, других зданий и сооружений, оборудования и устройств, используемых при перевозках грузов и пассажиров, а также технологических процессов установленным техническим нормам и правилам в области железнодорожного транспорта; наличие работников, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям; предоставление пассажирам информации о режиме работы лицензиата, месте его нахождения, наличии лицензии и сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации; осуществление перевозок пассажиров в соответствии с нормами и правилами, установленными на железнодорожном транспорте; наличие в штате лицензиата лиц, ответственных за перевозки грузов и пассажиров, имеющих высшее или среднее специальное образование и стаж работы в этой области не менее 5 лет за последующие 10 лет трудовой деятельности.

Информация о работе Предмет транспортного права