Разработка технологического процесса ремонта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 22:33, контрольная работа

Описание работы

Исходные данные (вариант задания)
1) Наименование агрегата, узла: вал карданный 5320-2201011
2) Вид ремонта: текущий ремонт вала карданного с дефектацией и заменой крестовины
3) Пронормировать операции: разборочные, сборочные, дефектацию
3) Оформить: КЭ, МК. ОК на операцию дефектации крестовины

Содержание работы

Введение..................................................................................................................... 52
1 Разработка технологического процесса ремонта............................................... 55
1.1 Техническая характеристика карданной передачи
автомобиля КамАЗ-5320................................................................................ 55
1.2 Дефекты карданных валов и способы их устранения ............................... 60
1.3 Разработка технологического маршрута ремонта карданного
вала................................................................................................................... 63
1.4 Выбор средств технологического оснащения............................................. 65
2 Нормирование операций технологического процесса ремонта ....................... 65
2.1 Расчет норм времени на выполнение операций.......................................... 65
2.2 Порядок оформления технологических документов.................................. 67
Заключение................................................................................................................. 68
Список литературы ................................................................................................... 69

Файлы: 1 файл

кардан.pdf

— 1.76 Мб (Скачать файл)
Page 1
49
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Page 2

50
РЯЗАНСКОЕ ВЫСШЕЕ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНОЕ
КОМАНДНОЕ УЧИЛИЩЕ (ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ)
им. ГЕНЕРАЛА АРМИИ В. Ф. МАРГЕЛОВА
Факультет «Коммуникации и автомобильный транспорт»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ, РЕМОНТА И ДИАГНОСТИКИ АВТОМОБИЛЕЙ»
Тема: «РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА РЕМОНТА»
Вариант ____
Выполнил: студент ________________
______группы
курса
«___»
20
г.
Проверил: преподаватель
.
«___»
20
г.

Page 3

51
РЯЗАНСКОЕ ВЫСШЕЕ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНОЕ
КОМАНДНОЕ УЧИЛИЩЕ (ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ)
им. ГЕНЕРАЛА АРМИИ В. Ф. МАРГЕЛОВА
Факультет «Коммуникации и автомобильный транспорт»
З А Д А Н И Е
по дисциплине «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ, РЕМОНТА И ДИАГНОСТИКИ АВТОМОБИЛЕЙ»
1 Тема: «РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА РЕМОНТА»
2 Срок сдачи работы
«___»
20
г.
3 Исходные данные (вариант задания)
1) Наименование агрегата, узла: вал карданный 5320-2201011
2) Вид ремонта: текущий ремонт вала карданного с дефектацией и
заменой крестовины
3) Пронормировать операции: разборочные, сборочные, дефектацию
3) Оформить: КЭ, МК. ОК на операцию дефектации крестовины
Задание выдал
«___»
20
г.
Преподаватель
Задание принял к исполнению
«___»
20
г.
Студент ________________
______группы
курса

Page 4

52
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..................................................................................................................... 52
1 Разработка технологического процесса ремонта............................................... 55
1.1 Техническая характеристика карданной передачи
автомобиля КамАЗ-5320................................................................................ 55
1.2 Дефекты карданных валов и способы их устранения ............................... 60
1.3 Разработка технологического маршрута ремонта карданного
вала................................................................................................................... 63
1.4 Выбор средств технологического оснащения............................................. 65
2 Нормирование операций технологического процесса ремонта ....................... 65
2.1 Расчет норм времени на выполнение операций.......................................... 65
2.2 Порядок оформления технологических документов.................................. 67
Заключение................................................................................................................. 68
Список литературы ................................................................................................... 69

Page 5

53
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время Камский автомобильный завод выпускает семейство
грузовых автомобилей, базовым для которого является автомобиль-тягач
КамАЗ-5320.
Автомобили этого семейства имеют общетранспортное назначение и мо-
гут эксплуатироваться на дорогах всех категорий с учетом разрешенной осевой
нагрузкой до 6000-8000 кгс (60-80 кН) и на грунтовых проселочных дорогах,
кроме периодов снежных заносов и дорожной распутицы. У всех этих машин
одинаковая общая компоновка, при которой откидная кабина размещается над
двигателем, и колесная формула 6×4.
Автомобиль-тягач КамАЗ-5320 оборудован трехместной кабиной, метал-
лической грузовой платформой, тентом на съемном металлическом каркасе.
Масса перевозимого груза 8000 кг. Он предназначен для работы с прицепом
ГКБ-8350, полная масса которого составляет 11 500 кг, а масса перевозимого
груза – 8 000 кг. Габаритные и некоторые компоновочные размеры автомоби-
ля- тягача КамАЗ-5320 приведены на рисунке 1.
На автомобиле КамАЗ-5320 установлен v-образный восьмицилиндровый
четырехтактный дизель модели 740 мощностью 240 л.с. (155 кВт) при
2600 об/мин, развивающий максимальный крутящий момент 650 Н·м при 1400-
1700 об/мин. Трансмиссия механическая, многоступенчатая.В трансмиссии при-
менена пятиступенчатая коробка передач с двухступенчатым делителем передач,
что обеспечивает получение десяти передач для движения вперед и двух передач
для движения задним ходом.
В ведущих среднем и заднем мостах применена двойная главная передача,
состоящая из пары конических и пары цилиндрических шестерен. В приводе к
колесам ведущих мостов за главными передачами установлены обычные кони-
ческие межколесные дифференциалы.
Особенностью привода к ведущим мостам является наличие межосевого
конического дифференциала с принудительной блокировкой, обеспечивающего
малое сопротивление при движении в хороших дорожных условиях без блоки-
ровки дифференциала, возможность получения максимального тягового усилия
в тяжелых дорожных условиях при блокировке дифференциала.
Изм.Лист № докум.
Подп. Дата
КР110ПСД 00.00.000 ПЗ
Разраб. Иванов
8.12.08
Лит.
Лист
Листов
Пров.
Авраменко
27.12.0
У
4
»
Н.контр.
Утв.
Разработка технологического
процесса ремонта
ФКиАТ – гр. 52

