Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 22:49, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – определить роль транспортной системы России в развитии экономики страны, дать оценку текущему состоянию транспортной системы. Задачи для достижения настоящей цели включают в себя рассмотрение основных экономических показателей транспорта, анализ взаимодействяе и взаимовлияния транспорта и экономического роста. Отдельное внимание уделено железнодорожному транспорту, основным проблемам и перспективам развития этой отрасли.
Введение3
Глава 1. Роль транспорта в экономике страны4
§1.1. Транспорт и экономический рост. Инвестиции в транспортную систему4
§1.2. Оценка работы транспорта и его влияния на экономику страны7
§1.3. Состояние транспортной системы России9
Глава 2. Железнодорожный транспорт в экономике России16
§2.1. Текущее состояние в сфере железнодорожного транспорта16
§2.2. Основные проблемы отрасли железнодорожного транспорта17
§2.3. Программа реформ на железнодорожном транспорте20
§2.4. Краткое общее описание IV этапа реформирования железнодорожного транспорта21
Заключение25
Список литературы26
Консервация топологии магистральной железнодорожной сети уже сегодня становится ограничителем роста экономики. Так, в последние годы железнодорожный транспорт ограничивает грузовладельцев в дальнейшем росте перевозок грузов в зависимости от направлений транспортировки. Пропускные способности инфраструктуры практически исчерпаны в направлении Дальнего Востока. В «пики» предъявления груза к перевозке либо при неблагоприятных погодных условиях на подходах к Дальневосточным портам образуются «пробки». Аналогичная ситуация ожидается при переориентации части грузов на порты Юга России или Мурманска, пропускная способность которых, как и железнодорожных подходов, ограничена.
Наряду с дефицитом пропускной способности инфраструктуры ограничения на перевозку грузов напрямую связаны с результатами структурной реформы. Дефицитные пропускные способности инфраструктуры все чаще заняты порожними составами, включая перевозки встречных однотипных порожних вагонов.
В кризисный 2009 год и посткризисный 2010 год ситуация только ухудшилась. В результате существенно ограничиваются пропускные способности многих критических важных полигонов сети. Очевидно, что либо необходимо прекратить встречные порожние перемещения грузовых вагонов, либо развивать магистральную инфраструктуру для перевозкипорожних вагонов, что потребует значительных финансовых вложений.
Рост доли частного парка грузовых вагонов привел к ряду негативных эффектов для грузовладельцев. Так, операторские компании управляют своими парками вагонов на принципах повышения доходов вместо совершенствования технологии перевозок, что привело к увеличению транспортных затрат грузовладельцев за счет снижения производительности вагонов, роста порожних пробегов со снижением доли обратной загрузки вагонов и роста простоев вагонов в ожидании «выгодного» груза. Изменение
принципов управления привело к созданию дефицита вагонов в местах погрузки, поскольку для освоения прежнего объема перевозок необходим больший вагонный парк. Это дополнительно увеличило транспортные затраты грузоотправителей.
§2.3. Программа реформ на железнодорожном транспорте
Структурное реформирование российского железнодорожного транспорта в соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте в Российской Федерации находится в завершающей стадии. В условиях постепенной интенсификации социально-экономического развития страны роль железнодорожного транспорта как значимого и эффективного инструмента достижения масштабных целей постоянно повышается. Перед реформируемой отраслью ставятся новые задачи и повышаются требования к качеству и эффективности работы железных дорог.
100% акций ОАО «РЖД» принадлежат государству. ОАО «РЖД» является владельцем магистральной инфраструктуры, подавляющего большинства магистральных локомотивов и более половины маневровых тепловозов. До начала реформы МПС России принадлежалооколо 80% грузовых вагонов (так называемый инвентарный парк). К настоящему времени более 93% грузовых вагонов инвентарного парка переданы в ОАО «Первая грузовая компания» (ОАО «ПГК») и ОАО «Вторая грузовая компания» (ОАО «ВГК») – в настоящее время дочерние общества ОАО «РЖД».
