Современное состояние транспорта в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 13:17, реферат

Описание работы

Транспорт является отдельно стоящей отраслью государственного хозяйства, которая по роду своей деятельности занимает промежуточное положение между производством и потреблением товаров.
Россия – это страна с рыночной экономикой. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с жизнеспособностью, а с другой стороны - сам рынок подразумевает под собой обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно.

Файлы: 1 файл

транспорт.docx

— 43.82 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ФИНАНСОВ, ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ И КРЕДИТА

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТРАНСПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень - 2014

1. Общая характеристика транспортной системы России

Транспорт является отдельно стоящей отраслью государственного хозяйства, которая по роду своей деятельности занимает промежуточное положение между производством и потреблением товаров.

Россия – это страна с рыночной экономикой. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с жизнеспособностью, а с другой стороны - сам рынок подразумевает под собой обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.

Для России в связи с ее огромными территориями и суровым климатом необходим “неприхотливый” транспорт, надежный и не зависящий от погодных условий. Такими видами транспорта являются трубопроводный и, конечно, железнодорожный. В перевозке грузов наиболее дешевыми являются трубопроводный, морской, железнодорожный и внутренний водный, а в перевозке пассажиров - железнодорожный. Но обязательно надо иметь в поле зрения то, что рациональность использования того или иного вида транспорта необходимо рассматривать в условиях конкретной задачи с учетом многих факторов, таких как вид груза, его масса, расстояние перевозки, сроки доставки, транспортабельность, характеристики необходимого участка пути и т. д.

Уровень развития транспортной системы Российской Федерации различается по регионам. Обеспеченность путями сообщения как по общей длине, так и по плотности (км пути на 1000 км2 площади) отличается в десять и более раз. Наиболее развитую транспортную систему имеют Центрально-Черноземный, Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский районы, наименее развитую -- Дальневосточный, Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский, Северный экономические районы. Отличаются районы и по структуре грузоперевозок. В районах, где добываются такие полезные ископаемые, как железная руда, уголь, основные перевозки осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть, газ - велика доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес внутреннего водного транспорта; в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит железнодорожному транспорту. Так, например, в Западно-Сибирском районе преобладает железнодорожный транспорт и высоко значение трубопроводного, а также в Центральном районе большая часть перевозок осуществляется по железной дороге. Районы добывающей промышленности имеют активный транспортный баланс, т. е. вывоз превышает ввоз, так как масса сырья и топлива больше массы готовой продукции, а районы обрабатывающей промышленности соответственно - пассивный, т. е. ввоз превышает вывоз.

2. Структура транспортной  системы

2.1 Железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт - основной вид магистрального транспорта, обеспечивающий межрайонные перевозки массовых видов грузов. Его ведущее значение обусловлено двумя факторами: технико-экономическими преимуществами над большинством других видов транспорта и совпадением направления и мощности основных транспортно-экономических межрайонных и межгосударственных (в границах СНГ) связей России с конфигурацией, пропускной и провозной способностью железнодорожных магистралей (в отличие от речного и морского транспорта).

Железнодорожный транспорт отличают универсальность (способность перевозить практически все виды грузов), высокая провозная и пропускная способность (двухпутная электрифицированная железная дорога может пропустить в сутки до 150-200 пар поездов и обеспечить перевозку более 100 млн. т. грузов в каждом направлении), сравнительно невысокая себестоимость перевозок (в отличие от воздушного и автомобильного транспорта), относительно свободное размещение, то есть независимость от природных условий (строительство железных дорог практически на любой территории, регулярность, то есть возможность ритмично осуществлять перевозки во все времена года, в отличие от речного транспорта), сравнительно высокая скорость движения, надежность и др.

Сеть железных дорог обеспечивает основные грузопотоки не только между экономическими районами России, но и между Россией и странами ближнего зарубежья. Именно железные дороги относятся к основным элементам территориального каркаса хозяйственного ландшафта страны на макро- и мезоуровнях.

В структуре перевозимых железнодорожным транспортом грузов резко выделяются каменный уголь и кокс (занимает первое место в грузообороте и второе - по объему перевозок) и минеральные строительные материалы (первое место по объему перевозок и второе - по грузообороту). На третьем месте идут нефтяные грузы (прежде всего мазут и светлые нефтепродукты). Значительную долю занимают руда, черные металлы, лесные и хлебные грузы, минеральные и химические удобрения. На долю этих восьми видов массовых грузов приходится почти 9/10 всей грузовой работы железнодорожного транспорта.