Page 6

54
Рисунок 1 – Габаритные и компоновочные размеры
автомобиля-тягача КамАЗ-5320
Одной из особенностей трансмиссии автомобиля КамАЗ-5320 является
применение дистанционных пневматических и гидравлических систем с усили-
телем для облегчения управления сцеплением, делителем передач, коробкой пе-
редач и межосевым дифференциалом.
Большое внимание в конструкции КамАЗ-5320 уделено повышению безо-
пасности и облегчению управления автомобилем. Рулевое управление снабжено
гидравлическим усилителем. Тормозная система обеспечивает высокую надеж-
ность работы и легкость управления в сочетании с высокими тормозными свой-
ствами. В автомобиле используется пневматический привод к тормозам и преду-
ИзмЛист № докум.
Подп. Дата
КР110ПСД 00.00.000 ПЗ

Page 7

55
смотрены рабочие тормоза, стояночный тормоз, тормозная система для прицепа,
вспомогательный газодинамический тормоз компрессионного типа и запасной
тормоз, воздействующий на тормозные механизмы колес задней тележки.
Подвеска зависимая, на полуэллиптических рессорах. Передняя подвеска
снабжена телескопическими гидравлическими амортизаторами, что повышает
надежность подвески и плавность хода, обеспечивает движение по неровным
дорогам с повышенными скоростями. Задняя подвеска балансирная с реактив-
ными штангами.
Автомобиль КамАЗ-5320 обладает высокими эксплуатационно-техничес-
кими свойствами. Он развивает скорость до 80–100 км/ч в зависимости от вели-
чины передаточного числа главной передачи.
Автомобиль КамАЗ-5320 нашел широкое применение в народном хозяй-
стве. Вопросы, связанные с ремонтом автомобиля КамАЗ-5320, рассматриваются
в этой курсовой работе.

Page 8

56
1 РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА РЕМОНТА
Технологическая документация на ремонт устанавливает содержание и по-
следовательность выполнения технологических операций, состав применяемого
оборудования, технологической оснастки и инструмента, режимы обработки
и затраты времени на выполнение каждой операции технологического процесса.
Исходными данными для разработки технологической документации
на ремонт агрегата, узла являются:
1) рабочий и (или) ремонтный сборочные чертежи и технические условия
на изготовление и ремонт узла, агрегата;
2) условия работы деталей в сборочной единице, сведения об их харак-
терных дефектах и их сочетаниях; условия работы агрегата, узла;
3) данные из типовых технологических процессов восстановления подоб-
ных узлов, агрегатов;
4) стандарты, каталоги технологического оборудования, приспособления
и инструмента;
5) нормативы по режимам обработки, нормативы по труду и другая спра-
вочная литература.
Разработка технологической документации включает в себя комплекс сле-
дующих взаимосвязанных работ:
1) анализ конструкции и технологии изготовления деталей (узлов, агрега-
тов) и технических требований к ним;
2) анализ возможных дефектов и характерных их сочетаний, выбор и обос-
нований рациональных способов их устранения;
3) разработку технологического маршрута (содержание и последователь-
ности операций) ремонта;
4) определение и выбор необходимых средств технологического оснаще-
ния (оборудования, приспособлений, инструмента);
5) установление режима обработки и расчет затрат времени на выполнение
технологических операций;
6) оформление технологических документов в соответствии с установлен-
ной степенью детализации описания технологического процесса.
1.1 Техническая характеристика карданной передачи автомобиля
КамАЗ-5320
На автомобилях КамАЗ-5320 применена механическая ступенчатая транс-
миссия. Общая схема трансмиссий этих автомобилей приведена на рисунке 2.
В автомобиле КамАЗ 5320 крутящий момент от двигателя 1, установлен-
ного в передней части автомобиля, передается через сцепление 2 на передний

Page 9

57
делитель передаче и коробку передач 4. На некоторых модификациях автомоби-
лей КамАЗ делитель передач не устанавливается. От коробки передачи крутя-
щий момент через карданную передачу 5, дифференциал 6 поступает на средний
7 и задний 8 ведущие мосты, внутри которых размещаются главные передачи,
дифференциалы и валы привода к ведущим колесам.
1 – двигатель; 2 – сцепление; 3 – передний делитель передач; 4 – коробка передач; 5 – кар-
данная передача; 6 – дифференциал; 7 – средний мост; 8 – задний мост
Рисунок 2 – Схема трансмиссии автомобиля КамАЗ 5320
Назначение карданной передачи
Карданная передача служит для передачи крутящего момента между ва-
лами механизмов, взаимное положение которых меняется при движении авто-
мобиля, либо в том случае, когда механизмы установлены на машине таким об-
разом, что оси соединяемых валов не лежат на одной прямой.
Необходимость в применении карданной передачи на автомобилях возни-
кает прежде всего при соединении валов агрегатов и механизмов, один из кото-
рых укреплен на раме, а другой связан с деталями ходовой части. Например, на
автомобиле КамАЗ-5320 карданная передача применена для передачи крутяще-
го момента от коробки передач 4 к межосевому дифференциалу 6, установлен-
ному на среднем ведущем мосту 7.
Карданные передачи состоят из карданных шарниров (карданов), кардан-
ных валов и промежуточных опор валов. Так как при взаимном перемещении
агрегатов расстояние между ними изменяется, карданные валы обычно имеют
подвижное шлицевое соединение одного из карданных шарниров с валом.
Устройство и работа карданной передачи
На автомобиле КамАЗ-5320 карданная передача обеспечивает привод к
среднему ведущему мосту и привод к заднему мосту которые связаны через

