Система охлаждения автомобиля
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 21:04, реферат
Описание работы
В настоящее время все прогрессивное человечество использует для передвижения тот или иной автомобильный транспорт. Различают автомобили: пассажирские (легковые и автобусы), грузовые, специальные (пожарные, санитарные и другие) и гоночные. Рост автомобильного парка страны вызвал значительное расширение сети предприятий технического обслуживания и ремонта автомобилей и потребовал привлечение большого количества квалифицированных кадров.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………...………………….…………………..3
1. Назначение и виды системы охлаждения………………….………..……….…...4
2. Виды охлаждающих жидкостей и особенности их применения.………...……..6
3. Техническое обслуживание системы охлаждения…………………………….....9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...……………..10
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………..11
Файлы: 1 файл
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………...………………….…………………..3
1. Назначение и виды системы охлаждения………………….………..……….…...4
2. Виды охлаждающих жидкостей
и особенности их применения.………...……..6
3. Техническое обслуживание
системы охлаждения…………………………….....9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...……………..10
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………..11
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее
время все прогрессивное человечество
использует для передвижения тот или иной
автомобильный транспорт. Различают автомобили:
пассажирские (легковые и автобусы), грузовые,
специальные (пожарные, санитарные и другие)
и гоночные. Рост автомобильного парка
страны вызвал значительное расширение
сети предприятий технического обслуживания
и ремонта автомобилей и потребовал привлечение
большого количества квалифицированных
кадров.
Чтобы справиться с огромным
объёмом работ по поддержанию растущего
автомобильного парка в технически исправном
состоянии, необходимо механизировать
и автоматизировать процессы техобслуживания
и ремонта автомобилей, резко повысить
производительность труда. Предприятия
по техническому обслуживанию и ремонту
автомобилей оснащаются более совершенным
оборудованием, внедряются новые технологические
процессы, обеспечивающие снижение трудоёмкости
и повышение качества работ.
Актуальность рассматриваемого
вопроса, касающегося избранной темы,
состоит в том, что за счёт системы охлаждения
(и не только) двигатель работает, насколько
это возможно, дольше. Также система охлаждения
способствует наименьшему износу двигателя.
1. Назначение и
виды системы охлаждения
Температура газов в камере
сгорания в момент воспламенения смеси
превышает 2000°С. Такая температура при
отсутствии искусственного охлаждения
привела бы к сильному нагреву деталей
двигателя и их разрушению. Поэтому необходимо
воздушное или жидкостное охлаждение
двигателя. При воздушном охлаждении не
требуются радиатор, водяной насос и трубопроводы,
отпадает опасность "размораживания"
двигателя зимой при заправке системы
охлаждения водой. Поэтому, не смотря на
повышенную затрату мощности на приведение
в действие вентилятора и затруднённый
пуск при низкой температуре применяют
воздушное охлаждение.
Жидкостная система охлаждения
закрытого типа с принудительной циркуляцией
жидкости, с расширительным бачком. Такая
система заполняется водой или антифризом,
не замерзающим при температуре до минус
40°С.
При чрезмерном охлаждении
двигателя увеличиваются потери тепла
с охлаждающей жидкостью, не полностью
испаряется и сгорает топливо, которое
в жидком виде проникает в поддон картера
и разжижает масло. Это приводит к снижению
мощности и экономичности двигателя и
быстрому износу деталей. При перегреве
двигателя происходят разложение и коксование
масла ускоряющие, отложение нагара, вследствие
чего ухудшается отвод тепла. Из-за расширения
деталей уменьшаются температурные зазоры,
увеличиваются трение и износ деталей,
ухудшается наполнение цилиндров. Температура
охлаждающей жидкости при работе двигателя
должна составлять 85-100°С.
В автомобильных двигателях
применяют принудительную (насосную) систему
жидкостного охлаждения. Такая система
включает рубашки охлаждения цилиндров,
радиатор, водяной насос, вентилятор, жалюзи,
термостат, сливные краники, указатели
температуры охлаждающей жидкости.
Жидкость, циркулирующая в системе
охлаждения, воспринимает тепло от стенок
цилиндров и их головок и передаёт его
через радиатор окружающей среде. Иногда
предусматривается направление потока
циркулирующей жидкости через водораспределительную
трубу или продольный канал с отверстиями
в первую очередь к наиболее нагретым
деталям (выпуклые клапаны, свечи зажигания,
стенки камеры сгорания).
В современных двигателях система
охлаждения двигателя используется для
подогрева впускного трубопровода, охлаждения
компрессора и отопления кабины или пассажирского
помещения кузова. В современных автомобильных
двигателях применяют закрытые системы
жидкостного охлаждения, сообщающиеся
с атмосферой через клапаны в пробке радиатора.