По данным Официального сайта Государственного Комитета Статистики железнодорожный транспорт является основным видом транспорта для перевозки таких видов массовых грузов, как каменный уголь и кокс (свыше 90% от объема их перевозки всеми видами транспорта), руда, минеральные удобрения, цемент (около 90% по каждому виду), черные металлы (свыше 75%), лесные грузы (свыше 60%), хлебные грузы (свыше 50%).

Для железнодорожного транспорта характерна концентрация грузовых перевозок на главных направлениях транспортно-экономических связей. При этом основная нагрузка приходится на относительно небольшую протяженность железнодорожной сети. Половина всего грузооборота выполняется 1/6 частью железных дорог.

При средней грузонапряженности железнодорожной сети России 27 млн. т-км на 1 км эксплуатационной длины они имеют грузонапряженность в 2 раза большую. К наиболее грузонапряженным линиям относятся Транссибирская магистраль, особенно ее участок от Омска до Новосибирска (это наиболее грузонапряженный участок железной дороги в мире - более 100 млн. т-км на 1 км длины) - в основном за счет перевозки кузнецкого угля. Уголь доставляется на Урал, в Центральные районы, в Поволжье. Значительные грузопотоки нефтяных грузов идут из Западной Сибири, Урало-Поволжья, Северного Кавказа. Основная масса лесных грузов идет с Европейского Севера и из Сибири. Грузопотоки черных металлов формируются Центральной и Сибирской металлургическими базами для потребителей Центрального района, Северного Кавказа, Северо-Запада. Хлебные грузы формируются в лесостепной и степной зонах и идут в густонаселенные потребляющие районы.

Железнодорожный транспорт играет существенное значение в пассажирских перевозках. Несмотря на развитие автомобильных и воздушных перевозок пассажиров, направление и мощность пассажирских потоков в значительной мере определяются конфигурацией и пропускной способностью железных дорог.

На железнодорожном транспорте 9 из 10 пассажиров перевозятся в пригородном сообщении. В пассажирообороте же ведущую роль играют дальние пассажирские перевозки (более 2/3 от общего пассажирооборота).

Объем перевозок грузов в 2010 - 2012 годах всеми видами транспорта (без учета трубопроводного) вырос на 18,1% (транспортом общего пользования - на 23,9%). Наиболее быстрыми темпами росли грузовые перевозки железнодорожным транспортом (на 28,4%).

На рост объема грузоперевозок оказали влияние оживление деятельности реального сектора экономики, увеличение объема производства в основных грузообразующих отраслях, развитие рынков товаров и услуг, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура по основным товарным позициям отечественного экспорта.

Динамика грузовых перевозок в России за 2010-2012 г.г. по видам транспорта наглядно представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Динамика грузовых перевозок в России за 2010-2012 г.г. по видам транспорта.

Вид транспорта

Объем перевозок, млн. т.

Отклонение 2012 года, млн. т.

Темп роста 2012 года в %

       

2010 год

2011 год

2012 год

от 2010 года

от 2011 года

к 2010 году

к 2011 году

Железнодорожный

1304,0

1109,0

1312,0

8,0

203,0

100,61

118,30

- удельный вес, %

13,80

14,85

16,93

3,13

2,08

122,68

114,01

Автомобильный

6893,0

5240,0

5236,0

-1657,0

-4,0

75,96

99,92

Трубопроводный

1067,0

985,0

1061,0

-6,0

76,0

99,44

107,72

Морской

35,0

37,0

37,0

2,0

0,0

105,71

100,00

Внутренний водный

151,0

97,0

102,0

-49,0

5,0

 

67,55

105,15

Воздушный

1

0,9

1,1

0,1

0,2

110,00

122,22

Всего:

9451,0

7468,9

7749,1

-1701,9 

280,2

81,99

103,75


 

Анализируя таблицу 1, можно сделать вывод, что объемы грузовых перевозок в 2011 году существенно сократились с 9451,0 до 7468,9 млн. т., наблюдается отрицательный прирост - 18,01%. Очевидно, такая динамика связана с мировым экономическим кризисом. В 2012 году объемы перевозок по сравнению с 2011 годом увеличились только на 280,2 млн. т. Такая динамика наблюдается практически по каждому виду транспорта.

Важное место в транспортной системе занимают железные дороги. Железнодорожный транспорт выполняет 16,93% общего объема грузовых перевозок (1312,0 * 100% / 7749,1). Темп роста в 2012 году составил 0,61% и 18,30% относительно 2010 и 2011 годов соответственно.

Согласно таблице 1 удельный вес железнодорожных перевозок в 2012 году составил 16,93%, что на 2,08% и на 3,13% больше относительно 2011 и 2010 года соответственно. Темп роста удельного веса железнодорожного транспорта 2012 года в % к 2010 году и 2011 составил соответственно 122,68% и 114,01%.