Page 10

58
проходной средний ведущий мост, выполняющий функции промежуточной
опоры.
Каждая из передач (рисунок 3) состоит из карданного вала 3, переднего
карданного шарнира 1, соединенного с карданным валом шлицевым соединени-
ем 2, и заднего карданного шарнира 4, имеющего фланцевое соединение с ве-
дущим валом межосевого дифференциала (картером дифференциала), а для
заднего моста – с ведущим валом главной передачи. На автомобиле применена
карданная передача открытого типа.
1,4 - карданные шарниры; 2 - шлицевые соединения; 3 - карданный вал; 5 - средний мост;
6 - задний мост
Рисунок 3 – Карданная передача автомобиля КамАЗ-5320
Устройство карданной передачи показано на рисунке 4. На одном конце
трубчатого карданного вала 8 приварена вилка 7, на другом – шлицевая втулка 10.
Карданные валы тщательно динамически сбалансируются. Дисбаланс устраня-
ют балансировочными пластинами 9, которые приваривают к концам трубы ва-
ла и шлицевой втулки. Правильное взаимное положение вилки 3 с шлицевым
валом относительно карданного вала в сбалансированном комплексе отмечается
выбитыми на них стрелками, которые надо совмещать при сборке карданной
передачи.
В карданной передаче автомобиля КамАЗ-5320 применены жесткие кар-
данные шарниры неравных угловых скоростей открытого типа. Каждый такой
шарнир состоит из двух вилок – вилки с фланцем и вилки 3 со шлицевым валом.
В расточках вилок установлена крестовина 2, относительно шипов которой вил-
ки могут поворачиваться. Возможность поворота вилок относительно взаимно
перпендикулярно расположенных шипов крестовины обеспечивает передачу
вращения (крутящего момента) от одного вала к другому при переменном угле
между валами. Вилка 1 фланцем крепится к фланцу вторичного вала коробки
передач. Вилка 3 шлицевым валом соединяется со шлицевой втулкой 10 кардан-
ного вала. Шлицевое соединение карданного вала герметичное. Смазка во внут-

Page 11

59
ренней полости вала удерживается от вытекания заглушкой, а также резиновым
и войлочным кольцами, которые прижимаются гайкой сальникового устройства.
1, 4 – вилки карданного вала с фланцами; 2, 5 – крестовина; 3 – вилка с валом; 6 – стакан;
7 – вилка; 8 – труба; 9 – балансировочная пластина; 10 – втулка; 11 – игольчатые подшипники;
12 – сальник
Рисунок 4 - Устройство карданного вала
Шарнирное соединение вилок с крестовиной выполнено на игольчатых
подшипниках. В стакане 6 размещены игольчатые подшипник, внутренней бего-
вой поверхностью которых служат шины крестовины. Каждый стакан подшипни-
ка крестовины зафиксирован в вилке от проворачивания и смещения в осевом на-
правлений. Через сверления в шипах крестовины к подшипникам подвозится
смазка. В центре крестовины имеется масленка. В полости подшипников смазка
удерживается комбинированным уплотнением, которое состоит из резинового са-
моподвижного сальника 12 радиального уплотнения и двухкромочного торцевого
сальника 13, напрессованного на шип крестовины. Все карданные шарниры оди-
наковы по общему устройству.
Возможные неисправности карданной передачи
Характерной неисправностью карданной передачи является биение (виб-
рация) карданного вала, которое сопровождается ускоренным износом деталей
передачи. Вибрация карданного вала обычно проявляется гулом и шумом, уси-
ливающимися с повышением скорости движения автомобиля. Чаще всего виб-
рация является следствием нарушения балансировки карданных валов, что мо-

Page 12

60
жет быть вызвано большим износом карданных шарниров и шлицевых соедине-
ний, деформацией вала (прогибами и вмятинами), потерей балансировочных
пластин, неправильной установкой деталей после разборки соединений кардан-
ной передачи (таблица 1).
Т а б л и ц а 1 – Характерные неисправности карданной передачи
Причины неисправностей
Способы устранения
неисправностей
Вибрации карданного вала шум на высоких скоростях
Нарушение балансировки валов
Проверить балансировку, заменить из-
ношенные детали
Деформация валов
Проверить отсутствие прогибов, вмятин,
заменить поврежденные детали
Боковой и торцевой люфт крестовин карданов
Износ крестовин, подшипников
Заменить изношенные детали
Сильные стуки и нагрев карданов привода ведущих мостов
Износы рабочих поверхностей кре-
стовин кардана
Заменить кардан в сборе или крестовины
Протекание смазки через уплотнения крестовин карданов
Повреждения и износы сальников
подшипников
Заменить поврежденные и изно-
шенные детали
Ослабление креплений вилок карданов и промежуточных опор
Поломка, ослабление затяжки болтов
креплений
Заменить, подтянуть болты крепления
фланцев, карданов и промежуточных
опор
Ослабление креплений вилок приводит к появлению зазоров в соединениях
их фланцев, разработке отверстий во фланцах и поломке болтов их крепления.
При появлении значительных бокового и торцевого люфтов крестовины в
подшипниках изношенные детали (крестовина, подшипники со стаканам) заме-
няются. При больших износах в шлицевом соединении вала и подвижной вилки,
что определяется по значительному люфту в соединении, карданный вал заме-
няется.
Износ и повреждение уплотнений и сальников подшипников, шлицевых
соединений, а также нарушение герметичности масленок, пробок и предохрани-
тельных клапанов крестовин приводят к вытеканию смазки и ускоренному из-
носу соответствующих деталей. Поврежденные и изношенные уплотнительные
устройства должны заменяться.

Page 13

61
1.2 Дефекты карданных валов и способы их устранения
Карданные валы восстанавливаются в соответствии с технологическим
процессом их ремонта. Основные операции технологического процесса ремонта
карданных валов следующие: мойка, разборка, дефектация деталей, их восста-
новление или замена, сборка и испытание.
Одной из трудоемких операций разборки карданных валов является вы-
прессовывания подшипников крестовин карданного вала.
Подшипники карданных валов перед снятием выдерживаются вместе с
шарниром в бензине в течение 30 мин, после чего отгибается стопорная пласти-
на, снимаются болты и опорные пластины фланца-вилки. Подшипник снимается
съемником И-801.33.000 следующим образом. Вворачиваются болты съемника в
резьбовые отверстия вилки. Упираясь упорной шайбой съемника в подшипник,
вворачивается винт 4 в траверсу до выпрессовки смежного подшипника на
1520 мм. Выступающая часть оборачивается полоской шкурки подшипника и
вынимается из вилки. Таким же образом снимается второй подшипник. Для сня-
тия крестовины шарнира необходимо снять подшипники и сальники торцевых
уплотнителей вилки вала (рисунок 5).
1 – вилка кардана; 2 – болт съемника; 3 – упорный наконечник винта; 4 – траверса съемника;
6 – подшипник крестовины; 7 – крестовина
Рисунок 5 – Выпрессовывание игольчатых подшипников съемника
После разборки карданных валов детали подвергаются мойке и дефектации.
Карданные валы могут иметь следующие дефекты: скручивание трубы ва-
ла, износ внутренних поверхностей под игольчатые подшипники в вилке, погну-
тость вала и щек вилок.