В такой системе повышается температура
кипения воды, закипает вода реже и меньше
испаряется.
2. Виды охлаждающих
жидкостей и особенности их применения
Охлаждающие
жидкости выпускаются как в виде концентратов,
так и в виде готовых продуктов. При эксплуатации
современных автомобилей для охлаждения
двигателей применяют незамерзающие жидкости.
В настоящее
время широко распространено употребление
двух названий охлаждающих жидкостей:
«Тосол» и «Антифриз». В последнее время
отечественные производители стали выпускать
охлаждающие жидкости, готовые к применению,
то есть уже разбавленные водой, с использованием
маркировки «Антифриз». Как правило, это
тот же «Тосол», но несколько лучшего качества.
«ТОСОЛ» - автомобильная охлаждающая жидкость,
разработанной в 1971 году. Эксплуатационные
свойства этих жидкостей могут быть разными
и зависят от состава.
За рубежом
термин антифриз использовали для обозначения
концентрата, который добавляли к воде
в системе охлаждения двигателя внутреннего
сгорания. Однако этот термин принимал
во внимание только морозозащитную роль
этого продукта, допуская, что его использование
является сезонной потребностью и не отражает
его функцию как теплообменной среды,
разработанной, чтобы предохранить систему
охлаждения двигателя от коррозии и повреждения
при всех эксплуатационных условиях.
Старейшей
охлаждающей жидкостью, порой использующейся
и сегодня, является вода. Но это не самая
лучшая жидкость для охлаждения двигателя,
так как в природной воде растворены соли
и минералы, обусловливающие жесткость
воды.
Наибольшее
распространение имеют гликолевые незамерзающие
жидкости - смеси этиленгликоля с водой.
Этиленгликоль
- двухатомный спирт, представляет собой
прозрачную бесцветную вязкую жидкость
без запаха. Цвет технического этиленгликоля
слегка желтоватый. Его смеси с водой застывают
при весьма низких температурах. Меняя
соотношение воды и этиленгликоля, можно
получить смеси с температурой застывания
от 0 до минус 70°С. Этиленгликолевые жидкости
имеют большой коэффициент объемного
расширения. При нагревании до рабочей
температуры их объем увеличивается. При
застывании этиленгликолевых антифризов
объем образующейся кашицеобразной массы
увеличивается очень незначительно и
размораживания двигателя или радиатора
не происходит. Химическая промышленность
на базе этиленгликоля выпускает несколько
марок антифризов. Первые низкозамерзающие
охлаждающие жидкости - антифризы марок
40 и 65.
Охлаждающие
жидкости применяются для того, чтобы
двигатель автомобиля не подвергался
большому перегреву. В процессе применения
охлаждающие жидкости контактируют с
различными конструкционными материалами,
такими как алюминий, медь, латунь, чугун,
резина и другие. Для эксплуатации двигателей
при положительных температурах воздуха
самой подходящей охлаждающей жидкостью
является вода. При отрицательных температурах
во избежание замерзания воды применяют
водные смеси с различными веществами,
понижающими температуру застывания,
то есть антифризов. Антифризы получаются
как водные растворы соответствующих
концентратов. В процессе эксплуатации
качество антифриза можно контролировать
по плотности. Из охлаждающей жидкости
в процессе эксплуатации в первую очередь
испаряется вода, которую следует периодически
доливать и желательно дистиллированную.
Плохо то, что растворы этиленгликоля
вызывают значительную коррозию конструкционных
металлов. Чтобы защитить детали системы
охлаждения от коррозии, а попутно обеспечить
теплоносителю ряд других полезных свойств
- пониженную вспениваемость, антинакипиновые
свойства и прочие - в водно-гликолевую
смесь добавляют пакет специальных присадок,
который и определяет основную часть эксплуатационных
показателей залитого в систему антифриза.
Стандартный
пакет присадок включает: ингибиторы коррозии,
антинакипины, антивспенивающие и смазывающие
составы. Иногда для защиты металлов от
коррозии применяют охлаждающие жидкости,
содержащие силикаты, бораты, нитриты,
фосфаты, то есть силикатосодержащие жидкости.
У этих жидкостей есть ряд серьезных недостатков.
Это, прежде всего, образование осадка,
приводящего к закупориванию узких каналов
системы охлаждения. Важно отметить и
такой факт, что при продолжительном использовании
охлаждающая жидкость стареет - концентрация
ингибиторов в ней постепенно снижается,
теплопередача уменьшается, склонность
к пенообразованию увеличивается. Срок
службы охлаждающих жидкостей типа «Тосол»
и «Лена» ограничивается долговечностью
присадок и обычно составляет 2 года. Ресурс
жидкости прямо зависит от ее качества
и пробега автомобиля. Старение происходит
особенно интенсивно, если в систему охлаждения
попадают отработавшие газы или воздух.
