Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 14:41, контрольная работа
Одним из направлений повышения надёжности и ресурса вращающихся машин является применение бесконтактных опор различных конструкций, обеспечивающих вращение и стабилизацию пространственного положения роторов без непосредственного контакта металлических частей. Отсутствие контакта на рабочих режимах, а следовательно, контактного трения, отсутствие необходимости в смазке, возможность обеспечения высоких частот вращения, минимум потерь, относительная простота и малый вес конструкции делают такие опоры весьма привлекательными для тех отраслей техники, где требуется продолжительная и надёжная работа без обслуживания, лёгкость и компактность.
1. Проблемы создания
1.1. Виды высокооборотных машин
(ВСУ, шиндели токарных
Одним из направлений повышения надёжности и ресурса вращающихся машин является применение бесконтактных опор различных конструкций, обеспечивающих вращение и стабилизацию пространственного положения роторов без непосредственного контакта металлических частей. Отсутствие контакта на рабочих режимах, а следовательно, контактного трения, отсутствие необходимости в смазке, возможность обеспечения высоких частот вращения, минимум потерь, относительная простота и малый вес конструкции делают такие опоры весьма привлекательными для тех отраслей техники, где требуется продолжительная и надёжная работа без обслуживания, лёгкость и компактность.
Создание таких подшипников
позволит радикально упростить трансмиссии
ряда устройств (ГТД, компрессоров, насосов,
вентиляторов), исключив систему смазки
(экологический и
Таблица 1. Сравнительная характеристика исполнения опор ГТД.
Параметры сравнения |
Главные опоры ГТД | |
На базе шариковых и роликовых подшипников |
На базе газостатических автоматически управляемых подшипников | |
Наличие зон трения |
Трение качения и как |
Отсутствует |
Потребность смазки трущихся поверхностей |
Предусмотрены системы смазки маслом трущихся поверхностей и отвода тепловыделения из зон трения, с последующим охлаждением масла топливом, что приводит к его перегреву. |
Отсутствует |
Ограничения по температуре в зонах трения |
Не более (150… 200)°С |
Не более (800… 900)°С |
Ресурс ГТД |
Ограничен по подшипникам |
Нет ограничения по ГСП ГТД |
Сравнительная масса главных опор ГТД с присоединенными системами обеспечения их работаспособности |
До 30% от массы снаряженного для эксплуатации ГТД |
Не более (5… 6)% от массы снаряженного для эксплуатации ГТД |
Надежность ГТД |
0.999 |
0.99999 |
Относительная стоимость главных опор ГТД с системами обеспечения их работоспособности от цены снаряженного для эксплуатации ГТД |
Более 20% серийных образцов ГТД |
Не более 5% серийных образцов ГТД |
Общий кпд ГТД |
Уменьшается по ресурсу из-за износа подшипников |
Стабилен по ресурсу |
Перспективы совершенствования ГТД за счет увеличения частоты вращения роторов ГТД |
Ограниченна подшипниками качения |
Ограничений нет, за счет увеличения частоты вращения роторов ГТД возможно уменьшение габаритных размеров ГТД пропорционально (n2/n1)2, массы ГТД пропорционально (n2/n1)3, где n1- частота вращения базового ГТД , n2 – перспективного ГТД |
Ожидается снижение стоимости конструкции и снижение стоимости эксплуатации, а также увеличение КПД устройств за счёт исключения отбора мощности на систему смазки. В настоящее время на опоры приходится от 20 до 30% стоимости ГТД. Невозможность увеличить грузоподъемность газодинамического подшипника ограничивает единичную мощность газотурбинных энергоблоков, что влияет на их стоимость. Переход на ГСП с САУ на СПР позволит сделать кластеры выгоднее газопоршневых машин.
Воздушные турбохолодильные агрегаты (ТХА)
Обострение экологической
|
Рис. 1. Турбохолодильные агрегаты. |
ТХА предназначены для работы:
в системах шоковой заморозки рыбы, морепродуктов, мясных полуфабрикатов, овощей и фруктов, закалки мороженого;
в технологических линиях низкотемпературной переработки резины, шин, пластмасс, минерального сырья и т. п.;
в составе установок переработки попутных и факельных газов и установок низкотемпературной очистки опасных газовых выбросов.
Также могут использоваться для:
комплектации
охлаждения низкотемпературных хладоносителей;
заморозки эвтектических аккумуляторов холода.
Одновременно с холодом установки производят высокопотенциальное тепло, которое можно использовать в производственных целях. Установки работают по открытому холодильному циклу с расширением воздуха в турбохолодильных агрегатах.
Турбодетандерные агрегаты на газостатических опорах
Этот тип турбоагрегатов используется
в установках разделения воздуха. Особенностью
турбоагрегата является то, что вместо
масляной системы смазки подшипников
используется рабочий газ . Такая
конструкция имеет ряд
Таблица 2. Турбодетандеры с подшипниками на газовой смазке.