Page 14

62
Возможные дефекты карданных валов и способы их устранения приведе-
ны в таблицах 2, 3, а места их расположения на валах – на рисунке 6, 7.
Т а б л и ц а – 2 Дефекты карданных валов
Дефект
Размеры, допус-
тимые без ремон-
та, не более
Способ устра-
нения дефектов
Скручивание трубы вала

Замена
Износ внутренних цилиндрических поверх-
ностей под подшипники в вилке карданного
вала
0,02 мм
Изменение размера между щеками вилки
карданного вала (погнутость вилок)
0,20 мм
Правка на
прессе
Погнутость вала
Радиальное бие-
ние не более
0,80 мм
Т а б л и ц а 3 – Дефекты крестовины
Дефект
Размеры, допустимые без
ремонта, не более
Способ устранения
дефектов
Износ поверхностей шипов:
торцовых
0,2 мм
Хромирование
наружных
0,02 мм
Замена
Трещины или обломы
Не допускаются
При отсутствии смазки в шлицевом соединении вала, а также при загряз-
нении в шлицевом соединении возникают большие осевые силы, действующие
на вал, которые могут вызвать поломку деталей карданной передачи и соеди-
няемых ею механизмов.
Трубы карданных валов изготавливаются из стали 15 твердостью
НВ 80–100, а вилки - из стали 35, НВ 170–235.
Скручивание трубы карданного вала устанавливается путем определения
отклонения положения осей вилок кардана от плоскости их расположения. При
скручивании трубы более 3° карданный вал подлежит замене.
Погнутость вала определяется после его установки на приспособления.
Вогнутость вала допускается не более 0,80 мм. Вал, имеющий погнутость
больше допустимой величины, правится на прессе. При невозможности вы-
правки погнутости вал подлежит замене.

Page 15

63
1 – труба карданного вала; 2,4 – посадочные отверстия под подшипники в вилках кардан-
ного вала; 3,5 – вилки карданного вала; 6 – соединительная втулка вилки кардана; 7 –
сварное соединение трубы кардана с втулкой вилки; d
о
– диаметр отверстия под подшипни-
ки; L
T
– расстояние между осями вилок кардана; П – погнутость и скручивание трубы кар-
данного вала; В
м
– вмятины на трубе карданного вала; i – износ отверстий под подшипники
крестовин; B
1
, В
2
– габаритные размеры вилки
Рисунок 6 – Расположение дефектов на карданном вале кардана
1 – крестовина; 2 – шип крестовины; 3 – отверстие для смазки; L
Ш
– габаритные размеры кре-
стовины; d
ш
– диаметр шипа; А, В – износ торцовых поверхностей шипов; Б – износ рабочей
поверхности шипа крестовины
Рисунок 7 – Дефекты крестовины кардана
Перед правкой внутренняя полость трубы карданного вала заполняется пес-
ком. После этого карданный вал устанавливается на призмы стола пресса таким

Page 16

64
образом, чтобы выпуклая часть трубы вала находилась под штоком гидравличе-
ского пресса.
Восстановленный карданный вал должен отвечать следующим техниче-
ским требованиям: при испытании на кручение усилием 460 Н · м вал не должен
иметь остаточных деформаций, а сварной шов не должен нарушаться;
Вилки, имеющие погнутость щек, восстанавливаются правкой на прессе, а
имеющие износ внутренних цилиндрических поверхностей под подшипники
подлежат замене. После ремонта карданный вал подвергается динамической ба-
лансировке. Дисбаланс устраняется постановкой балансировочных пластин, ко-
торые привариваются к концам трубы и шлицевой втулки.
Дисбаланс допускается для карданного вала среднего моста 50 г, для кар-
данного вала заднего моста – 35 г.
1.3 Разработка технологического маршрута ремонта карданного вала
Разработка технологического маршрута производится с целью определе-
ния содержания и установления рациональной последовательности выполнения
технологических операций по восстановлению узла.
Разработку маршрута осуществляют с учетом рекомендаций по ремонту
карданных валов. В расчетно-пояснительной записке технологический маршрут
восстановления валов представлен в виде таблицы. Формирование маршрута
выполняем в следующей последовательности:
1) определяем технологические операции, которые необходимо выпол-
нить для разборки (сборки) карданного вала;
2) объединяем однотипные операции (переходы) для исключения повтор-
ного их выполнения в процессе разборки (сборки);
3) устанавливаем последовательность выполнения технологических опе-
раций по восстановлению в целом.
Последовательность выполнения технологических операций устанавлива-
ется таким образом, чтобы каждая последующая операция обеспечивала сохра-
нение качества сборки, достигнутого при предыдущих операциях (таблица 4).
Т а б л и ц а 4 - Технологический маршрут ремонта

опера-
ции
Наименование операции (перехода)
Примечания
1
Разборка
1 Отвернуть гайку сальника вала и
снять со шлицев скользящую вилку
2 Снять со скользящей вилки разрез-
ную шайбу с кольцом 1 сальника, сальник

