Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 13:17, реферат
Транспорт является отдельно стоящей отраслью государственного хозяйства, которая по роду своей деятельности занимает промежуточное положение между производством и потреблением товаров.
Россия – это страна с рыночной экономикой. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с жизнеспособностью, а с другой стороны - сам рынок подразумевает под собой обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ФИНАНСОВ, ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ И КРЕДИТА
РЕФЕРАТ
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТРАНСПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Тюмень - 2014
1. Общая характеристика транспортной системы России
Транспорт является отдельно стоящей отраслью государственного хозяйства, которая по роду своей деятельности занимает промежуточное положение между производством и потреблением товаров.
Россия – это страна с рыночной экономикой. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с жизнеспособностью, а с другой стороны - сам рынок подразумевает под собой обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.
Для России в связи с ее огромными территориями и суровым климатом необходим “неприхотливый” транспорт, надежный и не зависящий от погодных условий. Такими видами транспорта являются трубопроводный и, конечно, железнодорожный. В перевозке грузов наиболее дешевыми являются трубопроводный, морской, железнодорожный и внутренний водный, а в перевозке пассажиров - железнодорожный. Но обязательно надо иметь в поле зрения то, что рациональность использования того или иного вида транспорта необходимо рассматривать в условиях конкретной задачи с учетом многих факторов, таких как вид груза, его масса, расстояние перевозки, сроки доставки, транспортабельность, характеристики необходимого участка пути и т. д.
Уровень развития транспортной системы Российской Федерации различается по регионам. Обеспеченность путями сообщения как по общей длине, так и по плотности (км пути на 1000 км2 площади) отличается в десять и более раз. Наиболее развитую транспортную систему имеют Центрально-Черноземный, Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский районы, наименее развитую -- Дальневосточный, Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский, Северный экономические районы. Отличаются районы и по структуре грузоперевозок. В районах, где добываются такие полезные ископаемые, как железная руда, уголь, основные перевозки осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть, газ - велика доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес внутреннего водного транспорта; в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит железнодорожному транспорту. Так, например, в Западно-Сибирском районе преобладает железнодорожный транспорт и высоко значение трубопроводного, а также в Центральном районе большая часть перевозок осуществляется по железной дороге. Районы добывающей промышленности имеют активный транспортный баланс, т. е. вывоз превышает ввоз, так как масса сырья и топлива больше массы готовой продукции, а районы обрабатывающей промышленности соответственно - пассивный, т. е. ввоз превышает вывоз.
2. Структура транспортной системы
2.1 Железнодорожный транспорт
Железнодорожный транспорт - основной вид магистрального транспорта, обеспечивающий межрайонные перевозки массовых видов грузов. Его ведущее значение обусловлено двумя факторами: технико-экономическими преимуществами над большинством других видов транспорта и совпадением направления и мощности основных транспортно-экономических межрайонных и межгосударственных (в границах СНГ) связей России с конфигурацией, пропускной и провозной способностью железнодорожных магистралей (в отличие от речного и морского транспорта).
Железнодорожный транспорт отличают универсальность (способность перевозить практически все виды грузов), высокая провозная и пропускная способность (двухпутная электрифицированная железная дорога может пропустить в сутки до 150-200 пар поездов и обеспечить перевозку более 100 млн. т. грузов в каждом направлении), сравнительно невысокая себестоимость перевозок (в отличие от воздушного и автомобильного транспорта), относительно свободное размещение, то есть независимость от природных условий (строительство железных дорог практически на любой территории, регулярность, то есть возможность ритмично осуществлять перевозки во все времена года, в отличие от речного транспорта), сравнительно высокая скорость движения, надежность и др.
Сеть железных дорог обеспечивает основные грузопотоки не только между экономическими районами России, но и между Россией и странами ближнего зарубежья. Именно железные дороги относятся к основным элементам территориального каркаса хозяйственного ландшафта страны на макро- и мезоуровнях.
В структуре перевозимых железнодорожным транспортом грузов резко выделяются каменный уголь и кокс (занимает первое место в грузообороте и второе - по объему перевозок) и минеральные строительные материалы (первое место по объему перевозок и второе - по грузообороту). На третьем месте идут нефтяные грузы (прежде всего мазут и светлые нефтепродукты). Значительную долю занимают руда, черные металлы, лесные и хлебные грузы, минеральные и химические удобрения. На долю этих восьми видов массовых грузов приходится почти 9/10 всей грузовой работы железнодорожного транспорта.
По данным Официального сайта Государственного Комитета Статистики железнодорожный транспорт является основным видом транспорта для перевозки таких видов массовых грузов, как каменный уголь и кокс (свыше 90% от объема их перевозки всеми видами транспорта), руда, минеральные удобрения, цемент (около 90% по каждому виду), черные металлы (свыше 75%), лесные грузы (свыше 60%), хлебные грузы (свыше 50%).
