Структура транспорта в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 20:29, реферат

Описание работы

Транспорт - особая сфера материального производства и самостоятельная отрасль экономики. С его помощью осуществляются связи внутри отраслей и между ними, внутри экономических районов и между ними, реализуются межгосударственные связи. Транспорт - это основное условие территориального разделения труда, по образному выражению "кровеносная система" экономики любой страны.

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации ворд.docx

— 36.75 Кб (Скачать файл)

          Министерство образования и науки Российской Федерации

                     Саратовский государственный университет

                               Кафедра географии и картографии

 

 

 

  

 

                  ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

                              ТРАНСПОРТА В РОССИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                          Выполнил:

                                                                                          Студент: 1 курса

                                                                                         

                                                                                          Группы ГМб - 131

                                                                                          Юдина М.А.

                                                                                          Преподаватель:

                                                                                          К. ГЕОГР. Н. Доцент:

                                                                                          Радченко Н. С.

 

                                          

                                               Саратов  2013

              Транспорт - особая сфера материального производства и самостоятельная отрасль экономики. С его помощью осуществляются связи внутри отраслей и между ними, внутри экономических районов и между ними, реализуются межгосударственные связи. Транспорт - это основное условие территориального разделения труда, по образному выражению "кровеносная система" экономики любой страны. А также транспортом является совокупность всех видов путей сообщения, транспортных средств, технических устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс перемещения людей и грузов различного назначения из одного места в другое. В условиях экономического роста транспорт рассматривается не только как отрасль, перевозящая грузы и людей, а в первую очередь, как межотраслевая система, преобразующая условия жизнедеятельности и хозяйствования. Его устойчивое развитие является гарантией единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и услуг, конкуренции и свободы экономической деятельности, улучшения условий и уровня жизни населения региона.

              В любой стране, и особенно в огромной по территории России, существенное воздействие на эффективность производства оказывает транспортная составляющая. Транспортные издержки включаются в себестоимость продукции. Транспорт также является одним из крупнейших потребителей топливно-энергетических ресурсов (13% от общего их расхода).

              Значение транспорта определяется его ролью в территориальном разделении общественного труда: специализация районов, их комплексное развитие невозможны без транспортной системы. Транспорт способствует рациональному размещению производительных сил, углублению специализации регионов, является основой формирования их экономических взаимосвязей.

            Транспортная инфраструктура - совокупность всех отраслей и предприятий транспорта: как выполняющих перевозки, так и обеспечивающих их выполнение и обслуживание, вкупе с дорожной инфраструктурой. Наиболее часто при исследованиях транспортного комплекса уделяют внимание развитию его отдельных отраслей. 

Отраслевая структура  транспортного комплекса представлена следующими видами транспорта:

  • железнодорожным,
  • автомобильным,
  • воздушным,
  • трубопроводным,
  • морским
  • речным.

     Взаимодействуя между собой, они образуют единую транспортную систему России.

 Под транспортной системой России принято понимать совокупность транспортных средств, различные инфраструктуры и управления, которые функционируют на территории Российской федерации. Главная цель развития транспортной системы — своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей населения и экономики в транспортных услугах. Следует отметить, что транспортные сети дают возможность поддерживать равновесие в пространственном взаимодействии промышленности, сельского хозяйства и сферы обслуживания населения, компенсируют недостатки комплексного развития, несбалансированность комплексов. Динамично развивающаяся, устойчивая и сбалансированная транспортная система — необходимое условие стабилизации и подъема экономики, обеспечения целостности страны, повышения уровня жизни.