Page 17

65
разрезные шайбы гайку сальника
Продолжение таблицы 4

опера-
ции
Наименование операции (перехода)
Примечания
3 Отогнуть усики пластины-замка 5.
Вывернуть болты Укрепления опорных
пластине. Снять пластины-замки 4 и опор-
ные пластины (ключ 10×12; зубило слесар-
ное 20×60°, молоток 0,8)
4 Выпрессовать подшипники из от-
верстий ушков вилок и, предохраняя тор-
цевые уплотнители от механических по-
вреждений, вынуть крестовину (съемник
подшипников карданного вала)
5 Снять с шипов крестовины торцевые
уплотнители
6 Разобрать второй шарнир карданно-
го вала (см. переходы 3–5)
7 Промыть детали керосином и прове-
рить их техническое состояние (посуда для
керосина)
Операция 6, 7 выполняет-
ся для всех шарниров кар-
данного вала.
2
Дефектация деталей для замены
1 Проверить трубу на наличие вмятин
2 Проверить диаметры под подшип-
ники в скользящей вилке (вилке - фланце)
3 Проверить диаметры шипов кресто-
вин, износ торцевых поверхностей;
4 Проверить толщину шлицов вилки
карданного вала
5 Проверить ширину шлицевых впа-
дин трубы карданного вала
Согласно задания заменя-
ем все уплотнения и кре-
стовины с подшипниками
3
Сборка
1 Удалить консервационную бумагу с
новых деталей. Напрессовать торцевые уп-
лотнители на шипы крестовины.
2 Заполнить отверстия шипов кресто-
вины смазкой 158 или Литол-24. Заложить
ту же смазку в каждый подшипник по 5,0–
5,5 г.
3 Установить крестовин
шипами в
отверстия ушков вилок запрессовать в от-
верстия вилок подшипники 13 в сборе с
манжетами

Page 18

66
Продолжение таблицы 4

опера-
ции
Наименование операции (перехода)
Примечания
4 Установить поочередно опорные
пластины 5 на ушки вилок 1 и 3, закрепить
болтами пружинными шайбами и застопо-
рить усиками пластин-замков
Технические условия. Болты 9 затянуть
с моментом силы 14–17Н·м (1,4-1,7 кгс·м)
5 Собрать второй шарнир карданного
вала (см. переходы 14–17).
6 Надеть на скользящую вилку гайку
сальника, две разрезные шайбы, развернув
прорезями друг к другу на 180°, кольцо
сальника, пропитанное трансмиссионным
маслом, разрезную шайбу, сальник и сто-
порную разрезную шайбу
7 Заложить во внутреннюю полость
шлицевой втулки карданного вала 160–180 г
смазки пресс-солидол или Литол-24 и сма-
зать тонким слоем этой же смазки направ-
ляющую шейку и шлицы скользящей вилки.
8 Установить скользящую вилку в
шлицы втулки вала согласно меткам А и Б,
навернуть до отказа на резьбовой конец
вала гайку 74
Технические условия. Вилка с фланцем
в сборе должна скользить по шлицам втул-
ки под силой собственной тяжести. Прове-
рять без смазки с отвернутой гайкой саль-
никового уплотнения.
В случае замены скользящей вилки или
вилки фланца карданный вал должен быть
динамически отбалансирован. Допустимый
дисбаланс при повторной установке и про-
верке карданного вала должен быть не бо-
лее 0,02 Н·м
1.4 Выбор средств технологического оснащениях

Page 19

67
При выборе технологического оборудования необходимо учитывать габа-
ритные размеры ремонтируемого узла, форму: размеры и расположение соби-
раемых деталей, требования к точности и чистоте сборки, а также экономич-
ность ремонта. При этом предпочтение следует отдавать универсальному обо-
рудованию.
Выбор оборудования производим по основным параметрам технических
характеристик, определяющих его технические возможности. Технические ха-
рактеристики некоторых видов оборудования для сборки, разборки, механиче-
ской обработки применяемого в производстве, принимаем из [3].
Инструмент выбираем с учетом свойств собираемых деталей и требований
к качеству сборки, разборки.
По завершении формирования маршрута ремонта, выбора технологиче-
ского оборудования и инструмента для каждого вида операции составляем план
технологического процесса ремонта (таблица 5).
Т а б л и ц а 5 – План технологического процесса
Наименование
и содержание опе-
рации
Используемое
оборудование
Оснастка и инструмент
Разборка карданно-
го вала
Тиски слесарные, вер-
стак, ванна для кероси-
на, коврик резиновый и
пресс 10Т
Кисточка, ветошь техниче-
ская, ключ с открытым зевом
10×12, отвертка 175×0,7, бо-
родок, молоток, зубило сле-
сарное, съемник подшипников
И-801.33000
Дефектация
Верстак, сортовик (урна
техническая), стеллаж
Штангенциркуль ШЦ2, мик-
рометр МК 25-50, лупа, моло-
ток медный, салфетка техни-
ческая, головка индикаторная
Сборка карданного
вала
Тиски слесарные, вер-
стак, пресс 10Т и ключ
динамометрический
Оправки для установки уп-
лотнений, ключ зевом 10×12,
отвертка 175×0,7, бородок,
молоток, зубило слесарное,
кернер, плоскогубцы, съемник
подшипников
И-01.33000
Балансировка (при
необходимости)
Стенд балансировоч-
ный, сварочный транс-
форматор ТД-500
Клещи и щиток сварщика

Page 20

68
2 НОРМИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО
ПРОЦЕССА РЕМОНТА
При ремонте автомобильной техники работы по разборке и сборке машин
составляют свыше 50 % процентов всего объема работ.
Технологический процесс разборки и сборки любой машины, узла, агрега-
та слагается из элементарных приемов, таких как отвертывание гаек, выверты-
вание болтов и шпилек, снятие крышек, снятие с валика деталей, выпрессовка
втулок, завертывание гаек, ввертывание болтов и шпилек, установка крышек,
установка деталей на валик, запрессовка втулок и т. д.
Существуют таблицы нормативов времени на элементарные приемы раз-
борочно-сборочных работ. Нормативы разработаны как для ручных, так и для
механизированных работ, что обеспечивает их применение при расчете норм
для любых технологических условий ремонтного производства [2].
2.1 Расчет норм времени на выполнение операций
Пользуясь таблицами нормативов [2, 6] и соответствующими коэффици-
ентами, рассчитывают нормы времени на разборку и сборку в следующем по-
рядке: операции расчленяют на элементарные приемы (переходы, установы),
нормируют приемы по таблицам нормативов; определяют расчетное время на
операцию (переходы, установы), суммируя время на приемы. Нормы времени
на операцию сборки определяют по формуле (1), а на операцию разборки – по
формуле (2) [2, 6].
Формулы для расчета норм времени можно представить в следующем виде
на сборку Т
нс
= Т
рс
· К
о
,
(1)
на разборку Т
нр
= Т
рр
·К
пр
,
(2)
где Т
нс
– норма времени на сборку, ч(мин);
Т
нр
– норма времени на разборку, ч(мин);
Т
рс
– норма времени на сборку, рассчитанная по нормативным таблицам,
ч (мин);
Т
рр
– затраты времени на разборку, рассчитанные по нормативным табли-
цам, ч (мин);
К
пр
– коэффициент технологических перерывов при разборке;
К
о
– обобщающий коэффициент [2, 6].
Определим норму времени на разборку карданного вала привода заднего
моста КамАЗ-5320 (5320-2201011), затем на сборку и дефектацию двух кресто-
вин (согласно задания).