В России сложилась уникальная для всего мира ситуация: перевозчик не обладает парком собственных вагонов. Таким образом, для перевозки грузов грузоотправителю необходимо иметь договорные отношения и с ОАО «РЖД», и с владельцем вагонов. Стоит отметить, что государство регулирует
(устанавливает
тарифы) только на услуги ОАО
«РЖД». Тем самым после
В ходе реформы
произошло выделение
В рамках реформы
пассажирский пригородный комплекс
(ППК) был передан в ведение
региональных властей путем образования
совместных (ОАО «РЖД» и администраций
регионов) предприятий в субъектах
федерации. Всего в рамках реформирования
ППК создано 26 пригородных пассажирских
компаний.После образования
§2.4. Краткое общее описание IV этапа реформирования железнодорожного транспорта
Реформирование
железнодорожной отрасли в
В ходе реформы достигнуты следующие положительные результаты:
Имеются негативные тенденции, которые могут привести к недопустимым вариантам развития:
Если эти проблемы
не будут решены и не будут устранены
указанные негативные тенденции, дальнейшее
реформирование железнодорожного транспорта
при постепенном ослаблении государственного
регулирования может привести к
тому, что железнодорожный транспорт
не сможет в полной мере обеспечивать
потребности в перевозке грузов
и станет ограничителем роста
российской экономики, произойдет увеличение
транспортной нагрузки на потребителей
и ухудшение технологической
устойчивости железнодорожного транспорта.
В этой связи необходимо до решения
этих проблем сохранить и
Заключение
Не будет ошибочным отметить, что в России транспорт нередко воспринимается как вспомогательная отрасль. Сам характер экономики, сложившейся в стране, серьезно влияет на транспортную идеологию. Работа Министерства транспорта России направлена на формирование новых инструментов стимулирования экономического роста, создание условий для привлечения дополнительных инвестиций в российскую экономику, интенсификацию внутренних и внешних связей, повышение социальной и деловой активности в обществе.
Однако федеральная целевая программа, направленная на повышение сбалансированности, эффективности и безопасности транспортной системы, обеспечивающей жизненно важные интересы страны, не может быть реализована в полной мере. Основная причина невыполнения заданий - недофинансирование мероприятий из средств субъектов Федерации и внебюджетных источников. Произведенная в последние годы реформа налоговой системы привела к сокращению поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации. В то же время их сфера ответственности за функционирование и развитие транспортной системы отнюдь не сократилась.
Можно констатировать, что основная проблема развития железнодорожного транспорта – невозможность в кратко- и среднесрочной перспективах в полном объеме обеспечить потребности экономики и населения в перевозках. В краткосрочной перспективе железнодорожный транспорт может стать сдерживающим фактором для развития экономики и обеспечения необходимого уровня мобильности населения.
Решить поставленные перед транспортным
комплексом задачи общесоциальной и
экономической направленности позволит
лишь совместная работа Правительства,
комитетов Государственной
Список литературы
1 Федеральная служба государственной статистики (Росстат): Россия 2013. Статистический сборник. Москва 2013
2Евразийская экономическая интеграция, №3 (12), август 2011: Ю. A. Щербанин «Транспорт и экономический рост: взаимосвязь и влияние»
3Берешман. Инвестиции в транспорт и экономическое развитие. Естьлисвязь? (2001)
4Лакшманан Т. Транспортная инфраструктура, транспортные услуги. Сектор и экономический рост. Центр транспортных исследований Бостонского университета. 2002
5Евразийская экономическая интеграция, №3 (12), август 2011: Ю. A. Щербанин «Транспорт и экономический рост: взаимосвязь и влияние»
6Евразийская экономическая интеграция, №3 (12), август 2011: Ю. A. Щербанин «Транспорт и экономический рост: взаимосвязь и влияние»
7Воронцова С. (2007) Дороги – гарант экономической стабильности.
8Источник :Федеральная служба государственной статистики. Транспорт и связь в России - 2012 год
9Б.М.Лапидус, Ф.С.Пехтерев, Е.М. Малхин. Регионалистика. Учебное пособие для вузов – М.; УМК МПС. 2010
10 Источник: Федеральная служба государственной статистики. Транспорт и связь в России - 2012 год. Основные экономические показатели транспорта и связи
11Источник: Бюллетень объединенного ученого
совета ОАО «РЖД» № 1 за 2012 г.
12 Левитан И., Модернизация транспортной системы. Журнал «Экономика России: ХХI век» № 20