ДТ-1.1/0.4-A |
ДТ-2.6/0.4-A |
ДТГ-0.6/2-A |
ДТГ-0.6/11-A | |
I ступень |
II ступень | |||
Рабочий газ |
Воздух |
Гелий |
Гелий | |
Расход газа, кг/ч |
||||
|
1500 |
2386 |
634 |
634 |
|
950 |
1510 |
965 |
425 |
Давление газа, МПа Детандер |
||||
|
0.433 |
0.418 |
2.03 |
1.13 |
|
0.126 |
0.134 |
1.44 |
0.33 |
Компрессор |
||||
|
0.1 |
0.1 |
1.44 |
0.33 |
|
0.14 |
0.14 |
1.47 |
0.34 |
Температура газа на входе, К |
||||
|
122 |
113 |
95 |
26.8 |
|
277 |
293 |
323 |
323 |
Изоэнтропийный КПД , % |
75 |
80 | ||
|
82 |
83 | ||
|
65 |
73 | ||
Максимальная мощность (холодопроизводительность) , кВт |
12 |
16.7 |
8.4 |
7.1 |
Габаритные размеры, м |
2.12x1.07x2.26 |
2.12x1.07x2.26 |
0.4x0.45x0.9 |
0.4x0.45x0.9 |
Масса агрегата, кг |
1200 |
1200 |
150 |
150 |
Наружный диаметр рабочего колеса, мм |
||||
|
95 |
125 |
45 |
36 |
|
125 |
160 |
44 |
52 |
Таблица 3. Технические характеристики стандартных детандеров.
Низкое давление |
Среднее давление | ||||
ДТК 16/0.8 |
ДТК 10/0.86 |
ДТК 24/0.9 |
ДТК 30/0.9 |
ДТК 43/5 | |
Рабочий газ |
Воздух |
Воздух | |||
Расход газа, кг/ч |
|||||
|
15100 |
9895 |
22900 |
30500 |
44300 |
|
15250 |
10000 |
23150 |
30800 |
58000 |
Давление газа, МПа Детандер |
|||||
|
0.85 |
0.88 |
0.87 |
0.85 |
5.0 |
|
0.13 |
0.14 |
0.136 |
0.136 |
0.6 |
Компрессор |
|||||
|
0.58 |
0.59 |
0.59 |
0.57 |
3.6 |
|
0.87 |
0.9 |
0.89 |
0.87 |
5.1 |
Температура газа на входе, К |
|||||
|
165 |
179 |
174 |
175 |
190 |
|
288 |
288 |
290 |
290 |
313 |
Изоэнтропийный КПД , % |
|||||
|
85 |
85 |
88 |
88 |
85 |
|
76 |
75 |
72 |
78 |
75 |
Максимальная мощность (холодопроизводительность) , кВт |
209 |
163 |
420 |
514 |
765 |
Габаритные размеры, м |
2.9x2.9x2.1 |
2.9x2.9x2.1 |
3.1x3.0x2.18 |
3.1x2.9x2.18 |
2.9x2.9x2.1 |
Масса агрегата, кг |
3000 |
3000 |
4000 |
4300 |
3000 |
Наружный диаметр рабочего колеса, мм |
|||||
|
190 |
190 |
220 |
250 |
160 |
|
215 |
205 |
238 |
275 |
170 |
Рис.2. Турбодетандер компрессорный агрегат.
Воздушная опора для центробежно-ударных дробилок
Центробежно-ударные дробилки (по западной терминологии – дробилки с вертикальным валом) находят все большее применение в процессах дробления и измельчения рудных и нерудных материалов, они имеют большой КПД и высокий коэффициент измельчения. Проблема обеспечения приемлемого ресурса подшипниковых узлов дробилки до сих пор не имеет удовлетворительного решения в рамках традиционных схем механического привода с фиксированной подшипниками осью. В дробилках на подшипниковой опоре крупность кусков исходного материала ограничена размером 40 мм, диаметр ускорителя не превышает одного метра, а максимальная частота вращения ускорителя составляет 1500 об/мин, ограничивая линейную скорость измельчаемого материала на выходе из ускорителя значениями 60–70 м/с для максимальных типоразмеров дробилок.
При таких ограничениях область применения ударной дезинтеграции сводится, в основном, к получению кубовидного щебня, а измельчение руды до крупности ниже 5–10 мм становится неэффективным вследствие низкого коэффициента измельчения и высокой степени возврата на додрабливание. Поэтому центробежные дробилки на традиционных подшипниковых опорах не могут составить серьезную конкуренцию конусным дробилкам мелкого дробления и стержневым мельницам в существующих схемах рудоподготовки.
Для преодоления этого ограничения были разработаны дробилки на воздушных опорах (рис. 3). В существующих конструкциях компенсация внешних возмущений и вибраций происходит за счет гироскопического момента дробилки.
Рис. 3. Центробежно-ударная дробилка на воздушной опоре. 1 – Статор; 2 – ротор; 3 – карданный вал; 4 – электродвигатель; 5 – воздушный вентилятор; 6 – вал; 7 – ускоритель; 8 – концевая лопатка ускорителя; 9 – камера измельчения; 10 – предохранительный узел на случай аварийного отключения воздуха; 11 – крышка опорной части; 12 – патрубок для выгрузки дроблённого продукта; 13 – центробежная муфта; 14 – пыльник |
Таким образом, можно скомпенсировать
дисбаланс масс около 3 кг при массе
вращающегося узла около 1 т и его
диаметре 1,25 мм. Величина воздушного зазора
при этом составляет около 2 мм. Взаимодействие
внешних воздействий и