Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 15:54, контрольная работа
Рассчитать механизм подъема груза электрического мостового крана грузоподъемностью Q =10 т. Скорость подъема груза Vг=0,2 м/с. Высота подъема груза Н=12 м. ПВ=60%
1 Расчёт механизма подъёма груза
Расчёт ведём согласно [1].
Рассчитать механизм подъема груза электрического мостового крана грузоподъемностью Q =10 т. Скорость подъема груза Vг=0,2 м/с. Высота подъема груза Н=12 м. ПВ=60%
Выбор кинематической схемы.
Рисунок 1.1 – Кинематическая схема механизма подъёма груза.
1-вал электродвигателя; 2-муфта; 3-тормоз; 4- редуктор; 5-сферический подшипник; 6-ось; 7-барабан.
Все передачи помещены в редуктор. Соединение вала этого редуктора с барабаном осуществляется при помощи специальной зубчатой муфты. При серийном производстве кранов такая схема позволяет производить блочную сборку узлов тележки, используя типовые редукторы и узлы, что значительно упрощает изготовление и сборку механизмов на заводе. Недостаток этой схемы – малая доступность для осмотра узла соединения редуктора с барабаном.
Принимаем, согласно [1], механизм подъёма со сдвоенным двукратным полиспастом.
Усилие в канате, набегающем на барабан:
, (1)
где Q – номинальная грузоподъёмность крана, согласно заданию
Q = 10000 кг;
z – число полиспастов в системе
un – кратность полиспаста, согласно таблице 2.2 принимаем un = 2;
hо – общий коэффициент полезного действия полиспаста и обводных блоков:
, (2)
где hn – коэффициент полезного действия полиспаста, предназначенного для выигрыша в силе (концевая ветвь сбегает с подвижного блока), определяется по формуле (2.3):
, (3)
где hбл – коэффициент полезного действия одного блока, согласно таблице 2.1 при плохой смазке и на подшипниках качения hбл = 0,97.
,
.
hоб – коэффициент полезного действия обводных блоков, hоб = 0,96.
Н.
Расчётное разрывное усилие в канате при максимальной нагрузке на канат Fк = Fб = 24773 Н и определяется по формуле (2.6):
, (4)
где Fк – наибольшее натяжение в канате (без учёта динамических нагрузок), Fк = 24773 Н;
к – коэффициент запаса прочности, принимаем, для лёгкого режима работы (4М), по таблице 2.2 к = 6.
H
С учётом данных таблицы 2.5 по ГОСТ 2688 – 80 выбираем канат двойной свивки типа ЛК- 0 конструкции диаметром d=16,5 мм (рисунок 1.1), имеющий при маркировочной группе проволок 1764 МПа разрывное усилие F=152000Н.
Канат согласно таблицы 2.4 имеет обозначение:
Канат 16,5 – Г –1 – Н – 1764 ГОСТ 2688 – 69.
Рисунок 1.2 – Канат типа ЛК-Р
Канат грузовой, первой марки, из проволоки без покрытия, правой крестовой свивки, нераскручивающийся.
Фактический коэффициент запаса прочности каната определяется по формуле (2.6):
.
Требуемый диаметр барабана по средней линии навитого стального каната определяется по формуле (2.9):
, (5)
где d – диаметр каната, d = 18 мм;
l – коэффициент, зависящий от типа машины, привода механизма и режима работы механизма, принимаем по таблице 2.7 l = 25.
мм.
Принимаем диаметр барабана D = 450 мм.
Рисунок 1.3 – Профиль канавок на барабане
Длина каната, навиваемого на барабан с одного полиспаста, определяется по формуле (2.10):
, (6)
где Н – высота подъёма груза, согласно заданию Н = 12 м;
z1 – число запасных (неиспользуемых витков на барабане до места крепления), принимаем z1 = 2;
z2 – число витков каната, находящихся под зажимным устройством на барабане, принимаем z2 = 3.
м.
Рабочая длина барабана для навивки каната с одного полиспаста определяется по формуле (2.11):
, (7)
где t – шаг витка, принимаем t = d = 0,019 м (гладкий барабан);
m – число слоёв навивки, принимаем m =1;
j - коэффициент неплотности навивки, для гладкого барабана принимаем j = 1.