 Транспортная система России характеризуется развитой транспортной сетью, одной из наиболее обширных в мире и включающей в себя 87 тыс. км. железных дорог, более 745 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, свыше 600 тыс. км воздушных линий, 70 тыс. км магистральных нефте- и продуктопроводов, свыше 140 тыс. км магистральных газопроводов, 115 тыс. км речных судоходных путей и множество морских трасс. В ней занято свыше 3,2 млн. человек, что составляет 4,6 % работающего населения.  В составе транспортной системы каждый вид транспорта имеет свои рациональные сферы применения. Формирование транспортной сети обусловлено рядом социально-экономических факторов: развитием и размещением хозяйства, городских поселений, направлением и мощностью основных транспортно-экономических связей, расположением крупных курортных и туристических объектов. (см. табл.№1).

           Рост протяженности путей сообщения отдельных видов транспорта в Российской Федерации (тыс. км). Таблица №1 

 

Вид транспорта 

1980г. 

1985г. 

1990г. 

1995г. 

Железнодорожные пути общего пользования 

82,9 

84,9 

87,0 

87,0 

Внутренние водные судоходные пути 

120,0 

106,0 

103,0 

84,0 

Автодороги с твердым  покрытием общего пользования

 

322,0

 

364,0

 

400,0

 

479,0

Нефте- и нефтепродуктопроводы  

53,6 

64,9 

66,2 

62,0 

Газопроводы 

— 

— 

144,0 

148,0 


 

          В целом по России на 1000 кв. км приходится 8,9 км железных дорог, в том числе общего пользования — более 5,1 км, внутренних судоходных путей — 49 км, автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием — 281 км, магистральных трубопроводов — 12,3 км.

          Значение каждого вида транспорта в единой транспортной системе определяется прежде всего его долей в общем грузо- и пассажирообороте. Размер грузооборота зависит от уровня экономического развития страны или района, размещения производительных сил, комплексности развития района, концентрации производства, порайонного баланса производства и потребления. (см. табл. №2).

          Удельный вес отдельных видов транспорта в общем грузообороте и пассажирообороте Российской Федерации (в %). Таблица №2 

 

Вид транспорта 

Удельный вес грузооборота  

Удельный вес пассажирооборота  

1980 г. 

1985 г. 

1990 г. 

1995 г. 

1980 г. 

1985 г. 

1990 г. 

1995 г. 

Железнодорожный

54,73

55,65

55,39

34,52

41,66

40,10

39,12

42,38

Морской

12,62

11,17

11,16

7,96

0,18

0,14

0,08

0,06

Внутренний водный

5,39

5,39

4,69

2,56

0,97

0,84

0,68

0,25

Трубопроводный (нефте- и нефтепродуктов)

 

 

 

25,68

 

 

 

26,18

 

 

 

27,22

 

 

 

54,04

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автомобильный

1,58

1,58

1,49

0,88

38,43

39,14

37,38

41,49

Воздушный

0,05

0,05

0,04

18,76

19,78

22,74

15,82


   

          В отраслевой структуре экономики транспорт выделяется как отрасль материального производства, хотя он не создает материальные блага, а лишь перемещает их от производителя к потребителю. Правомерность включения транспорта в производственную сферу обусловлена учетом следующих обстоятельств:

1) перевозка грузов – это прямое продолжение производственной деятельности, так как продукт любого рода считается полностью произведенным, готовым к потреблению только тогда, когда он доставлен потребителю;

2) транспорт, сам не производя продукт, активно участвует в его создании, обеспечивая материальное производство сырьем, материалами, оборудованием и т.п.;

3) продукцией транспорта (транспортной работой) является перемещение грузов, а также людей, осуществляющих поездки с трудовыми целями. При этом создается новая стоимость в виде транспортных издержек, которая как транспортная составляющая включается в себестоимость произведенной продукции.

Максимальный объем грузооборота отечественного транспорта — 5890 млрд. т/км был достигнут в 1990 г. Затем  в годы экономического кризиса он стал стремительно сокращаться (почти  в 2 раза) и лишь начиная с 1999 г. его  рост возобновился.