Для железнодорожного транспорта характерна концентрация грузовых перевозок на главных направлениях транспортно-экономических связей. При этом основная нагрузка приходится на относительно небольшую протяженность железнодорожной сети. Половина всего грузооборота выполняется 1/6 частью железных дорог.
При средней грузонапряженности железнодорожной сети России 27 млн. т-км на 1 км эксплуатационной длины они имеют грузонапряженность в 2 раза большую. К наиболее грузонапряженным линиям относятся Транссибирская магистраль, особенно ее участок от Омска до Новосибирска (это наиболее грузонапряженный участок железной дороги в мире - более 100 млн. т-км на 1 км длины) - в основном за счет перевозки кузнецкого угля. Уголь доставляется на Урал, в Центральные районы, в Поволжье. Значительные грузопотоки нефтяных грузов идут из Западной Сибири, Урало-Поволжья, Северного Кавказа. Основная масса лесных грузов идет с Европейского Севера и из Сибири. Грузопотоки черных металлов формируются Центральной и Сибирской металлургическими базами для потребителей Центрального района, Северного Кавказа, Северо-Запада. Хлебные грузы формируются в лесостепной и степной зонах и идут в густонаселенные потребляющие районы.
Железнодорожный транспорт играет существенное значение в пассажирских перевозках. Несмотря на развитие автомобильных и воздушных перевозок пассажиров, направление и мощность пассажирских потоков в значительной мере определяются конфигурацией и пропускной способностью железных дорог.
На железнодорожном транспорте 9 из 10 пассажиров перевозятся в пригородном сообщении. В пассажирообороте же ведущую роль играют дальние пассажирские перевозки (более 2/3 от общего пассажирооборота).
Объем перевозок грузов в 2010 - 2012 годах всеми видами транспорта (без учета трубопроводного) вырос на 18,1% (транспортом общего пользования - на 23,9%). Наиболее быстрыми темпами росли грузовые перевозки железнодорожным транспортом (на 28,4%).
На рост объема грузоперевозок оказали влияние оживление деятельности реального сектора экономики, увеличение объема производства в основных грузообразующих отраслях, развитие рынков товаров и услуг, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура по основным товарным позициям отечественного экспорта.
Динамика грузовых перевозок в России за 2010-2012 г.г. по видам транспорта наглядно представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Динамика грузовых перевозок в России за 2010-2012 г.г. по видам транспорта.
Вид транспорта |
Объем перевозок, млн. т. |
Отклонение 2012 года, млн. т. |
Темп роста 2012 года в % |
|||||||||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
от 2010 года |
от 2011 года |
к 2010 году |
к 2011 году | ||||||
Железнодорожный |
1304,0 |
1109,0 |
1312,0 |
8,0 |
203,0 |
100,61 |
118,30 | |||||
- удельный вес, % |
13,80 |
14,85 |
16,93 |
3,13 |
2,08 |
122,68 |
114,01 | |||||
Автомобильный |
6893,0 |
5240,0 |
5236,0 |
-1657,0 |
-4,0 |
75,96 |
99,92 | |||||
Трубопроводный |
1067,0 |
985,0 |
1061,0 |
-6,0 |
76,0 |
99,44 |
107,72 | |||||
Морской |
35,0 |
37,0 |
37,0 |
2,0 |
0,0 |
105,71 |
100,00 | |||||
Внутренний водный |
151,0 |
97,0 |
102,0 |
-49,0 |
5,0 |
67,55 |
105,15 | |||||
Воздушный |
1 |
0,9 |
1,1 |
0,1 |
0,2 |
110,00 |
122,22 | |||||
Всего: |
9451,0 |
7468,9 |
7749,1 |
-1701,9 |
280,2 |
81,99 |
103,75 |
Анализируя таблицу 1, можно сделать вывод, что объемы грузовых перевозок в 2011 году существенно сократились с 9451,0 до 7468,9 млн. т., наблюдается отрицательный прирост - 18,01%. Очевидно, такая динамика связана с мировым экономическим кризисом. В 2012 году объемы перевозок по сравнению с 2011 годом увеличились только на 280,2 млн. т. Такая динамика наблюдается практически по каждому виду транспорта.
Важное место в транспортной системе занимают железные дороги. Железнодорожный транспорт выполняет 16,93% общего объема грузовых перевозок (1312,0 * 100% / 7749,1). Темп роста в 2012 году составил 0,61% и 18,30% относительно 2010 и 2011 годов соответственно.
Согласно таблице 1 удельный вес железнодорожных перевозок в 2012 году составил 16,93%, что на 2,08% и на 3,13% больше относительно 2011 и 2010 года соответственно. Темп роста удельного веса железнодорожного транспорта 2012 года в % к 2010 году и 2011 составил соответственно 122,68% и 114,01%.