м.
Расстояние между правой и левой нарезками на барабане l=b=0.2 м, найдем полную длину барабана
, (8)
м.
Минимальная толщина стенки литого чугунного барабана определяется по формуле (2.18):
(9)
мм.
Принимаем мм.
Принимаем материал для барабана – чугун СЧ 15: (
Напряжение сжатия (МПа) в стенке барабана определяется по формуле (2.16):
(10)
МПа
Статическую мощность двигателя определим по формуле (2.31):
, (11)
где vг – скорость подъёма груза, согласно заданию vг = 0,2 м/с;
h - коэффициент полезного действия механизма подъёма, для зубчатой цилиндрической передачи по таблице 1.18 принимаем h = 0,8.
кВт.
С учётом того, что номинальная мощность двигателя принимается равной или несколько меньшей статической мощности из таблицы III.3.5 выбираем крановый электродвигатель с асинхронные марки MTF412-6 (рисунок 1.3), имеющий номинальную мощность Pном = 25 кВт и частоту вращения n = 975 мин-1. Момент инерции ротора Iр = 0,675 кг м2.
Рисунок 1.4 – Двигатель серии MTF
Частоту вращения барабана определяем по формуле (2.35):
, (12)
мин–1.
Передаточное число привода определяется по формуле (2.36):
, (13)
.
Расчётная мощность редуктора определяется по формуле (1.101):
, (14)
где кр – коэффициент, учитывающий условия работы редуктора, согласно таблице 1.33 для ниже принятого редуктора, при лёгком и спокойном режиме работы кр = 1.
кВт.
Из таблицы III.4.2 по передаточному числу и мощности выбираем редуктор цилиндрический, двухступенчатый, горизонтальный, крановый, типоразмера Ц2–400 (рисунок 1.4) с передаточным числом 50 и мощностью на валу, при тяжелом режиме работы, Р = 29,2 кВт.
Рисунок 1.5 – Редуктор типа Ц2
Момент статического сопротивления на валу двигателя в период пуска найдём согласно формуле (1.27):
,
где hб – коэффициенты полезного действия барабана, принимаем по таблице 1.18 hб = 0,9;
hпр – коэффициент полезного действия привода барабана, согласно таблице 5.1 hпр = 0,94.
Нм.
Номинальный момент, передаваемой муфтой, принимается равный моменту статических сопротивлений Н м.
Номинальный момент (Н м) на валу двигателя определяется по формуле (1.33):
,
Н м.
Расчётный момент для выбора соединительной муфты определяется по формуле (1.103):
,
где к1 – коэффициент, учитывающий степень ответственности механизма, согласно таблице 1.35 к1 = 1,3;
к2 – коэффициент, учитывающий режимы работы механизма, по таблице 1.35 принимаем для лёгкого режима работы к2 = 1,5.
, Н м.
По таблице III.5.8 выбираем ближайшую по требуемому крутящему моменту зубчатую муфту № 1 (рисунок 1.5) с тормозным шкивом диаметром Dт = 200 мм и наибольшим передаваемым крутящим моментом Т = 700 Н м. Момент инерции муфты Iм = 0,1 кг м2.
Рисунок 1.6 – Муфта зубчатая
Момент инерции ротора двигателя и муфты определим по формуле:
,
кг м2.
Средний пусковой момент двигателя определяется по формуле (1.89):
,
где ymax – максимальная кратность пускового момента электродвигателя, определяется по формуле:
,
.
ymin – минимальная кратность пускового момента электродвигателя, принимаем ymin = 1,4.
, Н м.
Время (с) пуска при подъёме груза определяется по формуле (1.67):
, (21)
где d - коэффициент, учитывающий влияние вращающихся масс привода механизма (кроме ротора электродвигателя и муфты), принимаем d = 1,1.
с.
Фактическая частота вращения барабана определяется по формуле (2.36) или аналогично формуле (13):
,
мин –1.
Фактическая скорость подъёма груза определяется по формуле (2.35):
,
м/с.
