РАЗРАБОТКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СВОЙСТВ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ АВТОБУСА ПАЗ 3205
Тормозная система
Тормозная система предназначена для замедления автомобиля или для его полной остановки и состоит из ряда деталей и компонентов. Среди них можно отметить: тормозные колодки, диски, барабаны, цилиндры, а также все приводы тормозов. На всех современных автомобилях нашли применение фрикционные тормоза, которые основываются на принципе применения силы трения неподвижной детали о подвижную (например, колодки трутся об барабан или тормозной диск). Также тормоза необходимы чтобы удерживать транспортного средства в неподвижном состоянии, например на склоне. Тормозную систему автомобиля можно разделить на две: рабочую (для снижения скорости или для останова машины) и стояночную (для удержания автомобиля на неровной поверхности).
ТРЕБОВАНИЯ К ТОРМОЗНЫМ СИСТЕМАМ
Требования к тормозным системам регламентируются Правилами № 13 ЕЭК ООН, применяемыми в России. Рассмотрим указанные требования.
- минимальный тормозной путь или максимальное установившееся замедление в соответствии с требованиями ГОСТ для пассажирских автомобилей категорий М1, М2, М3 и грузовых автомобилей категорий N1, N2,
N3 в зависимости от типа испытаний (ноль; I; II);
- сохранение устойчивости при торможении (критериями устойчивости служат линейное отклонение, угловое отклонение, угол складывания автопоезда);
- стабильность тормозных свойств при неоднократных торможениях;
- минимальное время срабатывания тормозного привода;
- силовое следящее действие тормозного привода, т. е. пропорциональность между усилием на педали и приводным моментом;
- малая работа управления тормозными системами – усилие на тормозной педали в зависимости от назначения автотранспортного средства должно лежать в пределах 500…700 Н (нижний предел для легковых автомобилей), ход тормозной педали 80…180 мм;
- отсутствие органолептических явлений (слуховых, обонятельных);
- надежность всех элементов тормозных систем; основные элементы должны иметь гарантированную прочность, не должны выходить из строя на протяжении гарантированного ресурса; должна быть также предусмотрена сигнализация, оповещающая водителя о неисправности тормозной системы.
ТОРМОЗНЫЕ СИСТЕМЫ НАЗНАЧЕНИЕ И ТИПЫ
На современных автомобилях в целях обеспечения безопасности движения устанавливают несколько тормозных систем, выполняющих различное назначение. По этому признаку тормозные системы подразделяют на:
ТИПЫ ТОРМОЗНЫХ СИСТЕМ
ТИПЫ ТОРМОЗНЫХ МЕХАНИЗМОВ
- при повышении температуры характеристики дисковых тормозов довольно стабильны, тогда как у барабанных снижается эффективность
- температурная стойкость дисков выше, в частности, из-за того, что они лучше охлаждаются
- более высокая эффективность торможения позволяет уменьшить тормозной путь
- меньшие вес и размеры
- повышается чувствительность тормозов
- время срабатывания уменьшается
- изношенные колодки просто заменить, на барабанных приходится предпринимать усилия на подгонку колодок чтобы одеть барабаны
- около 70% кинетической энергии автомобиля гасится передними тормозами, задние дисковые тормоза позволяют снизить нагрузку на передние диски
- температурные расширения не влияют на качество прилегания тормозных поверхностей.
- низкая стоимость, простота производства;
- обладают эффектом механического самоусиления. Благодаря тому, что нижние части колодок связаны друг с другом, трение о барабан передней колодки усиливает прижатие к нему задней колодки. Этот эффект способствует многократному увеличению тормозного усилия, передаваемого водителем, и быстро повышает тормозящее действие при усилении давления на педаль.
АНАЛИЗ КОНСТРУКЦИЙ ДИСКОВЫХ И БАРАБАННЫХ ТОРМОЗНЫХ МЕХАНИЗМОВ
Преимущества барабанных тормозов:
Преимущества дисковых тормозов:
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА
- Гидравлический привод - является основным типом привода в рабочей тормозной системе.