Подводя итог вышесказанному, можно  констатировать, что транспорт является одной из важнейших отраслей народного  хозяйства. Он обеспечивает потребности  населения, а кроме того создает  новую стоимость. Однако различные  виды транспорта по-разному участвуют  в экономике территории.

Рассмотрим особенности  основных видов транспорта подробнее. Как нам уже известно, основными видами транспорта в РФ являются железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и речной. Каждый из данных видов транспорта выполняет в рамках транспортной системы России определенную функцию, в соответствии со своими технико-экономическими особенностями, провозной способностью, географическими и историческими особенностями развития.

В отличие от других видов  транспортных соединений, железнодорожный  транспорт характеризуется надежностью, регулярностью, универсальностью, возможностью перевозки грузов и пассажиров независимо от времени года и погодных условий.

Автомобильный транспорт  характеризуется высокой маневренностью. Он играет значительную роль в обеспечении  смешанных и местных перевозок  на небольшие расстояния. Лучшие автомобильные  дороги - автострады, позволяющие двигаться  с большой скоростью.

 Трубопроводный транспорт  объединяет нефте-, газо- и продуктопроводы для транспортировки нефти, газа, бензина, дизельного топлива. Главными преимуществами трубопроводного транспорта является высокая экономичность перевозок и хранения грузов, полная автоматизация процесса транспортировки, надежность,  экологичность и меньшая капитало и металлоемкость, чем в других видах транспорта. Трубопроводный транспорт дает возможность осуществлять непрерывный процесс транспортировки грузов и перемешивать в короткие сроки значительные массы продукции независимо от климатических условий.

 Мощность и транспортное значение судоходных рек и каналов различаются больше, чем, мощность железных дорог и даже автомобильных дорог. Между судоходными реками существуют короткие каналы (соединяют верховья рек и их верхние потоки) и длинные (соединяют основные реки в их нижней или среднем течении).

Воздушный транспорт - самый  молодой. С каждым годом увеличивается  дальность перевозок, повышается доля международных и особенно межконтинентальных воздушных сообщений, возрастает роль турбовинтовых и реактивных самолетов. Фундаментом воздушного транспорта является сеть аэропортов. Главные  преимущества воздушного транспорта: скорость перемещения; возможность  значительного сокращения маршрута по сравнению с наземными и  водными путями.

Таким образом, различные  виды транспорта вносят различный вклад  в экономику территории, что предопределено их техническими характеристиками, особенностями  исторического развития, функциональными  целями и др. Однако, только в совокупности функционирование отдельных отраслей транспорта позволяет транспортному  комплексу реализовать свое предназначение.

Отраслевая структура  транспортного комплекса представлена железнодорожным, автомобильным, воздушным, трубопроводным, морским и речным видами транспорта. Взаимодействуя между  собой, они образуют единую транспортную систему России. Однако, указанная транспортная система чрезвычайно дифференцирована в региональном разрезе по многим показателям. Так, например, регионы различаются по структуре грузооборота. Там, где в межрайонном масштабе разрабатываются такие полезные ископаемые, как железная руда и уголь, основные перевозки осуществляются по железным дорогам; где добывают нефть и газ, велика доля трубопроводного транспорта; где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес речного транспорта; в районах, специализирующихся на развитии обрабатывающих отраслей, главная роль принадлежит железнодорожному транспорту. Так, например, в Сибирском федеральном округе преобладает железнодорожный транспорт и высок удельный вес трубопроводного транспорта, в Центральном — подавляющая часть перевозок осуществляется по железной дороге. Районы добывающей промышленности имеют активный транспортный баланс, т.е. вывоз превышает ввоз, так как масса сырья, топлива больше массы готовой продукции, а районы обрабатывающей промышленности соответственно – пассивный, т.е. ввоз превышает вывоз. Мощность транспортных потоков также имеет существенные региональные различия и зависит от размещения основных источников сырья, топлива, материалов и т.д. Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы страны:

Информация о работе Структура транспорта в РФ