Page 21

69
Маршрут (технологический процесс) разборки, представленный в таблице 4,
приведен в виде отдельных операций. Используя таблицы нормативов на разбо-
рочные работы, определим расчетное время выполнения каждого приема [2, 6]:
1 Т
рр
1
= 0,99 ·1,5 = 1,48 мин
2 Т
рр
2
= 0,3 + 0,1 + 0,3 + 0,2 + 0,4 + 0,3 + 0,7 = 2,3 мин
3 Т
рр
3
= (0,9·4) + (0,8·4)+(1,2·4) = 5,44 мин
4 Т
рр
4
= (0,13·4) + 0,3 = 0,8 мин
5 Т
рр
5
= (0,52·4) = 2,08 мин
6 Т
рр
6
= Т
рр
3
+ Т
рр
4
+ Т
рр
5
= 8,34 мин
7 Т
рр
7
= 4,94 мин
Принимаемое К
пр
= 1,22 [2,6] определим затраты штучно-калькуляцион-
ного времени на разборку карданного вала КамАЗ 5320-2201011.
Т
нр
= ƩТ
рр
· К
пр
,
(3)
где К
пр
– коэффициент технических перерывов при разборке.
Т
нр
= (1,48 + 2,3 + 5,44 + 0,82 + 2,08 + 8,34 + 4,94)·1,22 = 30,9 мин
По аналогии по формуле (1) с учетом рекомендаций определим штучно-
калькуляционное время на сборку и дефектацию крестовин карданного вала,
которые составят:
на сборку Т
нс
= 50,6 мин,
на дефектацию крестовин Т
нд
= 4,3×2 = 8,6 мин.
Рассчитанные нормы времени занесем в операционные и маршрутные
карты технологического процесса ремонта карданного вала 5320-2201011.
2.2 Порядок оформления технологических документов
При оформлении маршрутных карт следует руководствоваться требованиями
государственных стандартов ГОСТ 3.1103-82, ГОСТ 3.1118-82, ГОСТ 3.1129-93,
ГОСТ 3.1702-79.
Для описания операции технологического процесса в МК информацию
вносят построчно несколькими типами строк, в зависимости от состава инфор-
мации каждому типу строки соответствует свой служебный символ в виде про-
писной буквы алфавита, проставляемый перед соответствующей строкой.
Служебные символы условно выражают состав информации, размещен-
ный в график данного типа строки, и предназначены для машинной обработки

Page 22

70
содержащейся информации. Простановка служебных символов является обяза-
тельной.
При оформлении МК по форме 2 и 16 ГОСТ 3.1118-82 используют типы
строк, имеющие следующие служебные символы:
А – указывается номер цеха, участка, рабочего места, где выполняется
операция (номер операции, код и наименование операции, обозначение доку-
ментов, применяемых при выполнении операции;
Б – указывается код, наименование оборудования и информация о трудо-
затратах;
М – содержит информацию о применяемом основном и вспомогательных
материалах с указанием наименования, единицы измерения величины, единицы
нормирования, на которую установлена норна расхода материала;
О – включает информацию о содержании операции (перехода), состоящую
из ключевого слова, характеризующего метод обработки или действий (точить,
наплавить, отвернуть, установить), наименования детали, поверхности, инфор-
мацию по размерам и т.п.
Оформление операционной карты следует производить в технологической
последовательности переходов, руководствуясь правилами изложения информа-
ции, указанными ранее для маршрутных карт.
При описании переходов используются типы строк со служебными симво-
лами О, Т, Р.
Содержание переходов записывают по всей длине строки с возможностью
переноса.

Page 23

71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящей работе мы ознакомились с методикой разработки технологи-
ческих процессов восстановления узлов, выполнением разборочно-сборочных
работ, подбора оборудования и оснастки, оформления основных технологиче-
ских документов при маршрутно-операционном описании процесса ремонта аг-
регатов АТ.
Можно сделать вывод: твёрдые знания в вопросах проектирования техно-
логических процессов восстановления машин и нормирования различных опе-
раций будет надежным подспорьем в дальнейшей деятельности выпускника по
организации эксплуатации автотранспорта в народном хозяйстве.