- Конструкция гидравлического привода включает:
- Тормозная педаль - передает усилие от ноги водителя на главный тормозной цилиндр.
- Усилитель тормозов - создает дополнительное усилие, передаваемое от педали тормоза. Наибольшее применение на автомобилях нашел вакуумный усилитель тормозов.
- Главный тормозной цилиндр - создает давление тормозной жидкости и нагнетает ее к тормозным цилиндрам.
- Колесный цилиндр - обеспечивает срабатывание тормозного механизма, т.е. прижатие тормозных колодок к тормозному диску (барабану).
- шланги и трубопроводы.
СХЕМА КОМПОНОВКИ ГИДРОПРИВОДА
- 1 - главный тормозной цилиндр с вакуумным усилителем;
- 2 - регулятор давления жидкости в задних тормозных механизмах;
- 3-4 - рабочие контуры.
- 2 + 2 тормозных механизма, подключенных параллельно (передние + задние);
- 2 + 2 тормозных механизма, подключенных диагонально (правый передний + левый задний и т. д.);
- 4 + 2 тормозных механизма (в один контур подключены тормозные механизмы всех колес, а в другой только два передних).
Пневматическая тормозная
система
Основные
компоненты пневматической системы
Простейшая пневматическая
тормозная система состоит из
5 узлов:
1. Компрессор
с регулятором (говернером);
2. Ресивер
3. Клапан
с педальным управлением, который
выпускает воздух из ресивера
при торможении;
4. Тормозные
камеры и регуляторы, которые
передают усилие сжатого воздуха
на тормоза;
5. Тормозные
накладки и тормозные барабаны.
Схема компоновки пневмопривода
1- компрессор, 2- педаль
тормоза с ножным клапаном,
3- ресивер, 4 - передняя тормозная
камера, 5 - задняя тормозная
камера
АНТИБЛОКИРОВОЧНАЯ СИСТЕМА (ABS)
Антиблокировочная система служит для устранения блокировки колес автомобиля при торможении. Система автоматически регулирует тормозной момент и обеспечивает одновременное торможение всех колес автомобиля.
Наибольший эффект от применения АБС получается на скользкой дороге, когда тормозной путь автомобиля уменьшается на 10...
15 %. На сухой асфальтобетонной дороге такого сокращения тормозного пути автомобиля может и не быть.
Коэффициент сцепления колес с дорогой зависит от состояния поверхности дороги и рада других факторов. Так, например, на значение коэффициента сцепления влияют скорость колеса при торможении и свойства шины колеса.
АБС поддерживает в процессе торможения относительное скольжение колес близким и обеспечивает высокую эффективность и необходимую безопасность торможения автомобиля, что достигается автоматическим регулированием тормозного момента, подводимого к колесам при торможении.
Существуют различные типы АБС по способу регулирования тормозного момента. На автомобилях широкое применение получили АБС, регулирующие тормозной момент по замедлению тормозящего колеса.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ АВТОБУСА ПАЗ 3205
На автомобиле устанавливаем тормозную систему, отвечающую требованиям ГОСТ Р 51709—2001 и международным правилам (Правила №13 ЕЭК ООН).
Выбираем дисковый тормозной механизм с фиксированной скобой. Применение тормозных механизмов объясняется следующими преимуществами такой конструкции:
Дисковым тормозом с зафиксированной скобой обеспечивается большое приводное усилие и повышенная жесткость.
ПРЕИМУЩЕСТВА ДИСКОВЫХ ТОРМОЗОВ
Дисковые тормозные механизмы имеют следующее преимущество перед колодочными:
- Меньшие зазоры между дисками и колодками в незаторможенном состоянии (0,005…0,1 мм) и ход колодки, что позволяет повысит быстродействие и передаточное число тормозного привода;
- Меньшую массу и габариты;
- Более равномерное изнашивание фрикционных материалов, так как распределяется равномерно давление по поверхности пары трения диск – колодка;
- Больший тормозной момент, развиваемый за счет уравновешивание сил, действующих со стороны колодок на диск;
- Возможность обеспечения эффективного теплоотвода от трущихся элементов;
- Большую стабильность развиваемого тормозного момента