Эта скорость отличается от заданного значения vг = 0,2 м/с на 10 %, что допустимо.
Ускорение груза, при пуске электродвигателя, определяется по формуле (1.80):
,
м/с2.
Поскольку график действительной загрузки механизма подъёма не задан, то мы воспользуемся усреднённым графиком использования механизма по грузоподъёмности (рисунок 1.1, а) [1], построенным на основе опыта эксплуатации кранов.
Согласно графику и заданному режиму работы, за время цикла (подъёма и опускания груза) механизм будет работать с:
Определим моменты, развиваемые двигателем, и время его пуска при подъёме и опускании груза в различные периоды работы механизма. И занесём полученные результаты в таблицу 1.
Расчёт приводим для груза Q = 10000 кг.
Натяжение каната у барабана при опускании груза определим по формуле:
,
Н м.
Момент при опускании груза определим по формуле (1.28):
,
Н м.
Время пуска при опускании груза определим по формуле (1.67):
, (26)
с.
Таблица 1.1 – Моменты, развиваемые двигателем, и время его пуска
Параметры |
Обозначения |
Единицы измерения |
Результаты расчётов, при массе груза, кг | |||
10000 |
5000 |
2000 |
500 | |||
КПД |
h |
– |
0,8 |
0,7 |
0,6 |
0,5 |
Натяжение каната у барабана при подъёме груза |
Fб |
Н |
24773 |
17517 |
8176 |
2425,5 |
Момент при подъёме груза |
Тс |
Н м |
496,5 |
182,9 |
85,4 |
25,3 |
Время пуска при подъёме груза |
tn |
С |
1,5 |
0,9 |
0,39 |
0,2 |
Натяжение каната у барабана при опускании груза |
Fcоn |
Н |
24729,8 |
12139,8 |
4855,9 |
1213,9 |
Момент при опускании груза |
Тсоn |
Н м |
168,1 |
118,8 |
55,5 |
16,5 |
Время пуска при опускании груза |
tоn |
С |
0,12 |
0,16 |
0,19 |
0,21 |
В таблице 1 избыточный момент при опускании груза – сумма среднего пускового момента двигателя и момента статических сопротивлений механизма при опускании груза.
Проверка двигателя на нагрев. Во избежание перегрева электродвигателя необходимо, чтобы развиваемая двигателем среднеквадратичная мощность Pср удовлетворяла условию Pср ≤ Рном.
Средняя высота подъёма груза составляет 0,5…0,8 номинальной заданной высоты Н = 12 м, т. е.
Тогда время установившегося движения определим по формуле:
,
с.
Сумма времени пуска при подъёме и опускании груза за цикл работы
Общее время включений двигателя за цикл определяется по формуле:
,
с.
Среднеквадратичный момент определим по формуле (1.93):
,
Н м.
Среднеквадратичная мощность двигателя определяется по формуле (1.92) или по формуле (16):
кВт.
Т. к. Рср < Рном (17,6 кВт < 25,5 кВт), то, следовательно, перегрева двигателя не будет.
Момент статического сопротивления на валу двигателя при торможении механизма определяется по формуле (1.27) или по формуле (25):
Н м.
Необходимый по нормам Госгортехнадзора момент (Н м), развиваемый тормозом, определяется по формуле (2.38):
,
где кт – коэффициент запаса торможения, согласно таблице 2.9 принимаем кт = 1,75.
Н м.
Из таблицы III.5.13 выбираем тормоз ТКГ – 300 (рисунок 1.6) с тормозным моментом Н м, диаметром тормозного шкива Dт = 700 мм. Регулировкой можно получить требуемый тормозной момент Н м.
Рисунок 1.7 - тормоз типа ТКГ
По следующей формуле (1.68) определим время торможения при опускании груза (при подъёме груза это время будет меньше, т. к. в этом случае момент от веса груза и тормозной момент действуют в одном направлении):
,
с.
Из таблицы 1.22, для среднего режима работы, находим путь торможения механизма подъёма груза:
,
м.
Время торможения в предположении, что скорости подъёма и опускания груза определяем по формуле (1.75):
,