Таблица 2 - Динамика перевозок пассажиров в России за 2010-2012 г.г. по видам транспорта общего пользования.
Вид транспорта |
Объем перевозок, пасс.-км. |
Отклонение 2012 года, пасс.-км. |
Темп роста 2012 г., % |
||||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
от 2010 года |
от 2011 года |
к 2010 году |
к 2011 году | |
Железнодорожный |
1296,0 |
1137,0 |
948,0 |
-348,0 |
-189,0 |
73,15 |
83,38 |
- удельный вес, % |
5,19 |
4,98 |
4,30 |
-0,89 |
-0,68 |
82,85 |
86,35 |
Автобусный |
14718,0 |
13704,0 |
13434,0 |
-1284,0 |
-270,0 |
91,28 |
98,03 |
Таксомоторный |
7,0 |
7,0 |
8,0 |
1,0 |
1,0 |
114,29 |
114,29 |
Трамвайный |
2537,0 |
2217,0 |
2079,0 |
-458,0 |
-138,0 |
81,95 |
93,78 |
Троллейбусный |
2733,0 |
2414,0 |
2206,0 |
-527,0 |
-208,0 |
80,72 |
91,38 |
Метрополитен |
3594 |
3307 |
3294 |
-300,0 |
-13,0 |
91,65 |
99,61 |
Морской |
1,4 |
1,5 |
1,5 |
0,1 |
0,0 |
107,14 |
100,00 |
Внутренний водный |
20,0 |
17,0 |
16,0 |
-4 |
-1,0 |
80,00 |
94,12 |
Воздушный |
51,0 |
47,0 |
59,0 |
8,0 |
12,0 |
115,69 |
125,53 |
Всего: |
24957,4 |
22851,5 |
22045,5 |
-2911,9 |
-806,0 |
88,33 |
96,47 |
Согласно таблице 2 в 2012 году в сравнении с 2010 годом общие показатели перевозок пассажиров снизились с 24957,4 единиц до 22045,5.
Динамика железнодорожных перевозок пассажиров нисходящая. В 2012 году темп прироста составил -26,85% и -16,62% по отношению к 2010 и 2011 годам соответственно.
Согласно таблице 2 в 2012 году доля пассажирских перевозок железнодорожным транспортом составила 4,3% (948,0 * 100 / 22045,5). То есть больше всего пассажиры пользуются следующими видами транспорта: автобус, трамвай, троллейбус и метро. В то время, как в общем объеме перевозок железнодорожный транспорт занимает второе место после автомобильного.
Удельный вес железнодорожных перевозок в 2012 году составил 4,3%, что на 0,7% и на 0,9% меньше относительно 2011 и 2010 года соответственно. Темп роста удельного веса железнодорожного транспорта 2012 года в % к 2010 году и 2011 составил соответственно 82,85% и 86,35%.
2.2 Трубопроводный транспорт
Трубопроводный транспорт - один из видов транспорта жидких, газообразных и сухих (в измельченном состоянии) грузов по трубам под действием разности давлений, создаваемой компрессорными станциями. Это относительно молодой вид транспорта, быстрое развитие которого в России началось лишь в конце 50-х гг. нынешнего столетия. Тем не менее, сейчас это наиболее динамично развивающийся вид транспорта, оттеснивший в середине 80-х гг. по общему объему грузооборота железнодорожный транспорт на второе место.
Важнейшими грузами на отечественном трубопроводном транспорте являются сырая нефть, природный и попутный газ. Продуктопроводы, предназначающиеся для транспортировки нефтепродуктов, жидких и газообразных химикатов, пока не получили в России большого распространения, хотя их развитие весьма перспективно.
По общей протяженности магистральных нефте- и газопроводов - 206 тыс. км (143 тыс. км - газопроводы, 48 тыс. км - нефтепроводы и 15 тыс. км - нефтепродуктопроводы).
В России преобладают нефте- и газопроводы широтного направления. Многие из них начинаются в Западной Сибири, на Урале и в Поволжье и, пересекая всю европейскую часть страны, заканчиваются на территории сопредельных государств СНГ, а также странах Восточной и Западной Европы.
По нефтепроводам нефть из районов добычи подается на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) России, стран СНГ, Восточной и Западной Европы, а также поступает в крупнейшие нефтеэкспортные порты -- Новороссийск, Туапсе, Вентспилс, Херсон и др.
К наиболее крупным магистральным нефтепроводам, транспортирующим российскую нефть, относятся:
- нефтепровод “Дружба” (Альметьевск - Самара - Унеча - Мозырь - Брест и далее в страны Восточной и Западной Европы с ответвлениями Унеча - Полоцк - Вентспилс и Мозырь - Ужгород). Сегодня эта система нефтепроводов подсоединена к Среднеобью, и по ней в значительной мере транспортируется западносибирская нефть;