Поэтому нужно чаще проверять места возможных
утечек жидкости, а также состояние и крепление
шлангов. Срок замены антифриза предписывает
автозавод или изготовитель. Но иногда
жидкость стареет раньше. При этом образуется
желеобразная масса на внутренней стороне
горловины расширительного бачка, при
незначительной отрицательной температуре
(-10...15°С) заметно помутнение (иногда как
легкое облачко), выпадает осадок, а также
чаще прежнего срабатывает электровентилятор
радиатора. Когда появился хотя бы один
из этих признаков, антифриз нужно сменить.
Правильность заправки системы
охлаждения проверяется по уровню жидкости
в расширительном бачке, который на холодном
двигателе (при 15-20°С) должен находиться
на 3-4 мм выше метки "MIN", нанесённой
на расширительном бачке. Уровень охлаждающей
жидкости рекомендуется проверять на
холодном двигателе, т.к. при нагревании
её объём увеличивается и у прогретого
двигателя уровень жидкости может значительно
подняться.
3. Техническое
обслуживание системы охлаждения
При проведении ежедневного
обслуживания проверяют осмотром герметичность
системы охлаждения; уровень жидкости,
и при необходимости доливают воду.
При ежедневном обслуживании
заливают воду в бачок устройства для
обмыва ветрового стекла; проверяют уровень
и при необходимости доливают масло и
картер двигателя
Во время проведения первого
технического обслуживания следует проверить
и при необходимости отрегулировать натяжение
приводных ремней; при работе в условиях
большой запылённости окружающей среды
заменить масло в картере двигателя; слить
отстой из корпусов фильтров и очистить
от отложений внутреннюю поверхность
кожуха фильтра центробежной очистки
масла; промыть фильтрующий элемент воздушного
фильтра вентиляции картера.
При втором техобслуживании
необходимо проверить и, если надо, закрепить
вентилятор, радиатор, его облицовку, жалюзи
и капот; проверить и отрегулировать натяжение
приводных ремней; заменить (по графику)
масло в карте двигателя, промыть при этом
фильтрующий элемент фильтра грубой очистки
и заменить фильтрующий элемент тонкой
очистки или очистить элемент центробежной
очистки масла; слить отстой из корпусов
масляных фильтров; очистить и промыть
клапан вентиляции картера двигателя;
смазать подшипники водяного насоса и
натяжного ролика ремня вентилятора.
Во время сезонного техобслуживания
проверяют осмотром герметичность систем
охлаждения и отопления, а также пускового
подогревателя; промывают систему охлаждения;
при подготовке к зиме проверяют состояние
и действие пускового подогревателя; два
раз в год при смене сортов масел (в зависимости
от времени года) промывают систему смазки
двигателя; при подготовке к зиме отключают
масляный радиатор.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В техобслуживание автомобилей
всё шире внедряются методы диагностики
с использованием электронной аппаратуры.
Диагностика позволяет своевременно выявить
неисправности агрегатов и систем автомобиля
и устранить их до того, как они вызовут
серьёзные нарушения. Объективные методы
оценки технического состояния агрегатов
и узлов автомобиля помогают вовремя устранить
дефекты, которые способны вызвать аварийную
ситуацию, что повышает безопасность дорожного
движения.
При покупке необходимо выбирать
охлаждающую жидкость для своего автомобиля,
ориентируясь при этом не только на цену,
но и на репутацию производителя и известность
его продукции на рынке. Этим Вы избавите
себя и свой автомобиль от дорогостоящего
и хлопотного ремонта. Покупать нужно
охлаждающую жидкость, рекомендованную
в инструкции по эксплуатации автомобиля,
и лучше в специализированных, а не в универсальных
магазинах.
Наиболее рекомендуемые специалистами
антифризы - это антифризы серии «Cool Stream»
- результат новейших разработок в области
защиты металлов от коррозии. Основой
композиций присадок антифризов серии
«Cool Stream» являются экологически безопасные
карбоновые кислоты. Антифриз «Cool Stream»
является продуктом следующего поколения,
пришедшим на смену «тосолу» и другим
отечественным охлаждающим жидкостям,
созданным по традиционной рецептуре
и технологии.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
1. Боровских Ю.И. Устройство,
техническое обслуживание и ремонт автомобилей.
Учебник для средних профессиональных-технических
училищ.М., "Высшая школа", 1975. - 36-41,
246-250, 379-381с.
2. Крамаренко Г.В., Барашков
И.В. Техническое обслуживание автомобилей.
- М.: Транспорт, 1982
3. http://knowledge.allbest.ru/transport/
Информация о работе Система охлаждения автомобиля