Таблица 2 - Динамика перевозок пассажиров в России за 2010-2012 г.г. по видам транспорта общего пользования.

Вид транспорта

Объем перевозок, пасс.-км.

Отклонение 2012 года, пасс.-км.

Темп роста 2012 г., %

       

2010 год

2011 год

2012 год

от 2010 года

от 2011 года

к 2010 году

к 2011 году

Железнодорожный

1296,0

1137,0

948,0

-348,0

-189,0

73,15

83,38

- удельный вес, %

5,19

4,98

4,30

-0,89

-0,68

82,85

86,35

Автобусный

14718,0 

13704,0

13434,0

-1284,0 

-270,0

91,28

98,03

Таксомоторный

7,0

7,0

8,0

1,0

1,0

114,29

114,29

Трамвайный

2537,0 

2217,0

2079,0

-458,0

-138,0

81,95

93,78

Троллейбусный

2733,0 

2414,0 

2206,0 

-527,0 

-208,0 

80,72 

91,38

Метрополитен

3594 

3307 

3294 

-300,0 

-13,0 

91,65 

99,61

Морской

1,4 

1,5

1,5 

0,1 

0,0 

107,14 

100,00

Внутренний водный

20,0 

17,0

16,0 

-4 

-1,0 

80,00 

94,12

Воздушный

51,0 

47,0 

59,0 

8,0 

12,0 

115,69 

125,53

Всего:

24957,4

22851,5

22045,5

-2911,9 

-806,0 

88,33 

96,47


 

Согласно таблице 2 в 2012 году в сравнении с 2010 годом общие показатели перевозок пассажиров снизились с 24957,4 единиц до 22045,5.

Динамика железнодорожных перевозок пассажиров нисходящая. В 2012 году темп прироста составил -26,85% и -16,62% по отношению к 2010 и 2011 годам соответственно.

Согласно таблице 2 в 2012 году доля пассажирских перевозок железнодорожным транспортом составила 4,3% (948,0 * 100 / 22045,5). То есть больше всего пассажиры пользуются следующими видами транспорта: автобус, трамвай, троллейбус и метро. В то время, как в общем объеме перевозок железнодорожный транспорт занимает второе место после автомобильного.

Удельный вес железнодорожных перевозок в 2012 году составил 4,3%, что на 0,7% и на 0,9% меньше относительно 2011 и 2010 года соответственно. Темп роста удельного веса железнодорожного транспорта 2012 года в % к 2010 году и 2011 составил соответственно 82,85% и 86,35%.

2.2 Трубопроводный транспорт

Трубопроводный транспорт - один из видов транспорта жидких, газообразных и сухих (в измельченном состоянии) грузов по трубам под действием разности давлений, создаваемой компрессорными станциями. Это относительно молодой вид транспорта, быстрое развитие которого в России началось лишь в конце 50-х гг. нынешнего столетия. Тем не менее, сейчас это наиболее динамично развивающийся вид транспорта, оттеснивший в середине 80-х гг. по общему объему грузооборота железнодорожный транспорт на второе место.

Важнейшими грузами на отечественном трубопроводном транспорте являются сырая нефть, природный и попутный газ. Продуктопроводы, предназначающиеся для транспортировки нефтепродуктов, жидких и газообразных химикатов, пока не получили в России большого распространения, хотя их развитие весьма перспективно.

По общей протяженности магистральных нефте- и газопроводов - 206 тыс. км (143 тыс. км - газопроводы, 48 тыс. км - нефтепроводы и 15 тыс. км - нефтепродуктопроводы).

В России преобладают нефте- и газопроводы широтного направления. Многие из них начинаются в Западной Сибири, на Урале и в Поволжье и, пересекая всю европейскую часть страны, заканчиваются на территории сопредельных государств СНГ, а также странах Восточной и Западной Европы.

По нефтепроводам нефть из районов добычи подается на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) России, стран СНГ, Восточной и Западной Европы, а также поступает в крупнейшие нефтеэкспортные порты -- Новороссийск, Туапсе, Вентспилс, Херсон и др.

К наиболее крупным магистральным нефтепроводам, транспортирующим российскую нефть, относятся:

- нефтепровод “Дружба” (Альметьевск - Самара - Унеча - Мозырь - Брест и далее в страны Восточной и Западной Европы с ответвлениями Унеча - Полоцк - Вентспилс и Мозырь - Ужгород). Сегодня эта система нефтепроводов подсоединена к Среднеобью, и по ней в значительной мере транспортируется западносибирская нефть;

Информация о работе Современное состояние транспорта в РФ