Page 24

72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Масино, М. А. Организация восстановления автомобилей деталей
[текст]. – М, : Транспорт, 1981
2 Методика проектирования технологических процессов восстановления
деталей при ремонте военной автомобильной техники [текст]. – Рязань: ВАИ,
2005
3 Сварка, наплавка, газотермическое напыление и эпоксидные компози-
ции при ремонте автомобильной техники [текст]. Инструкция. – М. : Воениздат,
1990
4 Гапонкин, В. Н. Обработка резанием, металлорежущие станки и инст-
рументы [текст]. – М. : Машиностроение, 1990
5 Малышев, Г. А. Справочник технолога авторемонтного производства
[текст]. – М. : Транспорт, 1977
6 Матвеев, В. А., Техническое нормирование ремонтных работ в сель-
ском хозяйстве [текст] / В. А. Матвеев, И. И. Пустовалов. – М. : Колос, 1979
7 Автомобиль ЗИЛ-131 и ЗИЛ-131В [текст]. Руководство по капиталь-
ному ремонту РК 694-004-85. – М. : Воениздат, 1986
8 Автомобили КамАЗ-5320, КамАЗ-5410 и КамАЗ-5511 (без двигателя)
[текст]. Технические условия на капитальный ремонт. УК 694-054-82. – Ч. 1, 3. –
М. : Воениздат, 1988
9 Автомобиль ГАЗ-66 и его модификации (без двигателя) [текст]. Техни-
ческие условия на капитальный ремонт. УК 694-027-84. . – Ч. 1, 3. – М. : Воен-
издат, 1986
10 ГОСТ 3.1118-82 ЕСТД. Формы и правила оформления маршрутных карт
11 ГОСТ 3.1404-86 ЕСТД. Формы и правила оформления документов на
технологические процессы и операции обработки резанием
12 ГОСТ 3. 1129-93 ЕСТД. Общие правила записи технологической инфор-
мации в технологических документах на технологические процессы и операции
13 Мотовилин, Г. В. 100 лет русскому автомобилю и развитие авторемонт-
ного производства [Текст]: монография / Г. В. Мотовилин. – Саратов : Слово,
1999. – 178 с.
14 ГОСТ 27.–002–89. Надежность в технике. Термины и определения
[Текст]. – Введ. 1990-01-01. – М. : Изд-во стандартов, 1989.
15 ОСТ 15.601–98. Система разработки и постановки продукции на произ-
водство. Техническое обслуживание и ремонт техники [Текст]. – Введ. 1990-07-
01. – М.: Изд-во стандартов, 1999.
16 Ремонт военной автомобильной техники [Текст]: учебник. / И. В. Бала-
бай, Л. В. Антюхов, Ю. И. Афанасиков [и др.]. – Ч. I. Технология ремонта. – М. :
Воениздат, 1986. – 448 с.

Page 25

73
17 Румянцев, С. И. Ремонт автомобилей [Текст]: учебник / С. И. Румянцев. –
М. : Транспорт, 1981. – 462 с.
18 Карагодин, В. И. Ремонт автомобилей и двигателей [Текст]: учебник
/ В. И. Карагодин, Н. Н. Митрохин. – М. : Академия, 2005. – 496 с.
19 Ремонт дорожных машин, автомобилей и тракторов [Текст]: учебник /
Б. С. Васильев, Б. П. Долгополов, Г. Н. Доценко [и др.] / под ред. В. А.Зорина. –
Изд. 2-е стер. – М. : Академия, 2003. – 509 с.
20 Беднарский, В. В. Организация капитального ремонта автомобилей
[Текст] : учеб. пособие для вузов / В. В. Беднарский. – Ростов н/Д : Феникс, 2005.
– 592 с.
21 Колясинский, З. С. Механизация и автоматизация авторемонтного произ-
водства [Текст] / З. С. Колясинский, Г. Н. Сархотьян, А. М. Лисковец. – М. :
Транспорт, 1982. –160 с.
22 Епифанов, И. И. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей
[Текст]: учеб. пособие для вузов / И. И. Епифанов, Е. А. Епифанова. – М. : Форум:
ИНФРА-М, 2003. – 280 с.
23 Мотовилин, Г. В. Восстановление автомобильных деталей олигомерны-
ми композициями [Текст] / Г. В. Мотовилин. – М. : Транспорт, 1981. – 112 с.
24 Башкирцев, В. И. Клеи и герметики для автомобиля [Текст] / В. И. Баш-
кирцев, Г. В. Малышева, С. Н. Гладких. – М. : ООО АСТ, 2003. – 112 с.
25 Масино, М. А. Организация восстановления автомобильных деталей
[Текст] / М. А. Масино. – М. : Транспорт, 1981. – 176 с.
26 Маслов, Н. Н. Эффективность и качество ремонта автомобилей [Текст] /
Н. Н. Маслов. – М. : Транспорт, 1981. – 304 с.
27 Технические средства диагностирования [Текст]: справочник / В. В. Клю-ев,
П. П. Пархоменко, В. Е. Абрамчук [и др.] ; под ред. В.В.Клюева. – М.: Машино-
строение, 1989. – 672 с.
28 Восстановление деталей силового агрегата КамАЗ 740.11-240 (Euro-1)
[Текст]: учебное пособие для технического персонала автотранспортных пред-
приятий / Р. А. Азаматов, А. С. Денисов, А. Т. Кулаков, П. Г. Курдин / под ред. А.
С.Денисова. – Набережные Челны: ОАО «Камазтехобслуживание», 2007. – 306 с.
29 Восстановление деталей автомобиля КамАЗ [Текст] / Р. А. Азаматов, В.
Г. Дажин, А. Т. Кулаков и др.; под ред. В. Г. Дажин. – Набережные Челны: Ка-
мАЗ, 2004. – 215 с.
30 Автомобили Урал моделей 4320-01, 5557. Устройство и техническое об-
служивание [Текст] / С. Л. Антонов, В. А. Трофимов, А. И. Штурюкин [и др]. –
М. : Транспорт, 1994. – 245 с.
31 Автомобили Урал-4320. Руководство по войсковому ремонту (РС)
[Текст] – утв. ГАБТУ МО РФ. – М. : Воениздат, 2002. – 430 с.

Page 26

74
32 Автомобиль Урал-43206 и его модификации. Руководство по эксплуата-
ции 43206-3902035 РЭ [Текст] / Б. Г. Борщев, В. Л. Брюханов, Н. Н. Ворошин [и
др.]. – МИАСС: ОАО АЗ Урал, 2005. – 235 с.
33 Автомобили КамАЗ-4310 и КамАЗ-43105. Руководство по войсковому
ремонту (РС) [Текст] Кн. 1 – утв. ГАБТУ МО СССР. – М.: Воениздат, 1992. – 208
с.
34 Автомобили КамАЗ-4310 и КамАЗ-43105. Руководство по войсковому
ремонту (СР) [Текст]. Кн.2 – утв. ГЛАВТУ МО СССР. – М. : Воениздат, 1992. –
416 с.
35 Альбом образцов рисунков деформирующего окрашивания вооружения и
военной техники [Текст]. – Ч. 4. Инженерная и автомобильная техника. – М. :
Воениздат, 1989. – 80 с.
36 Ремонт автомобилей КамАЗ [Текст] / Б. А. Титунин, Н. Г. Старостин,
В. М. Мушниченко. – Л. : Агропромиздат, 1987. – 288 с.
37 Колесник, П. А. Материаловедение на автомобильном транспорте
[Текст]: учебник для вузов / П. А. Колесник, В. С. Кланица. – М.: Академия, 2005.
– 320 с.
38 СТО 2-2008 Стандарт организации. Выпускная квалификационная рабо-
та. Дипломный проект. Общие требования к оформлению. – Рязань: ВАИ, 2008. –
80 с.
39 Ремонт военной автомобильной техники [Текст]: учебник. В 2 кн.
Кн. 1. Основы технологии ремонта ВАТ / под ред. профессора генерал-майора А.
Н. Герасимова. - Рязань: РВАИ, 2008. - 537 с.
40 Ремонт военной автомобильной техники [Текст]: учебник. В 2 кн.
Кн. 2. Организация войскового ремонта ВАТ. Основы проектирования ремонтно-
восстановительных органов АТ и средств их технологического оснащения / под.
ред. профессора генерал-майора А. Н. Герасимова. – Рязань: РВАИ, 2008.
41 Техническое обслуживание автомобилей. Кн. 1. Техническое обслужива-
ние и текущий ремонт автомобилей: учебное пособие. – М.: ФОРУМ : ИНФРА-
М, 2007. – 432 с: ил.
42 Основы технологии автостроения и ремонт автомобилей : учебн. для ву-
зов. – Л. : Машиностроение (Ленингр. отд-ние), 1976. – 560 с. с ил.
43 Технология производства гусеничных и колесных машин : учеб. пособие
для студентов машиностроительных специальностей вузов /Н. М. Капустин, К. М.
Сухоруков, Р. К. Мещеряков [и др.] / под общ. ред. Н. М. Капустина. – М. : Маши-
ностроение, 1989. – 368 с: ил.
44 Технология автотракторостроения: учеб. для вузов / Ф. В. Гурин,
В. Д. Клепиков, В. В. Рейн – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Машиностроение,
1981.–295 с, ил.

Page 27

75
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ
Таблица Г.1 – Варианты заданий на разработку технологических процессов
(ТП) ремонта
№ ва-
риан-
та
Наименование узла,
агрегата
Разработать ТП,
оформить КЭ, МК,
пронормировать
операции
Вид операции для
разработки ОК
Автомобили ЗИЛД-157К. ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131. Руководство по войсковому ре-
монту. ч.I, II (взять за основу)
1
Двигатель ЗИЛ-130
Снятие двигателя в
сборе с КП шасси
Разборочная. Отсо-
единить КП от двига-
теля
2
Двигатель ЗИЛ-130
Установка двигателя в
сборе с КП на шасси
Контрольная. Прове-
рить работу на раз-
личных режимах
3
Двигатель ЗИЛ-130
Снятие выпускного
газопровода
Дефектация. Проде-
фектовать впускной
газопровод
4
Двигатель ЗИЛ-130
Установка выпускного
газопровода
Контрольная. Прове-
рить качество ремонта
5
Двигатель ЗИЛ-130
Снятие головки правой
блока цилиндров (для
замены прокладки)
Дефектация. Проде-
фектовать головку
блока в сборе
6
Двигатель ЗИЛ-130
Установить правую
головку блока цилин-
дров с прокладкой
Сборочная. Устано-
вить и затянуть болты
ГБ
7
Головка блока двига-
теля ЗИЛ-130
Притереть клапаны
правой ГБ
Контрольная. Прове-
рить качество притир-
ки
8
Насос масляный дви-
гателя ЗИЛ-130
Разборка масляного
насоса
Дефектация. Проде-
фектовать одну из де-
талей
9
Насос масляный дви-
гателя ЗИЛ-130
Сборка масляного на-
соса
Контрольная. Испы-
тать насос на качество
ремонта

Page 28

76
Продолжение таблицы Г.1
№ ва-
риан-
та
Наименование узла,
агрегата
Разработать ТП,
оформить КЭ, МК,
пронормировать
операции
Вид операции для
разработки ОК
10
Насос жидкостный
двигателя ЗИЛ-130
Разборка жидкостного
насоса
Дефектация. Проде-
фектовать одну из де-
талей
11
Насос жидкостный
двигателя ЗИЛ-130
Сборка жидкостного
насоса
Контрольная. Прове-
рить качество ремонта
12
Топливный насос Б-10 Разборка- сборка топ-
ливного насоса
Дефектация. Проде-
фектовать детали на-
соса
13
Сцепление ЗИЛ-130
Разборка-сборка сцеп-
ления
Дефектация. Проде-
фектовать одну из де-
талей
14
Коробка передач
ЗИЛ-130 (КП)
Разборка КП
Дефектация. Проде-
фектовать одну из де-
талей
15
Коробка передач
ЗИЛ-130 (КП)
Сборка КП
Контрольная. Прове-
рить качество ремонта
16
Задний мост ЗИЛ-130 Разборка заднего мос-
та
Дефектация. Проде-
фектовать одну из де-
талей
17
Задний мост ЗИЛ-130 Сборка заднего моста
Контрольная. Прове-
рить качество ремонта
18
Передняя ось ЗИЛ-130 Ремонт передней оси
(разборка-сборка)
Дефектация. Проде-
фектовать шкворень
19
Рулевой механизм
ЗИЛ-130
Разборка РМ
Дефектация. Проде-
фектовать одну из де-
талей
20
Рулевой механизм
ЗИЛ-130
Сборка РМ
Контрольная. Прове-
рить качество ремонта
21
Тормозная колодка
ЗИЛ-130
Ремонт (разборка-
сборка) тормозной ко-
лодки
Контрольная. Прове-
рить качество ремонта

Информация о работе Разработка технологического процесса ремонта